Пути развития самостоятельного творческого мышления
материал

Авакян Светлана Гарегиновна

 

Пути развития самостоятельного творческого решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_razvitiya_samostoyatelnogo_tvorcheskogo_myshleniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

1.Введение. Необходимость формирования у учащихся самостоятельного исторического мышления.

2. Пути развития самостоятельного творческого мышления:

а)        рассказ;

б)        беседа;

в)        логические задания;

г)        другие приемы, связанные с задачей развития учащихся.

3.Использование исследовательского принципа в обучении истории:

а)        работа над документом;

б)        привитие навыков и умений самостоятельной работы;

в)        подготовка сообщения;

г)        полемика на уроке.

4.Организация внеклассных мероприятий. 5. Заключение.

Изучение систематического курса отечественной истории в средней школе призвано, в конечном итоге подготовить ученика к активному участию в общественной жизни, воспитать образованного гражданина, сознательно относящегося к современным событиям и явлениям общественной жизни. Процесс осмысления современности связан с теми же логическими операциями, что и выявление сущности исторического прошлого. Вот почему развитие самостоятельного творческого мышления учащихся я ставлю во главу угла своей деятельности. Убеждена, что только целенаправленная работа учителя может помочь учащимся выработать навыки правильного исторического мышления.

Курс истории по своей логической структуре сложен, насыщен такими логическими операциями как выделение главного, определение существенного и второстепенного, выяснение связи между несколькими явлениями, определение общего и частного, сходного и отличного и т.д.

Задача учителя заключается в поисках наиболее целесообразных и эффективных путей развития мышления учащихся. Не должно быть ни одной области процесса обучения, которая бы ни была связана с интенсивным напряжением мысли учащихся. Идет ли речь об изложении нового материала, о проверке знаний, домашних заданиях - Все должно быть пронизано творческой интеллектуальной деятельностью. Моя цель найти эти приемы на конкретном историческом материале, обобщить их, систематизировать. При этом я не имею ввиду какие-то новые, прежде не использованные методы. Все имеющиеся в арсенале учителя методы обучения - рассказ, беседа, работа с документами и пр., - все они сохраняют свое значение. Но каждый из них применяется таким образом, чтобы он оказал максимальное содействие развитию

самостоятельного мышления учащихся. Так, рассказ строится не только в форме повествования, но и проблемно: учитель в ходе рассказа ставит проблему, решает ее показывает учащимся пути ее решения, доказывает убедительность сделанных выводов, в ряде случаев приводятся различные толкования, имеющиеся в научной литературе и раскрываются доводы в пользу того или иного решения.

Беседа, опрос строятся таким образом, чтобы получить ответы требующие анализа и обобщения, а не только воспроизводящие знания, полученные в готовом виде от учителя или из учебника.

Документы должны служить не только иллюстрацией уже известного вывода, сколько базой для его самостоятельного получения учащимися. Значительно повышается удельный вес логических заданий, упражнений. Словом, речь идет о том, чтобы учить думать самостоятельно, творчески. Историческое мышление характеризуется рядом особенностей:

  1. умение  описать общественное явление или  событие,  правильно отобрав
    характерные для данного явления черты и факты;
  2. стремление выяснять причины возникновения каждого общественного явления;
  3. стремление   выяснять   условия   сопутствующие   данному   явлению   и   их
    взаимозависимость, т.е. понять каждое явление в связи с окружающими его
    условиями;
  4. поиски социальных мотивов, определяющих деятельность общественных групп
    и отдельных лиц;
  5. интерес к сопоставлению прошлого и современности;
  6. стремление извлекать из фактов прошлого уроки истории.

Процесс усвоения элементов исторического мышления состоит из :

  1. эмпирического применения приема;
  2. осознания его как правила, которому надо следовать;
  3. закрепления путем неоднократного сознательного применения.

При подготовке к уроку я стремлюсь так его строить, чтобы стимулировать развитие тех или иных особенностей исторического мышления.

2 а) недостаточно слушать Демосфена, чтобы стать Цицероном. Но еще не было ни одного оратора, который бы стал таким, не слушая других, своих предшественников. Правильно построенный рассказ учителя формирует сходные навыки у учащихся.

