Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ
методическая разработка по теме

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;

●знакомство с ценностями:  Отечество,  нравственность,  долг,

милосердие,  миролюбие и их понимание как основы традиционной

культуры многонационального населения России;

●формирование у подростков представлений о значении

нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,  семьи,

общества;

●  формирование уважительного отношения к разным духовным и

светским традициям во имя мира и согласия.

●обеспечить сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания учащихся с учетом этнокультурных и  конфессиональных особенностей нашего края, региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПАМЯТИ

«Героические  страницы истории Великой Отечественной войны»

Эпиграф:

…А сами полегли за землю русскую.

Никнет рана от жалости,

В древо с тоской к земле приклонилось.

        Слово о полку Игореве.

Учитель истории.        

Ребята, тема, предложенная вам сегодня не случайна. Наш урок, урок Памяти, мы проводим накануне праздника Великой Победы советского народа над фашисткой Германией.

Вторая мировая война – самая кровопролитная в истории человечества. Великая отечественная война советского народа против гитлеровской Германии стала кульминацией противоборства народов с фашизмом.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не только оружием. На полях сражений нам помогал животворный советский патриотизм, чувство любви к Родине, которое сплотило все народы Советского Союза в их борьбе с коварным и сильным врагом. Огромную роль в укреплении народного патриотизма сыграли деятели отечественной культуры, ученые и преподаватели, журналисты, писатели и поэты, художники и кинематографисты, композиторы и актеры.

Цель урока:

● Подвести к пониманию того, что деятели отечественной культуры, ученые и преподаватели, журналисты, писатели и поэты, художники и кинематографисты, композиторы и актеры оказали огромную роль в укреплении народного патриотизма;

● Показать особенности  советской культуры в годы Великой Отечественной войны.

Вспомнить героические страницы нашего народа, поэтические строки опаленные войной.

Проблемный вопрос

«Нужны ли вам ребята, страницы войны сегодня?

Учитель литературы

Казалось было холодной цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку прилип,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такое все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(Фрагмент из кинофильма «Великая Отечественная война)

Звучит песня «Священная война».

Учитель истории

Многие матери отметят этот день черным числом, на многих полянах появятся первые холмики могил. Это было 22 июня 1041 года.  Брестская крепость спала спокойным, мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашисткой артиллерии. Только бойцы пограничных дозоров, которые залегли в кустах у реки, на ночные часовые во дворе крепости увидели яркую вспышку на еще темном западном краю неба и услышали  странный         нарастающий свист. В следующий грохот сотен рвущихся снарядов и мин потряс землю. Мой рассказ о героях Брестской крепости продолжит…

Ученица

Отрывок из произведения Б. Л. Васильев   «В списках не значился».

« Вдруг снаружи полыхнуло синее пламя, послышался тяжелый грохот. Вначале подумалось, гроза. «Вздрогнули стены каземата, с потолка посыпалась раскатистые разрывы тяжелых снарядов». Федорчук вскочил и закричал, что взорван склад боепитания. «Война!» - крикнул старшина  Степан Матвеевич. Коля кинулся наверх, старшина попытался его остановить. Это было 22 июня 1941 года, четыре часа пятнадцать минут по московскому времени»

Учитель литературы

И в тот день 22 июня 1941 года писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг. С краткими речами выступили А.Фадеев, Н.Жаров, Л.Уткин, В.Лебедев-Кумач. «Писатели советской страны – заявил А.Фадеев – знают свое место в этой  решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером!»  Перо было приравнено к штыку, поэзия надевала фронтовую шинель и шагнула в бой. Одним из первых поэтических произведений, которое глубоко затронуло души многих людей в начале войны,  было стихотворением К.Симонова «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». В этих стихах, такой накал чувств, что слова произносятся с трудом. В них сохранено дыхание тех лет.

Кинофрагмент «Начало Великой отечественной войны»

Ученик

Стихотворение К.Симонова «Ты, помнишь, Алеша».

