Генеалогия привилегированных и непривилегированны сословий. Разница в методах изучения.
материал на тему

Кудашова Людмила Юрьевна

Курсовая работа, которая одердит информацию об источниках изучения сословий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_1_kurs.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования РФ

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Кафедра этнографии и музееведения

Л. Ю. Котоман

Генеалогия привилегированных и непривилегированных сословий:

разница в методах изучения

Научный руководитель

доцент, к. и. н. М.Л. Бережнова

2006


Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Развитие генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины в России…………………………………………………………...7

1.1. История российской генеалогии …………………………………….7

        1.2. Методика генеалогического исследования и классификации источников……………………………………………………………………….9

Глава 2. Источники по генеалогии сословий. ………………………………..20

2.1. Источники по изучению генеалогии привилегированных сословий…………………………………………………………………………20

       2.2. Источники по изучению генеалогии непривилегированных сословий………………………………………………………………..……….23

Заключение……………………………………………………………………...28

Литература………………………………………………………………………30

                                                     


Введение

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников.

Человеческий опыт, повседневный образ жизни отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде. Желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.

Историк, антрополог, социолог, психолог, политик-каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой науки или дисциплины.

Генеалогия принадлежит к числу вспомогательных  дисциплин, но некоторые ученые выделяют её как самостоятельную науку. Одна из задач генеалогии состоит в определении содержания предмета вспомогательной исторической дисциплины и выявлении круга вопросов, изучением которых она должна заниматься. Поэтому генеалогия это не только составление генеалогических росписей, изучение родословных, но генеалогия – это наука, которая дает исчерпывающие ответы на возникающие политические, социальные, экономические, демографические и многие другие вопросы. Понятно, что до Великой Октябрьской Социалистической Революции на протяжении многих веков представители привилегированных сословий (представители императорской фамилии, дворяне, высшее духовенство, купцы) тщательно и аккуратно вели свою родословную, что носило в основном утилитарный характер. Но постепенно традиция вести свою родословную изживают себя и к XIX веку уже многие из представителей данных сословий путались в своей родословной и точно не могли сказать, кто были их прадедушка или прабабушка. Ну а что касается непривилегированных сословий (мещане, крестьяне) так их жизнь и быт интересовало государство всего лишь с точки зрения дохода и записи ревизских душ велась только исключительно для того чтобы обложить налогом. А самому крестьянину и в голову не приходило фиксировать свою родословную.

После же революции все изменилось: теперь люди из знатного сословия старались скрыть своё происхождение, а интерес к генеалогии рабочего класса неуклонно возрастал.

Что же представляет собой генеалогия как наука, какова же её цель? Но в своей курсовой работе мы не ставим целью изучение генеалогии как науки, но это важно отметить.

Генеалогия как наука объясняет процессы, происходящие в сферах политической, экономической и социальной. Ведь действие людей и многие процессы можно объяснить, зная из какой он семьи, в каких условия воспитывался и др. А так же она отвечает на демографические вопросы. Интерес же к частной генеалогии имеет очень широкий спрос. Стоит только зайти в Интернет и там можно встретить предложения о том, что определенные люди за определенную сумму могут составить твою родословную.

Генеалогия как историческая дисциплина занимается выяснением происхождения того или иного лица или семьи. Установлением, по выражению С. Б. Веселовского, «родства по крови, свойству и бракам»[1], то есть всей совокупности семейных связей данного рода, наряду с исследованием его места и роли в истории путем изучения всех видов деятельности представителей этого рода.

Уникальность генеалогии, заключается так же в практически неограниченной  источниковой базы. Генеалогическим источником может быть любой памятник, содержащий сведения об отдельном лице, письменный архитектурный, археологический, предметы искусства и т. д.

Изучение каждой науки или дисциплины основывается на источниковедческой базе и методах исследования.

Источниковедение - это наука исторических источниках и приемах их выявления, изучения использования в работе историка.

Исторический источник - это всякое явление, которое может быть использовано для целей исторического познания прошлого.

Источниковедение, как историческая дисциплина по традиции рассматривается в ряду так называемых вспомогательных исторических дисциплин или вспомогательных исторических наук. Однако в последнее время предпринимались попытки выделить источниковедение из этого ряда. Подчеркивалось особое, «центральное» место источниковедения[2] среди вспомогательных дисциплин (палеографии, метрологии, хронологии, генеалогии и др.); источниковедение характеризовали как наиболее широкую или главную из вспомогательных исторических дисциплин[3] по отношению, к которым остальные являются более частными[4].

В своей работе я хочу подробно рассмотреть на основе, каких источниках составляется генеалогия привилегированных и непривилегированных сословий, и с помощью каких методов изучается данная дисциплина. Поэтому перед собой я поставила следующие задачи:

1.Показать разницу между привилегированными и непривилегированными сословиях.

2.Показать особенности использования источников и разницу в методах изучения.

3.Выявить значения генеалогических исследований для современной науки.

Следуя из поставленных мною задач предмет нашей работы: методы изучения генеалогии.

Объект: привилегированные и непривилегированные сословия. 


Глава 1. Развитие генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины в России

1.1. История российской генеалогии

Генеалогия подобно другим вспомогательным историческим дисциплинам, прошла два основных этапа в своем развитии: практический и научный. Она возникла не как научная дисциплина. Ее первоначальное значение утилитарно: греческое слово переводится как «родословная», т. е. слово о роде и означало обыкновенную запись представителей того или иного рода по поколениям.

