Статьи
методическая разработка на тему

статьи и методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valikova_vist-1.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon igrovaya_tehnologiya_na_uroke_matematiki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и физики на основе личностно ориентированного подхода»

Учитель: Валикова Мария Викторовна

Мы, учителя математики знаем, что наш предмет -  один из самых сложных для учащихся, но и самый интересный, ведь Математика - это язык для выражения строгой мировой гармонии и по словам М.В.Ломоносова "Всё, что находится в природе, математически точно и определённо".                                                                                                                                          

Но  способности усвоения знаний у всех учащихся разные. На уроке одна из трудностей  обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить вниманием всех учащихся, нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.

  1. Что делать?
  2. Как построить учебный процесс?
  3. Чему я хочу научить своих учеников?
  4. Как побудить школьников к активному, осознанному усвоению знаний, к формированию высокой и устойчивой мотивации к обучению математике?

Каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы, ищет эффективные методы и средства организации образовательного процесса  в собственной практике и  в опыте своих коллег.

Для активизации познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся  мы реализуем личностно ориентированный подход на уроках физики и математики.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это  обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся,  к которым следует отнести:

- пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

- творческое мышление;

- способность находить и выражать оригинальные идеи;

- изобретательские порывы и богатое воображение;

- интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

- гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Чтобы развить у учащихся эти умения необходимо учить их умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, планировать и проводить экспериментальную работу, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать их в виде статей или рефератов.

Используя личностно ориентированный подход в обучении, целесообразно применять  следующие   технологии:

  1.  технология дифференцированного обучения,
  2. технология модульного обучения,
  3. технология проектного обучения,
  4. технология коллективного способа обучения,
  5. технология интегрированного урока,
  6. информационно-коммуникационные   технологии,
  7. игровая технология
  8. адаптивная система обучения.

В личностно ориентированном обучении  предполагается иная позиция педагога:

  1. оптимистический подход к ребенку,  стремление педагога видеть перспективы развития личностного его потенциала;
  2. умение максимально стимулировать развитие ребенка;
  3. отношение к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию;
  4. опора на  интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию;
  5. создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  6. создание ситуации выбора на уроке;
  7. Воспитание у учащихся умения планировать и самоконтролировать результаты своей работы
  8. создание ситуации успеха у школьников.

Изменяется  и тип взаимодействия «учитель-ученик»: 

от командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Такая  совокупность действий педагога, направлена на стимулирование и желания ребенка использовать  на уроках ранее приобретенные знания, умения и навыки, что в свою очередь  является развитием познавательного интереса.

Для поддержания  мотивации учебной деятельности необходимо учитывать следующие методические подходы:

  1. изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика,
  2. учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
  3. введение системы творческих заданий,
  4. использование педагогами таких речевых оборотов, как: “У вас обязательно получится..”, “Тебе особенно удалось это объяснение”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Использование вышеуказанных речевых оборотов  положительно сказывается на  эмоциональном настрое, на работе учащихся  в течение всего урока.

Сочетание  различных форм коллективной и индивидуальной работы так же способствует формированию интереса к учению:

  1. работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки;
  2. групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
  3. межгрупповое взаимодействие при обобщении материала;
  4. индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу, творческих работ и проектной деятельности.

Создание на уроках ситуации активного общения, не только монолога, но и диалога, полилога, позволяют ученику выразить себя и  проявить инициативу.

Ориентирование педагога только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и низкого уровня. Поэтому, на различных этапах урока необходимо создавать  ситуацию выбора, для поддержания познавательной деятельности у школьника.

Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Такие задание можно оформить наглядно, проводить уроки – презентации,  которые позволяют не только эффективно  и полезно использовать время на уроках, но и способствовать развитию интереса и творческих способностей учащихся.

«Математика – наука для глаз, а не для ушей», К.Ф. Гаусс.

Этап изучения нового материала.

