Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся
статья по теме

 

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»  А.С.Макаренко

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов

 

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс  самообразования и саморазвития.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.

Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным  самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.

Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15.03.2012.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

«Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся».

      Эпиграф педсовета: "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский) 

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»  А.С.Макаренко

Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

в профессиональной сфере (знание своего предмета);

в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);

в сфере педагогической психологии и т.п.

В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.

В начале учебного года, педагоги, выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.

Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.

На основании выбранной темы  разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

Дистанционные курсы для педагогов.

Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.

Дистанционные конкурсы.

Дистанционные эвристические олимпиады.

Педагогические форумы.

участие в проектах дистанционного образования

Наименование проекта

Кол-во детей

Кол-во педагогов

Телешкола.

38

«Учитель нашей новой школы»

5

Современные подходы к реализации технологического образования школьников

1

Стратегические направления развития образования

1

Управление качеством образования в условиях модернизации образования

1

Вебинар «Моя современная школа» «Нормативно –правовое регулирование образовательного процесса»

«Правовое обеспечение  воспитательного процесс в школе»

2

1

1

Менеджмент: «Управление школой в условиях модернизации образования»

1

Проектирование образовательного процесса в информационно – образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС (ЭОР)

5

участие в проекте Дневник.ru (количество участников) - 39

участие педагогических работников в Интернет-проектах:

Название проектов

Кол-во участников

создание блогов

16

страниц на сайтах

7

собственные почты

42

Всероссийский проект  «Русский  медвежонок для учителей»

3

Региональный фотопроект «Остановись мгновенье. Ты прекрасно!

2

Региональный проект «Проба пера». Рубрика поэтическое творчество учителя

1

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.

Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.

Самообразование  будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):

  1. недостаток времени;
  2. состояние здоровья;
  3. разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
  4. недостаточная поддержка со стороны администрации;
  5. собственная инерция;

Факторы, стимулирующее саморазвитие:

  1. интерес к работе;
  2. возрастающая ответственность за результаты труда;
  3. пример коллег;
  4. организация труда в школе;
  5. внимание администрации к возникшей проблеме;
  6. новизна деятельности;
  7. обучение на курсах;
  8. пример и влияние администрации;
  9. организация методической работы в школе;
  10. возможность получения признания в коллективе.

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс  самообразования  и саморазвития.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.

Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным  самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.

Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

Единая методическая тема школы:

«Обновление  содержания и технологий образования, обеспечивающее   качество образования и компетентностный подход». 

Цель:  создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личности своей стратегии поведения, способов существования, направления самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Месяц

Мероприятие

Участники

1.

ноябрь

Мастер-класс (Районный)

Применение современных педагогических  технологий с целью повышения мотивации обучающихся к изучению математики.

Отв. Утробкина О.П.

Лапченкова Т.И.

Стрельникова С.А.

Утробкина О.П.

2.

декабрь

Теоретический семинар  (Школьный)

Современный урок и его роль в формировании у обучающихся умений учиться.

Отв. Утробкина О.П.

Буркина Л.В.

Сошникова Р.Е.

Черкасова О.Н.

Лапченкова Т.И.

Половинкина Н.В.

Стрельникова С.А.

3.

декабрь

Теоретический семинар: «Учитель года 2012»

Отв. Утробкина О.П.

Кинзбурская Т.В.

Шепелева Н.И.

Сошникова Р.Е.

Буркина л.В.

4.

январь

Круглый стол  (Районный)

«Реализация ФГОС НОО средствами курса математики образовательной системы «Планета знаний»

Отв. Мишукова О.И.

Мишукова О.И.

Буркина Л.В.

Фролова Г.Е.

Зуева М.А.

5.

февраль

Практический  семинар (Школьный)

Дополнительное образование как важный фактор формирования мотивации

к  развитию и самореализации личности

Отв. Утробкина О.П.

Попова Г.П.

Кайдаш Л.М.

Сошникова Р.Е.

Зуева М.А.

Попова Г.П.

Ананьева О.М.

