Активные методы обучения на уроках специальных технологий
статья по теме

Статья "Активные методы обучения" и презентация представляют интерес для преподавателей специальных технологий, реализующих нетрадиционные методы и подходы обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Защита системы работы

        

Активные методы обучения на уроках спецтехнологии

(слайд 1)

Урок – это основная форма организации учебного процесса. С самых первых дней педагогической деятельности мне очень хотелось, чтобы ребята шли в кабинет на уроки спец.технологии и материаловедения с удовольствием, с ожиданием чего-то необычного, интересного. Поэтому я  широко использую активные методы обучения – методы, требующие высокого уровня внутренней и внешней активности учащихся. Прежде всего, это дидактические игры. Типичными видами дидактических игр являются мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее», «лото», «домино», «дуэли» и различные деловые игры. Кроме того, это  интегрированные (бинарные) уроки, а также уроки с элементами проблемного обучения, сущность которого заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей» и «исследователей».

Важное значение при изучении предмета, тем более предмета специального цикла, является мотивация учащихся. Необходимо так суметь организовать урок, чтобы ребята хотели изучать данный предмет и гордились выбранной профессией. Поэтому все в учебном кабинете должно быть направлено на реализацию данной цели.  Не последнюю роль играет в этом оформление кабинета. В настоящее время кабинет спец.технологии строительного цикла представляет собой строительную лабораторию, оформленную руками учащихся и выпускников.                                         (слайд 2)

При отделке кабинета использовались новые строительные технологии, кроме того, многие наглядные пособия выполнены учащимися: макеты домов,

(слайд 3)

печей,

(слайд 4)

коллекции составов строительных материалов, стенды с описанием технологического процесса отделки помещений и многое другое.

(слайд 5)

Но только уютным кабинетом невозможно добиться высоких результатов подготовки учащихся, очень важно создать такие условия, чтобы ребятам было интересно учиться, чтобы дни, проведенные в нашем лицее, не были для них наказанием, а выбранная профессия стала призванием!

Поэтому, я пытаюсь внедрять в учебный процесс передовые технологические способы организации образовательного процесса.

В чем его отличие от традиционного ?

Традиционный способ выглядит следующим образом:

(слайд 7)

Послушай и пойми   Запомни  Делай

Послушай и пойми – это   сообщение определенной суммы знаний в форме рассказа, демонстрации, лекции, показа и т.п. И просьба к обучающемуся понять

Запомни        - это заучивание и запоминание новых знаний, которое осуществляется на этапе урока – «закрепление знаний». Организуется в форме ответов на вопросы, выполнение упражнений, решение примеров и задач, и т.д.                (слайд 8)

  Делай        - Предполагается практическое применение знаний для решения проблем в деятельности.)

(слайд 9)

Результат такого обучения – определенный «багаж» знаний, который обучающийся демонстрирует на экзамене.

При этом к моменту итоговой аттестации возникает проблема «потери информации», причины которой заключаются в следующем:                                                                        (слайд 10)

Таким образом, при традиционной системе, создается иллюзия обучения.

Структура обучения на основе передовых технологических способов организации образовательного процесса выглядит следующим образом:

(слайд 11)

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай сделать мне – и я пойму.                (слайд 12)

Китайская мудрость

В основе процесса обучения находится учебная деятельность обучающегося.

Коренным образом меняется деятельность педагога:

(слайд 13)

Традиционное обучение

  1. Опыт передается от преподавателя
  2. Роль преподавателя – сообщение знаний
  3. Главное действующее лицо – преподаватель

(слайд 14)

Интерактивное обучение

  1. Опыт рождается в процессе обучения
  2. Роль преподавателя – организация процесса взаимодействия обучающихся.
  3. Главное действующее лицо –  аудитория.

Изменение парадигмы начального профессионального образования и ориентация процесса обучения на  саморазвитие личности обучающего требуют определения содержания профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, выбора такой структуры и технологии образовательного процесса, которые наиболее полно обеспечивают успешное личностно-профессиональное становление обучающихся.

