ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ДЕТСКИЙ ДОМ»
материал (11 класс) по теме

Скок Валентина Николаевна

Не секрет, что в стране остро ощущаются пробелы в патриотическом воспитании, передаче исторических знаний и опыта поколений. Мне хочется этим вопросам уделять очень большое внимание.  Ведь только работая системно, мы сохраним память, а значит, будущее...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_chuvstva_patriotizma.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональный лицей технологии и дизайна

Санкт-Петербурга

ТЕМА:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ДЕТСКИЙ ДОМ»

                                                                    Воспитатель

                                                                    структурного подразделения

                                                                   «Детский дом»

                                                              Скок Валентина  Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

  1. Идеи патриотического воспитания в опыте российских педагогов.

  1. Сущность и проблемы патриотического воспитания.

  1. Исследование проблем формирования у воспитанников чувства патриотизма.

Заключение.

Список  литературы.

.

     

Введение.

 «Патриотизм, любовь к Родине» – казалось бы незыблемая ценность. Увы, сейчас сложилась ситуация – или, точнее, сейчас мы, россияне,    создали ситуацию, когда это чувство многими утрачивается, когда растёт  количество людей, особенно молодёжи, уже не связывающих своё   будущее с Россией.

           Поиск лучшей жизни понятен, поговорка: « Рыба ищет, где глубже, а человек – где  лучше» - сложилась не сейчас.  Любовь к Родине – одно из самых глубоких чувств, закреплённых веками    и тысячелетиями  обособленных отечеств. Вероятно, этим можно объяснить то неожиданно приятное обстоятельство, что разрушителям страны не удалось ликвидировать, отменить ни патриотическое чувство, ни сознание, ни поведение. В патриотизме - голос вечности. Как пишет Никандров Н.Д.

« Воспитание – общая, вечная категория,  в этой вечной категории патриотизм присутствует как идеальный стержень, как сердцевина, как духовно-нравственный феномен».

Чувство любви к Родине и сама Родина – высшие человеческие ценности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос прибрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.  Это означает, что «нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль Гражданина и роль  Патриота».

Целью моей работы было определить совокупность педагогических условий,  реализация которых в воспитательном процессе будет содействовать формированию у воспитанников  чувств   патриотизма.                      

Формирование у воспитанников чувства патриотизма                                                                                                                        будет происходить  успешно, если:

                               - современные воспитанники будут обогащаться

                                 представлениями о истории, традициях родного края,

                                о людях живших в нём;

                              - учащиеся будут включаться в активную деятельность

                                по познанию своего родного края с учётом их интересов

                                и возможностей.

                              -  будут обогащаться

                                эмоционольно-ценностным отношением к родному

                                краю.

1.Идеи патриотического воспитания в опыте российских     педагогов.

«Воспитание    верного сына   Отечества, готовность сложить за него свою голову,- подчёркивал В.А.Сухомлинский, - мы в этой готовности усматривали нравственную доблесть, без которой не мыслимо патриотическое видение мира сегодня, патриотические заботы и тревоги общественного, всенародного в родном городе, селе…»

         Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, воспитания законопослушных граждан государства стояли в центре внимания учёных на протяжении всей истории развития человечества.  Многие педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности.

  Константин Дмитриевич Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчёркивал важность воспитания у детей любви к  Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он  отвечал огромное влияние труда на формирование личности:  «Как нет человека  без самолюбия, так нет человека без любви к    отечеству, и эта любовь  даёт воспитанию верный ключ к сердцу  человека и могущественную опору для борьбы с его дурными  природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».          Ушинский отмечал, что под влиянием различных условий жизни   складывается характер человека, который представляет именно ту  почву, в которой коренится народность.

Ценными для педагогической науки и практики являются теоретические разработки патриотического воспитания  А.С.Макаренко, проведённые им на практике. Успехи в формировании качеств патриотов – защитников Родины, по его мнению, зависят от постановки идейно-политического воспитания.

