ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
материал по теме

Работа написана в помощь учителям ритмики и хореографии, работающим в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Школа искусств №1»

Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников на уроках хореографии (ч.1)

   Преподаватель хореографического отделения

Кобзева И. М.

г. Оленегорск-8, 2011 г.

Каждому преподавателю хореографии хочется заниматься со способными, гармонично сложенными детьми, обладающими хорошей выворотностью ног, высоким прыжком, большим танцевальным шагом, гибким корпусом и пластичными руками. Но способные пластичные и музыкальные дети – не всегда обладают идеальными физическими данными. Например, часто встречаются ученики с нарушениями осанки, заболеваниями позвоночника, плоскостопием и другими физическими недостатками. Задача педагога состоит в том, чтобы найти пути устранения имеющегося недостатка.

Уроки хореографии являются действенным средством  предупреждения нарушений физического развития школьников: сутулости, плоскостопия, а также сколиозов, лордозов, кифозов (заболеваний позвоночника, вызываемых множеством причин: слабостью спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях и др.)

Сколио́з (греч. σκολιός — «кривой», лат. scoliōsis) — стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. 

Он причисляется к деформациям периода роста, начинается и ухудшается (прогрессирует) в юности, во время усиленного роста тела, к примеру, в пубертатные скачки роста. Примерно в 80 % всех случаев причина возникновения искривлений неизвестна. Эти сколиозы называют идиопатическими, (что в переводе с греческого означает «неизвестной причины»). Такой сколиоз встречается у девочек  примерно в 4-7 раз чаще, чем у мальчиков. По различным локализациям искривлений различают: 

  1. Торакальный сколиоз — искривление только в грудном отделе позвоночника.
  2. Люмбальный сколиоз — искривление только в поясничном отделе позвоночника.
  3. Тораколюмбальный сколиоз — одно искривление в зоне грудопоясничного перехода.
  4. Комбинированный сколиоз — двойное S-образное искривление.

Лордоз (греч. λορδός — согнувшийся, сутулый) — изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд. Причиной возникновения лордоза обычно являются вывихи в тазобедренных суставах, поскольку при этом вертикальное положение тела приводит к смещению центра тяжести вперед — удерживая равновесие, туловище перегибается в пояснице. Другим фактором может послужить избыточный вес, в частности чрезмерное отложение жира в области живота.

 Кифоз (др.-греч. κύφος согнутый, горбатый) — искривление верхнего отдела позвоночника. Может быть как приобретённым, так и наследственным.

Различают физиологический кифоз, который наблюдается в норме у взрослых (грудной и крестцовый), и патологический кифоз, развивающийся вследствие заболеваний (например, рахита, туберкулёзного поражения одного или нескольких позвонков), травмы позвоночника и нарушений осанки.

Нарушения осанки

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости со снижением их функции. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей особенно велик риск получения травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках и  вращениях.

При правильной осанке позвоночник имеет физиологические изгибы в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб кпереди) и кифоза (изгиб кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы видны при осмотре сбоку. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные его искривления следует рассматривать как отклонение от нормы.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач хореографического воспитания на первом и втором году обучения.

Правильно поставленный корпус – залог устойчивости в классическом танце. Кроме того, правильная постановка корпуса облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в танце.

Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к палке, затем держась за палку одной рукой и в упражнениях на середине зала.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к станку, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук спокойно лежат на палке напротив плеч, не охватывая её (большой палец, присоединённый к остальным, также лежит на поверхности палки). Пальцы соприкасаются между собой. Голову нужно держать прямо, взгляд направить вперёд. Корпус поставлен вертикально, желудок подтяну, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, плечи свободно раскрыты и опущены вниз. Лопатки не соединяются. Мышцы ног напряжены, подтянуты, колени втянуты. Ноги в I позиции. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы. Эти упражнения начинают изучать в 1 позиции, переходя ко 2-й, 3-й, 5-й. Музыкальный размер: 4/4, ¾, характер сопровождения плавный, легатированный. Положение сохраняется от 8 до 16 тактов.

Подтянутость корпуса обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчая тем самым развитие выворотности.

Привычка держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком, это позволяет сохранять длительную устойчивость на полупальцах. на пальцах, на одной ноге в зафиксированной позе, позволяет не потерять устойчивость позы после большого прыжка, постановка корпуса важна в турах, пируэтах.

Кроме того, для формирования правильной осанки рекомендуются следующие упражнения:

  1. Для укрепления мышц шеи, рук и плечевого пояса:

1. Движения рук в лицевой и боковой плоскостях; сгибания и разгибания рук.

2. Все виды port de bras.

3. Поднимание и опускание плеч; отведение и сведение; круговые движения плеч.

  1. Для укрепления мышц туловища:

1. Все виды port de bras.

2. Наклоны корпуса вперед и назад, вправо и влево.

3. Повороты корпуса вправо, влево.

4. Повороты корпуса в сочетании с наклонами.

5. Наклоны и повороты в положении сидя на полу, стоя на колене, в упоре на коленях и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ (Ч.2)

Работа написана в помощь учителям ритмики и хореографии, работающим в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей. Данная тема представляется мне особенно важной, так ка...

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Программаа по пофилактике правнарушений среди молодежи в рамках вечерней школы...

"Современные подходы к профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры".

В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако все это многообразие форм движений станов...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства. Человек должен осознать, что он ...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.Человек должен осознать, что он сам в ...