ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОО «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» (методическая разработка)
методическая разработка по теме

Тридворнова Светлана Николаевна

 

Как обеспечить качество деятельности и добиться результата деятельности воспитанников в учреждении дополнительного образования?

        Эта проблема сегодня занимает многих ученых, методистов, педагогов практиков. В настоящее время нет достаточного количества методической литературы и наглядных пособий, помогающих добиться качества деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка837.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинский Центр дополнительного образования детей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

 И РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОО «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

(методическая разработка)

                                             Выполнила: Тридворнова

                                     Светлана Николаевна

                                            педагог дополнительного

                                                         образования I квалификационной

                 категории

Чердаклы

ПЛАН

  1. Введение:
  1. Актуальные проблемы объединения.
  2. Цели и задачи объединения «Бисероплетение».
  3. Основные педагогические функции объединения.
  1. Основная часть. Обеспечение качества деятельности воспитанников и результата деятельности, а объединении «Бисероплетение».
  1. Комплектование групп.
  2. Определение режима работы в объединении.
  3. Создание условий работы в объединении.
  4. История бисероплетения.
  5. Выстраивание образовательного маршрута.
  6. Формы и методы повышения качества деятельности воспитанников.
  1. Заключение: Обобщающие выводы по результатам работы над данной проблемой.

  1. Введение.
  1. Актуальные проблемы объединения.

Как обеспечить качество деятельности и добиться результата деятельности воспитанников в учреждении дополнительного образования?

        Эта проблема сегодня занимает многих ученых, методистов, педагогов практиков. В настоящее время нет достаточного количества методической литературы и наглядных пособий, помогающих добиться качества деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

         В данной работе я представила наиболее эффективные формы и виды деятельности с детьми в детском объединении «Бисероплетение», изложила определенную группу проблем и их решение, создающие оптимальные условия для развития ребенка в условиях учреждений дополнительного образования.

        Образовательная программа «Бисероплетение» ориентирована на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков.

        Одним из направлений художественно – эстетической направленности является программа дополнительного образования «Бисероплетение». Содержание программы «Бисероплетение» ориентирована на освоение общечеловеческих ценностей в русле отечественных культурных традиций и нацелено на развитие любознательности, интересов и увлечений детей.

        Объединение «Бисероплетение»  проецируется для детей 8 – 12 лет. Дети должны знать историю бисероплетения, основные приемы бисероплетения, уметь составлять схемы, эскизы, орнаменты, пользоваться техническими приспособлениями для работы с бисером. Приоритетной задачей объединения является научить детей изобретать новые модели бисерных украшений и воплощать свои идеи в материале.

        Долгое время искусство бисероплетение было забыто. Лишь в конце нашего столетия бисерное дело начало возрождаться. Сейчас изделия, изготовленные в ручную из бисера высоко ценятся в России и за рубежом, бисерные изделия пользуются большим спросом. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Поэтому объединение «Бисероплетение» ставит перед собой задачу возродить этот удивительный вид народного творчества и на базе этой деятельности способствовать личностному развитию  воспитанников, удовлетворить актуальные и потенциальные потребности и интересы детей.

        Общекультурный уровень программы предполагает удовлетворить познавательные интересы детей, расширение информированности, обогащение навыков общения и умения вести совместную деятельность в объединении.

        Объединение «Бисероплетение» выполняет социально – педагогические функции внешкольного учреждения, ориентируется на достижение индивидуально – личных результатов. Объединение дает дополнительное художественно – эстетическое образование, которое не может дать школа. Вполне возможно, что такое образование может быть и средством профессионального самоопределения, оно восполнит отсутствующие компоненты общего образования, способствуя более гармоничному развитию личности, в том числе и путем коррекции каких- то ее недостатков.

         Вторая функция объединения – это коммуникативная функция. На занятиях объединения создаются условия для развития коммуникативных контактов на межличностном уровне. Средствами коммуникативных контактов является деятельность в объединении: организация праздников, конкурсов, соревнований, выставок, различные подвижные игры на свежем воздухе, игры – путешествия, игры – загадки, игры – викторины и другие.

        Кроме перечисленных выше функций объединение «Бисероплетение» выполняет еще одну функцию – индивидуализация личности, под которой понимается выявление индивидуальных особенностей воспитанников, развитие в них способности к самопознанию, самооценке и самоопределению.

        В связи с переходом общества к рыночной  экономике к каждому человеку предъявляются новые требования. Главное из них профессиональный универсализм. Каждый человек должен быть и «швец, и жнец и на дуде игрец».