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:-  Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой, провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

Учитель истории

Враг рвался к Москве. От начала войны до первого наступления на Москву прошел ровно месяц.  Бывшие гитлеровские генералы пытались в провале плана захвата Москвы и планов войны в целом обвинить Гитлера в его недальновидности, другие винили во всем грязь и русскую распутицу. Помните, Наполеон, загубивший свою 800-тысячную армию, тоже ссылался на русский климат. Нет! Ни дождь снег остановили фашистов под Москвой. Более чем миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, столица, Родина.

Ребята, давайте вспомним о подвиге панфиловцев.

Кинофрагмент «Битва за Москву»

Ученик

Рассказ о героях-панфиловцах.

«Придавая важное значение захвату Волоколамска, гитлеровское командование бросило в этот район еще один моторизованный корпус. Только под давлением превосходящих сил врага части дивизии вынуждены были в конце октября оставить Волоколамск и занять оборону восточнее города.
16 ноября 1941 года фашистские войска предприняли второе "генеральное" наступление на Москву. Под Волоколамском вновь закипело ожесточенное сражение. В этот день у разъезда Дубосеково 28 воинов-панфиловцев под командованием политрука отразили атаку вражеских танков, и удержали занимаемый рубеж. Не смогли пробиться танки противника также в направлении сел Мыканино и Строково. Дивизия генерала Панфилова прочно удерживала свои позиции, ее воины стояли насмерть».

Учитель истории

К сожалению, ребята, в истории войны есть еще малоизвестные страницы неотмеченные по достоинству. И вот одна из них.

Ученик

Рассказ о генерале Ефремове.

(Ржевско-Вяземская операция (1942)

Изнурительные бои, нехватка продовольствия и практически отсутствие боеприпасов измотали армию. Поняв катастрофичность положения, Ставка ВГК прислала за М. Г. Ефремовым самолёт. Однако он отказался покидать своих измученных солдат и отправил на самолёте боевые знамена своей армии.

Нашли тело М. Г. Ефремова первыми немцы, которые, испытывая глубокое уважение к мужественному генералу, похоронили его с воинскими почестями в селе Слободка 19 апреля 1942 года. По свидетельству генерал-лейтенанта Ю. А. Рябова (ветеран 33-й армии), тело командарма принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал, чтобы его переложили на носилки. При похоронах он приказал выставить пленных из армии Ефремова перед немецкими солдатами и сказал: «сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию».[19] По воспоминаниям немецкого полковника Артура Шмидта )  

Учитель истории

В сентябре 1941 года немцы прорвались  к Ладожскому озеру и захватили Петрокрепость, Ленинград оказался отрезанным. День и ночь фашисты бомбили город. Ленинградцы испытывали голод и холод. С20 ноября рабочие получали только по 250 граммов хлеба, а все остальные 125 граммов хлеба. С наступлением зимы из-за отсутствия топлива и электроэнергии остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло из строя отопление, замерз водопровод. Люди теряли силы, смерть  настигала их в квартирах, бомбоубежищах, у заводских станков и на покрытых сугробами улицах «Дорога жизни», так называли ленинградцы ледовую трассу, проложенную по Ладожскому озеру. Круглосуточно, часто под вражескими бомбами двигались сотни автомашин с хлебом…

И здесь в великом городке Петра ежедневно, ежечасно ленинградцы совершали подвиг.

Ученик

Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал один вопрос: «Как мог выстоять город? Как мог выстоять?

Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые кожей , с въевшейся копотью буржуек, лица, лишенные мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижным скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью.

Ученик

300 дней и ночей продолжалась блокада.

И черным пеплом

Белый снег ложился на город,

Погруженный в мерзлоту.

Мороз такой, что, если б были птицы,

Они бы замерзали на лету,

И от домов промерзших, от заводов

На кладбище – все новые следы,

Ведь людям без огня и без воды

Еще трудней,

Чем сквозь огонь и воду.

Но город жил! Он выйдет из бомбежек,

Из голода, из горя, из зимы…И  выстоит…

Иначе быть не может.

Ведь это говорю не я , а мы!

