программа по курсу "Профминутки с элементами музейной педагогики"
методическая разработка (9 класс) по теме

Самарова Светлана Сергеевна

С.С.Самарова, воспитатель высшей категории

 

Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря – к безработице. 

     Когда ребенок воспитывается не в семье, а в условиях детского дома процесс личностного их профессионального самоопределения осложняется. Это связано как с особенностями психического развития детей-сирот, так и с условиями организации их жизнедеятельности.

Общая цель профориентационной работы – подготовка воспитанников  к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. 

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

     - ознакомление с миром профессий;

     - изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

 - ознакомление с правилами выбора профессии;

 - мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

Цель программы:

 

  • формирование  у воспитанников детского дома сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_profminutkam_22222.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.        УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зам директор____________Н.А.Лебедева

                                                                               «_______»     _________________2010 г.

                                                                     

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ
  1. ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
  2. «ПРОФМИНУТКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Вологда,

2010

Пояснительная записка

        Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря – к безработице.  

     Когда ребенок воспитывается не в семье, а в условиях детского дома процесс личностного их профессионального самоопределения осложняется. Это связано как с особенностями психического развития детей-сирот, так и с условиями организации их жизнедеятельности.

      Какие факторы влияют на самоопределение детей-сирот?

1.        Чувство незащищенности, неверие в собственные силы и возможности,  

которое может перерасти в иждивенчество, зачем думать о будущем обо мне должны позаботиться.  

2.        Искажение границ личностного пространства (условия жизнеустройства: общие спальни, отсутствие личных вещей, отсутствие места, куда никто не может войти).

3.        Склонность к психологическому слиянию (все пошли учиться на продавца и я вместе со всеми).

4.        Отсутствие ясного образа будущего.

5.        Организация жизнедеятельности (ограниченные социальные контакты, слабая связь с семьей, родственниками или совсем отсутствует, нет позитивных примеров жизненного самоопределения, опекающий стиль в отношениях «взрослый-ребенок»).

      Каким образом компенсировать эти негативные факторы, мешающие формированию способности к самоопределению?

     Очень важно не пропустить, когда воспитанник начинает самоопределяться через позицию «социального иждивенца». Роль воспитателя развенчать представление о выгодности и удобстве такого способа жизни. Изначально потребности в самоопределении у ребенка нет. Она формируется взрослым через создание ситуаций свободного выбора, в выражении индивидуальности каждого. Через выбор профессии ребенок определяет свое место в жизни, где он будет себя чувствовать значимым и востребованным. Ведущая идея в работе с детьми-сиротами: «Важно, что ты будешь мастером в своем деле, сможешь найти свое место в жизни и позаботиться о себе и своих близких». Через эту установку достигается главная цель – найти свое место в жизни. А для этого ребенка необходимо учить проектировать собственное будущее.

     Что ребенок желает в будущем?

- Какой будет  его семья, какую роль он будет выполнять по отношению к родным и близким.  

- Представление об образе жизни (где  будет жить, чем  будет заниматься, как    будет проводить свободное время.  

- Ритм и динамика жизни (спокойная или связанная с рисками, переменами мест).

     У воспитанника должно быть сформировано представление о способах достижения этого будущего:

- последовательность шагов по получению профессии;

- знания о способностях, которые нужно развивать.

     Дети-сироты живут в условиях социальной изоляции, поэтому представления о мире, окружающей деятельности искажены. Источники получения информации ограничены.  Поэтому  педагогам необходимо организовать специальную деятельность по расширению кругозора, обучать самостоятельному поиску информации, организовать специальные условия для приобретения ребенком собственного опыта.

     С точки зрения самоопределения важно, чтобы ребенок мог ответить самому себе в любой значимой ситуации на ключевые вопросы: Кто я такой? Что я делаю? Зачем я это делаю?

     Как выявить способности к самоопределению?

В этой ситуации забота детского дома об обоснованном выборе профессии его воспитанников, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые, детский дом реализует свою гуманистическую функцию: помочь молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.  

 Это возможно только, если существует система профориентационной работы,  под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.  