На этом этапе необходимо создать проблемную ситуацию на уроке, заинтересовать ребят поиском решения той или иной проблемы, привлечь ребят к  проектной деятельности, к самостоятельному составлению конспектов и  выбору информации по правилам, составлению научной картотеки. Всё  это способствует  развитию логического мышления и получению  глубоких, прочных и, главное, осознанных знаний по изучаемой теме. Важным и значимым становятся  жизненные  математические сведения. Задачи  практического содержания решаются и воспринимаются учащимися   лучше.

Этап применения знаний  и закрепление изученного материала.

Необходимо использовать дифференцированный подход, предложить  учащимся карточки разного уровня сложности,  позволяющие ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала,  пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности:

К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

К II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.

К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к ПРЕДМЕТУ.

Этап проверки знаний.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, необходимо определить, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определить требования к освоению учащимися изучаемой темы.

При задании на дом указывать не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставить право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показывать слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи.

Необходимо в конце урока обсуждение с детьми не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Вывод

Личностно ориентированный подход  – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно - урочной системы обучения. Личностно ориентированный подход способствует развитию  интеллектуальной  деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей,  обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и физики необходимо  создать   субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  3. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
  4. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
  5. Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
  6. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Издательство «Учитель», 2003.

 



Предварительный просмотр:

Валикова Мария Викторовна

учитель математики

Проектная и научно исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

     На уроках математики учитель преподает учащимся систему знаний, умений и навыков, сложившихся в XIX веке. Основной вид деятельности - решение задач. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Использование проектной технологии на уроках математики способствует: развитию мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, повышению их интеллектуального уровня, раскрытию творческих способностей.

      Тема моего  самообразования «Проектная и научно – исследовательская деятельность учащихся на уроках математики»

     Цель самообразования: Используя проектную технологию, создать   условия,  при которых математическое образование наполнится знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, а точнее  с тем, что ему интересно и с тем, что его интересует в реальной жизни.

   Какие задачи я перед собой ставлю на уроке или  во время внеклассной работы с учащимися.

Учить:

  1. развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, постановка цели, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  2. самостоятельно и с интересом  приобретать недостающие знания из разных источников;
  3. развивать умения, работать в различных группах;
  4. развивать системное мышление, грамотно использовать в речи математические термины;
  5. применять математические знания и умения в реальных ситуациях;
  6. высказывать, аргументировано и  отстаивать своё мнение.

Прививать навыки:

  1. самостоятельной творческой работы;
  2. самоконтроля и взаимоконтроля.

Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой, вносить посильный вклад в достижение общего результата.                                          

     В основе метода проектного обучения лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия, 1997).

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

       1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;                                                                                                                 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

        3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

        4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

       5)глубокое, осознанное усвоение  базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий учителя и учащихся.

       С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.  Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития: погружение в проект, планирование, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка процесса и результатов работы. На каждом этапе степень активности учеников  и учителя различны.

        На уроках использую задания:

- разрезать квадрат или прямоугольник с известными сторонами из частей составить другую фигуру, найдите её площадь;

 - творческое задание:  из геометрических фигур составить рисунок паркета или линолеума - начертить развёртки и склеить модель геометрических фигур;

- придумать и иллюстрировать самим задачи на пройденные темы, индивидуально или в парах.

Результативность использования проектной технологии:

  1. 2008-2009 - исследовательский проект «Круги Эйлера» - 2 место в городе;  
  2. 2009-2010  -  исследовательский проект «Вероятность глобального потепления» - 2 место в городе;                                
  3. 2010-2011 -  исследовательский проект «Проблема Российских дорог»                - 2 место в городе;
  4. 2011-2012 проект 7б класса «Живая геометрия» -1 место в городе.

Использованная литература

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  3. Интернет ресурсы


Предварительный просмотр:

 «Игровые технологии на уроках математики »

учитель математики  Валикова М.В.