        В современных условиях подростки нередко должны решать проблемы, которые ранее решали в основном взрослые люди – проблемы заработка. Частично эту проблему поможет решить объединение «Бисероплетение». Дети свои работы, выполненные на занятиях в объединении, могут представить для распродажи в частные магазины и на школьные ярмарки.

2. Обеспечение качества деятельности учащихся

 и результата деятельности в объединении «Бисероплетение»

        Предоставляя детям удовлетворять свои потребности созидания, педагог должен создать условия для проявления детского творчества.

        Комплектование групп основано на принципе добровольного желания детей участвовать в деятельности объединения. Единственное требование - иметь хорошее зрение (в подтверждение, предоставляется справка от врача). Группы состоят из  15 человек - 1 год обучения, 12 человек- 2 год обучения. Работа с детьми ведется в течение всего календарного года. Расписание занятий групп составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно – гигиенических норм.

        На занятиях могут присутствовать совместно с детьми их родители. В основной состав родители не включаются. Присутствие родителей на занятиях благоприятно действует на работу детей в объединение и на решение обучающих и воспитывающих задач. Присутствуя на занятиях, родители тоже знакомятся с приемами бисероплетения. Поэтому дома при выполнении  незаконченной работы на занятии могут рассчитывать на помощь практическую родителей.

        При приеме детей в объединение педагог ознакомит их и родителей с  уставом учреждения, правами и обязанностями детей и родителей.

        В помещении, где ведутся занятия объединения, на видном месте висит плакат:

- если вы горите желанием научиться создавать изделия из бисера;

- если вы хотите одеваться модно, элегантно и загадочно;

- если вы хотите всегда быть в центре внимания и ловить восхищенные взгляды друзей и прохожих;

- если вы хотите носить украшения, не уступающие по красоте изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- если вы хотите иметь возможность делать своим родным, знакомым, друзьям оригинальные подарки, которые доставят им радость и будут напоминать о вас;

- если вы хотите иметь свои личные доходы-

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ОБЪЕДИНЕНИЕ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

        На первом занятии детям и родителям сообщается о необходимости приобретения материалов для работы в объединении.

  1. Цветной бисер;
  2. Стеклярус;
  3. Рубленный бисер;
  4. Леска (0,1-0,2 мм);
  5. Бусинки;
  6. Шелковые нитки;
  7. Ножницы;
  8. Иголки для бисероплетения;
  9. Замочки и швензы;
  10. Клей;
  11. Цветные карандаши;
  12. Фломастеры;
  13. Бумага в клеточку;
  14. Ластик;
  15. Белая ткань 30х30см.

В работе с бисером очень важное, значение имеет обустройство рабочего места. Стол и стул должны соответствовать друг другу по высоте. Свет должен падать с лева и должно быть дополнительное освещение. Определить место, где будут лежать нужные инструменты и материалы. Иголки, ножницы, карандаши - справа, бисер, стеклярус – слева. Бисер удобно хранить в пакетиках на липучках или в специальных закрытых футлярах. Стол должен быть покрыт белой тканью 30 х 30 см, что бы бисеринки не укатывались на пол.

        Во время работы с бисером нужно быть аккуратным. Приучить детей складывать обрезки ниток, лески, бракованный бисер в специальную посуду для мусора. Далее перед каждым занятием нужно постоянно обращать внимание на аккуратное содержание и правильную организацию рабочего места детей. Кроме того воспитанников необходимо ознакомить со свойствами бисера, с технологией изготовления бисера и стекляруса, с особенностями цвета.

        Знакомство с историей бисероплетения вызовет познавательный интерес у детей. Как и любой вид искусства бисероплетение имеет свою историю.

        Почти шесть тысяч лет тому назад благодаря счастливому случаю возникло стеклоделие. И с того момента стеклянные бусы разных форм, размеров и цветов стали использоваться как украшение. Бисер – мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла или металла с отверстием для продевания.

        Родина бисера - Древний Египет, именно оттуда пошло название «бисер». По – арабски фальшивый жемчуг из непрозрачного стекла назывался «бусра», а во множественном числе назывался – «бусер».

        Бисером стали украшать одежду древнеегипетских фараонов.

Сначала бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология изготовления стекла, люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное стекло, бесцветное и цветное.

        Из Древнего Египта технология производства стекла и бисера распространилось на Римскую империю. Постепенно стеклоделие распространялось по миру и в начале нашей эры появилось, а Испании, Греции, германии, Италии, Португалии и Франции.