Известный немецкий теоретик Форст-Баттаглиа утверждал, что «генеалогическое исследование так же старо, как история», и что «уже в древнейших памятниках письменной деятельности встречается генеалогия - ряды происхождения государей или мифологического родства богов и героев»[5].

Генеалогические известия о родословии русских великих и удельных князей встречаются уже в древних летописях. Но официальным началом практической генеалогии в России следует считать родословные книги, первые редакции которых появились в 40-х годах XVI века, т. е. до создания в 1555 году Государева родословца.

В 1682 году в связи с отменой местничества правительство Федора Алексеевича сделало попытку обновить и пополнить Государев родословец. Материалом для этого служили родословные росписи, подаваемые в учрежденную палату Родословных дел. Результатом работы явилось создание так называемой Бархатной книги.

В XVIII веке постепенное и систематическое фиксирование сословия бояр привели к усилению стремления дворян исторически подтверждать свое положение генеалогической преемственностью. В 1722 году ведение генеалогии дворян было поручено конторе при Сенате.

В XVII - начале XIX века генеалогические изыскания приобретают новую форму: появляется классификация методов и источников по сословиям (то есть теперь основательно стали использовать источники и методы отдельно привилегированным и непривилегированным сословиям). В этой области активно работали такие ученые как М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, П.М. Строев, Г.Ф. Миллер, М.Г. Спиридов, П.В. Хавский, Н.С. Гастьев.

С середины XIX века увеличивается количество генеалогической литературы и признание генеалогии «вспомогательной» наукой. Появляются справочные труды «Российская родословная книга» П.В. Долгорукова, работы А.Б. Лобаново-Ростовского, В.В. Руммеля, В.В. Голубцова, генеалогических обществ в Санкт - Петербурге и Москве.

В конце XIX - начале XX века генеалогическая наука получает теоретические основы в трудах таких ученых как А.А. Васильчикова, А.П. Барсукова, Н.П. Лихачева, Н.В. Мятляева, Л.М. Савелова.

Генеалогия как наука имеет свою богатую традицию. Научный интерес к генеалогии появляется в XVIII веке в связи с бурным развитием исторической науки. Примерно с середины XIX века в этой дисциплине «начинает утверждаться новое направление, в котором превалирует исследовательское начало в отношении реконструкции родословных и осмысление самих генеалогических данных»[6]. Успехи в генеалогии в дооктябрьский период были большей частью связаны с изучением родословий дворянства, чем наука себя якобы «скомпрометировала». Разработка этой вспомогательной исторической дисциплины в советский период на долгое время фактически прекратилось.

В отечественной исторической науке генеалогические исследования возродил Степан Борисович Веселовский (1876 - 1952 года), крупнейший специалист по древнерусской генеалогии. В 1930 - 1940-е годы он был, чуть ли не единственным историком, который систематически занимался генеалогическими изысканиями. Этот ученый показал тесную связь генеалогии с исторической географией, топонимикой, ономастикой, значительно расширил круг генеалогических источников, разработал методы их анализа. Своей научной деятельностью С.Б.Веселовский «показал многогранность генеалогии и те новые, иногда неожиданные возможности, которые она дает для решения конкретных исторических задач»[7]. Выдающееся место в генеалогической историографии России XVI - XVII века занимают исследования А.А.Введенского (1891 - 1965 года), создавшего классические труды по генеалогии русских крестьян-купцов Строгановых[8]. После Великой Октябрьской Социалистической революции возрос интерес к генеалогии, мещан, мастеровых, крестьян, непривилегированных сословий. Таким образом, генеалогия расширила свои социальные рамки.

1.2. Методика генеалогического исследования и классификация источников

Настоящий подъем переживает генеалогия - одна из самых ранних традиционных вспомогательных исторических дисциплин. К генеалогическим данным проявляют интерес демографы, социологи, изучающие социальный состав общества и его изменения, связанные с брачными союзами; к ним обращаются специалисты по географии населения, социальной психологии, истории, права, региональной истории, истории города, села, фабрик и заводов. Разнообразны перспективы использования генеалогии в междисциплинарных исследованиях историков, географов, представителей естественных наук, психологии, этнографии. Генеалогия изучает родственные связи людей, последовательность поколений. Она обращена к общечеловеческим ценностям родства, старшинства, закономерной связи поколений и соответствующих им правовых и этических норм, выработанных в глубокой древности и ныне обретающих новое качественное содержание[9]. Поэтому предмет генеалогии и интересен для общества, независимо от социальных, национальных, профессиональных или других различий входящих в него групп. Генеалогические изыскания возобновились повсюду, развернулись на всех уровнях исследований - от глубоко специального до массового, в общественном сознании они связаны с гуманизацией науки и образования, духовным и культурным возрождением, переосмыслением социальной памяти прошлого. 

Генеалогия – наука, устанавливающая происхождение индивидов и отношения родства между ними, а также историческую роль отдельных родов в различных сферах социальной жизни. Речь, таким образом, идёт об изучении специфической социальной системы, элементами которой являются индивид, семья, род, клан и т. п., связанные внутри и между собой особым типом социальных связей – родственными, вписанными в более широкую социальную систему – общество, с его огромным многообразием субъектов и типов связей.

Генеалогия, следовательно, опирается в первую очередь на данные исторической биографии и социальной истории, но собственно её предмет родственные связи, для изучения которых выработаны специфические методы и определён свой круг источников. Родословия обычно представляют в виде генеалогических таблиц, схем и росписей. Генеалогические таблицы дают наглядное представление о родословии. Они могут составляться в разных вариантах: от родоначальника (нисходящая) - к потомкам, от одного из потомков (восходящая) – к предкам. Таблица может быть расположена вертикально и горизонтально. Существуют родословные таблицы в кругах.

