Возрастные особенности школьника
презентация к уроку по теме

Худякова Вера Ивановна

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личночти, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений. (Психологический словарь).

Успех воспитания  зависит прежде всего от знания учителями (воспитателями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_shkolnikov_hudyakova_v.i.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности детей школьного возраста Худякова В.И. МБОУ Солонецкая СОШ

Слайд 2

Младший школьный возраст

Слайд 3

Ведущий вид деятельности - учебный Происходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся более подвижны и уравновешены, тем не менее возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физиологическая выносливость, работоспособность.

Слайд 4

Трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Резкое изменение режима дня. Трудность, которая проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка. Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний.

Слайд 5

Факторы, которые благоприятно влияют на процесс адаптации. Полная семья. Высокий уровень образованности родителей. Правильные методы воспитания. Положительный стиль общения с учителями. Отношения со сверстниками.

Слайд 6

Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится. У ребенка сформирована установка на отказ от усилий. Дома заранее сформировали страх перед школой. Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.

Слайд 7

Потребности детей младшего школьного возраста Потребность в свободных действиях и движениях. Потребность познания действительности в новых впечатлениях. Потребность в игре.

Слайд 8

Динамика мотивов у младших школьников. Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней стороне пребывания в школе. Возникает интерес к первым результатам учебной деятельности. Возникает интерес к процессу и содержанию учения. Интерес к способам добывания знаний.

Слайд 9

Особенности познавательной сферы. Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое по объему. Уровень распределения внимания невысокий (не справляются с написанием диктанта ). Трудности с переключением внимания (переход от одного урока к другому ).

Слайд 10

Память носит наглядно-образный характер. Более развито непроизвольное запоминание. Преобладают приемы механического запоминания. Воспроизведение чаще всего дословно. Преобладает наглядно-образное мышление.

Слайд 11

Основные новообразования детей младшего школьного возраста. Формирование произвольности: произвольность психических процессов и произвольность поведения. Формирование внутреннего плана действия и рефлексии. Это способность выполнять действия в уме.

Слайд 12

Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Учитель является ключевой фигурой. Это центр всей его жизни. На учителе завязано эмоциональное самочувствие ребенка. На отношения со сверстниками оказывает влияние учитель.

Слайд 13

Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки Оценка взрослыми учебной деятельности и самого ученика. Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать уровню его возможностей. Если у ребенка низкая самооценка, то формируется мотив избегания неудач.

Слайд 14

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Слайд 15

Объективные сложности этого возраста Изменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, выполняет новые функции Подростковый возраст это период бурного полового созревания. Дефекты воспитания становятся заметными Появляется интерес к противоположному полу и к самому себе

Слайд 16

Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение. Учение отходит на второй план, но остается главным видом деятельности.

Слайд 17

Основные потребности детей этого возраста Потребность в самоутверждении ( в определенном социометрическом статусе). Потребность в общении со сверстниками.

Слайд 18

Динамика мотивов общения подростков со сверстниками 4 класс – главное просто желание быть среди сверстников, вместе что-то делать, играть. 5-6 класс – появляется мотив занять определенное место в коллективе. 7-8 класс – стремление к автономии в коллективе сверстников, желание быть значимым в глазах сверстников.

Слайд 19

Противоречия подросткового возраста Социализация с одной стороны, врастание в мир человеческой культуры, а с другой стороны индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».

Слайд 20

Основные интересы детей подросткового возраста Интерес к своей внешности. Интерес к противоположному полу. Познавательный интерес.

Слайд 21

Особенности познавательной сферы Готовность ко всем видам учебной деятельности. Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный материал, необычные формы работы. Развивается познавательный мотив. Избирательное отношение к предмету (интерес к предмету связан с личностью учителя). Вызывают интерес те предметы, где можно высказать свою точку зрения.

Слайд 22

Основные новообразования возраста Развитие самосознания. Формирование самооценки. Формирование внутренней психологической среды. Переживания, связанные с отношением к собственной личности (как правило отрицательные). Подростки находят у себя все новые недостатки. Важно давать положительную обратную связь. Самооценка крайне неустойчива. Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми. Формируются нравственные понятия, суждения.

Слайд 23

Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Более значимо общение со сверстниками. Мнение родителей менее значимо. Ощущение того, что ребенок «уходит». Между подростками складываются различные по степени близости отношения: просто товарищ, близкий товарищ, личный друг. Очень ревностно относятся к изменам.

Слайд 24

Особенности эмоциональной сферы Подростки обличаются большой страстностью и вспыльчивостью. Характерны упрямство, своеволие, немотивированные поступки При столкновении с трудностями могут бросать начатое дело. Поэтому важно давать посильные задания и вооружать способами их выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности школьников

Характеристика индивидуальных особенностей в зависимости от их возраста....

Возрастные особенности школьников.

Материал для родителей и классных руководителей....

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

Возрастные особенности школьников и приемы положительного педагогического воздействия

Возрастные особенности учащихся начальной, средней и старшей школы. Приемы положительного педагогического воздействия.Презентация для педагогического совета...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтоб...

Программа повышения квалификации педагогов "Возрастные особенности школьников в контексте реализации ФГОС"

Предлагаемая вашему вниманию программа была разработана для повышения квалификации педагогов.В основе реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС лежит системно-деятельностный подход, к...