"Альтруизм и эгоизм"
методическая разработка на тему

Разработка урока по предмету "Основы светской эики", 4 класс. Урок 13 "Альтруизм и эгоизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Альтруизм и эгоизм.

Цель: развитие доброжелательности и личной ответственности  учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей.

Задачи урока:

Ориентированные на результаты:

Личностные:   формирование у младшего подростка  нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм» и «эгоизм».

Метапредметные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные: – знакомство учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Тип урока: комбинированный

Используемый учебный материал:

Для учителя: учебное пособие «Основы светской этики», толковый словарь,  материалы Интернет, презентация.

Для детей: учебное пособие «Основы светской этики», тетрадь «Мудрые мысли».

Слайд 1: Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Упражнение «Найди похожих».

                -Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…

- у кого сегодня хорошее настроение!

- кто сегодня готов к уроку!

- кто хочет получить хорошую оценку!

- кто уверен в своих силах!

- кто готов начать работать!

II.Актуализация знаний учащихся

1. Фронтальная беседа

- О каких понятиях мы говорили на  прошлом уроке?

  1. Проверка домашнего задания (вспомнить сказки, в которых одни герои несправедливо относятся к другим).

  1. Открытие нового знания». 

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Стране мудрых мыслей. Давайте вспомним содержание басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» и стихотворение  С.Баруздина  «Бревно»

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ (слайд №2)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной

 Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Бревно (слайд №3)

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.

Один сказал: -Нехорошо!
Сказал - и знай себе, пошёл!

Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять   над темой нашего урока.  

«Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.

И решили потянуть к себе одеяло.

Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.

Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.

Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.

Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.

И мораль здесь такова: серединка золота!

Мудро, смело размышляй и собою управляй!»

Работа в группах: Слайд 4:

1группа- о каких качествах Стрекозы рассказывается в басне,

2 группа – какими  качествами обладает  третий путник в  стихотворении.

Слайд 5: Выслушиваются мнения.

       Стрекоза                                        Третий путник

Никому не  помогала                          помогает другим

Ленивая                                                 трудолюбивый  

беззаботная                                          добрый

                                                                                                     

Учитель: Давайте  прочитаем название нашей темы (Альтруизм и эгоизм).

-Запишем тему в тетрадь.

-Поразмышляем над  этими понятиями.

Слайд 6. -Обратите внимание, что нового мы сегодня узнаем на уроке.

  1. Что такое альтруизм?
  2. Что такое эгоизм
  3. Что значит быть разумным эгоистом

- Знаете ли вы, какого человека можно назвать эгоистом?

Ответы учащихся.

Работа со словарем. (учебник стр.30-31)

Слайд 7-8:Учитель: слово «эгоист» произошло от латинского (эго)-я. Человек, который выше всего ставит собственные интересы  

-Подберем синоним-себялюбец

 Антоним- альтруист.

Слайд  9-10:-Так кто же является альтруистом? Посоветуйтесь в парах.

Выступления учащихся  

Работа с учебным пособием (с. 30-31).

- Предлагаю вам познакомиться с материалом учебного пособия.

-Выделим основные понятия. Что они обозначают?

Слайд 11: Следует различать крайний и умеренный (разумный) эгоизм.

Работа с тетрадью.

Запишите мудрые мысли. Давайте обсудим их.

Физминутка. (слайд №12)

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

IV. Первичное закрепление

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)

-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму.

 Слайд 13: Работа с иллюстрацией учебника (работа в группе).

Учитель:  Получается альтруизм это добродетель? Вот это нам следует доказать.

        Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

  Дети:  Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?

Дети:  А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили  внимание,  кому он раздавал свои вещи?

Дети:  Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

( возникает полемика)

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети:  Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!

Учитель: Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

(Высказывания детей)

На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм». (слайд №14) ( зарисовать в тетради)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.

Подводим детей к выводу о том, что любить себя нужно, но в разумных пределах (притча о чувстве меры: собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово «мера»).

Дети: Всего должно быть в меру.

Учитель: Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

Слайд 15: Золотая рыбка

V. Закрепление.

В нашей школе существует традиция проведения субботников, когда каждый  ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем  дворе, территории школы. Другая  традиция нашей школы – тимуровская работа,  поздравление ветеранов войны   с  праздниками. Все это проявления альтруизма.

Те, кто постоянно находит причины, для того чтобы не участвовать в общих делах, проявляют эгоизм.

Работа  над осмыслением предложенных ситуаций

Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание: проанализировать иллюстрации  и соотнести их  с новыми понятиями, рассмотренными на уроке: Игра  «Найди свое место» (слайд №16) Самостоятельная работа учащихся.

VI. Домашнее задание

1. Выполните одно из 3 заданий на стр. 31.

2. Были ли в твоей жизни, в жизни твоих родных, близких поступки, схожие с альтруизмом и эгоизмом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Альтруизм и эгоизм".

Урок для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светсткой этики" в соответствиии с ФГОС НОО....

Эгоизм и альтруизм как черта характера.

Когда я заметила, что у детей в моем классе проявляются эгоистические черты, возникла необходимость показать недостатки эгоизма, отметить его негативное проявление, донести до сознания учащихся важнос...

Урок по предмету Основы культуры и традиции России для 10-11 классов Тема: Моральный долг. Альтруизм. Эгоизм.

Данный материал предназначен для проведения уроков или классных часов в 10-11 классах. Материал раскрываеп понятия: моральный долг, альтруизм, эгоизм. Содействует расширению знаний школьников о нравст...

«Эгоизм ради эгоизм» Урок по повести А.С.Пушкин «Выстрел».

Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения. Групповая работа позволит учащимся глубоко и полно понять основные проблемы повести. Урок способствует развитию самоанализа...

Конспект классного часа на тему :" Альтруизм или эгоизм: что выбираю я?"

К данному материалу рекомендуется выбрать видеоряд притчи  "Адажио", где главный герой (подобно Данко, из "Старухи Изергиль"), повел народ за собой....

План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: ««Альтруизм и эгоизм».Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: Р...

"Эгоизм против эгоизма". Урок по произведению А.С.Пушкина "Выстрел"

Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Выстрел". Композиция произведения, образы, мотивы поступков героев....