Кинофрагмент «Блокада Ленинграда»

Учитель литературы

Весной 1942 года множество ленинградцев носило на груди жетон-ласточку с письмом в клюве. Поэтесса Ольга Бергольц испытавшая на себе все тяготы блокадного Ленинграда посвятила любимому городу многие свои стихи. И вот один из них.

Ученик

Стихотворение О. Бергольц «Блокадная ласточка»

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна -

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

...Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны...

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне...

1945

Учитель истории

Жизнь в блокадном Ленинграде продолжалась. 430 писем написали они друг другу, ли их в чемодане, который открыли через 40 лет.

(Сценка Он и Она. Письма из блокадного Ленинграда)

Учитель истории

«Во имя жизни и любви» - так называется фильм, созданный ленинградским телевидением. Этот фильм о семье Жаковых, Любви Владимировне и Льве Андреевиче, письма которых только что прозвучали. В 1941 году им было по 17 лет.

Учитель литературы

Обостренное чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой отделяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение в стихотворении К.Симонова «Жди меня».

Ученик

Стихотворение К.Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель литературы

А кто из вас ребята не слышал знаменитой «Земляник» А.Суркова? В каждой строке – щемящая грусть бойца. Послушаем эту песню, рожденную в первый месяц войны.

(Ученик исполняет мелодию на гитаре, затем звучит песня «Землянка»)

Учитель истории

Летом 1942 года фашистская армия овладела стратегической инициативой, которую тратила в результате поражения под Москвой. Немецкое командование решило развить наступление одновременно на Сталинград – Астрахань и Кавказ.

Ученик

Рассказ «Сталинградская битва»

Ученик

(Рассказ «Битва за Кавказ»)

Учитель литературы

А в минуты затишья, сидя в окопах распрямляют затекшие спины солдаты. Кто пишет письма родным, другие ведут беседу, а потом тихо, в полголоса начинают бойцы петь.

(Звучит песня «Темная ночь»)

Эта песня написала на стихи А.Суркова.

Слова до боли сердечной пронизывали души солдат, заставляя помнить о тех, за кого отдавалась жизнь.

А как велико было для фронтовиков обаяние Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам.

(Сценка. Василий Теркин «Гармонь»)

По дороге прифронтовой,

Запоясан, как в строю,

Шел боец в шинели новой,

Догонял свой полк стрелковый,

Роту первую свою.

Шел легко и даже браво

По причине по такой,

Что махал своею правой,

Как и левою рукой.

Отлежался. Да к тому же

Щелкал по лесу мороз,

Защемлял в пути все туже,

Подгонял, под мышки нес.

Вдруг — сигнал за поворотом,

Дверцу выбросил шофер,

Тормозит:

      — Садись, пехота,

Щеки снегом бы натер.

Далеко ль?

— На фронт обратно,

Руку вылечил.

— Понятно.

Не герой?

— Покамест нет.

— Доставай тогда кисет.

Учитель истории

Врагу не удалось сломить волю советского народа. На оккупированной территории развернулось мощное партизанское движение. Партизанские соединения С.А.Ковпака, А.Н.Сабурова, М.И.Наумова, А.Ф.Федорова и других отважных командиров совершали рейды по глубоким вражеским тылам, уничтожали фашистов, полицейские участки, взрывали склады, железные дороги. Партизанское движение развернулось и на Ставрополье. В течение пяти  с половиной месяцев бесчинствовали на нашей Ставропольской земле орды фашистских оккупантов. И здесь у нас были свои герои.

Ученик

Рассказ о партизанском движении на Ставрополье.

(Звучит песня «Смуглянка»)

Учитель литературы

И, конечно, же, фронт не мог обходиться без тыла, где трудились женщины и дети. Поэт М.Исаковский выразил всеобщую признательность в своем стихотворении русским женщинам.

Ученик

Стихотворение М.Исаковского «Русской женщине»

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счёта -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,

А громы грохочут всё ближе,

Всё чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё...

Учитель литературы

Во всех стихах  военных лет бьется, как сердце слово Родина. А Родина начиналась для каждого с небольшого, с малого, но самого дорогого, самого близкого.

