Портфолио учителя русского языка и литературы Акопова Э.В.
материал по теме

Акопов Эрнест Валерьевич

Портфолио учителя русского языка и литературы Акопова Э.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon porfolio_akopova_e.v..zip55.68 КБ

Предварительный просмотр:

     

   Портфолио

учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 5                                      

                АКОПОВА

ЭРНЕСТА  ВАЛЕРЬЕВИЧА

             

               

               г.Апшеронск

                     2012

Участие в  семинарах, конференциях 

           Выступление на конференции в г.Белореченске с докладом «Региональный компонент содержания образования на уроках литературы».

Выступление на районном семинаре с докладом «Рецензия как вид работы на уроках литературы»

Творческие  планы

          Прежде всего, меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания русского языка и литературы. Планирую больше работать над вопросами интеграции всех гуманитарных учебных дисциплин: русского языка, литературы, истории, иностранных языков.

Использование современных образовательных технологий

Название используемой технологии

Классы (группы), в которых используется

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1

Применение ИКТ.

Во всех классах (группах).

  1. повышение мотивации учащихся
  2. новый уровень восприятия учебного материала
  3. достижение дифференциации обучения учащихся
  4. развитие информационной компетенции
  1. развитие самостоятельных  умений и навыков учащихся
  2.  повышение интереса к изучаемому предмету
  3. развитие компетенций
  4. повышается уровень компьютерных знаний

2

  Технология индивидуального обучения (автор Г.А Кузнецова).

Во всех классах (группах)

  1. применение заданий разного уровня в зависимости от уровня знаний учащихся-осужденных

  1. развитие умения самостоятельного выполнения работы
  2. умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

3

Интеграция уроков (частичная)

Во всех классах (группах)

Всевозможная интеграция уроков русского языка и литературы, русского языка и английского языка, литературы и истории.

  1. уметь извлекать знания в межпредметной деятельности

               

         ►Применение ИКТ в процессе обучения (график проведения уроков)

Тема урока

Дата проведения

Класс

Вводные слова и предложения.

      12.05.2011

11

Личные местоимения.

      17.03.2011

7

Фразеологизмы.

      13.10.2011

6

Фразеологизмы.

      14.10.2011

10

Глагол. Повторение и закрепление.

      21.09.2011

11

Литература на современном этапе.

      16.04.2011

12

(Приложение2)

 Материальная база

         Компьютер в комплекте

         Демонстрационный DVD-комплекс.

       Интерактивная доска HITACHI

        ►Программно-методический комплекс «Русский язык» (DVD-box  

для интерактивной доски).

        ►Проектор NEC

        Портреты писателей для кабинета литературы

        Таблицы по русскому языку

       Плакаты по литературе

Динамика учебных достижений обучающихся

за последние три года

            

         ►Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года

Год

Класс

Предмет

% качества

% успеваемости

2008-2009

7

Русский язык

42

100

10-А

Русский язык

51

100

10-Б

Русский язык

54

100

12

Русский язык

62

100

ГИА

9

Русский язык

50

100

12

Литература

60

100

2008-2009

7

Литература

54

100

10-А

Литература

59

100

10-Б

Литература

56

100

12

Литература

64

100

2009-2010

8

Русский язык

48

100

11-А

Русский язык

58

100

11-Б

Русский язык

54

100

12

Русский язык

62

100

ГИА

9

Русский язык

52

100

12

Литература

60

100

2009-2010

8

Литература

56

100

11-А

Литература

60

100

11-Б

Литература

58

100

12

Литература

60

100

2010-2011

9

Русский язык

52

100

12

Русский язык

60

100

9

Литература

62

100

12

Литература

64

100

ГИА

9

Русский язык

52

100

12

Литература

62

100

1.1.Русский язык               

                     7 класс           8 класс         9 класс

1.2.Литература                 

                  7 класс           8 класс         9 класс

2.1.Русский язык

         

                10-А класс      11-А класс        12 класс

2.2.Литература

         

                10-А класс      11-А класс        12 класс

3.1.Русский язык

         

                10-Б класс      11-Б класс        12 класс

 3.2.Литература

         

                10-Б класс      11-Б класс        12 класс

4.1.Государственная итоговая аттестация

         

                                            9 класс

4.2.Государственная итоговая аттестация

         

                                            12 класс

Тема  по  самообразованию

              «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся-осужденных». 

