Субъект-субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»
материал по теме

 

Выступление на педсовете в качестве руководителя группы

 Субъект - субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»

     Субъект - субъектные отношения – это межличностные отношения, которые основываются, прежде всего, на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на уникальность каждого из субъектов  (словарь по психологии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 г. Муром Владимирская область

МБОУ СОШ №13

Снисар Г.Д. учитель I категории

Выступление на педсовете в качестве руководителя группы

     Субъект - субъектные взаимоотношения

                       «учитель-родитель»

     Субъект - субъектные отношения – это межличностные отношения, которые основываются, прежде всего, на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на уникальность каждого из субъектов  (словарь по психологии).

     Необходимой предпосылкой и одновременно результатом осуществления субъект - субъектных отношений между учителем и родителем является педагогическая деятельность, которая осуществляется не в форме воздействия на родителей (субъект - объектные отношения), а в форме взаимодействия учителя и родителя. В этих отношениях предполагается открытость для взаимодействия, необходимость равноправного сотрудничества и взаимопонимания. Это взаимодействие выступает как интегрирующий фактор педагогического процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. Переход к педагогическому взаимодействию позволяет обеспечить развитие, как учителя, так и родителя.

     В своей работе, почти каждому учителю приходилось быть классным руководителем. Будучи классным руководителем, учитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, взаимодействует с родителями. Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учёта этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

    Работа с родителями направлена на то, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы «не стирались» семьёй. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь ученик и его развитие.

     Необходимо создать единую воспитывающую среду, в которой воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей и саморазвитие (самовоспитание) родителей».

     По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

     Родители сами определяют судьбу своего ребёнка, имеют собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношения с ребёнком, своё собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся.

     Согласно воспитательной позиции взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой  учебно-воспитательного процесса;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. участие во всех видах внеурочной деятельности
  4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

    Так,  ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Будучи классным руководителем всё, что происходит в жизни класса и школы, довожу до сведения родителей, советуюсь с ними, вовлекаю в совместную  работу.

     При психолого-педагогическом просвещении провожу тематические классные часы и лектории, приглашаю учителей предметников, школьного психолога, интересуюсь мнением родителей на проводимую учебно-воспитательную работу в школе, провожу индивидуальные встречи с родителями, и родителей с учителями предметниками, при необходимости посещаю семьи учащихся.

    Участие во всех видах внеурочной деятельности включает в себя походы и экскурсии, а так же их организацию, вечера, турниры, ремонт и благоустройство школы. Участие в работе Управляющего Совета, школьных и классных родительских комитетах.

     Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся - первый аспект-оказание психолого-педагогической помощи учащимся. Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешение противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, профилактика правонарушений, пагубного влияния улицы, вовлечение в кружки, секции во внеурочное время.

     Взаимодействие классного руководителя с общественными организациями родителей предусматривает работу с родительскими комитетами школы и класса, Управляющим  Советом и т.д.

     При проведении родительского собрания стараюсь руководствоваться следующим правилом:

  1. перед началом собрания «оставляю за дверью» плохое настроение
  2. длительность собрания не более 1,5 часов
  3. самый приятный звук для человека – его имя, кладу перед собой список с именами и отчествами родителей
  4. перед началом собрания объявляю вопросы, которые планирую обсудить
  5. начинаю с позитивного, затем говорю о негативном, завершаю собрание предложениями на будущее
  6. предупреждаю родителей, что не вся информация может стать достоянием детей
  7. благодарю всех, кто нашёл время придти
  8. в личной беседе оцениваю успехи детей относительно их возможностей
  9. довожу до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
  10. родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку

     

    Стараюсь НЕ:

  1. осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы;
  2. сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  3. давать негативную оценку всему классу;
  4. ругать нерадивого ребёнка при всех, а прошу задержаться родителя после собрания;
  5. избирать для общения назидательный тон.

     По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счёте – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. И наилучшая ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу, когда хотят, чтобы ребёнок учился именно в этой школе. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Усталому родителю и учителю-родителю в частности"

Презентация создана по матеиалам одноименной книги психолога Алины Бакеевой. Материал заставит задуматься о многом.......

Родительское собрание "Учитель - родитель. Качество и эффективность взаимного общения"

Родительское собрание "Учитель-родитель. Качество и эффектиность взаимного общения"....

Субъект-субъектные отношения.

В статье рассмотрены основные филосовские и психологические смыслы понятий "субъект" и "отношение" и их значимость для современного учебно-воспитательного процесса....

Субъект-субъектные отношения на уроках русского языка и литературы.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы субъект-субъектных отношений в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС, применения современных педагогических технологий. Abstract: ...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Конфликт в жизни учителя «учитель –родитель», «учитель –ученик» и пути преодоления.

Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты...

Презентация к родительскому собранию "Усталому родителю и учителю-родителю в частности"

Презентация создана по материалам одноименной книги психолога Алины Бакеевой.Материал заставит задуматься о многом.......