         В конце V века н.э. в Венеции стеклоделие достигает большого расцвета. В течение многих веков Венецианская республика хранила секреты производства стекла. Мастера – стеклоделы пользовались исключительными привилегиями (их дочерям разрешалось выходить замуж за мелкопоместных дворян), но в случае разглашения секретов стеклоделия они могли быть казнены.

        Венеция снабжала бисером Восток и Запад. Его обменивали на золото, пряности, шелка, использовали как разменную монету в Африке. Устраивались бисерные ярмарки, на которых особенно ценился мелкий и блестящий бисер.

        В XV веке Чехия (Богемия) стала соперницей Венеции. Там научились варить стекло высокой чистоты, прозрачности, очень блестящее и твердое.

        В первой четверти 19 века благодаря соперничеству Венеции и Чехии появилось огромное количество бисера, удивительно разнообразного по размеру и окраске.

        Во второй половине 19 века бисер стали изготавливать с помощью машин, что снизило его стоимость, и бисер распространился по многим странам мира.

        С древних времен стеклоделие было известно и в нашей стране. Большое число стеклянных поделок было найдено 9 – 13 веке при раскопках в Киеве, Новгороде, Старой Ладоге и ряде других центров Древней Руси. На Руси бисер стоил очень дорого, его применяли в основном для изготовления предметов культового значения, при дворе и среди знати.

        Первые попытки наладить производство бисера и стеклоделия  в России относятся к 17 веку. В 1668 – 1669 гг в подмосковном селе Измайлово началось строительство стекольного завода, который работал до 1706г. Большое внимание развитию отечественного стеклоделия оказал Петр I. В 1724г. был подан проект о приглашении в Россию различных мастеров из иностранцев. В Италию для обучения искусству изготовления бисера посылались молодые люди.

        Исследования М.В. Ломоносова в области теории цвета, его многочисленные опыты по получению цветных стекол послужили основой для строительства фабрик по изготовлению бус и стекольных поделок, бисера и стекляруса.

        С момента возникновения бисероплетения изделия из  бисера и стекляруса использовались для украшения одежды и интерьера.  Им расшивали праздничные одежды, плели пояса, серьги, ожерелья. В 18 веке использование бисера становится более разносторонним. Он все чаше встречается на предметах культового обихода, им расшивали оклады икон, украшали покровцы. В быту русских дворян появляются стеклярусные и бисерные панно, картины. Бисерно – стеклярусная вышивка стала использоваться при обивке мебели. Большое распространение получили предметы роскоши. Из бисера делали сумочки, мешочки, чехлы для зонтиков, книг, курительных трубок, подстаканники и многое другое.

         В конце 19 века и начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Бисерные изделия демонстрировались на Всероссийских кустарных выставках и за рубежом – в Стокгольме, Льеже, Париже, Лондоне, Нью-Йорке и других городах.

        Огромный успех бисерные изделия имели на Лейпцигской ярмарке, что побудило начать обучение бисерному искусству во многих школах искусства в России. В настоящее время бисерные изделия пользуются большим спросом.

        Зная историю бисероплетения, воспитанники будут, более заинтересовано относится к данному виду художественного творчества. Демонстрация художественных работ по бисероплетению непременно вызовет желание у детей научиться этому виду творчества.

         Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и конечно же мастерства.

         Для воспитания этих качеств на подготовительном этапе занятий, по мере необходимости и на других занятиях полезно провести игры. Например: «Сделай коврик». Из отдельных образцов узоров, нарисованных на доске, дети коллективно составляют орнамент для ковра.

        

Эта игра научит детей хорошо управлять движениями своих рук, пальцев, скоординирует движения глаз и руки, вырабатывает художественный вкус, умение сочетать цвета и ощущение цвета. Эти качества нужны для умелого подбора цвета бисера и стекляруса.

        Бисероплетение достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует от мастериц внимательности и аккуратности, усидчивости и терпения. Только умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время, повторяя бесконечный ряд одних и тех же движений и находя в этом своеобразную ритмику и красоту, обеспечат успех в этом виде декоративно – прикладного искусства.

         Игры «Бусы», «Где ошибся Буратино?», « Пляшущие человечки», «Вниз по реке», «Тир», «Узнай, кто я», «Правильно воспроизведи изображенные фигуры» и т.д. помогут воспитать такие качества как сосредоточенность, внимание, разовьют зрительную память и мелкую моторику. Так как руки мастерицы постоянно контактируют непосредственно с бисером, очень важна мышечная чувствительность и точечная координация.