Непереходящее значение для современной школы имеют положения

А.С. Макаренко о нормальной тренировке и идейной закалке воспитанников - будущих защитников Родины. Он рекомендовал вводить

 воспитанников в реальную жизнь общества, приучать их к преодолению трудностей. Патриотическое поведение, по его мнению, это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению наиболее важного дела для Родины. При воспитании патриотических чувств Антон Семёнович советовал показывать детям героическое прошлое и настоящее страны не только в знании,но и в ощущении, в опыте, в труде и напряжении. Он ставил свой задачей воспитать преданных  Родине патриотов, людей, обладающих чувством долга и чести, коллективизма и гумманизма.

 Немаловажное значение для нашей действительности имеют теоретические положения и личный опыт А.С.Макаренко о проектировании патриотических качеств в человеке. Создавая конечную модель патриота и гражданина, он твёрдо верил, что его воспитанники, выйдя в жизнь,выдержат все испытания. В этой связи он рекомендовал

«подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться».            Главным мерилом патриотических убеждений А.С.Макаренко считал личный и совместный общественно ценный труд, вклад каждого в общий труд.

Большое внимание к проблемам патриотического уделял выдающийся педагог  Василий Александрович Сухомлинский. Он обогатил педагогику современным содержанием, дал глубоко мотивированные, проверенные многолетним опытом ответы на животрепещущие вопросы о том, как надо воспитывать детей, чтобы они стали патриотами своей Родины.

Ценной в этом отношении является его работа «Воспитание советского патриотизма у школьников».                

Педагог раскрывает значение привития любви к родному краю и его природе, к родной речи, к людям, которые окружают ребёнка.    

 В его трудах мы находим описание жизни , труда, радостей и огорчений целого поколения школьников; раскрытие путей воспитания высокой морали, внутренних потребностей в творческом труде на благо народа; определение факторов, которые влияют на формирование высоконравственныхличностей, на воспитание духовного мира школьников.              

  Во многих трудах В.А.Сухомлинского, обобщается и систематизируется теоретический и практический опыт гражданского воспитания в советской школе. Несмотря на идеологическое обрамление, он, несомненно заслуживает внимания, особенно мысль о гражданском видении мира: «Это живая плоть и кровь нравственности. Я стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость к социальному злу, бесчестью…»

По мнению В.А.Сухомлинского, аморальные явления в подростковой среде – это следствие ограниченности, убожества и примитивности мира чувств. Он признавался в том, что его рассказы о мире не только доносили знания до сознания мальчиков и девочек, но и заставляли задуматься  над судьбой мира, над тем, что его личное счастье, счастье семьи зависят от чего-то более значительного, нежели огород и приусадебный участок.  

Для современной школы важны разработки  В.А.Сухомлинского о критериях патриотической воспитанности.

         Проектируя человека – защитника Родины в процессе патриотического воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, учитель должен себе представить, каким бы оказался его питомец в час тяжёлых испытаний  для Отчизны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

На современном этапе развития отечественной школы, идеям патриатического воспитания уделяют внимание Валеев И.И. Фрумин И.Д., Никандров Н.Д. и др.

2.Сущность и проблемы патриотического воспитания.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

  В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Чтобы глубоко и осознанно любить, надо, так же глубоко и всесторонне знать объект любви. Это истина, утверждённая народной мудростью и специальными исследованиями.

         В современных образовательных учреждениях имеет место поверхностное отношение к формированию понятия «патриотизм», хотя эта работа является необходимой составной частью патриотического воспитания. Учителя, воспитатели бывают вполне удовлетворены, когда учащиеся раскрывают понятие «патриотизм» как любовь к родине. Экспериментальные исследования и опыт позволяют утверждать, что знания о сущности понятия «патриотизм» у учащихся всех возрастов поверхностны, что в определённой мере отражается на практической, нравственной и политической воспитанности учащихся и молодёжи вообще.

Одной из причин поверхностного владения указанным морально-политическим понятием является недостаточная целенаправленность и научно-методический уровень его формирования у учащихся, в частности, недостаточно обращается внимание на формирование широкого понятия «родина» как основы морально политического понятия «патриотизм».