Система профориентации – это  организованная  управляемая деятельность различных государственных  и  общественных организаций, предприятий, учреждений, семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения подростка.        

Общая цель профориентационной работы – подготовка воспитанников  к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.  

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

     - ознакомление с миром профессий;

     - изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

 - ознакомление с правилами выбора профессии;

 - мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. Профессиональная консультация, направленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

4. Определение профессиональной пригодности подростков по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения, связанных с ней трудовых функций

5. Социально-трудовая адаптация воспитанников.

6. Раннее профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у подростков  позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства; Профессиональное воспитание – процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания – воспитание личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими         нравственными и профессиональными качествами (чувство долга,   ответственности, профессиональной честности, достоинства).

Наиболее востребованными в учреждениях для детей – сирот являются профессиональное просвещение и профессиональное воспитание.

В качестве осознанного результата на уровне детского дома предстает программа профессиональной ориентации для воспитанников детского дома.  

Данная программа по курсу «Профминутки с элементами музейной педагогики» ориентирована на современные тенденции изменения мира профессий и требования к специалисту, реализуется в рамках программы детского дома «Нравственное, гражданско-патриотическое воспитание учащихся  школы-интерната».

Цель программы:

  1. формирование  у воспитанников детского дома сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  1. создавать условия для осознанного выбора профессии;
  1. способствовать осознанию воспитанником ценности собственного «Я»;
  2. способствовать сознательному прогнозированию подростком своей жизни;

Новизна идеи заключается в:

  1. создании условий получать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях воспитанников для профессионального самоопределения;
  2. расширении кругозора детей о профессиях и способах самоопределения;

 В основе содержания прораммы лежат:

  1. нормативно-правовые документы по трудовому воспитанию;
  2. научно-популярная литература;
  3. статьи в журналах: «Методист», «Воспитание школьников», «Детский дом» и др.

Условия реализации программы:

-воспитанники детского дома в возрасте    14-16  лет;

-наличие отдельного помещения для проведения мероприятий;

-наличие необходимого оборудования (компьютеры, наглядные пособия      …... );

-сотрудничество с фондом «Виктория».   

 

Использование методов :

-наглядного   (используется по мере необходимости);

-словесного (теория преподносится в форме дискуссии, беседы, сопровождающейся    ответами на вопросы воспитанников);

 -исследовательского (работа по изучению истории профессии, работа по накоплению материалов в школьный музей по выпускникам Октябрьского д/д, школы-интерната №1, детского дома имени В.А.Гаврилина); -создании ситуации успеха;

-практического (профессиональные пробы)

Принципы,  лежащие в подборе материала и проведении занятий:

  1. доступности;

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил воспитанников.

  1. систематичности и последовательности;

Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые воспитанники приобретают в процессе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.

  1. учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Суть  данного принципа составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

  1. рефлексивности

Принцип рефлексивности призван обеспечить решение задачи осознания основными субъектами профессиональной ориентации результата, определяющего успешность организации профориентационной работы.  Рефлексия воспитанников позволяет первоначально осмыслить, а затем осознать индивидуальный образовательный маршрут.  

 Форма реализации :

  1. проведении профминуток -  1 - 2  раза в неделю
  2. продолжительность профминуток-   20-45 мин

  Формы работы:

  1. теоретические и практические занятия (профессиональные пробы);

      Профессиональные пробы предполагают выполнение конкретной деятельности в специально запланированных жизненных ситуациях, в учебных, игровых, досуговых.. Пробы позволяют лучше понять свои собственные возможности.

  1. деловые и ролевые игры;

Деловая игра – форма коллективной деятельности, предполагающая в процессе имитации реальной ситуации нахождение путей решения типичных проблем коллективного воздействия, поведенческих коммуникаций, а также решения задач обучения, воспитания и развития ее участников. В процессе игры дети могут получить представление о нормах, правилах, традициях социальной жизни, приобрести необходимые практические знания и навыки в профессиональной сфере, уметь вырабатывать самостоятельную аргументированную позицию по актуальным социальным вопросам.