В стихотворении К.Симонова «Родина» написанном в 1941 году звучат такие строки.

Учитель

Стихотворение  К.Симонова «Родина»

Касаясь трех великих океанов

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке, 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал. 

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли. 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941

* * *

Учитель литературы

Большой радостью для всех было то время, когда начали освобождать родную землю и врагов  гнать обратно на Запад.

Ученик

Стихотворение Г.Суворова «Вперед на Запад».

“Вперед, на запад!” —

цену этих слов

Мы поняли,

когда в горячем пыле

Мы штурмовали

стены городов

Ценой нечеловеческих усилий.

“Вперед, на запад!” —

дерзкая мечта...

Я знаю, нас никто

не остановит,

Целуют землю русскую уста,

Отбитую ценой

солдатской крови.

Пускай мы не прошли

и полпути,

Пускай звезда

уходит в ночь устало.

Теперь на запад

будем мы идти,

Вперед идти —

во что бы то ни стало.

(Фрагмент из кинофильма «Взятие Берлина» )

Ученик 1

И вот пришел он, 1945 год. Год нашей Победы.

Мы шли и шли в атаке неустанно, Берлин пылал, дымился каждый дом,

А май свечами укрывал каштаны

В разрытом парке, где катился гром.

Шел жаркий бой за каждый дом и выступ,

Валились башни в сломанных крестах,

Как жаждали мы ринуться на приступ,

Пробиться к центру, где горит Рейхстаг.

Ученик 2

Еще горячкой боя сердце билось,

А в мир уже вступила тишина,

Как будто время  здесь остановилось,

Неверя вдруг, что кончилась война.

Пред арками обугленного свода

В какой-то первозданной тишине

Солдаты величайшего похода

Расписывались прямо на стене.

Ученик 3

Рейхстагова развалина дышала

Всем перегаром битвы мировой,

А в ней звучнее всякого хорала

Под хор имен, растущих, как прибой,

Открыто все свое писали имя,

Чтоб знали люди будущих времен,

Что подвиг сей, свершенной всеми ими,

Во имя человечества свершен.

Учитель истории

Но какой ценой далась Великая Победа?

(Кинофрагмент «Победа»)

Ученики

Цена войны.

(Звучит песня «День Победы»)

Учитель истории

Возвращаемся к проблемному вопросу. Нужны ли вам, ребята, страницы истории?

Ученик

Прекрасные слова сказал В.А.Сухомлинский. «Бесценное наше сокровище есть Отечество – земля наших отцов, дедов, и прадедов, земля, дающая нам хлеб насущный и хранящая прах наших предков. Много захватчиков побывало на нашей земле, но никому не удалось сломить душу народа, убить в сердце народом его святыни, покорить его дух, посеять безразличие к «дыму Отечества…»

Учитель истории

В жизни человека огромную роль играет любовь. Сначала это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему посёлку или городу.

Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Если вы любите свою Родину, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого.

Уважать старых людей, носить цветы к памятникам, ухаживать за могилками – вот наш долг, перед людьми старшего поколения.

Ученик

Прошу вас, потомки:

«Цветы к обелискам ежегодно носите –

Живое дыханье Весны.

К могилам далёким и близким идите –

К героям минувшей войны».

Учитель истории и обществознания

МБОУ гимназии № 1 Н.П.Кузякина

 



Предварительный просмотр:

 

Мастер -  класс проведён  в МБОУ гимназия  №1 20 января 2012 года

перед участниками районного методического  объединения

Руководитель районного методического

                  объединения учителей истории и обществознания:

                                                                                ______________________Л.В.Мусхаджиева

                                  Директор муниципального бюджетного общеобразовательного

                                            учреждения гимназия №1   ____________  В.А. Бородаенко

Тема мастер- класса :

«Освоение инновационных  методик  в области учебного проектирования по курсу ОРК и СЭ ».

