РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Архитектурное материаловедение» для специальности 270101 «Архитектура»
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Архитектурное материаловедение»

для специальности  270101 «Архитектура»

2011

        


Рабочая программа учебной дисциплины «Архитектурное материаловедение»  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта   по специальности   среднего профессионального образования  270101 «Архитектура» базовой подготовки, укрупнённая группа 270000 «Архитектура и строительство».

 

Организация-разработчик: Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж

Разработчик: Гиркало Н.М., преподаватель дисциплины «Архитектурное материаловедение».

 

Рекомендована предметной комиссией общестроительного цикла

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года №28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

Заключение Экспертной комиссии № ____________  от «____»__________ 20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                            

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                    

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                              

ДИСЦИПЛИНЫ     «АРХИТЕКТУРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»                      

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «АРХИТЕКТУРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными стандартами по специальности среднего профессионального образования: 270101 «Архитектура».

Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 270101 «Архитектура» среднего специального образования и призвана формировать общие (ОК 1-10) и профессиональные компетенции (ПК 1.1.; ПК 1.2; ПК 2.1.; ПК 2.2.).

        

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

«Архитектурное материаловедение» является общепрофессиональной дисциплиной и направлена на формирование у студентов теоретических основ и практических навыков по использованию строительных материалов. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

      - эксплуатационно-технические, эстетические свойства материалов, их

         классификация;

- основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 135 часов, в том числе:

        обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 90 часа;

        самостоятельная работа обучающегося  45 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

     лабораторные занятия

18

     практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:

 - завершение и оформление отчётов по лабораторным и практическим работам;

- решение задач по теме;

- подготовка и оформление рефератов.

9

14

22

Итоговый контроль предусмотрен форме экзамена по завершению курса


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Архитектурное материаловедение»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы архитектурного материаловедения

Тема 1.1. Классификация  строительных материалов, физическая сущность их свойств понятие о качестве

Содержание учебного материала

4

1

Основные принципы классификационных схем строительных материалов: по общности основного сырья , по функциональному назначению (конструкционные, конструкционно-отделочные, отделочные).

Взаимосвязь свойств строительных материалов и рациональных областей их применения в конструкциях, отделки зданий и сооружений.

Определения, методы и единицы измерения, сравнительные показатели ряда важнейших эксплуатационно-технических свойств, в т.ч. плотности, пористости, гигроскопичности, влажности, водопоглащения, влаго- и водостойкости, термостойкости, огнестойкости, огнеупорности, звукопоглощения, коррозийной стойкости, прочности, пластичности, упругости, твердости, истираемости.

Определения и методы измерения эстетических характеристик- формы, цвета и его параметров, фактуры, рисунка (текстуры).

Понятие о качестве, цель проведения квалиметрического анализа.

1

Лабораторные работы

Лабораторные занятия №1-3 «Изучение основ современных методов измерения показателей свойств строительных материалов».

Изучение принципиальных схем измерения показателей свойств материалов, знакомство с оборудованием и приборами: для определения показателей структурных весовых характеристик, влажности, гигроскопичности, водопоглащения, морозостойкости, прочности, деформативных характеристик, твердости, истираемости цвета и его параметров, формы, фактуры, рисунка.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Завершение и оформление отчётов по лабораторным работам №1-3

4

Тема 1.2. Древесные строительные материалы

Содержание учебного материала

6

1

Сведения об основных древесных породах, используемых для производства строительных материалов: виды, свойства, возможные пороки; способы защиты древесины от гниения и возгорания.

Основные технологические операции при производстве древесных строительных материалов, в то числе для отделки лицевой поверхности.

Номенклатура и свойства древесных строительных материалов, а также материалов на основе древесных отходов.

Современные представления об эффективности древесных материалов с эстетической, экологической технико-экономической точек зрения.

1

Лабораторные работы

Лабораторное занятие № 4  «Изучение свойств древесных строительных материалов».

Изучение микро- и макроструктуры, определение проценты поздней древесины, пороков древесных строительных материалов, оценка их внешнего вида и размеров, Сравнение полученных показателей с требованиями Государственных стандартов (ГОСТов).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач по теме «Древесные строительные материалы»

6

Тема 1.3 Строительные материалы из природного камня

Содержание учебного материала

6

1

Общие сведения о природном камне, генетическая классификация горных пород и их именования. Минералогический состав и основные характеристики горных пород, применяемых в архитектурно-строительной практике.

Основы технологии обработки природных каменных материалов, способы обработки лицевой поверхности.