Любое свое выступление на уроке строю так, чтобы учащиеся почувствовали его логичность, стройность, связность. Эффективно проблемное построение рассказа, когда каждая часть его призвана раскрывать поставленную логическую задачу. Так , на уроке «Падение крепостного права» (9кл), класс, слушая мое объяснение должен составить в тетради таблицу:

Реформы 1861-1874 гг.

Буржуазные черты

Феодальные черты

Каждая часть моего рассказа о реформах раскрывается полно, с примерами, со статистическими данными в сравнении с подобными реформами в других странах, с характеристикой последствий, - так чтобы в конце на последний вопрос «Значение реформ» учащиеся смогли, используя записи, сделанные самостоятельно по ходу объяснения, сделать вывод о том, что реформы 60 - 70-х годов XIX в. в России по своим последствиям, а именно «замена феодализма капитализмом» сходны с буржуазными революциями XVIII и XX вв. в странах западной Европы.

Целесообразно строить изложение таким образом, чтобы каждое событие было обусловлено другими , предшествующими или сопутствующими обстоятельствами.

Важнейшей чертой рассказа учителя должна быть доказательность. Ни одно утверждение, учителя не должно быть голословным. Интерес слушателя вызывается не только эмоционально поданным колоритным фактом, но и безупречно развиваемой мыслью. Строю свою речь таким образом, чтобы обоснованно переходить от одного вопроса плана урока к другому, раскрывать внутренние связи, присущие историческому процессу, ставить и решать проблему, подводить вместе с учащимися итоги, не оставлять без доказательства ни одной идеи , ни одного вывода. Этого же требую и от учащихся во время их ответов.

2 6) Строгой дисциплиной мышления должна отличаться и беседа на уроке. Я стараюсь превратить беседу в обсуждение темы с соблюдением доказательств, опровержений, допущений и т.д. то есть дисциплинированной мысли. Следовательно, добиваюсь взаимосвязанности частей беседы, убедительности доводов сторон, исправляю ошибки учащихся, мотивирую заключительное слово. В старших классах в связи с характером изучаемого материала часто ставлю вопросы: «Кто со мной не согласен?» «Кто хочет возразить?»

В моей практике часты уроки, целиком построенные на беседе. В таких случаях очень сильным и очень слабым учащимся даю письменные задания по карточкам, разбор которых стараюсь включить в канву беседы. Часто планирую уроки - деловые игры. Класс делим на три группы: I - задает вопросы; II - отвечает; III -рецензирует вопросы и ответы. В ходе урока группы меняются ролями. На доске таблица, в которую заношу результаты каждой группы. В конце подводятся итоги и выставляются оценки. Такие уроки помогают учащимся использовать имеющиеся знания в новой ситуации - ставят вопросы, исправляют ответы одноклассников. На других уроках элементы беседы органически вклиниваются в рассказ или школьную лекцию. Например, на лекции «Правовая культура» в IX классах ставя вопросы, активизируя знания, кругозор учащихся, учитель постепенно вырисовывает «домик» - схематичное представление о понятии «правовая культура».

Схема закрепляет новое трудное понятие. Учащиеся запоминают новый материал хорошо, т.к. получили его не в готовом виде, а думали, рассуждали под руководством учителя.

2 в) Логическое задание представляет собой задание, состоящее в использовании известного для самостоятельного извлечения из него неизвестного для определения возможных выводов. Они имеют ряд особенностей. Во — первых, упражнение на уроке истории должно быть тесно связано с вопросами, определенными программой курса. Во-вторых, должно быть обращено на новый материал, новую ситуацию, новые выводы. В-третьих, каждое новое задание должно по возможности видоизменять, а затем усложнять предшествующие варианты.

Логические задания позволяют индивидуализировать учебный процесс и более подготовленные и способные ученики получают возможность дальнейшего роста. При постоянном систематическом применении метода логических заданий все ученики класса, а не только сильные получают возможность научиться выполнять их. Так, задание в VI кл. заполнить недостающие звенья в логической цепочке «Улучшение орудий труда».... «Образование государства» сначала даю только сильным ученикам класса. После нескольких повторений хода рассуждения это задание успешно выполняют все ученики класса.