Автор:         Кузякина Нина Павловна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 1  г. Светлоград, тренер-преподаватель по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

2012 год


Тема  :  «Освоение инновационных  методик  в области учебного проектирования по курсу ОРК и СЭ  ».

 

Условия возникновения опыта.

 

Нормативные акты и инструктивные материалы федерального уровня, регламентирующие деятельность по преподаванию комплексного учебного курса ««Основы религиозных культур и светской этики» как обязательного к изучению предмета:

– Конституция Российской Федерации, (ст. 28).

– Федеральном закон  «О свободе совести и о религиозных

объединениях» от 26.09.1997 г. № 125–ФЗ.

– Закон Российской Федерации  «Об образовании»  в редакции

От 01.12.2007 г. № 309- ФЗ.  

– Концепция национальной образовательной политики Российской

Федерации  (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006  г.

№ 201).  

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.

(Пр-2009 ВП-П44-4632).

Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации

от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4532).  

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября

2009 г.  

  1. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011  годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
  2. «Основы религиозных культур и светской этики»  от 7 декабря 2009  г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников.
  3. «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации  (№ МД- 883/03) от 8 июля 2011 г.
  4. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации  «О проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.  
  5. Протокол заседания Межведомственного координационного советапо реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011  годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
  6. «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о5 поэтапном введении с 1  апреля 2012  г.  курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации.  
  7. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011  годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
  8. «Основы религиозных культур и светской этики»  от 4 октября 2011  г.   о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов,  связанных  с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации.  
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
  10. «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012  года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета  «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011.
  11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
  12. «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»  (МД-1427/03) от 24.10.2011.

Ведущая педагогическая идея

Решить противоречия можно путем подбора оптимального комплекса образовательных педагогических технологий  для обеспечения  курса ОР и СЭ

В связи с этим становятся актуальными следующие задачи:

  1. Изучить комплекс информационных источников .
  2. Отобрать оптимальные образовательные технологии для применения в условиях  введения нового курса
  3. Выявить условия для эффективного применения  на занятиях  и во внеурочное время.
  4. Отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся  

Актуальность и перспективность опыта.

5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: «Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа". Он подчеркнул, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования…».[1]

В связи с этим, одной из главных задач современной школы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно этот подход является наиболее перспективным в условиях обсуждения стандартов образования нового поколения.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.[2]

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и.т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.[3]

Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.

Теоретическая база .

Общая характеристика комплексного учебного курса  «Основы

религиозных культур и светской этики»

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие

у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях,  составляющих основу религиозных и светских традиций,  

на понимание их значения в жизни современного общества,  а также своей

сопричастности к ним.

       Цель комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур

и светской этики»

Курс имеет воспитательный, нравственно – развивающий характер.

Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

ОРКСЭ – культурологический курс, в основе которого лежит обращение к вопросам духовности и нравственности.

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;

знакомство с ценностями:  Отечество,  нравственность,  долг,

милосердие,  миролюбие и их понимание как основы традиционной

культуры многонационального населения России;

формирование у подростков представлений о значении

нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,  семьи,

общества;

формирование уважительного отношения к разным духовным и

светским традициям во имя мира и согласия.

обеспечить сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания учащихся с учетом этнокультурных и  конфессиональных особенностей нашего края, региона.

Основные понятия учебного курса:

«культурная традиция»;

«мировоззрение»;

«духовность (душевность)»;

«нравственность».

Основные содержательные модули курса:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;  

«Основы светской этики».  

Содержание всех модулей курса ОРКСЭ группируется вокруг трех базовых ценностях:

● Отечество

●Семья

●Отечественная культурная традиция.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного

курса с его согласия и по выбору его родителей предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей  самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.  При этом выбор родителей  (законных представителей)  является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.  Предусматривается организация возможности смены модуля.

        Результаты выбора родителями (законными  представителями) обучающихся  модуля для изучения их детьми должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.

В ходе изучения курса имеется большая возможность привлечения родителей к формированию у детей ключевых духовно-нравственных понятий. Каждый из модулей предусматривает совместную проектную деятельность, в которую могут включаться все члены семьи.

