Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"
статья на тему

Ларина Галина Александровна

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и волевого напряжения невозможны ни активная познавательная деятельность учащихся,  ни сознательное  участие в учебном процессе, ни взаимодействие между участниками образовательного процесса. Отправной точкой использования данной технологии является тезис о том, что учитель должен не только замечать усилия ученика на уроке, поддерживать его в этом, но и каждый раз подниматься сам в всвоём методическом опыте, умении строить свои отношения с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_vstrechnyh_usiliy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «Гимназия №87»

Г. Саратов

Статья « Технология встречных усилий учителя и учащихся на уроке»

В русле современных подходов к обучению, на наш взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное  в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без усилий, эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения, невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействия учителя и учащегося. Субъект - это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат.

Если формирующая личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха. Да, ученик изначально поставлен в такие условия,  когда он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая «шаг навстречу»,  подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и учащегося. Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий,  включает  5 основных этапов:

-разминка;        

-контрольно-подготовительный;

-«вызов»;

-«сотворчество»;

-рефлексия.

На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

Рассмотрим урок, построенный в технологии встречных усилий учителя и учащегося.

Начало урока - «разминка». Содержание 1 этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока. Некоторые педагогические приемы на данном этапе:

         «Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель предлагает учащимися загадку, отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Вновь учитель возвращается к этому в конце урока.

«Эпиграф»

Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и подумать,  как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урока. Наверное,  вы сначала услышите самые разнообразные версии. Главное - не забыть вернуться к предложениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости. В случае неудачи учитель должен задуматься, насколько верно был подобран «эпиграф» или насколько школьники готовы к работе.

«Погружение» проводится по учебной цепочке, при этом возможны следующие варианты:

1. Учащиеся один за одним составляют характеристику какого-то явления (личности). Педагог должен быть готов к тому, что ученик могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе  уточнений всплывают важные детали, которые в итоге должен обобщить учитель, подчеркнув при этом, как уже много знают учащиеся по этой теме.

2. Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме: ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Стремясь сделать итоги «погружения» значимыми для учащихся, стоит оценивать не только количество вопросов и ответов, но и их качество. Можно ограничиться цепочкой учащихся одного ряда, одной группы, чтобы не затягивать урок.

«Разминка» создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учеников.

Контрольно - подготовительный этап.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Прием « Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или  на уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал текстовых заданий. Учитель намеренно допускает ошибки. Ученики не должны соглашаться с суждением. А для того, чтобы школьники помнили, что это игра, можно сопровождать такие ошибки некоторым условным знаком (например, вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь  и т.д.) При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения, побуждая учащихся к поиску правильного решения.

«Опрос-кроссворд»

Необходимо заполнить кроссворд по изучаемой теме, который подготовлен заранее учителем или его помощниками. «Высшим пилотажем» можно назвать такую ситуацию, когда часть понятий кроссворда относится к новой теме. Возможны разнообразные варианты письменных опросов (тестирование), блиц-опросы и т.д. В итоге учащиеся проходят своеобразную линию преодоления, что активизирует их интеллектуальный потенциал.

«Повтор с расширением»

Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. При этом учителя совершенно не обязательно отвечать на все вопросы - это формирует у учащихся понятие открытого знания и стимулирует сильных учеников  на самостоятельный поиск.

«Согласен – не согласен»

Работа проходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять, например: «Я утверждаю, что…», «Я не согласен,  но я настаиваю, что…», «Согласен, но имеется уточнение…»

Конечно же, проводя такой диалог, нужно заранее ограничить тематику, дать школьникам подобрать не менее 5 вопросов (тогда ученики не будут мучительно придумывать вопросы по ходу диалога, но сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).  Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет ученику по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

Подготовка учебной цели, создание ситуации «вызова»

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную ситуацию в учении и обучении. Приемы, используемые на данном этапе:

«Цель и цели»

Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и пр.) Таим образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. (Учителю не забыть вернуться к целям на заключительном этапе урока.)