Клопыжникова М.В.

Утробкина О.П.

6.

февраль

Методический фестиваль(Районный)

«Шаг к успеху»

Отв.Утробкина О.П.

Утробкина О.П.

Буркина Л.В.

Сутормина Н.А.

Карпушова Н.Н.

Головина Н.П.

Рябихина Г.А.

7.

февраль

Районный конкурс: «Учитель года 2012»

Мишукова О.И.

Утробкина  О.П.

Сошникова Р.Е.

8.

март

Психолого-педагогические чтения (Школьный)

"Психологическая защита как ответная реакция ученика на стрессовую ситуацию"        

Отв.Утробкина О.П.

Куртунова А.Е.

Лукина И.М.

9.

март

Семинар-практикум (Школьный)

Духовно-нравственное воспитание и обучение в образовательном учреждении

«Профильное обучение гуманитарным предметам в школе в контексте национальных приоритетов развития духовного воспитания и  образования в России»

Отв Утробкина О.П.

10.

АПРЕЛЬ

Научно-практическая конференция (Школьный)

"Интеллект-2012" –

«Я – исследователь»

Отв. Утробкина О.П.

Квалификация работников в 2012 году.

Всего 44.

Аттестовано: 70 %

Не аттестовано: 30%

Высшая категория: 6 человек, 13%

1 категория -19 человек, 43%

2 категория –  4 чел, 9 %

Соответствие – 2 человека, 5%

Не аттестованы – 13 человек,  30%

Хотелось бы отметить учителей: Буркину Л.В., Сутормину Н.А., Мишукову О.И., Фролову Г.Е., Зуеву м.А., Сошникову  Р.Е., Лапченкову т.И., Стрельникову С.А., Головину Н.П., Кайдаш Л.М., Куртунову А.А., Попова Г.П., Ананьеву О.М.., которые постоянно совершенствуют свое мастерство, проявляют творческую активность.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА  ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ МБОУ СОШ №1

Наименование проекта

Тип проекта

1. «Живая память поколений».

социальный

3. «Шахматы - королевская игра».

социальный

4. «Эко – питомник».

социальный

5. «Сосновские бугры – жемчужина поселка»

социальный

6. «Здоровая школа – школа здоровья»

социальный

7. «Праздник для стариков»

социальный

8. «Подарок просто так»

социальный

9. «К цветку цветок к сердцу сердце»

социальный

10. «Компьютер в каждый дом»

социальный

11. «Юниор».

социальный

12.«Новая инновационная школа».

управленческий

Наличие экспериментальных площадок:

Первые шаги к лидерству  - региональный уровень

Формирование универсальных учебных действий в классе компенсирующего обучения школьный уровень

Дневник.Ру. – школьный уровень

Участие педагогов в конкурсах:

МБОУ Сосновская СОШ №1

   Школа/конкрсы

            педагоги

Муницип.

Регион.

Всерос.

1

Всероссийский конкурс школьных сочинений «Моя семья»

Ветрова Е.П.

Топоркова О.А.

Епихина Л.Д.

Сошникова Р.Е.

2

8 конференция научно-педагогического общества учащихся 9-11 классов «Педагогический олимп»: Профессиональный выбор: историко-культурные традиции России.

2

Карпушова Н.Н.

Шепелева Н.И.

3

Областной конкурс учебно-методических разработок нетрадиционных уроков производственного и теоретического обучения преподавателей учреждений профессионального образования «Современный урок: от традиций к инновациям»

1

Половинкина Н.И.

4

Творческий конкурс по профилю «История» специальность «Социальная работа»

1

Шепелева Н.И.

5

«Дорога глазами детей»

1

Казьмин М.Н.

6

«Проектная деятельность в системе дополнительного образования»

3

7

Областной  творческий конкурс

обучающихся общеобразовательных учреждений

«Г.Р.Державин и Тамбовский край»

1

Топоркова О.А.

8

Областной конкурс школьных агитбригад «Здоровая еда – здоровое поколение»

3

Зеленина В.М.

Ананьева О.М.