Игра «БУСЫ»

(игра на внимание и сосредоточенность)

                                                                                                         

                                                                                                                                 

Продолжите нанизывать бусы, учитывая форму, цвет, последовательность.

Игра «ГДЕ ОШИБСЯ БУРАТИНО»

Эта игра на развитие зрительной памяти.

Игра «ПРАВИЛЬНО ВОСПРОИЗВЕДИ ИЗОБРАЖЕННЫЕ ФИГУРЫ»

                                                                    Смотреть

                       - 3 секунды

                                     - 4 секунды

                                                                                        - 5 секунд

        - 6 секунд

Игра «ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Определите пляшущих человечков!

Игра «ТИР»

(на развитие мелкой моторики)

Не отрывая карандаша от бумаги провести линию, изображающую полет пули в мишень без линейки.

Игра «Вниз по реке»

(развитие мелкой моторики)

Правильно проведи свой кораблик, не задевая берега,  не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии.

Длительная работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление. Поэтому для уменьшения утомления глаз на каждом занятии нужно проводить специально разработанную гимнастику для глаз.

        Упражнение 1. Согревание глаз ладонями.

Упражнение 2. Круговые движения глаз.

 Упражнение 3. Движение глаз по горизонтали.

 Упражнение 4. Фиксирование взгляда на приближающиеся и удаляющиеся пальцы кисти;

Для облегчения проведения глазной гимнастики можно нарисовать на листочке глазную гимнастику и прикрепить на стене перед воспитанниками.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Для повышения работоспособности и улучшения качества деятельности учащихся на занятиях дать возможность детям послушать тихую музыку. Музыка способствует расслаблению мышц всего тела. Кроме того музыкотерапия помогает быстро набраться сил и энергии и продолжить работу в прежнем ритме и лучшим качеством.

         Для успешного освоения техники изготовления изделий из бисера необходимо научить детей составляться четкие понятные схемы и продумывать последовательность изготовления.

А)

                 

Б)                                                             В)

На схемах бисерины обозначаются кружками, при изображении последовательности работы на схеме наносятся стрелки, показывающие, в каком направлении плетется изделие, кружочки нумеруются.

А)                                                           Б)

В)

Знакомство с приемами бисероплетения происходит по  возрастающей степени трудности.

1) 

2) Цепочка колечки:

3) Цепочка   «мозайка»:

4) Ромбики

5)Крестик двумя иголками:

6) Соединение цепочек:

7) Квадрат 3х3:

8) Низание в 2 нитки:

А)

Б)

Эта цепочка выполняется в 2 нити: первая – простая, вторая – петельки и т.д.

        В учреждениях дополнительного образования раньше педагогический контроль не выделялся как обязательная форма организации обучения. Сейчас все педагоги осознают, что контроль за деятельностью детей в сфере дополнительного образования обеспечивает эффективность образовательного процесса, поднимает его качественный уровень и дает хорошие результаты творческой деятельности детей.

        Функция контроля заключается в том, что его результаты дают возможность направлять воспитанников на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях и дальнейшее продвижение в освоении материала.

        Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских  и педагогических приемов и средств обучения.

        С целью выявления и развития творческих способностей, уровня мастерства в объединение «Бисероплетение» в конце освоения каждой темы проводятся творческие выставки. Выставка является инструментом поощрения воспитанников и способствует повышению интереса воспитанников к данному виду художественно – прикладного творчества.

        Введение разнообразных игр в систему контроля помогают педагогу определить степень освоения отдельных разделов программы. Например: игра «Крестики нолики».

В каждой из 9 клеточек поля написаны вопросы и задания. Команды тянут жребий, поля которого исполняют 2 карточки со  знаком «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется команда крестиков и начинает игру. Выбрав одну из 9 клеточек, команда отвечает на вопрос или выполняет практическое задание. Если ответ верный, то команда имеет право поставить свой знак на игровом поле. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждаю те, кому удалось поставить на поле три своих знака в один ряд или поставить на поле 5 своих знаков. По разделам программы «Бисероплетение» для данной игры воспитанникам может быть предложены следующие вопросы и задания:

  1. Назовите родину бисера.
  2. Как должно быть оборудовано рабочее место?
  3.  Какая из схем составлена правильно? Почему?

                                                       

  1. Какой прием бисероплетения использован в данном звене узора? Нет ли ошибки?

  1. По указанной схеме сделайте узор.

  1. Расскажите последовательность изготовления узора для браслета.