Краткое описание опыта

Период формирования и функционирования опыта: около 3 лет. 

Педагогическая цель поиска: 
создание условий для повышения познавательной активности учащихся-осужденных на уроках литературы.

Степень новизны опыта: 
систематизация теоретических знаний об исследовательской предметной деятельности в школе, преломление этих знаний в контексте практической деятельности по литературе. 

Содержательно-целевая направленность опыта: 
содержание образования, педагогические технологии. 

Общее содержание опыта. 
Один из путей формирования творческого восприятия литературного произведения - системная исследовательская работа на уроках. Инновационный опыт имеет практическую основу и базируется на мнении, что
 исследовательская деятельность - это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Учитель в данном случае выступает носителем опыта организации деятельности. Основные виды научно-исследовательской деятельности учащихся-осужденных по литературе: 
  •проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирования возможных вариантов ее решения; 

•аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация конкретных данных; 

•экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата; 

•проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта. 

Исследовательская деятельность логично вписывается и в структуру сорокаминутного урока литературы. Исследование- основа современного анализа литературного произведения, который можно проводить исходя из сложившихся методических представлений. Одно из необходимых условий исследования прозаического произведения - понимание его целостности. Поможет в этом ученику, например, карточка с полным набором вопросов по произведению, которая даст ученику наглядное представление о приёмах анализа этого произведения, поможет создать целостную картину идейного мира произведения. Работа с текстом должна идти вживую. «Карандашный» контакт со словом обеспечивает более глубокое проникновение в его тайну.

Этапы исследования на уроках литературы:
1.Определение области исследования. Выбор узко определенной проблемы. Определение целей и задач работы. 
2.Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных материалов. 
3. Систематизация материалов, определение структуры итоговой отчётной работы (например, реферата). 
4. Оформление результатов исследования (в приемлемой для ученика форме)

Описание системы воспитательной работы в школе, ее влияния на развитие воспитательного пространства колонии.

         Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.
                                                                                    Дени Дидро.

В этих словах, сказанных еще в XVIII веке,- целая программа для педколлектива, работающего с осужденными. Вернуть человека в общество - вот в чем задача и сверхзадача учителя при ИУ. Но под силу ли это общеобразовательной школе в местах лишения свободы? Не утопия ли это?
Ситуационный анализ выделяет в деятельности школы ряд проблем. Низкий уровень знаний учащихся – осужденных к моменту поступления в школу. В ней обучаются лица в возрасте от 18 лет и старше. 
  За истекший период идет постоянное омоложение контингента учащихся за счет постоянного омоложения преступности. Как правило, это бывшие учащиеся дневных и вечерних школ Краснодарского края, в свое время по разным причинам оставившие обучение в обычных общеобразовательных учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений). Кроме них обучаются лица, ранее обучавшиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений. 
  Расчеты указывают на перерыв в обучении от 2 до 8 лет. Вследствие этого проводимые в начале учебного года проверочные работы учащихся из числа вновь поступившего контингента показывают низкий уровень ЗУН. Поэтому проводится работа по восстановлению пробелов и утраченных знаний по каждому из изучаемых в школе предметов, особенно по русскому языку, литературе, математике, физике и химии.
  Низок культурный уровень вновь поступивших в школу учащихся- осужденных, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь. Работа по привитию навыков культурного поведения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства проводится педагогами школы совместно с воспитательной частью учреждения. Учителя школы работают непосредственно в закрепленных за ними отрядах осужденных, делая акцент на индивидуальную работу с каждым учеником. В планах работы классных руководителей отражаются мероприятия, направленные на эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
  Деятельность педагогического коллектива подчинена задачам обучения учащихся – осужденных, привитию им навыков неукоснительного соблюдения действующего законодательства, культурного поведения, а также привитию им желания продолжать обучение после окончания школы.

