Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Людмила Анатольевна Баурина

Занятие проводится для  учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь»

Практикум.


 Понятие о ране.  Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь.

Практикум.

Цели:

1.Обучающие:

Изучение алгоритма оказания первой медпомощи при ранениях

Формирование первичных навыков определения типа ранения

 

 2. Развивающие:

Развитие мышления (логического, образного при работе с текстом);

Развитие устной речи учащихся (монологическая, диалогическая речь).

Развитие памяти (установка на воспроизведение материала в конце урока);

3. Воспитательные:

а). Воспитание активной жизненной позиции.

б) Воспитание гуманизма, сострадания, милосердия.

4.Тип занятия: комбинированное

5.Используемые педагогические технологии:

Игровая

Проблемного обучения

Групповые

Компьютерная

Педагогика сотрудничества

6.Технические средства и наглядные пособия:

Плакат с эпиграфом занятия

Таблички с опорными краеведческими терминами.

Жетончики для проверки знаний по краеведению.

Видео сюжет « Крым -2009, первая помощь пострадавшему» (приложение в электронном виде)

« Экспертные листы» для оценки работы на уроке

Дидактические карточки с заданиями « Виды кровотечений»

Презентация нового материала(приложение в электронном виде)

Манекены, медицинская аптечка.

7. Этапы занятия

№ п\п

Этапы

1

Организационный

Проверка внешней и внутренней ( психологической ) готовности учащихся к занятию

2

Проверка домашнего задания

Беседа с использованием опорных терминов

3

Подготовка к активному и сознательному усвоения нового материала

Обеспечение мотивации и принятия учащимися целей познавательной деятельности, актуализация опорных умений

4.

Формирование новых знаний

Обеспечение процесса восприятия, осознание, осмысливания первичного обобщения, систематизация нового материала

5.

Закрепление новых знаний

Проверка понимания сущности новых понятий

6.

Формирование умений и навыков

Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

7.

Подведение итогов занятия

Анализ успешности достижения цели, оценивание работы учащихся на уроке.

8.

Домашнее задание

Мотивирование домашнего задания, инструктаж по выполнению

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Преподаватель  отмечает отсутствующих и проверяет готовность группы к занятию.

Эпиграфом к сегодняшнему занятию я взяла слова Бернарда Шоу «  Теперь каждый из нас умеет летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле…»

План урока:

Повторение темы « Краеведение. Ногинск – от предка нашего города до 20 века»

Новая тема, в процессе изучения которой мы многому научимся.

Закрепление пройденного материала, т.к. полученные знания пригодятся вам на протяжении всей жизни.

2.Проверка домашнего задания:

-На доске вы видите опорные термины предыдущей темы:

Село Рогожи – 13 начало 14 вв.

Иван Калита

Рогожский Ям

Ямская слобода -15-17 вв

Ямская гоньба и т.д.

-Ваша задача – дать небольшую информацию по любому из них. За правильный ответ каждый получает жетончик, который пригодится позже.  Старшие ребята могут дополнять и отвечать, и получать свои жетончики.

Преподаватель подводит итог занятия.

3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 - Сегодня я прошу вас помочь мне сформулировать тему  и цель нашего  занятия. Туристский поход  - это увлекательное путешествие, в котором можно ещё лучше узнать нашу Родину – увидеть её города и сёла, подняться в горы, походить по лесам и равнинам, побывать во всех её уголках. Поход – это маленькая жизнь, и как в любой жизни -  и здесь нас могут постигнуть мелкие, а иногда и крупные неприятности, к которым любой турист должен быть готов. А если он ещё и умеет  не пасовать перед ними и с достоинством преодолевать, такого мы называем настоящим туристом..

Чтобы уточнить тему занятия, покажу один сюжет.

Показ видеосюжета из похода « Крым.2009. Первая помощь».

Обсуждение сюжета.

Как бы развивались события, если бы в группе не нашлось людей ,умеющих оказать ПМП?

Успешный поход зависит от правильной и заблаговременной подготовки.

Учащимся предлагается сформулировать тему.