Составляя или используя задачу, каждый раз продумываю, какой умственной деятельности она потребует, известен ли (будет ли известен к концу урока) учащимся тот материал, который необходим для обоснованного ответа. Это важно, т.к. если примем правильный, но недостаточно или вовсе необоснованный ответ учащегося в данном случае, то такая нетребовательность приведет к поверхностной мысли ученика и в следующий раз. В VI классе, на уроке «Изгнание интервентов. Воцарение Романовых», даю проблемное задание: «Определить, какие общественные силы сыграли решающую роль в освобождении России от интервентов?» В конце урока, после объяснения нового материала учащиеся не просто отмечают решающую роль народных масс, но и обосновывают свое мнение известными фактами о мужестве, стойкости, горячей любви к Отчизне, вере в свое дело простых россиян. Подчеркивают, что только храбрость ополченцев под руководством Минина и Пожарского сняла нависшую над страной смертельную опасность порабощения.

Итак, логические задания полезны и необходимы. Но они ценны не сами по себе, а при условии, что учитель логично и убедительно рассказывает, точно опровергает неправильные соображения ученика, - словом, когда в своих выступлениях он учит детей той культуре мышления, к вершинам которой он ведет учащихся.

2 г) Общеизвестна роль наглядности в обучении истории. Они довольно разнообразны. Здесь же я хочу подробно остановиться лишь на логических схемах. Начав с использования предлагаемых в методических пособиях готовых схем, позже я стала сама разрабатывать их по отдельным темам, урокам, т.к. логические схемы позволяют показать отдельные звенья, связи и целые цепи причин и следствий изучаемых исторических фактов. Часто, когда не позволяет время или не хватает больших листов ватмана, я использую во время урока метод иконического моделирования, который позволяет быстро и точно показать явление или процесс в динамике, в развитии. Содержание домашнего задания тоже должно включать в себя определенную смысловую задачу, которая побуждает ученика усваивать материал учебника под определенным углов зрения. Задания на дом четко формулирую, разъясняю, при необходимости указываю, как его выполнять. Главное, чтобы домашнее задание выполнялось охотно, творчески.

3. Самостоятельное осмысление прошлого помогает осмыслению настоящего; умение познавать прошлое содействует активному восприятию настоящего. Вот почему я стремлюсь обучить детей умению самостоятельно устанавливать исторические факты и явления, анализировать и объяснять их. Часто обращаюсь к учащимся: «На этом уроке вы - историки». Действительно, ведь ученик, отвечая на поставленный вопрос, отбирает из известного нужные в данном случае знания; когда он усваивает причинно - следственные связи между явлениями и во многих других случаях, выступает как исследователь, историк. «Учебное » познание может состоять только тех элементов или ступеней, которые свойственны научному познанию. Это усвоение уже известного по данной проблеме; объяснение фактов; выводы из изученного; их применение на практике.

Когда ученик перерисовывает картинку, схему; когда он показывает по карте, когда он воспроизводит содержание учебника или рассказ учителя, он активен, но еще не самостоятелен. Задача состоит в том, чтобы активность поднять до уровня самостоятельности, когда учащийся создает пусть немного, но свое. Этому способствует уже описанная практика по  постановке и решению логических задач и проблемное построение рассказа, и беседа на уроке. Но больше всего возможностей в этом плане у учителя в организации работы над документами, по составлению творческих докладов, сообщений и т.д.

З а) Часто использую первоисточники,, как средство развития мышления, познавательного интереса и творческих поисков. Любой документ можно подвергнуть анализу, придя к новым выводам. Речь идет именно о таком использовании документов, не говоря, разумеется, о включении документа в ткань рассказа учителя, что естественно на уроке истории.

По одному и тому же документу сразу нескольким ученикам даю разные задания или всем одинаковые задания. В первом случае они рассматривают один и тот же источник с разных точек зрения, во-  вторых - анализируя одни и те же факты и явления в одном ракурсе, приходят к разным, иногда противоположным выводам.

Еще одно задание - сравнить две статьи одного и того же документа. Третье задание - сравнить этот документ с другим. Для осознания учащимися роли исторического документа ставлю и такой вопрос: «Расскажите содержание документа. Чем ваше изложение отличается от содержания документа, его стиля?» Делаем вывод, что произвольное изложение устраняет детали, меняет акценты, лишает многих данных для анализа.