Номенклатура, свойства природных каменных материалов, их долговечность.

Современные представления об эффективности применения природных каменных материалов с эстетической, экологической и технико-экономических точек зрения.

1

Лабораторные работы

Лабораторное занятие № 5 «Изучение свойств строительных материалов из природного камня».

Изучения характера структуры и твердости горных пород, видов и характеристик фактур природных каменных материалов, оценка их внешнего вида и размеров. Сравнение результатов с требованиями ГОСТов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов по теме «Применение природного камня при монументальном строительстве в Санкт-Петербурге»

4

Тема 1.4. Керамические строительные материалы

Содержание учебного материала

6

1

1

Краткая характеристика сырьевых материалов. Основы технологии производства керамических строительных материалов: способы формования, отделки лицевой поверхности.

Номенклатура керамических строительных материалов: стеновых, кровельных, для наружной и внутренней облицовки, санитарно-технических, специального назначения; керамические краски.

Свойства керамических строительных материалов и пути их совершенствования.

Современные представления об эффективности керамических материалов с эстетической, экологической и технико-экономической точек зрений.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия № 6-7  «Изучение свойств керамических строительных материалов».

Определение термостойкости керамических плиток для внутренней облицовки стен, прочностных показателей кирпича керамического лицевого. Оценка внешнего вида и размеров, керамических конструкционно-отделочных и отделочных строительных материалов. Сравнение полученных показателей с требованием ГОСТов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач по теме «Керамические строительные материалы»

4

Тема 1.5. Строительные материалы из стекла и других минеральных расплавов.

Содержание учебного материала

5

1

1

Характеристика сырьевых материалов для стекла, каменных и шлаковых расплавов. Основы технологии производства строительного стекла и изделий из него: способы формования и отделки лицевой поверхности.

Номенклатура строительных материалов из стекла; светопрозрачные листовые стекла и стеклоизделия, не прозрачные облицовочные стеклоизделия, а также стеклокристаллические и спец назначения. Строительные материалы из каменных и шлаковых расплавов.

Эксплуатационно-технические, оптические, эстетические характеристики строительных материалов из стекла и других минеральных расплавов.

Современные представления об эффективности строительных материалов из стекла с эстетической, экологической и технико-экономической точек зрения.

Лабораторные работы

 Лабораторное занятие № 8  «Изучение свойств строительных материалов из стекла».

Определение термических блоков стеклянных пустотелых; ударной прочностью стекла плоского закаленного, степени полосности стекла оконного, Оценка внешнего вида и размеров строительных материалов из стекла и других минеральных расплавов. Сравнение результатов с требованиями ГОСТов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов «Декоративное стекло в отделочных работах»

2

Тема 1.6. Металлические строительные материалы.

Содержание учебного материала

4

1

Сведения об основах производства и вида черных и цветных металлов, используемых для выпуска строительных материалов.

Основы технологии производства металлических строительных материалов: способы формования, декоративной и защитной обработки.

Номенклатура металлических материалов для современного строительства. Свойства металлических строительных материалов, их долговечность в конструкциях и пути ее повышения. Связь структуры и формы металлических профильных изделий с экономическими показателями их использования.

Современные представления об эффективности металлических материалов с эстетической, экологической и технико-экономической точек зрения.

1

Лабораторные работы

Лабораторное занятие № 9  «Изучение номенклатуры и способы отделки металлических Строительных материалов».

Изучение номенклатуры профильных металлических материалов, их внешнего вида после различной декоративной и защитной обработки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Завершение и оформление лабораторной работы № 9

2

Тема 1.7. Минеральные вяжущие строительные материалы на их основе.

Содержание учебного материала

6

1

Минеральные вяжущие вещества, их классификация и виды, свойства. Другие сырьевые компоненты, в том числе заполнители, для производства строительных материалов.

Основы технологии производства: способы формования и отделки лицевой поверхности искусственных каменных материалов на основе минеральных вяжущих.

Основные номенклатура и свойства рассматриваемых строительных материалов: цементных бетонов, железобетона строительных растворов, асбестоцементных, гипсовых силикатных.

Современные представления об эффективности строительных материалов на основе минеральных вяжущих с эстетической, экологической и технико-экономических точек зрения.

