Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.
статья по теме

Данилова Диана Юрьевна

Обзор форм и методов диагностики результатов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.

Данилова Д.Ю., учитель математики, Архангельская СОШ,

E-mail: dianaDnl@mail.ru

При выборе форм и методов проверки успеваемости обучаемых принципиальное значение имеет достижение ими образовательного минимума содержания образования по математике. Письменный контроль позволяет более активно проверить знания учащихся, чем устный, поэтому использую несколько видов организации письменного контроля, придерживаясь общих требований к контролю и оценке знаний и развития учеников: контроль:

1. контроль и оценка состояния подготовки по математике должны быть ориентированы на достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения;

2. контроль и оценка знаний должны проводиться не только по количественным (объём усвоенных знаний, сформированность умений и навыков), но и по качественным показателям (сознательность, глубина, прочность, действенность усвоенных знаний и навыков);

3. контроль и оценка фактических знаний должны сочетаться с контролем и оценкой состояния обученности, обучаемости и развития учащихся;

4. содержание контроля и оценки должно отражать принятый уровневый подход, и ученик должен иметь право выбора обучения и контроля;

5. результаты контроля должны достоверно отражать реальную картину.

Следующие формы проверки и контроль знаний учащихся стимулируют творческие способности, стремление к самостоятельному поиску, формируют интеллектуальные качества:

- письменная контрольная работа (дифференцированная, рейтинговая);

- тестовые работы;

- тематические зачёты;

- математические диктанты.

Контроль можно проводить в таких формах:

1. Самостоятельные работы: кратковременные 10-15 минут (проверка знания формул, определений; математические диктанты); на весь урок (решение задач); занимательного характера (решение кроссвордов, отгадка ребусов, охватывающих тему).

2. Контрольные работы: по темам; за четверть; итоговые.

3. Зачёты: индивидуальные, командные, парные; устные или письменные; по теории (в старших классах); по решению задач; тестовые; занимательные или с элементами занимательности; в форме семинара.

При проведении зачётов нужно применять дифференцированный подход к учащимся.Для каждой формы работы подбираются задания трёх уровней:

1 уровень - на понимание математических понятий, воспроизведение формул и формулировок.

2 уровень - на применение типовых заданий в нетиповой, но знакомой ситуации.

3  уровень – применение типовых заданий в нестандартной и незнакомой ситуации.

Задания 1 уровня должны выявить: умение воспроизводить учебную информацию и умения решать типовые задачи по типовым формулам.

Задания 2 уровня должны выявить: способность ученика воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию и применять усвоенные типовые способы действия в нетипичной, но знакомой ситуации. Поэтому предлагаются задания, где необходимо предварительное преобразование условия задачи, уточнение ситуации задачи или приспособление методов решения уже известных алгоритмов к ситуации данной задачи.

Задания 3 уровня должны выявить: творческий уровень усвоения, возможности переноса типовых заданий в совершенно новую «задачную» ситуацию, вывод новых формул, незнакомых ученику. Но такие задачи можно предлагать только во время текущего контроля. А на итоговом контроле ограничиться заданиями, в которых субъективная новизна проявляется не в новой для ученика деятельности, а в новом, ранее не встречавшемся сочетании типовых задач и в новом сочетании известных объектов в задаче.

Фиксация результатов контроля – конечная цель диагностики.

Результатом контроля является определение успешности учащихся в предметной подготовке как в групповом. Так и на индивидуальном уровне. Индивидуальная оценка позволяет сравнить успешность ученика со средне-групповыми результатами, определить динамику его успешности. Контроль, проводимый по нескольким направлениям, позволяет не только зафиксировать результаты в виде оценок, но и содержательно оценить успешность учеников по этим направлениям.

Два первых направления (выявление объёма освоенного содержания предмета(стандарта) и выявление уровня освоения содержания предмета) представлены во всех контрольных работах. Два других направления могут быть представлены в зависимости от обозначенных целей контроля. Определение качества предметных достижений учащихся по двум ведущим критериям осуществляется интегрировано.

Таблица оценки успешности ученика по двум критериям: по освоенности содержания предмета (на базовом уровне) и по уровням выполнения заданий.

По освоенности содержания предмета

По уровням выполнения заданий

Не имеют базовой подготовки, не выполняют задания базового уровня (1).

Имеют базовую подготовку, но не выполняют задания базового уровня.

Не имеют базовой подготовки, но выполняют задания базового уровня

Имеют базовую подготовку и выполняют задания базового уровня (2).

Не имеют базовой подготовки, но выполняют задания повышенного уровня (2).

Имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (3).

Не имеют базовой подготовки, но выполняют задания высокого уровня.

Имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (4).

Успешность ученика по (1) оценочной позиции оценивается оценкой «2».

Успешность ученика по (2) оценочной позиции оценивается оценкой «3».

Успешность ученика по (3) оценочной позиции оценивается оценкой «4».

Успешность ученика по (4) оценочной позиции оценивается оценкой «5».

Оценки выставляются на основе диагностированной успешности учеников по двум направлениям (первым) и носят интегрированный характер. Оценка выставляется по количеству баллов, которые набрал ученик, в зависимости от количества выполненных заданий. Бальная система оценки даёт лучший дифференцирующий результат, более пригодна для рейтинговой оценки успешности ученика, но требует перевода в традиционную 5-бальную систему оценок. Используя разнообразные формы контроля, по прохождению каждой большой темы (раздела, параграфа) ученику выставляется средняя оценка (состоящая и оценок по теме) и отмечается на графике. Который показывает уровень усвоения учащимися основных тем курса. Такая диагностика наглядно показывает какие темы усвоены лучше, какие хуже. Это позволяет более качественно провести работу по ликвидации пробелов в знаниях усащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль в обучении французскому языку как средство измерения учебных достижений учащихся

Контроль должен давать представление о достижении промежуточных и конечных целей обучения французскому языку, но не может ограничиваться сугубо практической целью – проверкой усвоения знаний и выработ...

Диагностика учебных достижений учащихся по обществоведческим дисциплинам.

 Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением    качества ...

Использование тестовой технологии для контроля и диагностики учебных достижений учащихся

Тестовый контроль является одним из способов оценки качества индивидуальных достижений обучающихся...

Организация учебной деятельности учащихся в обучении математики

Материал предназначен для учащихся средних классов, общеобразовательных школ....

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....

Приказ об итогах диагностики учебных достижений учащихся 8 классов

Приказ об итогах диагностики учебных достижений учащихся 8 классов общеобразовательных организаций города Когалыма по математике в 2015-2016 учебном году...

Использование методов оценивания учебных достижений учащихся с применением ИКТ в обучении родному языку

Представлены различные методы оценивания учебных достижений учащихся с применением ИКТ (комплекс Mimio Studio (система голосования и тестирования MimioVote); функциональный конструктор тестов easyQuiz...