Постепенно учащиеся усваивают и логические приемы анализа, и осознают их. Заметно возрастает уровень самостоятельности учащихся.

3 б) Для успешной самостоятельной работы необходимо привить учащимся ряд практических навыков и умений. Речь идет о составлении аннотации, библиографии, работы над справочным материалом, ведении записей, подготовке сообщений, докладов и т. д.

 В системе практические навыки и умения учащихся выглядят так:

  1. Аннотация на параграф учебника.
  2. Аннотация на документ.
  3. Аннотация на статью в «Книге для чтения» или небольшую брошюру.
    4.Сложный план одного параграфа.

5.Сложный план темы (главы) учебника.

  1. Конспект одного параграфа.
  2. Конспект нескольких параграфов.
  3. Конспект небольшой статьи.

9.        Тезисы по параграфу учебника.

10.        Тезисы по небольшой статье.

11.        Работа с энциклопедическим словарем (нахождение слова, усвоение
нескольких значений одного слова и т.д.)

  1. Работа над словарем иностранных слов.
  2. Работа со справочной литературой по другим областям знаний.
    14.Поиски книг по библиотечному каталогу.

  1. Ссылки на использованную литературу.
  2. Рецензирование ответа товарища.
  3. Рецензирование сообщения или доклада товарища.
  4. Рецензирование статьи.
  5. Подготовка сообщения, доклада.

20.Выполнение творческих заданий «Составить кроссворд, чайнворд», «КИД», «Эпоха в рисунке», «Время в рассказе» и т.п.

Список показывает постепенность формирования того или  иного навыка.

В старших классах часто практикую запись лекций или рассказа.

З в) Наиболее сложным из указанных выше умений является подготовка доклада или сообщения на историческую тему. Она требует хорошего навыка составить сложный план, конспектировать литературу, критически к ней относиться, умение делать выписки, классифицировать их по пунктам, работать со справочной литературой и т.п. Следовательно, сообщение или доклад являются реальной формой применения навыков и умений, формой проверки их уровня.

  Учащиеся знают, что непременными требованиями к сообщениям и докладам будут:

а)        последовательность изложения;

б)        наличие    собственного    анализа    литературных    данных    и    материала
первоисточника;

в)        обоснование выводов;

г)        наличие ссылок на литературу и источники;

д)        грамотность изложения.

Каждому ученику необходима помощь в виде консультаций. Обычно всем приходится помогать в составлении плана; показывать как делать ссылку; как поработать с документами.

Важным этапом работы является обсуждение доклада в классе. Чтобы обеспечить интерес класса, активное слушание, назначаю рецензентов и оппонентов, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменную или устную рецензию.

Перед докладом обязательно создаю проблемную ситуацию; ставлю вопрос, затем обсуждаем убедительность приводимых в докладе доказательств. В заключительном слове в уважительном тоне рассматриваю достоинства и недостатки доклада, подчеркиваю связь его содержания с общей системой знаний.

З г) Урок истории, особенно по современному периоду, на мой взгляд, предлагает и споры, и волнующие дискуссии, когда учащиеся не соглашаются друг с другом, а иногда и с учителем и более или менее ему возражают. Дискуссия, в которой учитель в присутствии класса становится оппонентом своего ученика, представляет собой сложный педагогический акт. Но я не избегаю диспутов и даже часто их провоцирую, ставя вопросы «Кто хочет мне возразить?» «Есть ли другие мнения?» и т.п.

педагогическая сложность таких взаимоотношений состоит в том, что нельзя допускать подавления ученика авторитетом учителя. Если ученик не согласен, внимательно выслушиваю его доводы или разъясняю ему, в случае необходимости, существо вопроса. При этом важен и тон обсуждения, мы выступаем на равных.

 Роль учителя в полемике состоит в том, что он:

а) предлагает тему спора;

б)        определяет и направляет смысл стихийно возникшего спора;

в)        следит за культурой спора (доказательность, последовательность, точность,
объективность);

г)        мешает уходу спора от существа первоначального вопроса;

д)        подводит итоги сам или помогает правильному подведению итогов учащихся.
Возникающие стихийно споры и являются прекрасным свидетельством возрастающей
самостоятельности,  творческой  самостоятельности  и  зрелости  школьников.  Изучая
образование древнерусского государства - Киевская Русь, кратко формулирую теорию
«норманистов». Сторонники    «норманнской теории», желая доказать неспособность
славян к самостоятельному созданию государства, извращая документы, утверждают, что
государство славян было создано приглашенными ими варягами. На основании того, что
вы уже знаете о славянах к IX в. Докажите состоятельность или несостоятельность этой
теории.