Аннотация  на электронные материалы по курсу ОРКСЭ

Выполняя творческие задания, учителя имеют возможность выявить взаимосвязь культурных и нравственных понятий в истории народов России.

Работая в группах,  у педагогов  появляется  возможность подготовить творческие  задания с учетом возрастных  и психологических  особенностей детей. Познакомиться с разнообразными формами презентаций и создать методическую копилку, актуализировать межпредметные связи.

Учебные занятия, с применением  проектной деятельности  позволят учителю создать мотивационные и методические условия для разработки итогового занятия по теме «Диалог культур».

Электронные  разработки  уроков предназначены  для учителей ОРКСЭ, работающих в 4- 5-х  классах.  Их можно  использовать  как один из вариантов  исследовательской  работы.

     Приобретенные знания и навыки помогут ученикам расширить представление об окружающем их мире, познакомиться с замечательными  памятниками  истории, что в свою очередь поможет  понять такие термины, как  «культурная традиция», «духовность», «нравственность» «патриотизм»,  «Родина».

Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования с современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков является навык информационного поиска. Остановимся на нем более подробно и рассмотрим основные педагогические аспекты изучения данной информационной технологии.

Информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.

 Информационно-поисковая система – это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации.

Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в образовании. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать.

«Использование процедур информационного поиска позволяет сформировать определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации».[4]

Важным компонентом применения информационно-коммуникационных технологий является использование мультимедийных продуктов (электронные учебники, энциклопедии, тесты, тренажеры и т.п.).

Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе образования является интерактивность мультимедийных приложений.  

 

 

Результативность

Использование в педагогической практике современных образовательных технологий позволяет достигать более высоких метапредметных результатов деятельности учащихся.

Одними из основных возможностей и преимуществ ИКТ-средств в случае их применения в образовании являются:

•        одновременное использование нескольких каналов восприятия учащимися в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

•        возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

•        визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.

Поэтому применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:

  1.         стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;
  2.          повышает мотивацию учащихся;
  3.          помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;
  4.          развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.

Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ и перспективных образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую оценку получает деятельность ребят  по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические и обществоведческие знания, но и универсальные умения и навыки.  Выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении  итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.

 

Адресная направленность

Я думаю, что мой опыт будет интересен учителям истории, обществознания, начальной школы,преподающим ОРК и СЭ. Но не только. Универсальность метапредметных результатов деятельности учащихся и необходимость их формирования в условиях модернизации образования привлечет к моему опыту внимание учителей  других школьных дисциплин.


[1] http://www.standart.edu.ru/

[2] Кондаков А.М. Образовательные стандарты нового поколения – это конституция школьной жизни. // Педагогический вестник. 2008. № 10.

[3] Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования.

[4] Масленникова А.Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация.//Директор школы. 2004. № 7.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  и материалы по ведению курса  ОРКСЭ

Учитель-тренер по курсу «ОРКСЭ»

Кузякина Н.П.

г. Светлоград, МБОУ гимназия № 1

Рецензент: Заместитель директора по НМР

ГБОУ СПО «Светлоградский педагогический  колледж»

кандидат педагогических наук

Зорина Е.А.

       Нормативные акты и инструктивные материалы федерального уровня, регламентирующие деятельность по преподаванию комплексного учебного курса ««Основы религиозных культур и светской этики» как обязательного к изучению предмета:

– Конституция Российской Федерации, (ст. 28).

– Федеральном закон  «О свободе совести и о религиозных

объединениях» от 26.09.1997 г. № 125–ФЗ.

– Закон Российской Федерации  «Об образовании»  в редакции

От 01.12.2007 г. № 309- ФЗ.  

– Концепция национальной образовательной политики Российской

Федерации  (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006  г.

№ 201).  

●Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.

(Пр-2009 ВП-П44-4632).

●Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации

от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4532).  

●Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября

2009 г.  

●Протокол заседания Межведомственного координационного совета

по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011  годах

комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики»  от 7 декабря 2009  г.,

 в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и

структура учебных пособий для школьников.

