Эссе "Мой незабываемый класс"
материал (11 класс) по теме

Размышление о роли классного руководителя в воспитании толерантности, уважения учащихся друг к другу и к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_nezabyvaemyy_klass.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мой незабываемый класс.

  Меня зовут Самсина Лариса Геннадиевна. Я стала учителем 30 лет назад. Я всегда знала, что буду учить детей, что буду к ним максимально справедлива, что буду давать ученикам все, что в моих силах. И эта мечта осуществилась. Спасибо тем, кто был  рядом со мной  с детских лет. Это  Галкина Нинель Борисовна, учитель русского языка и литературы, человек огромной души. Она смогла увлечь литературой и своим отношением к жизни.  Деева Марианна Васильевна, учитель музыки, стала близким человеком, потому что умела чувствовать душевный настрой ребенка. Модель своего поведения я,  безусловно,  брала от них, замечательных педагогов.   Что же главное в этой модели поведения учителя и классного руководителя? Прежде всего – уважение к ученику, тактичность, стремление понять внутренний мир человека, бережное отношение к его переживаниям, чувствам, мыслям. Я стремлюсь стать ученикам старшим товарищем, взрослым другом, воспитывать их не лекциями и нравоучениями, а дружеской беседой, своим примером. В своей деятельности я стремлюсь находить подход к каждому, вовлекая в разговор, в дело, в урок. И часто ученики, для которых школа была чем-то чужим, становятся добрее, отзывчивее, им становится интересно жить в коллективе, учиться, общаться  друг с другом. Сплачивание коллектива – дело сложное и кропотливое, дело не одного дня. И когда я получила 10 класс, собранный из двух коллективов со своими интересами и приоритетами, было сложно. С чего начать? На кого опереться? Как себя вести? Наверное, так чувствует себя  каждый, кто входит впервые в класс. И хотя за плечами был опыт, было ощущение старта, начинающегося полета!

   Никогда не надо себя ломать, переделывать, а необходимо уловить волну, на которой находится класс, и идти вместе с классом, неторопливо увлекая его в сторону добра, справедливости, интересного дела. Таким интересным делом стал для нас театр. Я знала , что большая группа ребят еще в 7-9 классах посещала московские театры. И мы стали ходить в театр! Сначала 7-8 человек, потом 10-13, а к концу 11 класса 15-16 моих учеников не представляют себе школьной жизни без театра. Искусство театра, актерское мастерство, режиссерский замысел – предмет наших обсуждений  и бесед. Мы просто собираемся на разговор. Мы были потрясены спектаклем «Мертвые души» театра им Маяковского, разбирали жизнь героев Островского по пьесам Малого театра, полюбили  разные спектакли театра Моссовета и Вахтангова. Не это ли то увлечение, которое останется со многими на долгие годы. Отвечу – да.  Я считаю, что учить и научить может только человек творческий и неравнодушный, увлечь – учитель заинтересованный. Нет, мы не ограничивались только поездкой в театр. Мы гуляли по городу, узнавали Москву. Мы прошли весь прекрасный центр нашего города: Тверскую улицу, Арбат, Кузнецкий мост, Бульварное кольцо, у нас появились любимые места, мы узнавали историю создания памятников, фотографировались на память в атмосфере позитивного отношения к миру и друг к другу.

 Не только поездки сближают людей, но и общие дела, а отношение к ним ребят  показывает, насколько удалось сплотить детей, воспитать в них чувство ответственности и взаимовыручки. Каждый год в нашей школе проводится Новогодний праздник, и по традиции его готовят ученики 11 класса, выпускники, на выступление приходят младшие школьники. Так получилось, что совместно мы успели выбрать только сценарий, причем осовременили и переработали его сами ребята. Я оказалась в больнице буквально за три недели до выступления. Очень переживала, созванивалась с ребятами, но они меня удивили. Самостоятельно проводили репетиции, подбирали костюмы, находили варианты музыкального сопровождения. И самое главное – не подвели! Три генеральные репетиции мы провели вместе, а потом было выступление. На новогодний праздник пришли малыши, праздничные, веселые, и они не были разочарованы.  Мои ребята устраивали конкурсы, танцевали, пели, показали спектакль.  Какой заряд энергии получили все мы.