Учащиеся легко вспоминают союзы славянских племен, которые представляли собой зачатки государства; затем указывают, что государство возникает в процессе и в результате борьбы классов, а не мгновенно, по чьей - либо воле. Один из учеников возразил, что часто в захваченных странах, в своих колониях, сильные страны создавали свой государственный аппарат. Так, по его мнению, это может быть сделано быстро. Учащиеся сами опровергли мнение оппонента, указав на то, что в Киевской Руси речь идет-не о завоевании, а о «приглашении», что приглашать могут только нуждающиеся в государстве, а нуждается господствующий класс - значит он уже был. Я подвела итог этого обсуждения.

4.Организация внеклассных мероприятий также играет важнейшую роль в активизации познавательного интереса к предмету и мыслительной деятельности учащихся. В этом смысле особую роль я отвожу не самим мероприятиям, а процессу подготовки к ним.

Работа начинается с написания сценария, в котором четко формулируются цели и задачи мероприятия, состав и отбор участников, роль и место каждого из них, значение мероприятия в процессе образования и воспитания учащихся. Затем продумываем вместе с участниками оснащение и оформление мероприятия, наглядность, технические средства, костюмы. Проверка подготовленности учащихся и репетиции позволяют еще раз осмыслить, эмоциональную нагрузку участников и зрителей, окончательно расставить акценты в сценарии, в оснащении и оформлении мероприятия.

На третьем этапе работы значение придается во- первых, познавательности, научности, историзму представляемого зрителям материала; во- вторых, эмоциональному настрою, зрелищности; в- третьих, тому какой толчок даст данное мероприятие участникам и зрителям для повышения устойчивого, осознанного интереса к предмету, для активизации их дальнейшей творческой самостоятельной работы по истории, для продолжения процесса оттачивания знаний и навыков.

  1. Заключение.

Итак, я попыталась кратко, тезисно обобщить свой опыт работы по развитию творческого самостоятельного исторического мышления учащихся на уроках и во внеклассной работе по истории. К реферату прилагаются образцы дидактического материала, наглядности, самых разнообразных средств активизации познавательного интереса и творческой мыслительной деятельности учащихся, образцы творческих работ самих учащихся, конспекты уроков, сценарии мероприятий: внеклассных и внешкольных.

Общей основой различных путей формирования самостоятельного творческого исторического мышления учащихся является: требовательность к дисциплине и культуре мышления; систематичность и последовательность в процессе бучения; исправление недостатков и ошибок в работе учащихся и т. п. И самое главное - и ученики, и учитель в процессе обучения должны очень четко представлять себе результат, к   достижению

которого они стремятся: знание систематических курсов истории и обществознания, овладение навыками и умениями самостоятельно работать с самыми разнообразными источниками знаний, перерабатывать все возрастающий поток информации, легко усваивать все необходимое, быть активными, инициативными, творчески мыслящими личностями.

Литература:

  1. И.Я. Лернер. «Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся». М.,
    1963 г., с. 45-93.
  2. «Опыт  преподавания  истории  в  старших  классах»  под  ред.  Р.Е.  Кантора,
    С.С. Коваленко. М., 1963 г. с. 62-73.
  3. П.В.Гора «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в
    средней школе», М., Просвещение, 1971г. с. 181-209.
  4. « Методика обучение истории в школе » под ред. Вагина, М., 1979 и 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция знаний и развитие образного, творческого мышления на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Современная школа предполагает теснейшую межпредметную связь в дисциплинах, изучаемых школьниками, а так же воспитательную функцию урока и внеурочной деятельности.  Предлагаемая  методическа...

" Воспитание в процессе обучения самостоятельного творческого мышления "

Подход к образованию и воспитанию с позиций техники действий и законов общения по - прежнему открывает новые пути для профессионального педагогического творчества....

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...