●«О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические

материалы Министерства образования и науки Российской Федерации  

(№ МД- 883/03) от 8 июля 2011 г.

●Решение Комитета по образованию Государственной Думы

Федерального собрания Российской Федерации  «О проекте Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.  

●Протокол заседания Межведомственного координационного совета

по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011  годах

комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о5

поэтапном введении с 1  апреля 2012  г.  курса ОРКСЭ во всех субъектах

Российской Федерации, не участвовавших в апробации.  

●Протокол заседания Межведомственного координационного совета

по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011  годах

комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики»  от 4 октября 2011  г.  

о взаимодействии государственных образовательных учреждений и

религиозных организаций в решении вопросов,  связанных

с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации.  

●Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

«О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении

с 2012  года во всех субъектах Российской Федерации

 в общеобразовательных учреждениях нового предмета  «Основы

религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011.

●Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

«Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»

(МД-1427/03) от 24.10.2011.

Общая характеристика комплексного учебного курса  «Основы

религиозных культур и светской этики»

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие

у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях,  составляющих основу религиозных и светских традиций,  

на понимание их значения в жизни современного общества,  а также своей

сопричастности к ним.

       Цель комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур

и светской этики»

Курс имеет воспитательный, нравственно – развивающий характер.

Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

ОРКСЭ – культурологический курс, в основе которого лежит обращение к вопросам духовности и нравственности.

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;

●знакомство с ценностями:  Отечество,  нравственность,  долг,

милосердие,  миролюбие и их понимание как основы традиционной

культуры многонационального населения России;

●формирование у подростков представлений о значении

нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,  семьи,

общества;

●  формирование уважительного отношения к разным духовным и

светским традициям во имя мира и согласия.

●обеспечить сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания учащихся с учетом этнокультурных и  конфессиональных особенностей нашего края, региона.

Основные понятия учебного курса:

●«культурная традиция»;

●«мировоззрение»;

● «духовность (душевность)»;

●«нравственность».

Основные содержательные модули курса:

●«Основы православной культуры»;

●«Основы исламской культуры»;

●«Основы буддийской культуры»;

●«Основы иудейской культуры»;

● «Основы мировых религиозных культур»;  

●«Основы светской этики».  

Содержание всех модулей курса ОРКСЭ группируется вокруг трех базовых ценностях:

● Отечество

●Семья

●Отечественная культурная традиция.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного

курса с его согласия и по выбору его родителей предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей  самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.  При этом выбор родителей  (законных представителей)  является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.  Предусматривается организация возможности смены модуля.

        Результаты выбора родителями (законными  представителями) обучающихся  модуля для изучения их детьми должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.

В ходе изучения курса имеется большая возможность привлечения родителей к формированию у детей ключевых духовно-нравственных понятий. Каждый из модулей предусматривает совместную проектную деятельность, в которую могут включаться все члены семьи.

Аннотация  на электронные материалы по курсу ОРКСЭ

Выполняя творческие задания, учителя имеют возможность выявить взаимосвязь культурных и нравственных понятий в истории народов России.

Работая в группах,  у педагогов  появляется  возможность подготовить творческие  задания с учетом возрастных  и психологических  особенностей детей. Познакомиться с разнообразными формами презентаций и создать методическую копилку, актуализировать межпредметные связи.

Учебные занятия, с применением  проектной деятельности  позволят учителю создать мотивационные и методические условия для разработки итогового занятия по теме «Диалог культур».

Электронные  разработки  уроков предназначены  для учителей ОРКСЭ, работающих в 4- 5-х  классах.  Их можно  использовать  как один из вариантов  исследовательской  работы.

     Приобретенные знания и навыки помогут ученикам расширить представление об окружающем их мире, познакомиться с замечательными  памятниками  истории, что в свою очередь поможет  понять такие термины, как  «культурная традиция», «духовность», «нравственность» «патриотизм»,  «Родина».

