Рабочая программа по здравосбережению
рабочая программа по теме

 

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchaya_programma.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

ПРОЕКТ

Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе.

Подготовила учитель начальных классов

Блохина Эльза Алхаевна,

МОУ СОШ № 22

Краснодар, 2010

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

     Многочисленные исследования учёных за последние годы показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

      Таким образом, перед собой мы поставила задачу сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, потому, как возрастает у детей и психологическая и физическая нагрузка.

      Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

      Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  1. обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  2. снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  3. сохранение работоспособности на уроках;
  4. формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  5. формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

     Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия (см. приложение 1):

      1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

      2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

      3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Разработала 10 уроков Здоровья для учеников первого класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» (см. приложение 2) и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

      4 Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».

А вот с третьеклассниками планирую заниматься этой проблемой на дополнительных занятиях проектной деятельности. В течение года составим индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья» .

      Работа над проектами будет проводится таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время (см. приложение 3).

      В 4 классе уроки проектной деятельности посвятятся  озеленению класса. Каждый ученик будет работать над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполняет поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате будет составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадит и вырастит полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д

      На уроках в начальной школе я широко использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.

      Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

      Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

      Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:.

  1. Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.
  2. Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
  3. Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
  4. Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
  5. Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

            Мои наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

      Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Список использованной литературы.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.

Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.

Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.

Приложение 1

Спортивно-оздоровительные мероприятия

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Исполнитель

1

Утренняя зарядка

ежедневно

классный руководитель, физорг класса

2

Игровые перемены

ежедневно

дежурный учитель

3

День здоровья

ежемесячно

классный руководитель, физорг класса

4

Оформление уголка здоровья

1 раз в четверть

учащиеся под руководством классного руководителя

5

Походы

по плану

классный руководитель

6

Неделя физической культуры

по плану

классный руководитель, учитель физической культуры

7

Соревнования-конкурсы: «День бегуна»; «Зов джунглей»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»

по плану

классный руководитель, учитель физической культуры

   

Приложение 3

Рабочий лист 

«Сохранение зрения»

Что я знаю о глазах ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего нужно зрение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нужно соблюдать для сохранения зрения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультанты: _______________________________________________________

Над проектом работал(а) _______________________________________________

Приложение 4

Сравнительный анализ динамики заболеваемости

 

2008 - 2009 учебн. Год

1-ая четверть

2009 - 2010 учебн. Год

1-ая четверть

1. Число случаев пропуска по болезни в %

21,25%

19%

2. Пропущено дней 1 ребенком

16

11

3. Не болевших ни разу в %

45,5%

33,5%

4. Болели 1 - 2 раза в %

5

2

5. Болели более 2-х раз в %

5

3









Приложение 2

Урок здоровья

Тема: «Если хочешь быть здоров»

      I. Беседа по теме.

  1. Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?

      Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

  1. Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
  2. Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
  3. Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)
  4. Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

      II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

      1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

      2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

      3.  Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

      III. Оздоровительная минутка.

  1. Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)
  2. Можете ли вы себя назвать закаленными?Приведите примеры закаленных людей,
  3. Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?

      Вспомним волшебные слова:

                    Я здоровье сберегу,

                    Сам себе я помогу!

      IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом».

      V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

             1.  Очень редко болеет.

             2.  Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

             3.  Имеет хороший сон.

             4. Живет не менее 80 лет.

             5.  Может без одышки пробежать пять километров.

             6.  Если заболел, то быстро поправляется.

  1. Какие признаки выбираются главными и почему?
  2. Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

      VI. Это интересно!

  1. Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель?

      В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет – хороший характер. Третий секрет – правильное питание и режим дня. Четвертый секрет – ежедневный физический труд.

  1. Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

      Задание.

  1. Выберите слова для характеристики здорового человека:

             красивый            ловкий            статный        крепкий

             сутулый              бледный         стройный      неуклюжий

             сильный              румяный         толстый        подтянутый

      Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Тематическое планирование уроков проектной деятельности

 на I полугодие

№  урока

Тема урока

Форма работы

Срок

Конечный результат

«Сохранение зрения»

«Режим дня и здоровья»

«Уход за зубами»

«О вреде курения»

«Предотвращение нарушения осанки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...