  1. Сделай цепочку из квадратов со стороной в две бисерины.

  1. Покажите глазную гимнастику.
  2. Назовите прием бисероплетения и т.д.

        Для формирования у детей потребности в познании и повышения качества деятельности воспитанников на контрольных занятиях очень полезно проведение тестирования на занятиях.

        ТЕСТ ОПАЗНАНИЯ:

Согласны ли вы с данными определениями?

  1.                             - бисер

  1.                            – стеклярус

  1.                       – рубка

ДА     НЕТ

ТЕСТ     РАЗЛИЧИЯ

Как называется прием плетения?

                         1.Мозайка

                         2.Последовательное низание.

                            3. Крестиком.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ     ТЕСТ        

- закончите предложения

1. бисер впервые появился                         В    ЧЕХИИ

2. Самый качественный                               В ВЕНЕЦИИ

    бисер изготавливают.. .    

3.Стеклоделие в 17 веке                                  В ЕГИПТЕ

 получило  наибольшего расцвета……..

ЭВРЕСТИЧЕСКИЙ    ТЕСТ

-Придумайте свой вариант плетения браслета.

        Для текущего контроля деятельности воспитанников  в объединении, для фиксации творческих достижений каждого ребенка, для повышения потенциальных возможностей обучающихся очень полезно заводить творческие книжки для каждого ребенка. Творческие книжки должны вестись на протяжении всего срока обучения. В творческой книжке записываются выполненные творческие задания по программе обучения или самостоятельно выполненные творческие работы, отмечаются призовые места на конкурсах на выставках. Записи в творческих книжках систематически обобщаются педагогом и доносятся до сведения родителей.

        Творческие книжки хранятся у педагога, для ознакомления с записями раздаются детям.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по результатам работы над проблемой.

Обеспечение качества деятельности  воспитанников и результата деятельности в объединении «Бисероплетение» удовлетворяются актуальные и потенциальные потребности детей. Дети без ущерба для здоровья быстро осваивают приемы бисероплетения, легко ориентируются в схемах необходимых для этого вида творчества, знания, умения, навыки соответствуют технологии бисероплетения. Использование на занятиях различных познавательных, развивающих игр, стимулируют деятельность воспитанников. Занятия  проходят интересно, увлекательно, повышается качество работы воспитанников, способствует быстрому достижению поставленной цели, достигаются хорошие результаты.

        Кроме того развивается коммуникабельность у детей вырабатывается способность самооценки, самопознания и самоопределения.

        Занимаясь бисероплетением, дети становятся усидчивыми, внимательными, терпеливыми, аккуратными. Эти положительные качества детям необходимые на уроках в школе. Художественный вкус, приобретенный на занятиях объединения вызовет интерес к произведениям живописи.

        Итак, все формы и приемы педагогической работы в объединении, которые описаны выше, помогут поднять качество деятельности воспитанников в объединении и ее результативности.  Однако, остается еще много неисследованных видов работ по данной проблеме. Будем работать и дальше в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. О.Е.Лебедева.  Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов., М. Владов, 2002г.
  2. Е.И. Сколотнева. Бисероплетение. Санкт –Петербург. «Золотой век» Диамант. 1999г.
  3. Э.Н. Литвинец. Изготовление украшений из бисера и стекляруса.  2009г
  4. Л.А. Акентьева. Педагогический контроль в дополнительном образовании. Методические рекомендации. Ярославль 1997г.
  5. Л.Матвеева. Практическая психология для родителей. М. Аст – Пресс. Уральское книжное издательство. 1997г
  6. Е.В. Заика. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии. 1990 №6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» на тему "Трудовые споры. Порядок их разрешения"

Методическая разработка «Трудовые споры. Порядок их разрешения» содержит материал для подготовки занятия по вышеуказанной теме.Данная тема предусмотрена рабочей программой  дисциплины «Прав...

Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин

    Данный урок является завершающим этапом изучения темы.  Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.       Стремление старших школьни...

Методическая разработка туристко-краеведческой деятельности в учебном процессе и обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях

Предлагаемая методическая разработка – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческог...

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ на занятиях танцами

Выявление уровня усвоения программного материала, волевых качеств, физического энергопотенциала и умственных способностей.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"9691687","attributes":{"alt":""...

Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...

Коллективная творческая деятельность детей в объединении бисероплетения «Ларец чудес»

Детский коллектив творческого объединения бисероплетения «Ларец чудес» работает в гимназии 586 Санкт-Петербурга более 20 лет.  Преемственность поколений учащихся реализуется...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской дея...