Формулировка темы « Первоначальная медицинская подготовка», а первое занятие – «  Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская  помощь» – (открывается тема – первая страница презентации)

- Можем мы теперь предположить, каковы цели нашего урока? (формулируются совместно с учениками)

Научиться распознавать виды кровотечений

Уметь оказывать первую медицинскую помощь в зависимости от вида кровотечений

- Только ли в военное время мы сталкиваемся с ранениями?

Ежегодно в России гибнет:

бытовой и производственный травматизм – 100 тыс. человек

в ДТП- 30 тыс. человек

тонет- 15 тыс . человек

погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.

Проблема состоит в том, что 70 % очевидцев происшествий – или опасаются или не умеют оказать первую помощь. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос

« ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?» (пишется на доске)

4. Формирование новых знаний

А) ПОНЯТИЕ О РАНЕ

Лекция учителя с показом слайдов.

Показ слайдов  «Раны»

Организм человека уникален в своём строении. Все внутренние органы, благодаря работе которых мы двигаемся, осязаем, дышим, думаем, в общем, живём, находятся под надёжной защитой мягких тканей.

Показ слайда 1 « Мягкие ткани»

 Комментарий к слайду: Внешний слой кожи, эпидермис – преграда микробам, вызывающим инфекцию.

Более глубокий слой, дерма, содержит нервы, железы, кровеносные сосуды.

Жировая прослойка помогает поддерживать постоянную температуру тела.

Мышцы находятся под жировой прослойкой.

Рана — это механическое повреждение органов, сопровождается нарушением их целостности и кровотечением.

Показ слайдов «Рана».

По характеру повреждения раны бывают: поверхностные (повреждаются кожа и слизистая оболочка –сл.2), глубокие (с повреждением сосудов, нервов, костей –сл3,4) и проникающие (в брюшную полость, грудную клетку, череп).

Рана сопровождается кровотечением. Попробуйте сами сформулировать понятие « Кровотечение.»

( Выхождение крови из повреждённого кровеносного сосуда.)

Б) ВИДЫ КРОВОТЕЧЕНИЙ

- В знаменитой в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ древнегреческий врач, вошедщий в историю как «отец медицины».

провозгласил - все обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости».  Для  каждого  врача эти  слова должны  быть  законом, необходимо  использовать  все  средства для  спасения  больного.  

 На уроке работают медицинские бригады, в состав которых входит врач, медсестры, санитары, а старший воспитанник  выполнит  роль эксперта. Начинают они рабочий день с планерки. Задание бригадам на планёрку:  пользуясь слайдом и собственными познаниями, на предложенных карточках укажите стрелками соответствие признаков определённому виду кровотечения ( сл.5)По завершению работы сдать карточку эксперту, который оценит её в экспертном листе.

Работа с карточками

Артериальное кровотечение                         -кровь сочится по всей поверхности раны

                                                                         -свёртывание происходит быстро

Венозное кровотечение                                  -ярко – красный цвет крови

                                                                          -кровь выделяется пульсирующим фонтаном  

                                                                          или упругой струёй  

                                                                          -быстрое и обильное кровотечение                

Капиллярное кровотечение                          -кровь тёмно – красного и ли бордового цвета

                                                                         -кровь ровно вытекает из раны

Подведение итогов планёрки.

Бригады скорой помощи могут  получить дополнительные баллы за ответы на следующие вопросы, если ребята не справляются – помогают эксперты.

Работа по слайду « Круги кровообращения»

Что вы знаете об артериях?

(Кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам)

Почему артериальная кровь ярко – красного цвета?

(Гемоглобин – красный пигмент крови, связывающий кислород, высокая концентрация кислорода,)

Какие сосуды мы называем венами?( возвращают кровь к сердцу)

Почему венозная кровь тёмно – красного цвета?

( низкая концентрация кислорода)

Почему при артериальном кровотечении кровь пульсирует, а при  венозном обильно вытекает.