Дети, да и взрослые обычно родиной называют место рождения и страну, в которой живут. Глубокий же исторический подход к раскрытию этого понятия не обнаруживается. Родиной признают и родную улицу, и берёзку у крыльца, и дом городской, и речку, и небеса родные… .

Продуманной системой учебно-воспитательной работы  мы стремились и в значительной мере добивались всестороннего усвоения учащимися рассматриваемого нами понятия.

Так, понятие «родина» - это совокупность следующих признаков:

  1. общественно-политический строй страны;
  2. природа страны и конкретного места жительства;
  3. прошлое страны, отражённое в современной материальной и духовной культуре;
  4. современные достижения страны во всех отраслях человеческой деятельности и их творцы.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем целенаправленный специально-организуемый процесс формирования устойчивых патриотических качеств, характеризующих личность воспитанника как субъекта морально-политических, социально-экономических отношений в государственно- общественном образовании.

Формирование патриотических качеств - процесс и в определённой мере результат патриотического воспитания, при котором происходит развитие устойчивых специфических черт личности, направленных на определение его своих отношений с обществом и государством, определение своего места в системе этих отношений.

          В основу концепции формирования  патриотических качеств ребёнка в разнообразных формах деятельности положены следующие идеи:

1. Формирование личности человека протекает в разнообразных видах деятельности. Деятельность личности включает в себя  общественный и личностно значимый аспекты, совокупность которых определяет обуславливает её общественную направленность.

2. Деятельность личности включает в себя единство внутренних и внешних потребностей, эмоциональной и мотивационной сфер,

объединяющих разнообразные проявления человека, его сложную психическую структуру, способности устанавливать межличностные отношения, объединяться с другими для выполнения разнообразных заданий.

3. В деятельности человека рельефно проявляются общие, социально-типичные и индивидуально-своеобразные черты личности. Этим обуславливается разнообразие проявлений личности в трудовой и общественной деятельности, более того, выступая в комплексе, взаимообогащаясь, эти черты находятся в постоянном развитии, взаимопроникновении, чем объясняется их реализация через общественную идеологию.

4. Процесс патриотического становления личности, формирования патриотических качеств личности представляется как целостная, многомерная, многоуровневая реальность, что позволяет рассматривать его как систему и применять системный подход как основной метод изучения особенностей.

5. Итогом патриотического воспитания выступает типичный представитель сообщества индивидов, которого характеризует совокупность общественного направления и личностно значимых качеств, включая гражданские, нравственные, политические, экономические, психологические, организационные, юридические, моральные и ряд знаний практического и прогностического характера, умение поступать в соответствии с названными качествами и знаниями.

  Результатом патриотического воспитания таким образом является патриотическая деятельность, в которой реализуется вся совокупность вышеназванных компонентов.

Чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, за благополучие народа, за сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, которые созданы старшими поколениями, являются одним из важных показателей личности воспитанника.

          Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. И началом их воспитания служит гражданское видение жизни, гражданская тревога и беспокойство за судьбу дела, людей.

Видеть успехи нашей страны, её изменения и могущество, осознавать уважение к своему народу народов мира, чувствовать собственную причастность к событиям в стране, в коллективе – это и есть гражданское видение ребёнком мира. Желание видеть свою страну ещё более сильной и красивой есть начало гражданской активной деятельности.  

Патриотизм историчен. Смена каждой исторической формации влекла за собой изменение в представлениях, взглядах, чувствах и мыслях людей. И вместе с ними изменялась сущность понятия патриотизм.

 

         Патриотизм является глубоким чувством, которое формируется у народа на протяжении веков и тысячелетий.

         Впервые слово патриот стало употребляться в период французкой революции 1789-1793гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагерямонархистов.

 В словаре В.И.Даля значение этого слова трактуется так:

 «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».

 Патриот, - говорится в другом словаре,- человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

 Приведённые определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к философскому истолкованию:

   «Патриотизм (от греч.patris – отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство,содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

 В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

         С этой точки зрения патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознание её величия и славы, и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость.

Забота об интересах Родины, глубокое уважение к своему народу, сотрудничество и солидарность трудящихся всех стран в борьбе за общие цели, дружба и уважение во взаимоотношениях с другими народами находят своё конкретное выражение в практике патриотического воспитания.