Несмотря на наглядность, таблицы слишком громоздки, в них трудно включать большое количество дополнительных сведений. Гораздо удобнее в этом отношении росписи. При составлении росписи каждый упомянутый человек получает свой порядковый номер. При упоминании его детей дается ссылка на отцовский номер.

Характер составления таблиц и росписей неразрывно  связан с понятиями разновидностей родства. В указе Петра I от 23 марта 1714 года о порядке исследования имущества употреблялись термин «восходящий» и «нисходящий» линий родства. но сколько-нибудь четкого их определения не было. Без методических разработок генеалогия представляла собой только набор тех или иных родословных сведений.

Впервые эти вопросы были изложены П.В. Хавским в работе, посвященной наследственному праву[10]. В главе о родственном наследстве он дал понятия основных видов родства и раскрыл формы графического изображения родословных (обозначение лиц женского пола - в квадрате, мужского - в кругу; определение брака двумя параллельными линиями; указания дат рождения, смерти и т. п.)[11].

П.В. Хавский выделил линии родства а) супружеская; б) нисходящая и восходящая; в) побочная, степени и колена[12]. Под нисходящей линией родства понималось все потомство данного лица, разделенного на степени и колена. Первую степень нисходящей линии составляли дети, вторую - внуки, третью - правнуки и т. д. Каждая степень, в свою очередь, делилась на два колена - мужское (сын, внук) и женское (дочь, внучка и т. д.)[13]. Восходящую линию представляли все предки какого-либо лица, разбитые соответственно на степени и колена: 1) отец и мать; 2) дед и баба; 3) прадед и прабабка и т. д[14]. Потомство от этих предков, т. е. различные отрасли от лиц восходящей линии, именовались уже побочными линиями родства[15]. Все эти понятия были выявлены из русских законодательных актов, закреплявших порядок получения наследства. Сведенные вместе они становились системой, необходимой при составлении исторического родословия.

В русской историографии предмет, проблематика и значение генеалогии в системе вспомогательных исторических дисциплин были разработаны, прежде всего, Л.М. Савеловым. Им обстоятельно показано значение генеалогии для изучения быта и нравов народа, той среды, которая выдвинула тех или иных деятелей страны, важность изучения семьи в качестве условий для формирования исторического деятеля, который тем или иным путем влиял на общий ход развития своей страны и своего народа[16].

«Генеалогия возможна и без аристократического или просто сословного устройства и, по-видимому, служит не только для проявления барской спеси или для удовлетворения личных мелких инстинктов»[17].

Л.М. Савелов дает два определения генеалогии. Первое: «Построенное на достоверных документах и других источниках доказательства родства, существующего между лицами, имеющего общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц». Второе определение: «Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его как общественной, так и семейной»[18].

Именно Л.М. Савелов впервые дал классификацию источников по генеалогии русского дворянства и крестьянства. Он выделил три группы источников: устные (предания и легенды, играющие существенную роль в дворянских родословных), вещественные (медали, монеты, надгробные памятники, церковные предметы, родовые гербы) и письменные. Письменные источники он разделил еще на три вида: официальные (правительственные акты и документы; метрические свидетельства о рождениях, браках, смертях; послужилые списки и т. д.), исторические или документы общего значения (летописи, разрядные книги, родословцы, писцовые книги и т. д.) и семейные (воспоминания, записки, частная переписка, духовные завещания, рядные и сговорные записи и т. д.)[19].

Савелов так же дополнил методику П.В. Хавского и Н.С. Гастьева. Восходящим он назвал родословие, «объектом исследования которого является то лицо[20], о предках которого собираются сведения, с него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням и коленам, то есть к отцу, деду, прадеду, и т. д., указывая т. о. предков этого лица. Нисходящее родословие, напротив, указывает на потомство данного родоначальника[21]. Родство по прямой и боковой линиям нашло у Савелова более четкие научно-генетические понятия мужского нисходящего и смешанных нисходящего и восходящего родословий[22]. Родословия изображаются тремя способами: родословная таблица, родословное дерево и самый употребительный - родословная роспись, составляемая по методу Долгорукова, но с нумерацией и мужчин, и женщин[23].

Савелов попытался так же развить методику работы с родословиями. Если по исследуемой фамилии не было достаточного количества необходимых материалов, он рекомендовал применять восходящее родословие, поскольку легче прослеживать родство от более близких к нам по времени лиц к менее известным предкам[24].

Особенность источниковой базы генеалогии – её исключительная широта, что объясняется двоякой сущностью генеалогии: с одной стороны, она является полноценной наукой (причём одной из древнейших и находящейся на границе большого количества исторических и неисторических дисциплин), с другой – фактом общественного и индивидуального сознания. Следовательно, все источники, которые привлекает исследователь-генеалог для решения своих задач, можно разделить на две группы: 1) собственно генеалогические источники (письменные и устные родословные), то есть те, что специально предназначены для фиксации и хранения родословной информации и 2) источники для генеалогии – то есть практически неограниченный круг исторических источников, которые что-либо могут сообщить о личности и её родственных связях. Это тем более делает острой проблему интерпретации той специфической информации, которая содержится в генеалогических источниках. Дело в том, что устная и письменная генеалогические традиции находятся в достаточно сложной взаимосвязи. С одной стороны, устная традиция, как правило, предшествует письменной, с другой – они сосуществуют, постоянно обмениваясь информацией; наконец, в этой взаимосвязи встречаются и исключения, когда из письменного источника информация генеалогического характера переходит в устные традиции и сохраняется в них. Примером этой сложной взаимосвязи может служить письменно зафиксированная родословная легенда, сложившаяся в роде князей Шуйских в XIV в. и просуществовавшая до начала XVII в. Она выводила этот род не от реального родоначальника – князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского, а от сына последнего – князя Андрея Александровича, что делало Шуйских родовитее московских Рюриковичей и обосновывало их притязания на престол[25].
Говоря о степени достоверности двух видов генеалогических источников: устных и письменных – необходимо отметить, что каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Невозможно однозначно утверждать, что письменные источники надёжнее устных; они просто разные.