Самые мелкие кровеносные сосуды

( капилляры)

Теперь вы сможете распознать вид кровотечения, а это очень важно, т.к способы остановки кровотечений напрямую зависят от его типа. Время перейти ко второй части нового материала

В) ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ

В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека.

Задание 1 – У вашего больного ссадины на коленке. Как называется такое кровотечение?

 Посмотрите состав аптечки и попытайтесь составить алгоритм помощи пострадавшему - на это 20 секунд, затем чётко опишите ваши действия эксперту, который оценит ваши умения.

А первой по вызову к Гоше отправляется бригада, набравшая наибольшее количество баллов на проверке домашнего задания. Она, посовещавшись, практически окажет ПМП. ( Работа в группах ,работа с манекеном)

 Первая помощь при капиллярных кровотечениях.

Промыть рану раствором антисептика или водой с мылом

Наложить стерильную салфетку и перевязать бинтом

Задание 2 -  Вы определили, что на левом предплечье у больного довольно сильное венозное кровотечение. По каким признакам?

Т.к. задание более сложное, воспользуйтесь слайдом для выработки последовательности первой помощи.

Второй по вызову отправляется бригада, набравшая второе по сумме количество баллов на проверке домашнего задания.

Первая помощь при венозных кровотечениях.

Приподнять повреждённую конечность - сначала необходимо остановить кровотечение.

        2.   Промыть рану раствором антисептика или водой с мылом, обработать края раны  иодом.

        3.Закрыть рану стерильной салфеткой и ли чистой тканью, наложить давящую повязку

        4.Обратиться к врачу.

( Работа в группах ,работа с манекеном)

Задание 3  Кровь из раны на правом плече предплечье у больного бьёт фонтаном. Какой вид кровотечения?

Скажу сразу, что сильное артериальное кровотечение угрожает жизни человека и требует самой неотложной помощи - наложения жгута.

Первая помощь при артериальных кровотечениях.

Приподнять повреждённую конечность.

Наложить жгут выше места повреждения на расстоянии 5 см на прокладку между повреждённой конечностью и жгутом.

Под жгут вложить записку с указанием даты и времени его наложения  ( держать не более 1,5 часа, а на морозе или жаре это время сокращается до 1 часа, после чего начинается омертвление тканей)

Обработать рану антисептиком.

Доставить пострадавшего в больницу.

5.Закрепление новых знаний  и навыков.

Пользуясь приобретёнными сегодня знаниям и навыками, вы сможете

оказать первую помощь в случае неотложной ситуации при ранениях.

Теперь ваши знания и умения, полученные на уроке, оценят эксперты, которые выступят в роли пациентов. К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки, обильно  вытекает из раны. Ваши действия.

Оценка экспертами работы бригад.

Можно заработать дополнительный балл за ещё одно задание.

1)В аптечке есть  разнообразные   предметы, которые можно

использовать как подручные средства для наложения жгута. Продемонстрируйте.

2) Можно ли наложить жгут на шею.Продемонстрируйте.

 5.Подведение итогов урока.

Пока эксперты подсчитывают баллы, заработанные бригадами, ответьте, пожалуйста, что мы сегодня узнали и чему научились.?

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать ПМП . Но этого ещё не совсем достаточно.

Нужно ещё иметь душу, способную сопере живать, готовую принять на себя чужую боль. А это и есть искусство милосердия. И милосердным должен быть каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию.

Итак, возвращаемся к нашему вопросу: « ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»

Какой знак надо поставить в конце предложения?

Эксперт каждой бригады скорой медицинской помощи объявляет баллы заработанные командой.

        

6.Задание на дом

Проэкзаменовать одного из родственников на предмет знания ПМП при кровотечениях.

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему «Моделирование и его виды. Постройка из кубиков»

В конспекте открытого занятия на тему «Моделирование и его виды. Постройка из кубиков» педагог знакомит учащихся с понятием «Моделирование», При создании компьютерной модели ку...

Конспект открытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии» (для детей первого года обучения, возраст 5-6 лет)

Конспектоткрытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии»(для детей первого года обучения,  возраст 5-6 лет)...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...