         Задача воспитателя состоит в том, чтобы так организовать обучение, коллективную жизнь, патриотическое поведение воспитанников, чтобы сформировать у них соответствующие убеждения и чувства. Во всех видах деятельности – учении, труде, общественной работе, спорте, туризме, играх – можно решать эти задачи.  

          В организации любой деятельности главное состоит в том, чтобы достигнуть единства патриотического сознания, чувств и поведения воспитанников, сформировать устойчивые мотивы патриотического поведения –основу идейной направленности личности. В учебной деятельности формируются высокое патриотическое сознание, взгляды, убеждения. В разносторонней общественно полезной деятельности накапливается опыт патриотического поведения, формируется общественная активность. Особой задачей в воспитании патриотизма является формирование чувств, побуждающих учащихся к благородным стремлениям.

 Патриотизм выражается в комплексе таких чувств, как  любовь к Родине, национальная гордость, достоинство, долг, честь, дружба, солидарность,  уважение.

 Вместе с тем воспитатели структурного подразделения («Детский дом») при Профессиональном Лицеи Технологии и Дизайна проявляют заботу и о том, чтобы у учащихся не возникали отрицательные, чуждые человеку чувства: высокомерие, зазнайство, национальная спесь, малодушие, эгоизм, низкопоклонство.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Отечеству.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Готовность к достойному служению Отечеству – это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющееся результатом её воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства, и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях  военной или иной связанной с ней государственной службы в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, относятся:

 гражданский долг- постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально-значимым требованиям своего государства;

воинский долг- система социально-значимых ценносте и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;

профессионализм- степень овладения различными категориями личного состава Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;

воинское мастерство- уровень профессиональной подготовленности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.

Введение в содержание военно-патриотического воспитания этих и других ценностей - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности.

Без таких ценностей и соответствующего теоретического и организационного обеспечения система военно-патриотического воспитания будет по прежнему оставаться непрочной конструкцией, оторванной от важнейших функций государства, Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и от общественных приоритетов.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органамгосударственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению отечеству, необходимость создания реальных  

возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодёжи.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные  руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического,культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодёжи, с учётом особенностей её различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитантя, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности  на основе индивидуального  подхода; тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

3. Исследование проблем формирования у воспитанников чувства          патриотизма.

Во все времена выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом  будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически-настроенных государевых людей. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников и в настоящее время  ни у кого не вызывает сомнения. Отрадно отметить, что для организации такой работы была принята  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», в которой чётко определены направления и цели патриотического воспитания подрастающего поколения.  

Существует множество проблем формирования у воспитаников чувства патриотизма. Необходимо выявить, как можно определить уровень сформированности чувства патриотизма у воспитанников.

Я  проводила диагностику среди воспитанников структурного подразделения  «Детского дома» Профессионального Лицея Технологии и Дизайна.
В этом структурном подразделении я работаю воспитателем. У нас проживают здесь дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Всего проживает - 75 человек. Среди них -19 мальчиков, в возрасте от 15 до 22 лет и 56 – девочки, такого же возраста. Работать с такими детьми нелегко. Приходится искать разные индивидуальные подходы к каждому из них.

Среди этих детей большинтво очень хороших, способных ребят. Помимо того, что они учатся, получают профессию, многие из них и работают.  В своей воспитательной работе большое внимание  уделяем  патриотическому воспитанию подрастающего поколения, потому что мы воспитываем будущих защитников нашей Родины.

Мы живём в красивейшем городе мира, который славится своими памятниками, музеями, дворцами, театрами и многим другим. Сюда приезжают туристы со всех городов мира посмотреть на его красоту.

Диагностика, которую я проводила среди своих воспитанников, включала в себя следующие вопросы:

1.Как вы проводите своё свободное время?

Были получены следующие ответы. Воспитанники посещают:

                    музеи – 15% ;

                    выставки – 3%;

                    театры – 20%;

                    общаюсь с друзьями – 62%;

                    кружки - 37%;

2. Какие музеи в Петербурге вы любите посещать?

