Статья "Талантливые дети"
статья по теме

Федосеева Дарья Викторовна

Статья-размышление об одном из пяти ведущих направлений президентской инициативы "Наша новая школа" - развитии системы поддержки талантливых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_talantlivye_deti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка талантливых детей.

Одним из пяти ведущих направлений "Нашей новой школы" является система поддержки талантливых детей, поскольку, по мнению разработчиков данного документа, "одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

И это, безусловно, так. Одаренные дети – это будущее России, активное, творческое, деятельное поколение, способное создавать, а не разрушать. Какие же задачи стоят перед современным педагогом в решении этой проблемы?

Задача 1 – «Найти».

Как же «узнать», найти, выявить ребенка талантливого, одаренного? На мой взгляд, талантливый ребенок всегда отличается высокой познавательной и творческой активностью, часто  нестандартностью и глубиной мышления, стремлением к поиску новых путей, стремлением к самовыражению, к творческой и поисковой деятельности, а также высоким темпом развития.

Задача 2 – «Создание условий для личностного (интеллектуального, творческого) роста».

Педагог должен индивидуально для каждого одаренного ребенка выстроить своеобразную систему движения вперед, «систему точек роста». Эта работа напоминает работу ювелира – огранку самородка. Нужно приучать ребенка к ежедневной, кропотливой работе над собой. Ничего не дается сразу и ничего не приходит само собой – закон жизни. Ребенок должен это понять. Например, интеллектуальная деятельность – поисковая, исследовательская предполагает постановку целей и задач, составление плана, методичную работу по сбору, систематизации, обобщению материала, наблюдение. Спорт – каждодневные тренировки, и так с любой другой сферой деятельности талантливого ребенка. Но это все невозможно, конечно, без особой атмосферы творчества – когда ребенок чувствует себя заметным, когда ощущает, что он может достичь большего, когда его деятельность вызывает одобрение учителя, уважение одноклассников. Без поддержки родителей также не обойтись. Поэтому школа и родители должны действовать совместно на благо ребенка.

Задача 3 – «Явить миру»

Талантливый ребенок должен быть заметным.  Дети нуждаются в ситуации успеха, в доле соревновательности, возможности «показать себя» на всех уровнях. Это всевозможные олимпиады, конференции, конкурсы районного, областного, российского масштаба, которые должны проходить на постоянной основе. Должны быть охвачены талантливые дети всех возрастных групп. Одаренный ребенок из села должен в равной степени, как и ребенок из города, иметь возможность проявить себя. Возможно создание творческих интернет-сообществ для одаренных детей (общение, обмен опытом, всевозможные конкурсы).

Задача 4 – «Всеобщая поддержка, тесная связь»

В трудную и кропотливую работу по развитию одаренных детей должно включиться все общество – в первую очередь, вузы, учреждения культуры, общественные организации и т.д. Что это дает? Возможность научных публикаций, льготные условия при поступлении в выбранное учебное заведение в будущем (вербовка кадров), выступление творческих коллективов на каких-либо крупных, масштабных мероприятиях, материальная поддержка, поощрение детей.

Вовремя увидеть, не потерять, провести в течение всего периода становления, дать толчок к самовыражению, дать возможность самореализации – вот задача современной школы.

Дополнительное образование в системе поддержки талантливых детей.

Система дополнительного образования дает большие возможности для развития одаренных детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы  дополнительного   образования , поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития  дополнительного   образования .

Помимо того, что различные кружки, творческие объединения помогают раскрыть талант ребенка, о котором возможно он сам не знал, раскрыть его одаренность, они также способствуют развитию коммуникативных качеств, «креативности », уверенности в себе (а как же выступления на сцене), сплочению творческого коллектива. Вокал, хореография, художественное творчество, драматическое искусство – спектр возможностей так широк, что позволяет каждому талантливому ребенку проявить себя.

Почему-то в наше время театральные студии, кружки забыты, а, на мой взгляд, драматическое искусство – это одна из самых благоприятных сфер для развития одаренного ребенка. Занятия в драматическом кружке развивают речь ребенка, правильную дикцию, учат владеть ораторскими приемами, выражать эмоции, они способствуют развитию творческого мышления, потребности создавать. Ребенку, занимающемуся в театральном кружке легче даже переносить какие-то возрастные трудности, он лучше чувствует себя в любом коллективе, так как становится более коммуникабельным, открытым.

Проблема современного общества – полное отсутствие интереса к чтению и у детей и у взрослых. Последствия этого катастрофичны – повальная безграмотность, падение нравственного уровня. Дети – «визуалы», им интереснее смотреть на картинку, движущуюся картинку, чем на длинные ряды черных букв. Поэтому герои литературных произведений для них порой серы, мертвы, неинтересны. Драматическое искусство – это волшебство. Оно способно оживить любого литературного героя, мало оживить – ребенок имеет возможность стать им, прочувствовать его изнутри. Его горести, проблемы, его сложность и противоречивость, многогранность.

Вот и работа над художественным образом, проникновение в идейный замысел произведения, вот и личностное отношение к происходящему. А в целом, в итоге – изменение отношения к литературе, потребность в чтении.

Множество произведений русской и зарубежной литературы доступны для постановки на школьной сцене. Гоголевские “Вечера…”, “Ревизор”, “Недоросль” Фонвизина, рассказы Чехова …и многое другое. Дети начинают смотреть совсем другими глазами. Они видят новый неизведанный увлекательный мир, где они хозяева и творцы.

 А сколько открытий для педагога! Как может незаметный, тихий ребенок вдруг раскрыться на сцене, растрогать, рассмешить, заставить задуматься. Как дети умеют чувствовать и передавать чувства! Насколько творческий детский коллектив становятся сплоченнее, отношения теплее.

Драматическое искусство уникально еще и тем, что оно позволяет органично соединяет в себе и другие виды искусств – и музыку, и хореографию, и даже живопись, а значит и дает возможность ребенку проявить себя в разных сферах.

Ребенок талантливый – это ребенок творческий, то есть способный творить, создавать, в том числе, и наше будущее. Талантливому ребенку порой очень трудно пробиться в жизни. И так актуальны слова Льва Озерова: “Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...