«Вопросы к тексту»

Такой прием более уместны при изучении общих и вводных тем: каждому ученику предлагается краткий конспект сообщения по  изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени усвоения темы:   «V»-известные факты; (+ ) - хотелось бы узнать подробнее; (?) - нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения в учебный материал.

«Знаю - не знаю» - следующий  прием. После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме; чего не знает; что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания, каковы интересы школьников в данной области. В ходе обсуждения - « что я знаю», «чего не знаю» - часто выясняется , что каждый имеет представление об объекте обсуждения, а соединенные вместе знания дают определенное представление о предмете. Это учит не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный коллективный поиск, соединение усилий всех его участников. Так рождается понимание того, что знание может быть добыто именно совместными усилиями, а это подготавливает к переходу на следующий этап урока.

Сотворчество как этап урока

Главное - это поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету.

Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций и не только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала,  что развивает креактивность восприятия,- именно поэтому данный этап назван сотворчеством. Некоторые приемы данного этапа:

1. «Машина времени»: события оцениваются с 2 позиций: современной и соответствующей  исторической эпохе.

2. «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры, затем команда экспертов оценивает замечания и выбирает наиболее удачный ответ.

3. «Театрализация». 

Это несколько забытые в практике суды и т.д.

4.«Кластер». Этот прием активно использует возможность видеоряда, идеи группируются вокруг ключевого слова, Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных противоположных точек зрения (пересекающиеся сферы с большим знаком вопроса); поощряется обогащение тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими словами создается коллективный опорный сигнал по теме. Опорой для составления кластера могут стать, кроме учебника , разнообразные пособия с таблицами и схемами.

         Рефлексия

Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Педагогические  приемы, используемые на данном этапе;

«Эссе», «Возвращение к эпиграфу», «Отсроченная отгадка», «Незаконченные предложения» (…Я считаю…; «В моем представлении….», «Сегодня на уроке…» и т.д.) . Работа в тетрадях самоконтроля.

Домашнее задание носит разноуровневый  творческий характер.

В заключение необходимо сделать следующие выводы по вопросу:

1. Сущность технологии встречных усилий субъектов образовательного процесса заключается в активизации сонаправленных эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий участников обучения, сочетающихся с осознанным отношением к организации учебно-воспитательного процесса и высокой результативностью деятельности.

2. Структура технологии встречных усилий раскрывается как организация субъект-субъектного обучения, подкрепляемая созданием эмоционально положительной атмосферы, активными формами соучастия в обучении, формированием осознанного отношения к целям, процессу и результату совместной учебной деятельности.

3. Комплекс приемов, обеспечивающий сонаправленную активизацию усилий участников образовательного процесса, включает: эмоциональную и интеллектуальную разминку («разогрев»), осознание целей и требований к уроку, организация «вызова», поддержание постоянной обратной связи, открытость получаемых знаний и т.д.

4.  Обязательной становится подготовка учителя к участию в работе в соответствии с технологией встречных усилий. Данная технология может стать квалификационной  характеристикой педагогического мастерства школы. Необходимо отметить, что технология встречных усилий является тенденцией, проявляющейся в передовой педагогике в течение достаточно длительного времени: она обобщает, конкретизирует, соединяет воедино многие гуманистические педагогические направления.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во «Университетское», 1990.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Барановская Н.И. Педагогические методы взаимодействия с учащимися. Екатеринбург: УрГПУ, 1999.

13. Белкин A.C. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Знание, 1986.

14. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создавать. М.: Просвещение, 1997.       

                                     

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Сотрудничество учителя и ученика на уроках биологии

Система взаимоотношений учителя и ученика...

Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"

Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребован...

Совместная творческая деятельность учителя и ученика на уроках информатики

Метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика, на совместную творческую деятельность учителя и ученика...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроке иностранного языка

В статье речь идет об эффективности сотрудничества на уроке ученик-учитель. Добившись полного взаимопонимания на уроке иностранного языка между участниками образовательного процесса,  нельзя не о...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Статья. Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии

В статье описаны способы решения проблемы недостаточной эффективности обратной связи между учителем и учениками с ОВЗ на примере изготовления изделия в картонажно-переплетной мастерской «альбом ...