 Варианты ответов распределились следующим образом:

Музеи

Часто

Один раз

Не был ни разу

Эрмитаж

61%

27%

12%

Русский музей

48%

24%

28%

Военно-морской

42%

39%

19%

Зоологический

38%

44%

18%

Кунсткамера

39%

41%

20%

Дворец в Пушкине

37%

53%

10%

Дворец в Петергофе

33%

60%

7%

Наиболее посещаемые – Эрмитаж, Русский музей..

Достаточно популярны –  Военно-морской музей, Кунсткамера.

3.Как Вы полагаете, чем сегодня может гордиться наш город?

Были получены следующие ответы:

                - Своими архитектурными ансамблями,  историческими памятниками                                                                                               95,2%;

- Своими белыми ночами -                                                                        62%;

- Своими театрами, музеями -                                                                   86%

- Достижениями в области искусства -                                                     49%

- Своими ВУЗами –                                                                                   46,4%;

- Своими научными кадрами -                                                                    24%;

- Системой школьного образования -                                                           9%;

- Общим порядком в городе –                                                                   3,1%;

- Своими заводами, предприятиями, выпускаемой продукцией -          20%;

Как видно, в восприятии молодёжи прежде всего фиксируются внешние привлекательные черты города. Многие ценят интеллектуальные и культурно-исторические аспекты в жизни города, воспринимают его как центр образования и искусства. Как можно определить, очень мало, воспринимают Санкт-Петербург как индустриальный промышленный центр, располагающий экономическим потенциалом.

         Формирование чувств патриотизма у воспитанников может осуществляться и через предмет.

1.На каких предметах формируется твоя гражданская позиция? Ответы воспитанников были следующие:

История

История Санкт-Петербурга

Культуроло-гия

Литература

Другие предметы

58%

41%

24%

21%

30%

 

        Предметы – математика, биология, география, физика, химия  мы объединили – другие предметы.

2. Через что математика может формировать гражданскую позицию  

   школьников? Из предложенных вариантов ответов воспитанники могли выбрать один.

- Через культуру учителя - 38%.

- Через исторические сведения о великих математиках - 35%.

- Через игры и викторины тематического содержания - 27%.

В общелицейских мероприятиях, которые способствуют формированию у детей чувства патриотизма, наши воспитанники также принимают участие.

К таким мероприятиям относятся:

- Посещение музея обороны и блокады Ленинграда.

- Начала блокады Ленинграда. Выпуск газеты «Начало блокады».

  Участие в акции возложения цветов к мемориалу «Защитникам                            Ленинграда».

- Международный день пожилых людей.

  «Ветеранам войны и труда – нашу заботу». Посещение госпиталя           ветеранов ВОВ.

- День призывника.

- Проведение экскурсий в лицейском музее маршала Г.К. Жукова.

-День рождения маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Возложение цветов к памятнику Жукову в парке Победы.

-День спасателя: беседы в группах «МЧС – войска спасения».

18 января – 70 годовщина прорыва блокады Ленинграда (1943).

27 января – 69 годовщина полного снятия блокады Ленинграда (1944).

-Декада «Подвиг твой бессмертен», посвящённая 61 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

-Молодёжная акция памяти, посвящённая Дню освобождения Ленинграда от блокады.

Воспитательная работа второго полугодия 2012-2013  учебного года будет направлена на празднование 68-летия Великой победы.        

 

        Была проведена ещё одна диагностическая анкета.

1. Что проводится в нашем лицее по формированию чувств патриотизма?

   Варианты ответов воспитанников можно разделить на следующие категории:

 - походы в музей, театр, цирк;

 - встречи с воинами-афганцами;

 - встречи с ветеранами;  

 - участие в городском конкурсе фольклорных ансамблей;

 - выпуск стенгазет ко всем праздникам, с различными сообщениями;

 - проведение внеклассных мероприятий по предметам;

 -участие в городском турслёте.

2.Какова степень твоей активности в делах, проводимых в лицее?