  Администрация школы контролирует преподавание предметов. На совещаниях при директоре рассматриваются вопросы состояния преподавания предметов и способы улучшения качества знаний учащихся. Проводятся в письменной и устной формах административные проверочные и контрольные работы практически по всем изучаемым предметам. Администрация школы уделяет внимание вопросам повышения педагогического мастерства учителей.  Основная часть учителей имеет длительный опыт работы при исправительном учреждении. Уроки проводятся на достаточно высоком методическом уровне. Педагоги продолжают изыскивать новые формы работы по привитию учащимся желания получать знания, вырабатывают у них положительную мотивацию к обучению, глубоко и основательно работают над реализацией учебных программ. Одно из основных противоречий нашей школы – разрыв между недостаточным уровнем первичных знаний учащихся и необходимостью обеспечения прочных знаний с первых дней учебных занятий. В самом начале обучения программы практически всех предметов предусматривают вводно – корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся к усвоению нового систематизированного содержания предметов. Учителя стремятся использовать вводное повторение, как для выявления опорных знаний, так и как обучающее, помогающее учащимся восстановить минимум знаний, подготовить необходимую базу для обучения предмету. Все это формирует в дальнейшем опорные знания и понятия, что является одним из требований государственных учебных программ.
  В связи с рядом объективных причин ( угнетенное психологическое состояние учащихся, их забывчивость, порой нежелание запоминать учебный материал) , в повседневной учебной работе с учащимися постоянно присутствовало (и будет продолжать присутствовать) проблема выравнивания их знаний. Эту проблему педагоги стараются решать на всех этапах обучения – на уроках, индивидуальных консультациях, когда учителя углубляют знания, умения и навыки учащихся по основным вопросам изучаемого материала.
  Важным условием для реализации учебных программ является их связь с жизненным и производственным опытом; как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего усваивают те знания, которые они, по их представлению, смогут применить на практике. Поэтому учителя стараются там, где это представляется возможным, показать применение получаемых знаний на практике.
  Как и прежде, одним из примеров деятельности учителей является их работа по привитию учащимся – осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. Продолжается проведение учителями таких форм уроков, как интегрированных и уроков – вечеров, при подготовке к которым учащимся приходится самим изготавливать плакаты с кроссвордами, сканвордами, викторинами, обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и мероприятиях учащиеся активны, любознательны, делают обобщения, самостоятельно мыслят.

  Тем не менее, как и в прошлом, анализируя работу школы, приходится констатировать, что, несмотря на принимаемые меры, уровень ЗУН учащихся – осужденных остается по-прежнему невысоким. Но, отношение учащихся к обучению медленно изменяется в лучшую сторону. Учащиеся школы отличаются в истекшем периоде от остальных осужденных своим опрятным внешним видом, культурой речи, меньше допускают нарушение режима содержания, гораздо меньше вновь совершают преступления и вновь попадают в места лишения свободы.

  По данным МВД РФ, из выпускников школ при ИК вновь попадают в места лишения свободы за вновь совершенные преступления лишь одна треть. И уж если осужденный написал заявление с просьбой принять его на обучение в школу, то это свидетельствует о том, что человек задумывается о будущем, стремится изменить свою жизнь к лучшему, стать полноправным членом общества. 

  На протяжении многих лет вечерние школы при ИК развиваются и выполняют очень важные функции. Одна из них воспитательная. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на то, чтобы осуждённые после освобождения чувствовали себя нужными обществу. Главная задача педагогов – воспитателей – помочь молодым людям «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, красота.