  И еще хочу поделиться такими мыслями. Учитель приходит в школу не только преподавать свой предмет, он приходит отдавать  детям свое сердце, любовь, доброту. И если когда-нибудь  вложенное зерно добра и любви даст всходы хотя бы в одном ученике,  значит,  мы работали не зря. И мне хочется, чтобы мои ребята, какие бы разные они не были, увидели, что в жизни  должны быть духовные ценности, нравственные критерии. Поэтому на наших встречах мы обсуждаем вопросы, волнующие молодежь. Их действительно интересует мнение взрослого человека. Продолжением  уроков литературы становятся разговоры о дружбе, любви, долге, подвиге, материнстве. Я стараюсь быть откровенной с ребятами, чувствуя это, они не боятся высказываться о себе, своей семье, о своих сомнениях и трудностях. С некоторых пор, уже два года, особенным для меня стал день моего рождения. Каждый год этот день  - экзамен для меня как учителя.  Почему? Не знаю, но в этот день я чувствую какую-то особенную ответственность, мне кажется, что дети ждут от учителя многого в этот день.  Я готовлюсь к этому экзамену и волнуюсь. Первым испытанием был вечер, на который я пригласила ребят, предупредив, что их ждет сюрприз. Пришли многие ученики, мы создали непринужденную атмосферу кафе, где можно выпить чаю с печеньем и конфетами. Я предложила ребятам, это же мой праздник, послушать мои любимые стихи. Я рассказывала о поэтах, читала стихи Есенина С., Асадова Э., Высоцкого В. , отвечала на вопросы. Как по-новому слушали лирику дети! Я была удивлена и поражена . Даже тот, кто делал вид, что ему безразлично происходящее(есть такие ученики) слушали, реагировали на происходящее.

  Получается идиллическая картина. Нет, конечно, есть сложности, недопонимание, беседы по душам после какого-либо происшествия.  Есть сомнения и у меня. Все ли я делаю правильно? Как  вести себя в той или иной ситуации? Как добиться желаемого результата?

   И вот 2012 год,  мой 11 класс в этом году сдает экзамены, уходит в жизнь .В день моего рождения я решила говорить с ребятами по-взрослому и предложила провести встречу под названием «Сто вопросов взрослому». Они восприняли это с энтузиазмом. За две недели до дня встречи творческая группа объявила о том, что можно присылать свои вопросы. Вопросов набралось более 30. И это для меня стало настоящим испытанием.  Ребят интересовали вопросы, связанные с предстоящими выборами,  с толерантностью, их  интересовало мое мнение о семье, браке, молодежи, о выборе профессии, конечно, обо мне и моих мыслях и чувствах по разным вопросам школьной и личной жизни.  Это был замечательный разговор. Как сейчас помню их внимательные лица, совсем другие глаза, желание уловить важное для себя, может быть, созвучное своим сформировавшимся взглядам. Как было удивительно, что пришли мои ребята на встречу не с пустыми руками!  Подарок этот для меня навсегда останется незабываемым.  Помните фильм «Розыгрыш»? Учительница расплакалась, когда увидела огромную фотографию, на которой были выпускники разных лет. Мои дети, я еще могу их так называть, тоже подарили большую фотографию нашего 11 класса со своими  пожеланиями! Не это ли самое ценное в нашей работе?! Чувствовать взаимопонимание, уважение друг к другу.

 Скоро мои дети улетят из родного гнезда. 26 человек выйдет в жизнь. Пусть они будут счастливы, здоровы, умны, пусть им сопутствует удача.  Главное, что всегда, я хочу в это верить,  они будут чувствовать, что они – КЛАСС, что есть в мире родственники по имени одноклассники, и есть их, уже бывший, классный руководитель ,который о них помнит и любит. Такая у нас работа!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Незабываемые впечатления

Статья, написанная учениками, об участниках  форума «Одарённые дети»....

Незабываемое путешествие по Азии

Интегрированный урок -путешествие: физика + география 7 класс. Базовый курс...

Статья "Незабываемый маршрут"

В статье автор делится впечатлениями о полевой практике географов на Кавказе (Республика Адыгея)....

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

“An Enjoyable Trip to London” (Незабываемое путешествие в Лондон)

Практическое  совершенствование речевых умений и навыков неподготовленной речи по темам “Путешествие”, “Лондон”....

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

План-конспект урока и презентация "Незабываемая экскурсия в Лондон" в 5 классе.

   План -конспект урока по английскому языку "Незабываемая экскурсия в Лондон" составлен к учебнику М.З.Биболетовой "Английский с удовольствием" в 5 классе. Тип урока: обобщающий.Вид ...