"Альтруизм и эгоизм"
методическая разработка на тему
Разработка урока по предмету "Основы светской эики", 4 класс. Урок 13 "Альтруизм и эгоизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cel.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Альтруизм и эгоизм.
Цель: развитие доброжелательности и личной ответственности учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей.
Задачи урока:
Ориентированные на результаты:
Личностные: формирование у младшего подростка нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм» и «эгоизм».
Метапредметные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные: – знакомство учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Тип урока: комбинированный
Используемый учебный материал:
Для учителя: учебное пособие «Основы светской этики», толковый словарь, материалы Интернет, презентация.
Для детей: учебное пособие «Основы светской этики», тетрадь «Мудрые мысли».
Слайд 1: Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
Упражнение «Найди похожих».
-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…
- у кого сегодня хорошее настроение!
- кто сегодня готов к уроку!
- кто хочет получить хорошую оценку!
- кто уверен в своих силах!
- кто готов начать работать!
II.Актуализация знаний учащихся
1. Фронтальная беседа
- О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке?
- Проверка домашнего задания (вспомнить сказки, в которых одни герои несправедливо относятся к другим).
- Открытие нового знания».
- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Стране мудрых мыслей. Давайте вспомним содержание басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» и стихотворение С.Баруздина «Бревно»
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ (слайд №2)
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Бревно (слайд №3)
Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: -Нехорошо!
Сказал - и знай себе, пошёл!
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять над темой нашего урока.
«Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.
И решили потянуть к себе одеяло.
Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.
Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.
Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.
Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.
И мораль здесь такова: серединка золота!
Мудро, смело размышляй и собою управляй!»
Работа в группах: Слайд 4:
1группа- о каких качествах Стрекозы рассказывается в басне,
2 группа – какими качествами обладает третий путник в стихотворении.
Слайд 5: Выслушиваются мнения.
Стрекоза Третий путник
Никому не помогала помогает другим
Ленивая трудолюбивый
беззаботная добрый
Учитель: Давайте прочитаем название нашей темы (Альтруизм и эгоизм).
-Запишем тему в тетрадь.
-Поразмышляем над этими понятиями.
Слайд 6. -Обратите внимание, что нового мы сегодня узнаем на уроке.
- Что такое альтруизм?
- Что такое эгоизм
- Что значит быть разумным эгоистом
- Знаете ли вы, какого человека можно назвать эгоистом?
Ответы учащихся.
Работа со словарем. (учебник стр.30-31)
Слайд 7-8:Учитель: слово «эгоист» произошло от латинского (эго)-я. Человек, который выше всего ставит собственные интересы
-Подберем синоним-себялюбец
Антоним- альтруист.
Слайд 9-10:-Так кто же является альтруистом? Посоветуйтесь в парах.
Выступления учащихся
Работа с учебным пособием (с. 30-31).
- Предлагаю вам познакомиться с материалом учебного пособия.
-Выделим основные понятия. Что они обозначают?
Слайд 11: Следует различать крайний и умеренный (разумный) эгоизм.
Работа с тетрадью.
Запишите мудрые мысли. Давайте обсудим их.
Физминутка. (слайд №12)
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Первичное закрепление
- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)
-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму.
Слайд 13: Работа с иллюстрацией учебника (работа в группе).
Учитель: Получается альтруизм это добродетель? Вот это нам следует доказать.
Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.
Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям
Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?
Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!
Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?
Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?
( возникает полемика)
Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?
Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!
Учитель: Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?
(Высказывания детей)
На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм». (слайд №14) ( зарисовать в тетради)
Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.
Подводим детей к выводу о том, что любить себя нужно, но в разумных пределах (притча о чувстве меры: собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово «мера»).
Дети: Всего должно быть в меру.
Учитель: Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.
Слайд 15: Золотая рыбка
V. Закрепление.
В нашей школе существует традиция проведения субботников, когда каждый ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем дворе, территории школы. Другая традиция нашей школы – тимуровская работа, поздравление ветеранов войны с праздниками. Все это проявления альтруизма.
Те, кто постоянно находит причины, для того чтобы не участвовать в общих делах, проявляют эгоизм.
Работа над осмыслением предложенных ситуаций
Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание: проанализировать иллюстрации и соотнести их с новыми понятиями, рассмотренными на уроке: Игра «Найди свое место» (слайд №16) Самостоятельная работа учащихся.
VI. Домашнее задание
1. Выполните одно из 3 заданий на стр. 31.
2. Были ли в твоей жизни, в жизни твоих родных, близких поступки, схожие с альтруизмом и эгоизмом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Альтруизм и эгоизм".
Урок для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светсткой этики" в соответствиии с ФГОС НОО....
Эгоизм и альтруизм как черта характера.
Когда я заметила, что у детей в моем классе проявляются эгоистические черты, возникла необходимость показать недостатки эгоизма, отметить его негативное проявление, донести до сознания учащихся важнос...
Урок по предмету Основы культуры и традиции России для 10-11 классов Тема: Моральный долг. Альтруизм. Эгоизм.
Данный материал предназначен для проведения уроков или классных часов в 10-11 классах. Материал раскрываеп понятия: моральный долг, альтруизм, эгоизм. Содействует расширению знаний школьников о нравст...
«Эгоизм ради эгоизм» Урок по повести А.С.Пушкин «Выстрел».
Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения. Групповая работа позволит учащимся глубоко и полно понять основные проблемы повести. Урок способствует развитию самоанализа...
Конспект классного часа на тему :" Альтруизм или эгоизм: что выбираю я?"
К данному материалу рекомендуется выбрать видеоряд притчи "Адажио", где главный герой (подобно Данко, из "Старухи Изергиль"), повел народ за собой....
План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: ««Альтруизм и эгоизм».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Р...
"Эгоизм против эгоизма". Урок по произведению А.С.Пушкина "Выстрел"
Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Выстрел". Композиция произведения, образы, мотивы поступков героев....