  Поэтому педколлектив начал работу над общешкольной методической темой «Возможности вечерней школы. Реабилитация личности средствами образования», которая соответствует концепции модернизации образования. 
  Педагоги школы в своей воспитательной деятельности делают акцент на усиление воспитательного процесса, используют технологии, не уничтожающие личность учащихся – осуждённых, а утверждающие ценность и достоинство человека.
  В школе каждый учитель чётко планирует воспитательную работу в классах. Проводится изучение личности осуждённых, с целью получения правильного, объективного представления о них.
  Классными руководителями ведётся длительная целенаправленная работа, которая предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальная работа, как система психолого - педагогического воздействия коллектива воспитателей, отдельных осуждённых с положительной направленностью, имеет цель – способствовать исправлению спецконтингента. А именно, разрушить ошибочные взгляды, укрепить в них веру в себя.
  Каждый учитель – воспитатель проводит главную мысль: человек – личность, творец своей судьбы и возможности его в этом плане безграничны.
  Интересные дискуссии на таких общешкольных мероприятиях возникают у учащихся при обсуждении таких тем, как « К чему люди стремятся в жизни?»,        « Зачем молодым людям образование?» Педагогами было проведено анкетирование, результаты которого показали, что для многих учащихся образование в будущем имеет большое значение. Очень многие задумываются о перспективах новой жизни на свободе, заражены оптимизмом и верой в себя.
  Очень интересно прошли беседы о духовно – нравственном воспитании. На этих мероприятиях педагоги выявляют положительные качества в каждом ученике. Благодаря такому подходу к воспитанию учителям удаётся привлечь большую группу учащихся к активной работе на уроках и во внеклассных мероприятиях.
  Большой популярностью пользуются мероприятия, построенные в форме игры. Такие общешкольные мероприятия готовятся совместными усилиями педагогов и учеников. И что важно, помимо воспитательного характера, на этих мероприятиях прививается познавательный интерес к предметам школьной программы. В интеллектуальном поединке учащиеся школы сражались за звание лучшего знатока того или иного предмета.
  Для большинства учащихся нашей школы большое значение имеют мероприятия, формирующие культуру поведения, воспитывающие художественный вкус. Ведь многие из них воспитывались в асоциальной среде. Поэтому традиционно в школе проводятся беседы, викторины, посвященные культуре поведения, этикету.  Ребята узнают о нормах и правилах поведения в обществе, о творчестве поэтов и музыкантов, рассказывают о своих близких людях, раскрываются с новой, положительной стороны.
  Подлинное перевоспитание (исправление) возможно только путём выявления и развития положительного в каждом человеке. Этот принцип – принцип опоры на хорошие стороны характера воспитанника - используется всеми педагогами школы, является приоритетным.   Учителя проводят большую работу по пропаганде непрерывного обучения среди осуждённых. Они проводят консультации, тестирование по профориентации, беседы и лекции.
  Все учителя школы являются членами Советов воспитателей отрядов, поэтому каждый разрабатывает перечень мероприятий, проводимых как в школе, так и в отрядах.
  Акцент в проведении таких мероприятий делается на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду, повышение образовательного и культурного уровня.
  Согласившись с высказываниями о том, что преступники – это затормозившиеся в своём развитии дети, в основном те, кому не посчастливилось встретить в своей жизни мудрого наставника, педколлектив именно от этой посылки стремился строить воспитательную работу с учащимися – осуждёнными по познанию себя и работе по самообразованию.
  Очень важным элементом реформирования всей системы обучения в школах при ИУ– изменение методологии. Главное – создание популярной модели и неформального образования, внедрение современных научных методик и новых информационных технологий в обучении. 

Беседы, проводимые с учащимися школы, так или иначе затрагивают проблемы их ресоциализации и адаптации. Важно отметить, что уровень активности учащихся-осуждённых на уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых нестандартно, был выше, и их знания раскрывались полнее.
  При участии учащихся в колонии была построена небольшая церковь, в которой ныне в дни святых праздников проводятся Богослужения. 
  По свидетельству сотрудников исправительного учреждения, а также по личным наблюдениям работников школы, осуждённые, обратившиеся к христианской вере, меняют своё поведение в лучшую сторону: вежливы, опрятны, желают изменить свой образ жизни.
  Проводимая в школе воспитательная работа помогает многим учащимся и другим осуждённым обрести уверенность в себе, стать добрее, повышать свою общую культуру, позитивно планировать свое будущее.
  Подводя итог, можно отметить, что инновационные процессы в школе прижились, вызывают интерес учащихся-осуждённых, но, учитывая указанные выше специфические особенности контингента, говорить о результатах преждевременно. Они реально проявятся спустя время.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личное портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы, учителя высшей категории г.Краснодара Поповой И.В....

Портфолио учителя русского языка и литературы

Материал содержит сведения об образовании, результативности, достижениях....

Портфолио учителя русского языка и литературы

В портфолио представлены следующие разделы: Общие сведения об учителе Научно-методическая деятельность Результаты педагогической деятельности Внеучебные достижения обучающихся Использование совре...

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины Николаевны

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины НиколаевныМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Основная общеобразовательная  школа с.Ленинское" Энгельсс...

Портфолио учителя русского языка и литературы

портфолио учителя русского языка и литературы...