Уроки толерантности
статья на тему

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_sovetuyu_vam_kollegi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Умей чувствовать рядом с собой человека,

                                                          умей понимать его душу, видеть в его

                                                                  глазах сложный духовный мир – радость,

                                                                горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй,

                                                         как твои поступки могут отразиться

                                                                   на душевном состоянии другого человека.

В.А.Сухомлинский

             

   Сегодня все большее распространение в детской, особенно под ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво бод других, непохожих на тебя, людей.

   Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.  Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

 

  Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
 Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.
Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
.

   Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задача ми, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связа но с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.

Едва ли не самый трудный для педагога «участок» – толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объе диняемых общим положением: известной зависимо стью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и оста ются весьма разными... Нередки ситуации их противо стояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе, а главное – авторитетов в глазах ре бят. Но как ни родители, ни дети чаще всего не вольны в выборе образовательного учреждения, так и педагог не выбирает пап и мам своих учеников: зачастую приходит ся терпеть, приноравливаться, дабы сосуществовать.

Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столк новение авторитетов, важно щадить родительское са молюбие при публичных индивидуальных характерис тиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудны ми» для себя родителями; больше интересоваться до машними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксиро вать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае - внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности.

    Особая роль принадлежит усилиям учителя по само воспитанию толерантности. Оно связано в первую оче редь с осознанием своего профессионального досто инства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

  Значит, каждому пе дагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессио нальное достоинство и мастерство.

  Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Учитель – душа образовательного процесса!

Для развития толерантности учитель может и должен:

- воспитывать с любовью и во имя любви;

- воспитывать в духе мира;

- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;

- поощрять совместную деятельность
- признавать значимость и чувства каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;

- формировать чувство справедливости;

- избегать жестких иерархических отношений;

- создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;

- не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;

- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;

- быть примером для детей сообщества;

- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;

- уметь слушать;

- выражать одобрение относительно того, что сделано;

- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;

- давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.

  Закончить своё выступление, я хочу закончить словами Жан Жака Руссо:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Люди, будьте человечны!  Это ваш первый  долг.

 Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

 для всего, что не чуждо человеку.

                                                                                                                               

Литература:

1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

2. Семина Л.И. Толерантность: объединения и усилия. //

Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001

№ 9, 2002 № 1.

4. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование,

2001, № 9; 2002, № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия к уроку "Толерантность"

Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии  и формула толерантности....

Урок толерантности

На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...

Урок толерантности

Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Урок толерантности, посвященный Международному дню толерантности «Мое "Я" в обществе», 8 класс

Цели:1) продолжить формирование у учащихся представлений о толерантной личности, ее качествах;2) содействовать развитию у восьмиклассников адекватной самооценки толерантного поведения....