Наиболее адекватной выдвигаемым задачам является педагогическая технология на основе блочно-модульного обучения. Эта технология обладает гибкостью и обеспечивает личностно-ориентированный характер профессионального обучения, позволяет обучающимся овладевать профессиональной компетентностью.

Я заинтересовалась этой методикой в 1998 году и с тех пор работаю над созданием модульной программы по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» и «Мастер общестроительных работ».

Сердцевина модульного обучения – модуль, включающий в себя:                                                                                        (слайд 15

  1. законченный блок информации;                 
  2. целевую программу действий ученика;                
  3. рекомендации учителя по ее успешной реализации.

Сущность модульного обучения, применяемого мною на уроках, заключается в самостоятельной работе учащихся с раздаточным обучающим материалом, который содержит программу действий, банк информации, дополнительные материалы и методические рекомендации по достижению поставленных дидактических целей.

Модульное обучение предоставляет учащимся возможность выбора индивидуального темпа обучения по программе и саморегуляции достижений.

Основная идея организации учебного процесса по данной педагогической технологии состоит в том, что учащиеся не сравниваются друг с другом, а оцениваются достижения или не достижения ими определенного результата и профессиональных навыков.

Данная технология обеспечивает активность учащегося, как субъекта процесса саморазвития: он не просто усваивает предлагаемый материал, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует траекторию развития своего личностно-профессионального потенциала.

В модульном обучении каждый учащийся знает все шаги своего профессионального продвижения, но самое главное – создается бесстрессовая готовность к оценочной деятельности. В рамках традиционного обучения педагог информирует, контролирует и оценивает учащихся, и желательно, чтобы это происходило на каждом уроке.

При модульном обучении оценивается конечный результат, а контроль внутри модуля, когда прорабатывается и усваивается материал, является только диагностическим, безоценочным, на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. У учащегося есть возможность сверить результаты своей деятельности с образцом – эталоном ответа.

Пропадает неуверенность, боязнь оценки; работая в парах и малых группах, учащиеся овладевают организаторскими, коммуникативными способностями. Важное значение приобретает фиксирование малейших достижений учащихся.

Опрос занимает всего 10% от общего времени, основное время используется для самостоятельной работы по изучению нового материала.

Принципиально меняется деятельность педагога. Его главной задачей становится разработка модульной программы, раздаточных обучающих и оценочных материалов, а на занятиях, в процессе самостоятельной работы учащихся, он мотивирует, координирует, консультирует, контролирует, используя потенциал модульного обучения, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.

Модуль позволяет строить обучение на субъект-субъективной основе; отношения педагога и учащихся становятся более доверительными, партнерскими.

Сравнительная характеристика результатов обучения (количество учащихся, успевающих на «5» и «4», выраженное в процентах) до и после применения мною блочно-модульной технологии наглядно показывает эффективность ее внедрения в образовательный процесс:

(слайд 16)


Профессия педагога не терпит статичности, необходимо всегда учиться, развиваться, двигаться вперед. Поэтому я продолжаю повышать свою квалификацию, в моих планах шире применять компьютерные технологии.

(слайд 17)

Сегодня я уже применяю на уроках презентации, сопровождающие объяснение нового материала, использую мультимедийное оборудование для иллюстраций и демонстрации новейших строительных технологий, использую возможности компьютерной техники для поиска новой информации в глобальной сети Internet.

«Не все понято»

Неприменение знаний

Трудности запоминания

Забывание

Делай

Поймешь

Запомнишь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках технологии

Настоящий  материал  позволяет  обобщить  активные  методы  обучения  на  уроках  технологии....

Активные методы обучения на уроках технологии

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы ...

Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.

Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....

Активные методы обучения на уроках технологии

В статье описаны Активные методы обучения на уроках технологии...

Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.

Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным.  Поэтому его цель такова: повторение и проверк...

Применение активных методов обучения и инфо-коммуникационных технологий для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на уроках математики

В работе представлен опыт разработки электронных образовательных ресурсов и их применения для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на занятиях по математике. Показана...

ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...