Заместитель директора по НМР

ГБОУ СПО «Светлоградский

педагогический колледж»

кандидат педагогических наук                                                          Е.А. Зорина



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю ОРКСЭ по разработке творческого проекта с учащимися 4-5-х классов

  1. «Что такое творческий проект? Как его разрабатывать?»

 В силу возрастных особенностей учащихся 4- 5-х классов, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, и преобладания у них наглядно-предметного мышления  работа над творческим проектом может быть построена на конкретном примере. Например,  народный праздник «Масленица».  

Этап первый. «Что такое творческий проект? Как его разрабатывать?»

На каждой парте текстовый документ о праздновании масленицы и иллюстрации  по теме. Задание детям: внимательно прочесть текст, рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы учителя.

Учитель: О чем данный текст? Что вы видите  на картине? А что такое масленица?  (подведение детей к понятию праздника) Как вы думаете, что такое праздник? Что вы знаете о праздниках? Какие бывают праздники? Придумайте слово, которое характеризует праздник, не пропуская ни одной буквы.

П – приятный

Р – радость

А – артисты

З – задорный

Д – доброта

Н – наслаждение

И – искра

К - команда

         Следующий этап Сегодня  на уроке мы  познакомимся с новым словом – творческий проект.  С чего начинается работа над проектом? Где найти информацию, как правильно её оформить и представить свой творческий проект. Чтобы понять значение этого слова, мы попытаемся обыграть праздник, о котором сейчас говорили. Представьте, что ни мы, ни люди вокруг нас не знают, что такое праздник «Масленица»? Как он проходит? Какому событию посвящен этот праздник? Что делают люди во время этого праздника? И поэтому наша задача представить праздник «Масленицы» так, чтобы  вызвать интерес у окружающих нас людей.

А как вы думаете, с чего мы начнем работу над проектом? Нам надо собрать информацию об этом празднике. Откуда мы сможем получить интересующую нас информацию? (Ответы учащихся).

Источники информации (ромашка): родители; компьютер, книга, телевидение.

Следующий этап. Посмотрите, как много источников информации. Один человек может не успеть собрать всю информацию. Поэтому над творческим проектом обычно работают группами. Одна группа – идет в библиотеку, изучает книги. Вторая – опрашивает родителей, родственников. Третья группа – ищет информацию в интернете.

Следующий этап.  Информация собрана, обсудили все вопросы, уточнили  то, что было не понятно. А теперь надо подумать, как представить её и поделиться полученной информацией, с окружающими нас людьми. (Мнения детей). Это может быть рисунок, кроссворд, газета, праздник, альбом, игра.  А все это и есть результат нашего творческого проекта.

Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «творческий проект», основными этапами работы над проектом, видами источников получения информации, разными вариантами представления проекта.

Мы узнали об одном народном празднике « Масленица».

Домашнее задание:   привлекая родителей,  подготовить творческий проект о  народных праздниках   народов России,  которые нам мало  известны.

   Рефлексия: 1). Что понравилось на уроке? 2). Что не понравилось?

3). Остались безразличны   (Смайлики)

Алгоритм создания творческого проекта  (для учеников 4-х классов)

  1. Выбор темы проекта.
  2. Определения важности проекта.
  3. Сбор информации (опрос родителей, работа с книгой, компьютером).
  4. Оформление и представление проекта.

Заместитель директора по НМР

ГБОУ СПО «Светлоградский

педагогический колледж»

кандидат педагогических наук                                                          Е.А. Зорина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по ведению проектной деятеьности

Участие в проекте способствует формрованию ИКТ - компетентности учащихся....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

Методические  рекомендации  по  ведению  классного журнала...

Методические рекомендации по ведению Личных дел работников

Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личное дело оформляется после издания приказа о приеме на работу.Как правило, в ...

методические рекомендации ведение мяча

ведение баскетбольного мяча...

Методические рекомендации «Основы преподавания предметной области «Технология» модуля «Художественная обработка материала»» направление: «Технологии ведения дома»

Методические рекомендации «Основы преподавания  предметной области «Технология»  модуля «Художественная обработка материала»»  направление: «Технологии ведения дома»...

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...