 Различия проявляются по многим параметрам: способ хранения, трансляции, репрезентации и т. д. Письменная фиксация обладает тем неоспоримым преимуществом, что, отделившись от автора, позволяет информации транслироваться во времени и пространстве в более или менее неизменном, аутентичном виде, но в этом же её слабая сторона – раз вкравшаяся ошибка часто обречена на путешествие из одной копии в другую. Устная традиция – актуальна; она в аутентичном виде существует только «здесь и сейчас»; на пути её трансляции могут встретиться преграды, которые не знакомы письменному тексту (субъективные искажения, «социальная амнезия», смерть носителя информации и т. д.), но, с другой стороны, устная традиция распространяется сразу массовыми «тиражами», а также позволяет сохранить в коллективной памяти социально наиболее значимые моменты развития родственной общности.

 В этой связи представляется, что обе вышеупомянутые группы источников, говоря, в общем, обладают одинаковой степенью достоверности. В каждом конкретном случае степень достоверности может быть различной. В этом смысле весьма симптоматична дискуссия в советской историографии по поводу достоверности «легенд» о заграничном происхождении подавляющего большинства русских дворянских родов, где спорящие стороны выдвигают прямо противоположные точки зрения: от отрицания достоверности этих легенд до полного признания её достоверности[26].

Интересно отметить, что недостатки обеих групп источников, как правило, общие – фрагментарность и вариативность, а также многочисленные переписывания (пересказывания) и дальнейшие интерпретации, которые могут вести к исследовательским ошибкам.
Таким образом, для адекватной интерпретации генеалогических источников необходимо учитывать их особенность и тесную взаимосвязь.
Слабо разработанной является проблема интерпретации генеалогических источников разных культурно-исторических общностей и хронологических периодов; недостаточно исследована связь генеалогии и социокультурного контекста. Этот пробел в историко-компаративных исследованиях во многом объясняется несопоставимостью источников далёких друг от друга в пространственном и временном отношениях обществ. Пожалуй, легче рассуждать в целом об изменении роли родственных связей по мере перехода общества от традиционного к индустриальному. В первом семейные, генеалогические связи практически исчерпывали социальность, играя базовую, фундаментальную роль, как в её конструировании, так и в определении социального статуса индивида. В индустриальном обществе, в связи со сциентификацией и атомизацией общественной жизни, анонимизацией и изоляцией индивида, потерей актуального контакта с себе подобными и ростом безразличия к человеку, роль родственных связей, особенно в сфере социализации, резко сокращается, что, впрочем, вызывает, помимо прочего, и рост интереса к своим родовым корням. Несомненно, существует прямая зависимость между социокультурным контекстом, в котором создаются генеалогические источники, формой этих источников и их функцией в обществе. Это необходимо обязательно учитывать при интерпретации, т. к. вырванная из контекста и включённая в другой функциональный контекст генеалогическая информация может быть неправильно интерпретирована. В этой связи представляется очень перспективным анализ сфер функционирования родословных.
Одной из важнейших проблем в генеалогии является проблема трудностей в интерпретации генеалогических источников (противоречия, фрагментарность, эволюция генеалогического текста, «генеалогическая метафора» и т. д.) и путей их преодоления. Наиболее серьёзные трудности, с которыми сталкивается исследователь при интерпретации генеалогических источников, – это их противоречивость, что объясняется, прежде всего, их функционированием в разных социальных средах.

 Она может выражаться в совершенно разнообразных формах. 1.Двусмысленности в тексте (в дате, месте, имени, терминах родства и т. д.). Например, вел. кн. московский Василий I Дмитриевич называл своего двоюродного дядю кн. Владимира Андреевича Серпуховского «братом», а последний своего кузена Дмитрия Донского – «собе отцом», что было связано с особенностями терминологии вассалитета. Впрочем, и сейчас мы можем встретиться с двусмысленностью терминов родства: например, «дед» – это отец матери и отец отца. 2. Невнятность самого источника. В этой связи возможно появление «генеалогических фантомов». Например, неправильное прочтение летописной фразы «Свенельдь, ть же отець мьсти сын» как «... отець Мьстишинь» привело к появлению никогда не существовавшего Мстиши Свенельдича[27]. 3. Омонимия, т. е. объединение фактов, относящихся к разным лицам, и разъединение фактов, относящихся к одному лицу. Это может быть связано как с повторяемостью имён либо в одном роду, либо на определённой ограниченной территории, так и с тем, что одно и то же лицо может в разных источниках фигурировать под разными именами (например, крестильное и мирское имя, псевдоним и т. д.). Решить проблему можно только при привлечении максимума источников, в том числе негенеалогических. 4. Отсутствующая или фрагментарно представленная информация вызывает потребность привлечения косвенных сведений и требует привлечения не столько описательных, сколько реконструктивных методов. Однако адекватная реконструкция текста, с необходимостью предваряющая любую интерпретацию, невозможна без как можно более широкого текстуального контекста. Мы уже говорили о том, что один и тот же текст в разных произведениях несёт разную информацию. Таким образом, без текстологического анализа, направленного на изучение вариантов исследуемого генеалогического текста, его интерпретация невозможна.