   Чтобы привлечь интерес к математике и изменить отношение учеников к занятиям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Так же увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Для этого на уроках математики, я стала широко применять элементы современных образовательных технологий, в том числе  элементы игоревой технологии.

     Использование игры в процессе обучения математики связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач. В ходе игры ученик получает свободу выбора заданий и форм деятельности. Игровая технология улучшает эмоциональный фон урока, развивает речь, память, смекалку, что в свою очередь способствует возникновению и развитию любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно пробудить интерес к математике. В процессе игры  дети сосредоточиваются,  начинают мыслить самостоятельно, в процессе игры развивается внимание, увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Я использую элементы игровой технологии  на разных этапах урока.

На уроках в 5-6 классах  я применяю следующие дидактические игры:

-для устного счёта: магический квадрат, «Морской бой»;

-задачи-шутки, сказки, экскурсии;

- соревнование  «Кто быстрее» - на доске записывается цепочка примеров, учащиеся по рядам, последовательно находят значение выражения.   Или  записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки. Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность

- соревнование   художников на доске записаны координаты точек, если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Ребятам эти игры очень нравится. Можно предложить для домашнего задания самим задать координатами и начертить любую фигуру.

- «Испорченный телефон» 

“Числовой луч. Одни учащиеся отмечают указанные точки на числовом луче, другие выписывают координаты поставленных точек.

“Измерение углов. Транспортир”. Одни ученики строят заданные углы, другие находят градусные меры построенных углов.

 “Координатная прямая. Координатная плоскость”. Одни ученики называет координату точки, а другой отмечает её на координатном луче или на координатной плоскости.

На уроках в 7-8 классах  я применяю следующие дидактические игры:

- Соревнование художников  можно использовать на уроках алгебры, например при изучении тем: «Функция y = kx + b и её график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.

- Кто быстрее подымится по лестнице . Тема: «Решение квадратных уравнений». Учащиеся класса делятся на три команды. Каждой команде предлагается серия заданий вида:

                                                                                                   

  1. Найти значение выражения  –x2 + 9x – 2 при x = -1.                                                          
  2. Решить уравнение x2 + x – 2 = 0                                          
  3. При каком значении k уравнение   16x2 + kx +9 = 0 имеет один корень или нет корней?                                  

имеет корень x1 = 8. найдите x2 и коэффициент b.                                                                              

На доску проецируется рисунок (без ответов).

К доске вызываются по ученику - представители команд. Выполнив первое задание, они записывают ответ на первую ступеньку, затем  их сменяют другие участники команды. Побеждает та команда, которая быстрее поднимется по лестнице.

     Так же в теме «Квадратные уравнения» можно предложить задачи вида:  «Участники заседаний обменялись рукопожатиями, и кто-то подсчитал, что всех рукопожатий было 66. Сколько человек явилось на заседание?»

    На уроках геометрии при изучении темы «Параллелограмм», можно предложить задачу :  «Собака и лиса устроили соревнование по бегу. Они договорились, что победитель будет тот из них, кто, пробежав по двум смежным дорожкам поляны, имеющей форму четырехугольника, первым прибежит из одной вершины в противоположную. Известно, что две смежные стороны АВ и ВС поляны связаны с соотношением ВС=2АВ. Какой формы должна быть поляна, чтобы можно было установить соотношение скоростей собаки и лисы, при котором собака победит лису?»

     Учащимся старших классов предлагаю деловые игры, марафоны знаний, практикумы. Учащиеся принимают участие во внеклассных мероприятиях по математике на методических неделях, в межрегиональных заочных математических олимпиадах им. Олехника и «Авангард», в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру».

Большую помощь при подготовке к урокам мне оказывают книги:

Я.И. Перельмана «Живая математика» и «Занимательная алгебра».

“ Предметные недели в школе. Математика.” Л. В. Гончарова;

“Дидактические игры на уроках математики” В. Г. Коваленко;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....