Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.
статья по теме

Описание достоинств и недостатков применения ИКТ на уроках  в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Людмила Владимировна

учитель математики

МОУ СОШ № 24

город Гуково,

Ростовская область

Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.

                               

   «Человек образованный – тот, кто знает,  

     где      найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

        Меняются  цели и задачи, стоящие перед современным     обществом, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Ученик должен стать личностью, способной решать новые, не  встречавшиеся ранее задачи, быстро находить осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Компьютер, а в скором времени мобильный компьютер, становится таким же инструментом педагога и школьника, каким являются ручка и тетрадь, он служит одновременно и устройством для связи с Интернетом, и средством коммуникации с другими людьми. Используя этот инструмент, все участники учебно-воспитательного процесса получают доступ к источникам гуманитарных и естественнонаучных знаний, которые им нужны, тогда когда им это нужно и в той форме, которой требуют складывающиеся обстоятельства. Но, чтобы получить информационно культурного выпускника, учитель сам должен быть информационно грамотным и компетентным.

За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась, благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. Уже очень многие школы подключены к Интернету и оборудованы разнообразной компьютерной техникой.

        Применение ИКТ позволяет учителю, не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разнообразные задачи:

  • повышать мотивацию и наглядность в обучении;
  • дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений;
  • облегчить мониторинг знаний и умений учащихся.

Использование электронных средств на уроках позволяет сделать преподавание эффективнее, содержательнее и эмоциональнее для учащихся. Обучение с использованием ИКТ становится для детей творческим поиском, от которого можно получить удовольствие и удовлетворение. Таким образом, позволяет решить старую проблему - низкую степень индивидуализации обучения; усилить темп умственной деятельности, и обеспечивает творческий рост, как ученика, так и преподавателя.

Урок, подготовленный и проведенный с использованием мульти – медийных средств, имеет неоспоримые преимущества:

  • у преподавателя высвобождается время для индивидуального общения с учащимися /учитель не привязан к доске/ и для решения большего числа задач.
  • информация более иллюстративна за счет цветового выделения и  анимации.
  • увеличивается активность детей на уроке, естественным образом достигается оптимизация темпа работы.
  • улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно – образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.
  • появляется возможность оперативного тестирования.

Учащиеся могут участвовать  в разработке элементов урока, тем самым, развивая творческое мышление. Становится возможно,  с помощью компьютерной анимации, создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

    Все это показывает, что урок с использованием мульти - медийных технологий имеют более высокую эффективность при развитии мышления учащихся по сравнению с обычным уроком. При проведении урока с использованием ИКТ соблюдается основной принцип  дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное е в усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у  детей, обеспечивается более эффективное достижение  развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках:

-воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;

-воспитывать уважение к предмету;

 -развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества;

 -формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

-развивать пространственное воображение     учащихся.

Говоря о преимуществах ИКТ, не стоит забывать и о недостатках. Если продолжительность их использования превышает15-30 минут / в зависимости от возраста/, то учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Нарушение временного режима работы с такими средствами могут вызвать утомляемость, снижение остроты зрения. Надо помнить, что увлечение интерактивными средствами обучения не способствует в должной мере развитию навыков речи и письма, не может заменить «живого» общения с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной технологии как условие повышения успешности обучения.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...

Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения

Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения....

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе

Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....

Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"

Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...