Подведем итог всему вышесказанному. Методы по генеалогии привилегированных и непривилегированных сословий до настоящего времени достаточно хорошо изучены и разработаны, но, тем не менее, не лишены ошибок. В первую очередь это различные неудобства в их использовании (порой они слишком большие), специфика подчерка, много не точностей и другое.

Источники по генеалогии как вспомогательной исторический источник представлены весьма разнообразно. Так как источник по генеалогии это собственно генеалогические источники, предназначенные для хранения сведений о родословных и источники для генеалогии, то   есть  практически любой исторический источник, который содержит сведения о личности и её связях с окружающим миром. Но, как и всякий источник содержит много недостоверных сведений, ошибок и следует принять во внимание тот факт, что порой люди, фиксировали те моменты из своей родословной, которые были им выгодно и, разумеется, время в течение, которого много сгорело, было уничтожено, а многое (в виду подчерка и манеры записи) невозможно прочитать.

Что касается степени изученности в литературе, в общем содержащую информацию о методах и источниках как вспомогательной исторической дисциплины, то она представлена в достаточно полном объеме.


Глава 2. Источники по генеалогии сословий

2.1. Источники по изучению генеалогии привилегированных сословий

Что же все-таки представляют собой источники по генеалогии привилегированных  сословий. Обратимся непосредственно к ним. В первую очередь следует сказать о родословных книгах. Родословные книги представляют собой один из важнейших источников по генеалогии. В него делопроизводственные документы, разрядные книги, боярские списки, Тысячная книга 1550 года и Дворовая тетрадь 50-х годов  XVI века.

Родословные книги включают в себя так же несколько редакций: летописная, Государев родословец, патриаршая и разрядная.

Летописная редакция содержит в себе росписи крупнейших княжеских фамилий: потомков князей суздальских, ростовских, ростовских, тверских, смоленских, ярославских, стародубских и др., а так же росписи знатнейших родов московского боярства, служивших с XIV - начале XV веков московским великим князьям.

Что касается Государственного родословца, то его тщательным изучением занимался Н.П. Лихачев. Он разделил его на две официальные редакции родословных книг - Государев родословец 1555 года и Бархатная книга XVII века. Остальные редакции были дополнены частными росписями.

Следующим немаловажным источником являются разрядные книги, которые стали объектом внимания историков более 200 лет назад, начиная с В.Н. Татищева[28]. О специальных исследованиях разрядных книг XVI века как исторического источника писали П.Н. Милюков и Н.П. Лихачев, которые говорили о существовании трех редакций разрядов в XVI веке: официальной (составленной в 1556 году), частной (существовавшей до 1556 года) и компилятивной (составлялась по частной инициативе, начиная со второй половины XVI века).

Разрядная редакция представлена девятнадцатью списками XVI-XVII веков. Большинство списков дошло до нас в составе разрядно-родословных сборников, что и дало название редакции.

Одной из наиболее длительно существовавших, интересных и постоянно изменявшихся редакций является  Патриаршая инициатива составления, которой принадлежит патриарху Филарету Никитичу Романову (в миру Романов Федор Никитич). По количеству дошедших до нас копий она не уступает редакции Государственного родословца. В различных списках Патриаршей редакции встречается от 55 до 66 росписей княжеских и боярских родов. Разбивка на главы и порядок их расположения в рукописях имеют свои особенности: кроме обычных для других редакций росписей княжеских фамилий, ведущих начало от великих князей суздальских, ростовских, ярославских, литовских и т. д. и родов московского боярства, редакция содержит росписи фамилий, выдвинувшихся в годы опричнины.

После составления Государева Родословца и целого ряда редакций частных родословцев в развитии генеалогии наступил очень большой перерыв. В 1682 году местничество и местнические обычаи были отменены. С другой стороны, чтобы совсем не умалять значение боярства, на память для будущих было указано оставить родословия. Было запланировано 6 книг таких родословий, и служилым людям предложили подавать материалы в учрежденную Палату родословных дел Разрядный приказ.

В действительности, дворцовые интриги, а потом воцарение Петра отвлекли внимание правительства от этого вопроса, и предложенный план не был реализован. Работа остановилась на составлении только одной Бархатной книги, содержащей родословия старинного русского боярства и дворянства.

Бархатная Книга явилась воспроизведением Государева Родословца с позднейшими добавлениями, материалы для которых подали служилые люди (пришлось прибавить 3-4-5 поколений). Остальные пять книг не удалось составить. В 1711 году с ликвидацией Разрядного приказа возник первый русский исторический архив - Разрядный. Во второй половине XVIII века на родословные росписи впервые обратили внимание как на исторический источник. Документы Разрядного приказа составили разрядные книги и явились ценным источником по привилегированным сословиям.

Интересный документ, имеющий сведения генеалогического характера и входивший в разрядные книги, является Свадебный разряд. В XVI  веке брачной церемонии предшествовала переписка о выборе невесты, ее приданном. Затем составляли так называемый «свадебный чин» - это последовательное описание всей предстоящей церемонии, длившейся иногда несколько дней, и свадебного разряда- списка участников этой церемонии и их роли на отдельных этапах. В разрядные книги они входили в сокращенном варианте. Сохранилось несколько подлинников.