1

Лабораторные работы

Лабораторные занятия № 10, 11, 12.  «Изучение свойств строительных материалов на основе минеральных вяжущих веществ»

Определение прочностных показателей бетона разрушающими неразрушающими методами. Оценка внешнего вида и размеров образцов декоративных бетонов и растворов, асбестоцементных, гипсовых и силикатных изделий. Сравнение полученных показателей с требованиями ГОСТов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов на тему «Новые отделочные материалы на основе гипсовых вяжущих веществ»

2

Тема 1.8. Строительные материалы на основе полимеров

Содержание учебного материала

4

1

Природные и искусственные полимеры, наполнители и другие сырьевые материалы, применяемые для производства полимерных строительных материалов; способы формования и отделки лицевой поверхности.

Номенклатура строительных пластмасс: рулонные, листовые, плитные, монолитные и другие строительные материалы различного, в том числе специального назначения.

Свойства полимерных строительных материалов.

Современные представления об эффективности рассматриваемых материалов с эстетической, экологической технико-экономической точек зрения.

1

Лабораторные работы

Лабораторные занятия № 13, 14.  «Изучение свойств строительных материалов на основе полимеров».

Определение твердости и упругости линолеума, твердости и предела прочности при растяжении стеклопластика. Оценка внешнего вида и размеров рулонных, листовых и плитных строительных материалов на основе полимеров. Сравнение строительных материалов на основе полимеров. Сравнение полученных результатов с требованиями ГОСТов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Завершение и оформление лабораторных работ № 13,14

3

Тема 1.9. Строительные материалы специального назначения

Содержание учебного материала

4

1

Номенклатура и свойства кровельных, гидроизоляционных, герметизирующих, теплоизоляционных, звукопоглощающих и лакокрасочных строительных материалов.

Современные представления об их эффективности с экологической и технико-экономической точек зрения.

1

Лабораторные работы

Лабораторные занятия № 15, 16.  «Изучение свойств строительных материалов спецназначения, включая лакокрасочные».

Определение водопоглащения и водопроницаемости гидроизоляционных и кровельных материалов, теплостойкости рубероидами битумно-полимерных изделий, коэффициента теплопроводности пенопластов. Изучение вязкости, укрывистости, степени высыхания, гибкости, адгезии красочных составов. Сравнение полученных показателей с требованиями ГОСТов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач по теме «Лакокрасочные материалы»

4

Тема 2.1. Методические основы рационального выбора и применения строительных материалов.

Содержание учебного материала

4

1

Основные тенденции развития и совершенствования материальной палитры современного архитектора. Основные критерии эффективности строительных материалов с эстетической, экологической технико-экономической точек зрения и методические основы их рационального выбора

1

Практические занятия

Практические занятия № 1, 2. «Выбор строительного материала»

Выбор строительных материалов для предлагаемого назначения с учетом современных критериев эффективности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата на тему «Палитра современного архитектора»

2

Тема 2.2. Применение строительных материалов для несущих и ограждающих конструкций

Содержание учебного материала

4

1

Опыт и примеры применения строительных материалов для несущих и ограждающих конструкций жилых, общественных, промышленных зданий.

1

Практические занятия

Практические занятия № 3, 4. «Применение конструкционных строительных материалов».

Изучение примеров применения строительных материалов для несущих и ограждающих конструкций зданий сооружения различного функционального назначения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов по теме «Современные конструкционные материалы»

4

Тема 2.3. Применение строительных материалов для наружной и внутренней отделки зданий.

Содержание учебного материала

6

1

Опыт и примеры применения строительных материалов для отделки жилых, общественных и промышленных знаний. Взаимосвязь восприятия архитектурного объекта и эстетических характеристик отделочных строительных материалов.

1

Практические занятия

2

2

Практическое занятие № 5, 6, 7, 8.  «Применение отделочных материалов»

Изучение примеров применения строительных материалов для отделки зданий различного функционального значения

Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов «Новые отделочные материалы»

4

Тема 2.4. Применение строительных материалов в ландшафтной архитектуре, дорожном строительстве, реставрации памятников архитектуры

Содержание учебного материала

5

1

Основные требования, предъявляемые к строительным материалам и изделия в ландшафтной архитектуре, дорожном строительстве, реставрации памятников архитектуры.

Специфика рассматриваемых строительных материалов, своеобразие строительных материалов, своеобразие строительных материалов русской исторической архитектуры, опыт их применения.

1

Практические занятия

Практическое занятие № 9  «Применение материалов в русской архитектуре».

Изучение своеобразия строительных материалов русской архитектуры на фасадах ряда исторических зданий при проведении учебно-ознакомительной экскурсии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов на тему «Строительные материалы в русской архитектуре»

4

Всего:

135


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Для реализации программы дисциплины «Архитектурного материаловедения» имеется кабинет и лаборатория архитектурного материаловедения.