   Мы получили следующие ответы:

  - участвую, потому что велел учитель, воспитатель - 49%;

  - участвую, потому что самому интересно - 38%;

  - не участвую - 13%.

3.Что-бы ты предложил изменить в своём лицее, по формированию

   чувств патриотизма?

 Нельзя сказать, что ответы воспитанников были очень разнообразны, но ребята указывают:  хочется, чтобы больше внимания уделялось военной подготовке,  чтобы в момент призыва в ряды российской армии у нас уже были какие-то умения, навыки, основы овладения профессией, чтобы проводилось больше дел по изучению истории нашего города, чтобы мы больше знали людей, которые жили и работали в городе и др.

        

Множество дел, которые проводятся в структурном подразделении, в лицее в течении года, способствуют формированию у детей качеств гражданственности и патриотизма.

 На основе диагностики я считаю, что формирование чувств патриотизма у воспитанников  осуществляется ещё по следующим направлениям:

- Через социо-культурное пространство города. Нам повезло, что мы живём в красивейшем городе мира, у которого очень много достопримечательностей. Посмотреть на них приезжают люди из разных городов мира. Он славится музеями, дворцами, памятниками, театрами и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

-Через предмет. Формирование чувств патриотизма у воспитанников  происходит на учебных дисциплинах, таких как: история, история г.Санкт-Петербурга, культурология, литература и др. Но возможно это делать и через предмет – математика. Необходимо знать историческое прошлое нашей страны.

-Через людей, живших или живущих в городе. В каждом городе есть люди, которые заслуживают уважения, которыми мы можем гордиться, с которых мы можем брать пример. В нашем лицее есть учителя, которые пережили блокаду  Ленинграда. Они со слезами на глазах рассказывают нашим воспитанникам о тех страшных 900 днях блокады, которые пришлось отстоять Ленинграду. Мы должны гордиться ими.

-Для формирования чувств патриотизма,  я считаю необходимо овладения знаниями символов страны и города, поэтому в нашем структурном подразделении (детский дом) мы создали стенд, где была информация о символах России и Санкт-Петербурга.

Изучение истории государственных символов России имеет большое  значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощушающих духовное и кровное родство с далёкими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость  России.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

-Также воспитателям, работающим по формированию у воспитанников чувства патриотизма, необходимо разрабатывать экскурсии по историческим местам Санкт-Петербурга.

В нашем лицее есть музей маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Много раз наши воспитанники посещали его.

-Сознательная подготовка к службе в армии.

По итогам работы, для определения  уровня  сформированности чувств патриотизма, можно предложить ряд вопросов:

- С какого возраста человек считается гражданином своей страны?

- Как часто вы бережно относитесь к природе и общенародному

 достоянию?

- Готовы ли вы в любой момент защитить свою Родину?

- Осознаёте ли вы ответственность за судьбу своей страны?

- Как вы относитесь к разного рода поручениям, учёбе?

- Насколько хорошо вы умеете реализовать свои права и обязанности в

 жизни?

- Вы всегда соблюдаете правила поведения в школе, на улице, дома?

- На ваш взгляд, вы всегда выбираете правильный путь для достижения

 поставленной цели?

- В случае необходимости, готовы ли взять на себя выполнение самого

 трудного дела, поручения?

- Вам нравится проявлять инициативу, вносить новизну, творчество в

 работу?

- Вас интересуют события, происходящие в стране и за рубежом?

- У вас получается активно пропагандировать политические знания среди

 товарищей?

- Интересуетесь ли вы историей и культурой своей Родины, города?

- Как часто проявляете бережное отношение к национальным богатствам

  страны, к национальной культуре?

- Вы принимаете активное участие в историко-патриотической работе?  

 

На основании ответов,полученных на эти перечисленные вопросы и таблицы «Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков» в дальнейшем можно определить уровень сформированности чувств патриотизма у воспитанников.

Заключение

        Цель, задачи и содержание патриотического воспитания в современных условиях определяются с учётом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими  в обществе. Разработка теоретических основ патриотического воспитания подрастающего поколения позволяет осуществлять его на научной основе и повысить его эффективность.