Итак, как уже было сказано выше родословные росписи, таблицы, составленные в практических целях, записи и документы департамента герольдии относятся к прямым источникам. В целом, документы, создававшиеся с целью зафиксировать родство членов семьи, т. е. источники русской генеалогии на этапе ее практического развития, однообразны.

2.2. Источники по изучению генеалогии непривилегированных сословий

Сложнее восстановить генеалогию представителя непривилегированного сословия. Еще Л.М. Савелов указывал на отсутствие источников по генеалогии «народной массы»: «Сословный характер русской генеалогии, несомненно, состоит в связи и является прямым результатом низкого культурного уровня народной массы, которая не давала, да и не дает генеалогу почти никакого материала, ни вещественного, ни тем более письменного. Единственным более или менее культурным сословием в России было до самого последнего времени одно только дворянство, единственно оно было грамотно, только почти исключительно от дворянства сохранились еще письменные памятники в наших архивах, даже в правительственных, не говоря уже о семейных»[29].

Основополагающей и неотъемлемой задачей любого генеалогического изучения непривилегированных сословий является реконструкция родословных. В основном в этой ситуации используют массовые делопроизводственные документы.

Большая часть источников, содержащих генеалогическую информацию, хранится в архивах, как в центральных (в Москве и Санкт-Петербурге), так и в местных.

Начиная с 20-х годов XVIII века в каждом приходе велись метрические книги, о родившихся, сочетавшихся браком и умерших. Метрические книги составлялись в двух экземплярах: один отсылался в консистории, другой оставался на месте, в церкви. Метрические книги - это массовый источник. Огромные массивы метрических книг покоятся сегодня в архивах бесценными сокровищами и несут в себе информацию о наших предках, с которыми мы все генетически связаны и находимся в едином культурном и историческом пространстве.

Каждая метрическая книга состоит из трех частей - «о родившихся», «о бракосочетавшихся» и «об умерших». В разделе «о родившихся» фиксировалось событие о рождении, дата этого события, имя родившегося человека, его пол, сословие, имена, отчества и фамилии родителей, их социальное положение и местожительство, дата крещения родившегося, сословие, имена, отчества и фамилии восприемников новорожденного, место его рождения.

В разделе «о бракосочетавшихся» фиксировалось событие бракосочетания, дата этого события, сословия, имена, отчества и фамилии, вступивших в брак, их возраст, место жительства, указывалось также, каким браком сочетались - первым, вторым или третьим.

В разделе «об умерших» фиксировался факт смерти человека, дата его смерти, сословие, фамилия, имя и отчество умершего человека, указывался также и возраст, в котором человек умер и причина его смерти.

Вместе с тем использование поистине уникальных возможностей метрических книг как источника для реконструкции родословий затрудняется целым рядом недостатков:

  1. Все записи делались «от руки».
  2. Сокращенные слова и выносные буквы, отмечены титлами.
  3. Неточность записей о возрасте человека в разделах «о бракосочетавшихся» и «об умерших».
  4. Проблема идентификации личности при ее рождении, бракосочетании и смерти. Ошибки и описи здесь неизбежны, их много, и они не поддаются анализу.

Другим важнейшим источником по родословии любой православной семьи является исповедные росписи. Ежегодно священники составляли исповедные росписи, в которых отмечали: место жительства и социальное положение семьи, главу семьи и отношение к нему других членов семьи, их имена, отчества, фамилии, «лет от роду», и прохождение исповеди и причастия.

Очень ценным источником для генеалогических исследований являются материалы переписей населения. Переписи - это подсчет и записывание однородных предметов и явлений на определенной территории. Разновидностью переписных книг являлись писцовые книги, которые в Московском государстве XV - XVII веков служили основанием для податного населения.

К источникам по генеалогии непривилегированных сословий относятся Дозорные книги, именные списки пашенных, оброчных крестьян, посадских людей и т. д.

Дозорные книги - это разновидность писцовых книг в Российском государстве XVI - XVII веков, они, составляясь писцами по челобитью местного населения, просившего о «дозоре», т. е. проверке соответствия сведений наличия хозяйства у крестьян. Недостатком Дозорных книг является то, что в них переписано только мужское население. Надо также отметить, что часть дозорных книг невозможно прочитать в связи с плохой сохранностью.

Необходимую информацию о генеалогии непривилегированных сословий можно найти в Ревизских сказках. Ревизские сказки – это документы именной переписи податного населения Российской империи, охваченной ревизиями XVII – середины XIX века. Ревизские сказки оформлены в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическом размещении, социальном и половозрастном составе, семейном положении, этнической принадлежности, а также решать вопросы миграции населения.

Единицей переписи была так называемая «ревизская душа», сохранявшая свою актуальность как налогоплательщик вплоть до следующей ревизии, несмотря на возможное изменение социального статуса, забор в рекруты или смерть.

В новейшее время изучению генеалогии непривилегированных сословий могут служить: бланки монографического бюджетного описания крестьянских хозяйств 1918 - 1925 годов, крестьянских бюджетов 1924 - 1927 годов, а также разработочные таблицы (ленты) индивидуальных крестьянских бюджетов и комплекс документов в связи с переселением в 20-е годы.

Еще один из источников – это статистические материалы, которое содержит исследования сельского хозяйства крестьянства. Классифицируя статистические источники по происхождению и типам учета, можно выделить документы Центрального статистического комитета (ЦСК) и подчиненных ему местных органов, различных ведомств, переселенческой организации, буржуазных союзов и добровольных научных обществ.