Ролевая игра – форма коллективной работы, предполагающая принятие и проигрывание социальных ролей, отвечающих требованиям общества, построенная по определенным правилам игрового действия по созданию макетов, замещающих объекты реальной ситуации.

  1. часы общения;

Среди разнообразных форм воспитательной работы педагога  час общения занимает особое место. На   часе общения в ходе непосредственного общения воспитателя и воспитанника обсуждаются волнующие ребят нравственные, этические проблемы, происходит познание учащимися своего «я», формируется система их отношений к окружающему миру, сплачивается детский коллектив.   Час общения проводится с различными воспитательными целями. Формы и технологии   часов общения могут быть разнообразными в зависимости от поставленной цели, возраста воспитанника, опыта воспитателя и т.д. Важность неформального, искреннего, доверительного разговора педагога и воспитанника особенно возрастает в подростковом возрасте.

 Практика показывает, что воспитательный эффект   часа общения значительно выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время. Успешному проведению  часа общения способствует его тщательная подготовка, которая, как правило, включает следующие этапы:

  1. Определение темы  часа общения;
  2. Формирование целей и задач   часа общения;
  3. Создание инициативной группы детей (Совет дела);
  4. Распределение поручений между воспитанниками, подготовка ими творческих заданий, анкетирование детей, приглашение гостей для участия в  часе общения (если это предусмотрено его содержанием);
  5. Оформление классной комнаты и т.д.

Воспитателю важно помнить, что   час общения – это совместное творчество педагога и воспитанника, совместный поиск ответов на волнующие вопросы, возможность для ребят поговорить, не боясь ошибиться или быть не понятыми.

  1. беседы;

Среди разнообразных форм воспитательной работы педагога беседа занимает особое место.

Содержание бесед  - профминуток должно быть таким, чтобы они помогли ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира на конкретном материале и доступных примерах. Детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами: 

  1. Осознание воспитанником ценности собственного «Я»  (выявление уровня самооценки, склонностей, способностей, интересов, устремлений и собственных возможностей);
  2. Знание того, что нужно для будущей успешной деятельности по выбранной профессии;
  3. Умение соотнести результаты самооценки со знаниями по профессии.
  1. Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия

рассматриваемым проблемам, доступностью восприятия их детьми старшего школьного возраста, педагогической целесообразностью. В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект: 

  1. социализация и воспитание творческой личности ребенка средствами музея;
  2. воспитание чувства гражданского долга;
  3. профессиональная ориентация воспитанников;
  4. расширение кругозора.

  1. тренинги;

Тренинги – форма коллективной работы, представляющие собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений, с целью формирования и совершенствования социальных умений и навыков, повышения эффективности социальной деятельности.

  1. экскурсии на предприятия;

Готовясь к экскурсии, воспитанники изучают профессии по книгам, составляют прфессиограмму (портрет профессии). Заранее составляется план беседы с работниками предприятия. Затем осуществляется выезд на предприятие, в дальнейшем  по возвращению домой обсуждение и оформление результатов. Для детей-сирот такая форма полезна тем, что она расширяет социальный опыт воспитанников, показывает взрослых людей в реальной производственной ситуации, дает возможность для расширения сферы общения.

  1. посещение музеев учреждений начального, среднего и высшего образования

Музейная экскурсия как форма  просветительской работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую  аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность детей в получении знаний. Свойственная экскурсии динамичность, перемещение во времени и пространстве способствует активному восприятию информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения – интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка к массовым формам восприятия в кругу сверстников.

Ожидаемые результаты:

Дети должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда

Воспитанники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;     информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Данный курс занятий по «Профминуткам с элементами музейной педагогики» предполагает стать средством просвещения в выборе профессии подростков, серьезным подспорьем в работе воспитателя, источником самообразования педагога.

   

Литература.

                                             .  

  1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 247 с.

  1. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. /  

           под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие

         «ИНЭК», 2007. - 327 с.

  1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 496 с.