         Оборудование учебного кабинета : 

- учебные столы;

- стулья;

- доска;

- стенды;

- образцы строительных материалов;

- макеты

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

-  ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства – рисунки и иллюстрации к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.

        Оборудование  лаборатории  и рабочих мест лаборатории:

- пресс для испытания материалов на сжатие;

- прибор Вика;

- виброплощадка;

- комплект сит для испытания инертных заполнителей;

- формы кубиков и балочек;

- конус для испытания строительных растворов;

- усечённый конус для определения подвижности бетонной смеси;

- коллекция горных пород;

- образцы керамических материалов, материалов на основе пластмасс, лакокрасочных материалов, кровельных и гидроизоляционных материалов.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Перечень рекомендуемых учебных изданий .

Основные источники:

  1. 1.   Байер B.E. Архитектурное материаловедение . Учебник. –М., «Архитектура-С»,       2006.
  2. Комар А.Г. Строительные материалы и изделия. Учебник. –М., 2007
  3. Полоскина З.А. Учебное пособие «Лекционный курс по архитектурному материаловедению» для студентов строительных техникумов. Журнал. –М., 2008
  4. Электронный журнал для архитекторов и дизайнеров "A3D.ru" - "Архитектура Дизайн Декор Диспут", статьи, диспуты, концепции, проекты, постройки
  5. Журнал «Архитектура и строительство», 2009
  6. Журнал «Вестник Московского архитектурно-строительного университета», 2009
  7. Журнал «Архитектурный вестник», 2005
  8. Микульский В.Г. Строительные материалы (Материаловедение). - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004
  9. Рыбьев И.А. Строительное материаловедение. Учеб. пособие для строит. спец. вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2004
  10. Баженов В.К., Милых Т.И. Материаловедение. Учебное пособие. Москва: РГОТУПС, 2003
  11. В. А. Невский. Строительное материаловедение: Учеб. пособие– 2-е изд., – Ростов н/д: Феникс, 2009
  12. Тихонов Ю. М. Современные строительные материалы для частей зданий: Учеб. пособие / Ю. М. Тихонов; СПбГАСУ. – СПб., 2006.

Дополнительные источники:

 Периодические издания:

  1. 72427 Материаловедения
  2. 70886 Строительные материалы
  3. 67040 Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века.
  4. 82769 Строительство: новые технологии - новое оборудование
  5. 67043 Сухие строительные смеси

 Интернет-ресурсы -

catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

Методические разработки:

- Конспект лекций для студентов по дисциплине «Архитектурное материаловедение», 2007.

- Тестовые задания для итоговой государственной аттестации студентов очной формы обучения по дисциплине «Архитектурное материаловедение», 2005.

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентного подхода при преподавании дисциплины  «Архитектурное материаловедение» используются современные образовательные технологии: практикоориентированное обучение, информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (практические и лабораторные занятия, групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний и умений используется просмотр и оценка практических работ и лабораторных работ, выполненных учащимися на занятиях в аудитории и выполненных самостоятельно во внеаудиторное время.

Промежуточная аттестация установлена в конце семестра в форме дифференцированного зачёта.

Итоговый контроль предусмотрен форме экзамена по завершению курса.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «АРХИТЕКТУРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий.

Текущий контроль:

- проверка и оценка отчётов по практическим и лабораторным работам;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- коллоквиум;

- семинар

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

      - эксплуатационно-технические, эстетические свойства материалов, их

         классификацию;

Текущий опрос:

- фронтальный опрос;

- проверка и оценка практических работ;

-групповая консультация

- основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий.

Рубежный контроль:

- коллоквиум;

- тестирование.

Итоговый контроль предусмотрен форме экзамена по завершению курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по математике "Математика в архитектуре"

Рабочая программа курса "Математика в архитектуре" составлена в соответствии с требованиями к составлению рабочих программ. Курс расчитан на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к математике и жела...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП .04 Основы материаловедения по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Данная рабочая программа разработана для профессии 150709.02  Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение по профессии 190631.01 Автомеханик

Данная рабочая программа может быть использована  по профессии  190631.01  Автомеханик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" для специальности СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УБЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение   для специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного трансп...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" , для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР

Владения указанным видом профессиональной деятельности и даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоения дисциплины должен приобрести  практически...

Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение для специальности 072501 Дизайн

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 072501 Дизайн (по отраслям).Программа учебной дисциплины мож...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.01 Материаловедение для СПО 54.02.01 Дизайн

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 Материаловедение является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по спец...