В свою очередь, документы ЦСК и его местных органов делились на основные и текущие. К основной статистике относились производственные общероссийские переписи как наиболее современный метод получения массовой информации. Первая всеобщая перепись населения прошла в 1897 году. Она включала следующие вопросы: имя, отчество и фамилия; семейное положение и отношение к главе хозяйства; пол, возраст, сословие и вероисповедание; места рождения, приписки и постоянного места жительства; родной язык, грамотность и занятие (основное  побочное). Недостаток переписи заключался в том, что население опасалось использования полученных данных для увеличения существующих и введения новых налогов. Так же перепись 1916 года дает сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве (охватила 77 губерний и областей, не занятых немецкими войсками).

Что касается текущей статистики ЦСК, то она учитывала площади посевов и урожайность, исчисляла на их основе валовые сборы.

Если достаточно глубоко продолжать раскрывать эту тему, то можно выявить еще ряд источников. Но я думаю, мне удалось показать и описать основные виды источников по генеалогии непривилегированных сословий.

В отличие от привилегированных сословий непривилегированные сословия практически (даже можно сказать совсем) не изучались ни в древности, ни в средние века, ни во время последних Романовых. Ведение генеалогии сословий непривилегированных не воспринималось как необходимость составления рода, а как необходимость переписи населения, учета сельского хозяйства и т. д.

Внимание к данному сословию возросло лишь в период Великой Октябрьской Социалистической революции. В.И. Ленин и другие сподвижники революции, осуждая и игнорируя генеалогию дворян, возвеличивали и поднимали интерес к генеалогии крестьян и рабочего класса.


Заключение

Изучение генеалогии, в первую очередь привилегированных сословий было проведено достаточно хорошо и последовательно авторами XVIII, XIX и  первой половины XX века. Используя материалы таких источников как Разрядные, летописные книги, Государев Родословец и многие другие авторы выпустили много работ, которые содержат хорошо собранный материал, служащий неплохим помощником в работе историку, а в частности генеалогу. Среди значимых авторов таких работ В.Н. Татищев «История Российская», П.Н. Милюков «Чтения в обществе истории и древностей российских», Н.П. Лихачев  «Разрядные книги XVI века. Опыт исторического исследования», Л.М. Савелов «Курс лекций по генеалогии» и многие другие. Вышеназванные исследователи занимались также разработкой источниковедения по генеалогии и методологической базы, например П.В. Хавский и Н.С. Гастьев.

Из прочитанных книг, касающихся генеалогии и источниковедения я могу сделать вывод,    что источники  представлены весьма разнообразно, но тут же опять только практически по привилегированным сословиям. Разумеется, каждый представленный источник имеет свои недостатки порой недостатки настолько большие, что источник невозможно прочитать (это может быть из-за не совсем понятного подчерка, манеры написания и другое). В записи вкрадывается много ошибок, в порой люди преднамеренно допускают неточности в виду своей выгоды. Отдельно следует сказать о генеалогии непривилегированных сословий. Сведения о них составлялись только в виду учета их хозяйства, имущества, душ мужского пола с целью ведения точного сбора налога. Но, тем не менее, велись метрические, исповедные книги. На кануне и после отмены крепостного права интерес к податному сословию довольно возрос. Это можно объяснить словами Герцена и Белинского, которые говорили, что, не зная народа его можно угнетать, порабощать, эксплуатировать, но освобождать нельзя. Дальнейший рост к ним продолжился во время и после Великой Октябрьской Социалистической  революции, когда изучение сословия дворян практически свелось к нулю, а крестьянства вышло на первый план.

Если говорить о состоянии генеалогии в послевоенное и современное время, то анна имеет несколько иные цели и направления. Несмотря на то, что сейчас конкретно для отдельного человека не важно кем были, чем занимались и как жили его предки, то изучение человечества в более крупных масштабах поможет проследить и увидеть некоторые закономерности, сделать определенные выводы и ответить на вопросы касающиеся политической, социальной и экономических сфер. Возможно, это покажется нелепым, но генеалогия как наука может, ответить и на вопрос о состоянии демографии будь – то на селе, городе или даже в масштабах всей страны. Ведь политическая ситуация, экономика прямым образом отражаются на численности населения. Генеалогия даёт и ответы на вопрос, почему тот или иной политический деятель поступил именно так, а не иначе, направил реформы в таком русле, а не в другом. И именно здесь генеалогия как наука и одновременно как генеалогическая роспись представляет одно целое.

По сути дела генеалогия являлась непременным вершителем истории, так как у руля власти практически всегда стояли люди, выбранные именно по генеалогическому принципу. Во многом генеалогические принципы    решали ход истории и направляли ее течение.


Литература

Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991. -  368 с.

2. Аксенов А.И. Генеалогия // Вопросы истории М., 1972 № 10.

3. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII века: Из истории формирования русской буржуазии. М.,1988. – 189 с.

4. Аксенов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII века. М., 1993. - 205 с.

5. Буганов В.И. Разрядные книги последней четверти XV – начала XVII века. М., 1962. – 196 с.

6. Булыгин М.А. Пушкарев Л.Н. «Вспомогательные исторические дисциплины». – СИЭ. Т. 3. М., 1963, стб. 837; т. 6. М.,1965, стб. 592.

7. Бычков В.Н. «Легенды» о выезде дворянских родов // Археографический ежегодник за 1969 г. М., 1971.- 280 с.

8. Бычкова И.Е. Родословные книги XVI-XVII веков как исторический источник. М., 1975. - 265 с.

9. Бычкова М.Е. Степан Борисович Веселовский – генеалог // История и генеалогия. М., 1977. -  310 с.

10. Веселовский С.Б. История и генеалогия и проблемы иторико-генеологических исследований. М., 1977. -  235 с.