  1. Программа «Точка опоры» 2006-2008 г.г.: сборник информационных материалов о деятельности программы содействия профессиональному и социальному самоопределению детей-сирот в детских учреждениях «Точка опоры» с 2006-2008 год/ сост. С.М. Конюшенко. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.-177 с.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ПРОФМИНУТКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» ( 8 класс)

№ п/п


  1. Наименование темы

Кол-во минут


1






2


3








4


5


6

   




 

 



7

 


8


Образование и профессия: Закон и Право

  1. Конституция РФ (извлечения).
  2. Конвенция о правах ребенка (извлечения).
  3. Комментарии к Трудовому кодексу РФ (извлечения).
  4. Закон РФ «О занятости населения в РФ (извлечения).


Деловая игра «Мой взгляд».


Профессиональные биографии интересных людей

  1. Эразм Дарвин.
  2. Александр Вертинский.
  3. Рафаэль
  4. В.А.Гаврилин (экскурсия в музей «В.А.Гаврилина»)
  5. Джана Тутуджан (экскурсия в музей «Джаны Тутуджан»)


Упражнение «Основной мотив выбора профессии»


Игра «Угадай профессию»


Тренинги

  1. «Комплимент»
  2. «Сравнение»
  3. «Волшебный магазин»
  4. «Знакомство»
  5. «Всеобщее внимание»
  6. «За что нам нравятся люди»
  7. «Рассмешить партнера»


Профессии, которые выбирают наши выпускники (встречи с выпускниками)


Игра «Азбука профессий»



30

30

30

30


40



30

30

30

30

30



20


40




20

20

20

20

20

20

20





40

9 класс

№ п/п


  1. Наименование темы

Кол-во минут


1



2


3


4


5




6

   7

   8

9

10

11



12

13

14




15

16

17



18

19

20




21

22

23


24



25






26




27


28


29


30


Анкета «Жизненное и профессиональное самоопределение воспитанников 9 класса»


Мир профессий, или какую дверь открыть.


Что я знаю о мире профессии? (история профессий)


Тип профессий по предмету труда, по характеру труда


Азбука делового человека. Слагаемые успеха – час общения


По предмету труда тип – "человек–человек":

                                           Педагог (учитель, воспитатель)

                                            Врач, медсестра

                                            Бармен, официант

                                            Секретарь-референт

                                            Продавец

                                            Милиционер


По предмету труда  тип – "человек – знаковая система":

                                                              Бухгалтер, кассир

                                                               Библиотекарь

                                                               Юрист


По предмету труда относится к типу – "человек – художественный образ":

                                             Парикмахер

                                             Повар

                                             Фотограф, видеооператор


По предмету труда тип - "человек-техника ":

                                                       Водитель

                                                       Мерчандайзер

                                                       Электрогазосварщик,  

                                                       газосварщик, газорезчик


По предмету труда тип - "человек-природа ":        

                                                              Агроном

                                                              Животновод

                                                              Ветеринарный врач


Профконсультации (встречи с выпускниками школы – интерната №1, детского дома на базе школьного музея).


Поисковая деятельность «Мы частицу себя в этих стенах оставили на век» (практическое занятие – работа по накоплению материалов в школьный музей по выпускникам Октябрьского д/д, школы-интерната №1, детского дома имени В.А.Гаврилина)


Профессии, которые выбирают (профессиональные встречи на базе музеев училищ, колледжей, техникумов, предприятий…)


 Самые актуальные профессии ближайшего будущего

                       

«Защита профессий» (написание и защита рефератов)


Экспозиция «Высота»


Круглый стол «Уровень образования и выбор профессии»


45



45


45


45


45

 



20

20

      20

20

20

20

 


20

20

20




20

20

20



20

20

20




20

20

20


 



 






5 час




45




45


45



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Урок-путешествие с элементами музейной педагогики «Изобразительно-выразительная роль прилагательных».

Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Уроку предшествовала большая  предварительная работа: посещение краеведческого музея г. Новохоперск (знакомство с флорой и фауной Новохоперского райо...

Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...