Формирование у воспитанников чувства патриотизма будет происходить успешно, если:

- современные  учащиеся будут обогащаться представлениями о истории, традициях родного края, о людях, живших в нём;

- учащиеся будут включаться в активную деятельность по познанию своего родного края с учётом их интересов и возможностей;

- будут обогащаться эмоционально-ценностным отношением к родному краю.

         

Воспитание молодёжи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического  реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой  информации, детских и молодёжных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.

Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определённые направления, формы и методы патриотического  воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

Главнейшее условие успешности формирования качеств патриотизма, гражданственности сотоит в том, чтобы объединить педагогические  усилия лицея, структурного подразделения  и органов государственно-общественного  управления. Утрата одного из этих слагаемых чревата непредсказуемыми последствиями. Задача органов управления – поддержать и обеспечить соблюдение  прав граждан , контролировать выполнение законов, без которых формирование  гражданского общества невозможно.

Надо обеспечить добродетельную мотивацию воспитанников, чтобы они проявляли сострадание,а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость. Обучение основам гражданственности – не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряжённых с интеллектуальными  усилиями. Надо чаще обращаться к образцу, примеру - этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания. Достойные примеры для подражания мы найдём в повседневной жизни, в истории, литературе. Особую ценность в этом смысле представляет наследие русских просветителей

XVIII века, а также декабристов и интеллигенции первой четверти  

XIX века. Этому поколению  в высшей степени свойственны патриотизм и гражданственность; их благородные устремления не дискредитированы временем. Это настоящие духовные ценности, главнейшая из которых – служение верой и правдой Отечеству.

Гражданственность созидательна, а значит формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать  события и явления,  имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

 

                     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного

    воспитания // Педагогика. 1995, №4.

2.Даль В.И. Токовый словарь живого  великорусского языка: В 4 Т. М.,

   1978. Т.3.

3.Иванов И.А., Амерханова Э.Р., Желунова А.Б. Ориентация школьников

    на ценности гражданина и патриота России. Методические

    рекомендации.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.

4.Макаренко А.С. Соч. в 7т. Т-7.- М.: Изд-во АПН  РСФСР, 1958.

5.Никандров Н.Д.. «Россия: ценности общества на рубеже XXIвека, 2000.

6.Раков Ю. Эмблемы и символы Петербурга.-СПб: Фирма «Глагол», 2001.-

  8с.

7.Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников.-

  М., 1959, с.92.

8.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина.-Минск,

    1979, с.75.

9.Сухомлинский В.А. Избранные произведения.

     В 5-ти Т./ Редкол. А.Г.Дзеверин и др.-Киев. Рад школа, 1979. Т.1., с.142.

10..Педагогика:Учебное пособие для студентов педагогических учебных

     заведений/ Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., А.И. Мищенко, Е.Н.Шляпов.

    - 3-е изд..-М.: Школа- Пресс, 2000, 512.

11.Ушинский К.Д. Собрания сочинений: В 11 Т. М.; Л., 1950. Т.10, 668.

12.Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред.

    чл.-кор. АПН СССР  Г.И.Щукиной. М., «Просвещение»,1977.

13.Русь многолика. Думы о национальном. М., 1990.

14.Философский словарь, М.,1986.

15.Словарь современного русского литературного языка: В 17 Т.М.,

     Л.,1959, Т.9.

16. Журналы: « Вопитание школьников» 2002-2005г.                                                                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в целях предотвращения самовольных уходов воспитанников структурного подразделения «Детский дом» при ГБОУ НПО ИСПЛ №116 СПб

Причины самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников. Планирование работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних....

Духовно-нравственное воспитание как средство формирования активной жизненной позиции у воспитанников школы-интерната

Духовно-нравственное воспитание в последние годы стало приобретать всё большую популярность. В чем суть этого направления? Каковы особенности работы по духовно-нравственному воспитанию в школах-интерн...


 

Комментарии

Скок Валентина Николаевна

Я уверена, что данная тема очень важна для всех нас. Необходимо, чтобы мы помнили тех, кому обязаны жизнью и мирным небом.