Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры
статья по теме

 

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyshova.vospitanie_grazhdanstvennosti_shkolnikov.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры

Чернышова Алла Викторовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 имени Н. Л. Мещерякова

города Зарайска Московской области

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников-важнейшая задача современного образования. Высшим уровнем личностных способностей человека является духовноеначало. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном становлении человека.Конечно, все согласны с тем, что ценности личности формируются в семье, в трудовых  коллективах, в неформальных сообществах, но наиболее глубоко духовно-нравственное становление  происходит в школе.

Нашему обществунужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут школьные занятия, тем более действенными окажутся они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

В городе Зарайске сложились уникальные условия, влияющие на развитие образования в направлении возрождения духовной традиции:

  1. расположение на территории района кремля и храмов, известных своей славной историей;
  2. богатое историческое наследие малой Родины (выдающиеся деятели: писатель Ф. М. Достоевский, академики В. В. Виноградов и Н. Л. Мещеряков, художник Ф. Д Константинов, Дважды Герой Советского Союза В.Н. Леонов, поэт П.Радимов, скульптор А. С. Голубкина);
  3. давний опыт обращения учителей и воспитателей города и района к духовной традиции Отечества  с целью обогащения содержанияшкольных предметов духовно-нравственным компонентом и краеведческим материалом.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Наша задача, задача педагогов, – донести до них эту истину.

Привлечение краеведческого материала дает возможность приблизить историческое прошлое к сознанию школьников. Так, например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе в целях воспитания патриотических чувств уделяется большое внимание героическим страницам войны. Материал о славных сынах родного края постоянно включается в содержание уроков для конкретизации излагаемого материала, убедительности анализа тех или иных событий. Причастность наших предков к героическому прошлому подтверждается дополнительными материалами об оказании значительной помощи города Зарайска в борьбе с наполеоновским вторжением.

Краеведческий материал способствует самостоятельной умственной деятельности учащихся, позволяет осуществлять поисковую работу на более доступном и близком уровне. Учащиеся 9, 11 классов имеют определённые навыки самостоятельной и исследовательской работы, поэтому они привлекаются  к подготовке таких, например, исследовательских работ: «Вклад зарайцев в победу», «Школа – госпиталь», «Герои – земляки». Со своими работами учащиеся выступают на школьных конференциях, наиболее интересными находками делятся на уроках при прохождении программного материала.

Огромное значение в работе образовательных учреждений имеет школьный музей. В средней школе №1 им. Н.Л. Мещерякова г. Зарайска в 1998 году был открыт первый зал экспозиции, посвященный истории школы. 10 мая 2004 года состоялась торжественная линейка, приуроченнаяко Дню Победы и открытию зала Боевой Славы имени Дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова. Честь открытия зала была предоставлена ветерану Великой Отечественной войны, ветерану педагогического труда Степновой Н. В. и гостям-североморцам, с которыми была установлена связь.

В музее собраны многочисленные фотографии, документы, книги, газеты и журналы, письма, поэтому он является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий, центром духовно-нравственного воспитания.

В музейном деле нельзя обойтись без исследования. Все материалы, собранные руками учащихся, учителей и родителей, необходимо обработать, подготовить выставку новых экспонатов, разработать экскурсии. Вся эта работа позволяет сохранить и приумножить историю не только малых городов, но и всей России.

Анализ проделанной работы позволил сделать вывод, что у учащихся возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема и просматривается история (история города, история семьи и ее родословная, история жизни родителей, история школы и ее выпускников). То, что связано с местом, где находится твой дом, и стало той «ниточкой» формирования интереса, духовно-нравственных основ формирования личности.

В заключение приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского, которые нам всем будут напутствием в делах наших добрых: «… Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...

Воспитание гражданственности школьника через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в законе РФ "Об образовании". Воспитание гражданственности является одним из основных принципов госу...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

"Социально значимой может оказаться любая инициатива, а социально полезной, как правило, альтруистическая . Это, конечно , касается и преподавательской деятельности. От педагога будет зависеть, ...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Несколько десятилетий в стране пропагандировался атеизм, был исключен из образовательных программ духовно-нравственный компонент. Этому компоненту в дореволюционной системе воспитания и образования от...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Что мы подразумеваем, говоря о духовно-нравственном воспитании современного ребенка? Скорость и информационная загруженность современного бытия, казалось бы, не оставляет времени на философские размыш...