Мультимедийная презентация как способ повышения мотивации к изучению предмета
статья по теме

Парфенова Татьяна Александровна

Доклад с мультимедийным приложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_motivaciya.rar813.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийной презентации как способ повышения мотивации к изучению литературы

Новое время диктует новые требования к развитию образовательной системы, требует новых подходов в обучении, новых технологий преподавательской деятельности, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникативных.

Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин вполне обосновано, т.к. способствует эффективному усвоению учебному материала посредством воздействия на три канала восприятия человека:

  1. визуальный,
  2. аудиальный,
  3. кинестетический.

Это позволяет решать различные задачи современного урока:

  1. увеличить объем материала за счет экономии времени,
  2. расширить возможности применения дифференцированного подхода в обучении,
  3. осуществить межпредметные связи.

Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Проводимую работу по использованию ИКТ  условно разделяют по следующим направлениям:
1. Использование готовых программных продуктов;
2. Работа с программами MS Office (Word, Power Point);
3. Работа с ресурсами Интернет;
4. Работа с интерактивной доской.

Современную школу уже невозможно представить без процесса информатизации образования. Информационная компетентность учителя становится одним из условий эффективности современного урока.

Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Такой подход вряд ли обоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, уроки с использованием ИКТ оказываются очень интересными как для ученика, так и для учителя.

Отличие задач, стоящих перед учителем-словесником при применении информационных технологий от других учителей-предметников заключается в том, что работа словесника предполагает работу с текстом, художественным текстом, книгой. На уроках русского языка и литературы учитель ставит целью формирование орфографической и пунктуационной зоркости, обогащение словарного запаса учащихся, обучение владением нормами литературного языка, формирование знаний лингвистических и литературоведческих терминов.

В сочетании с традиционными формами учебного процесса использование ИКТ позволяет:

  1. развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, развивать творческие способности учащихся,
  2. формировать у школьников умение работать с информацией,
  3. развивать коммуникативные способности,
  4. создать благоприятный психологический климат на уроках.

Презентация является одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на русского языка и литературы:

  1. обогащает урок эмоциональной окрашенностью; 
  2. психологически облегчает процесс усвоения; 
  3. возбуждает живой интерес к предмету познания; 
  4. расширяет общий кругозор учащихся и повышает производительность труда.

Основная функция презентации – служить наглядным материалом. 

Наиболее широко медиапрезентацию можно использовать на уроках изучения биографии, где она служит основной формой проведения урока, т.к. несет значительную часть информационной нагрузки для учащихся, а для учителя служит опорным конспектом.

При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя.

Презентацию удобно использовать для уроков, построенных в форме заочных экскурсий. Компьютер с мультимедийным проектором  заменяет всю совокупность технических средств обучения: доску  и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

На традиционных уроках целесообразно использовать презентацию для знакомства учащихся с иллюстративным материалом, воспроизведения отрывков из театральных постановок, фильмов или музыкального материала, а также для воспроизведения необходимой текстовой вспомогательной информации или создания кластера.

Презентации могут использоваться на уроках-викторинах или в ходе проведения литературных гостиных, где важна определенная атмосфера, которую помогает создать используемая в презентации музыка или видеофрагменты.

Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

Так же презентация может стать индивидуальным заданием при подготовке учеником какого-либо сообщения или доклада к уроку, а также формой проведения зачета по той или иной теме. Можно предложить учащимся как создание полноценной презентации, так и создание отдельного слайда, который потом становится частью общей отчетной работы.

Вторая функция презентации – информативная.

В связи с тем, что дети мало читают классическую литературу, ИКТ позволяет использовать небольшие по объему тексты, которые можно вывести на экран, задания, вопросы, чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними.


Уроки, посвященные обзорным темам (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции и т.п.) также могут содержать презентационный материал. Цель таких презентаций - подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. создание медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей и поэтов;
  2. повышение качества обучения;
  3. усиление интереса к изучению предмета;
  4. рациональное распределение времени урока;
  5. доступность изложения материала.

     

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Но, безусловно, говоря обо всех достоинствах ИКТ, нельзя не озвучить некоторые недостатки, с которыми часто учителя сталкиваются в своей педагогической деятельности:

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

 

3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.

 

5. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

6. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам данного урока, учебным возможностям конкретного класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Конечно, нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование ИКТ должно быть разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 335

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы

«Использование мультимедийной презентации как способ повышения мотивации к изучению литературы»

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ № 335

Парфенова Татьяна Александровна

г. Пушкин, 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета.

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета....

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,  происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ор...

Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.

Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...