11. Горюшин Л. М. Источники по истории крестьянства и сельского хозяйства Сибири во второй половине XIX - начале XX веков. - Новосибирск, 1988. – 96 с.

12. Дворянская семья: из истории дворянских фамилий России. М., 1984. - 256 с.

13. Дмитриева О.В. Генеалогия // Введение в специальность исторических дисциплин. М., 1990. – 198 с.

14. Елпатьевский А.В. О документальных источниках современных историко-биографических и генеалогических исследований // Археографический ежегодник за 1971. М., 1972. - 132 с.

15. История. Антропология. Культурологи. Программы и избранные лекции. Часть 2 // Корусенко С.Н. Источники генеалогических исследований в России. Омск, 2004. – 205 с.

16. История и генеалогия и проблемы историко-генеалогического исследования. М., 1977. – 238 с.

17. Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М.,  1969. – 510 с.

18. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники рос. Истории М., 2000. -  387 с.

19. Кобрин  В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984. – 208 с.

20. Карусенко С.Н. Кулешова Н.В. Томилов Н.А. Этническая генеалогия народов Сибири // Сайт кафедры этнографии и музееевдения (http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=328).

21. Красюков В.Г. Обзор русской советской литературы по генеалогии за 70 лет. М., 1994. – 398 с.

22. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. – 389 с.

23. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению рода. М., 2000. – 478 с.

24. Писаренко Э.Е. Генеалогия дома Строгановых в научном наследии Введенского А.А. // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М., 1989. – 292 с.

25.  Поппэ А.В. Родословная Мстиши Свенельдича // летописи и хроники. М., 1973. – 245 с.

26. Резун Д.Я. Родословная Сибирских фамилий. Ист. Сибири в биографиях и родословных. М., 1992. – 195 с.

27. Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии…, Первое полугодие. М., 1908. – 125 с.

28. Стрельский В.М. Основные принципы научной критики источников по истории СССР. Киев, 1961. – 316 с.  

29. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983. – 231 с.

30. Хавский П. О наследстве завещательном, родственном и выморочном на основании всех российский законов существовавших и доселе существовавших по сему предмету, книга 1 - 5. М., 1817 – 1820. – 430 с.


[1] Веселовский С.Б. История и генеалогия и проблемы историко-геналогических исследований. М., 1977. С. 53

[2] Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955,С. 5 ; Яцунский В.К.  к вопросу о классификации письменных исторических источников в курсе источниковедения истории СССР. - «Труды МГИАИ», т. 11. М.,1958, С. 133

[3]«Вспомогательные исторические дисциплины». - СИЭ, т. 3. М.,1963, стб. 837; Булыгин М.А., Пушкарев Л.Н. Источниковедение. - Там же, т. 6, М.1965. стб 592

[4] Стрельский В.М. Основные принципы научной критики источников по истории СССР. Киев,1961.                                      

[5] Веселовский  С. Б. История и генеалогия и проблемы историко-геналогических исследований. М.,1977 г. С. 55.

[6] . Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России // История и генеалогия. М., 1977. – С. 79.

[7]. Бычкова М.Е. Степан Борисович Веселовский - генеалог // История и генеалогия. - М., 1977. – С. 56.

[8] . Писаренко Э.Е. Генеалогия дома Строгановых в научном наследии Введенского А.А. // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М., 1989. -  С. 133-136.

[9]   Дмитриева О.В. Генеалогия // Введение в специальные исторические дисциплины. – М., 1990. – С. 6; Бычкова М.Е. Генеалогия в советской исторической литературе // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1976. – Вып. VII. – С. 44.

[10] Хавский П. О наследстве завещательном, родственном и выморочном, на основании всех российских законов, существовавших и доселе существовавших по сему предмету, кн. 1-5. М., 1817-1820.

[11] Там же, С. 76.

[12] Там же, С. 77.

[13] Там же, С. 83-84.

[14] Там же, С. 104.

[15] Там же, С. 115.

[16] «Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте преподавателем института Савеловым Л.М. Первое полугодие. М., 1908. На правах рукописи, С. 7.

[17] Там же С. 10.

[18] Там же, С. 21.

[19] Савелов Л. М. Лекции…, Первое полугодие, С. 34-38.

[20] В западноевропейской, в частности в немецкой, генеалогии это лицо имеет определенное название-Probant (o.Forst-Battaglia . Op. Cit., S. 10; ср. Dworzacrek W. Genealogia. Warszawa, 1959, S.41).

[21] Савелов Л. М. Лекции…, Первое полугодие, С. 21-22.

[22] Там же, С. 22-24.

[23] Там же, С. 25-26.

[24] Савелов Л.М. Лекции…, Первое полугодие, С. 21, 31.

[25]  Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. – Л., 1991. – С. 33–35.

[26]

 Бочков В.Н. «Легенды» о выезде дворянских родов // Археографический ежегодник за 1969 г. – М., 1971. – С.93;

 Бычкова М. Е. Русское и иностранное происхождение родоначальников боярских родов: исторические реалии и родословные легенды. М., 1995. – С. 56.

[27] 15 Поппэ А.В. Родословная Мстиши Свенельдича // Летописи и хроники. 1973. М., 1974. – С. 91.

[28] Татищев В.Н. История российская, кн. 5. М.,1848, C.  305, 313, 314, 428-429, 433-434.

[29] Кобрин В. Б. и др. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984 C. 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9кл. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и ...

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

презентация предназначина для 5-х классов...

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:-       Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»

Урок   изучения нового материала. учащиеся знакомяться с  описаьтельным методом в биологии....