Попова Г.П.

9

Областной конкурс школьный конкурс агитбригад «Спорт – как альтернатива вредным привычкам»

3

Зеленина В.М.

Ананьева О.М.

Попова Г.П.

10

VIII конференция областного научно-педагогического общества обучающихся 9-11 классов «Педагогический олимп»

2

11

Международный творческий конкурс «Звезды нового века»:

- номинация «Поэзия»

1

12

Международная детская творческая олимпиада «KID OLIMP»:

- номинация «Поэзия»

- декоративно-прикладное искусство

2

13

Районный турнир одновременной игры с международным гроссмейстером Михаилом Крыловым.

4

ИТОГО:

20

Участие педагогов в конкурсах за 1 полугодие.

Название конкурса

Победители конкурса

Количество участников

Всероссийский конкурс школьных сочинений «Моя семья»

4

4 Ветрова Е.П.

Топоркова О.А.

Епихина Л.Д.

Сошникова Р.Е.

8 конференция научно-педагогического общества учащихся 9-11 классов «Педагогический олимп»: Профессиональный выбор: историко-культурные традиции России.

участники

Карпушова Н.Н.

Шепелева Н.И.2

Областной конкурс учебно-методических разработок нетрадиционных уроков производственного и теоретического обучения преподавателей учреждений профессионального образования «Современный урок: от традиций к инновациям»

-

1 Половинкина Н.И.

Творческий конкурс по профилю «История» специальность «Социальная работа»

участники

1 Шепелева Н.И.

«Дорога глазами детей»

1

1 Казьмин М.Н.

«Проектная деятельность в системе дополнительного образования»

участники

3

Областной  творческий конкурс

обучающихся общеобразовательных учреждений

«Г.Р.Державин и Тамбовский край»

-

1

Областной конкурс школьных агитбригад «Здоровая еда – здоровое поколение»

участники

3

Областной конкурс школьный конкурс агитбригад «Спорт – как альтернатива вредным привычкам»

участники

3

VIII конференция областного научно-педагогического общества обучающихся 9-11 классов «Педагогический олимп»

участники

2

Районный турнир одновременной игры с международным гроссмейстером Михаилом Крыловым.

4

4

Конкурс сочинений «За что я люблю свою школу»

1

1 Епихина Л.Д.

«Русский медвежонок для учителей»

4

4 Буркина Л.В., учителя нач. классов.

«1001 идея интересного занятия с детьми»

участник

1 Мишукова о.И.

Конкурс стихов и коротких рассказов (Общество любителей русской словесности)

участник

1 Мишукова О.И.

Педагогический ОЛИМП (Международная творческая олимпиада)

Номинация:

-Художественная фотография

- поэзия

-«Знаем, помним, гордимся»

1

1 Мишукова О.И.

Первенство района по баскетболу

2

2

Первенство района по волейболу

2

2

Первенство области по волейболу

1

1

Областные «Сельские игры» по волейболу

1

1

 40% учителей в 1 полугодии 2012 года прошли курсы повышения квалификации.

Периодически выходят публикации о проведенных мероприятиях. Недостатки в работе:

  1. Слабая активность педагогов  при проведении открытых уроков и мероприятий.

(Квалификационный справочник)

  1. Низкий уровень активности в конкурсах (нежелание детей участвовать).
  2. Не своевременное заполнение методических паспортов.

Рекомендации:

  1. 1. Для повышения качества знаний обучающихся, мастерства педагогов использовать   на   уроках   и   во   внеурочное   время  современные  инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий.
  2. 2.Продолжать методическое совершенствование  учителя  для повышения его профессионализма.
  3. 3.Активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "

Презентация педсовета  включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы  дифференциации.Предложена последовательно...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

«Информационная образовательная среда – один из факторов повышения качества образования».

В наше время уже трудно представить работу образовательных учреждений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знани...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

Программа профессионального самообразования "Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся"

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...

Доклад «Самообразование учителя истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся».

ДОКЛАД на тему «Самообразование учителя истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся»....