Организация работы по патриотическому воспитанию
статья по теме

Кочеткова Ольга Сергеевна

 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной Российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_voenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_shkole.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Доклад

«Организация работы по патриотическому воспитанию»

Кочетковой Ольги Сергеевны, директора МБВ(С)ОУ-О(С)ОШ № 1

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной Российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К.Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и мирному человеку.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:
  1. шефство над братскими захоронениями активистами историко-литературно-краеведческого музея «Земля родная»;
  2. проведение митингов совместно с воинской частью 6570 (14 декабря в День Памяти Николая Якунина – выпускника нашей школы, погибшего в Чеченской республике в день своего 20-летия и награжденного посмертно Орденом Мужества;
  3. участие в Митингах Памяти на Всехсвятском кладбище и других патриотических мероприятиях.
  1. Проведение экскурсий в Музей Боевой Славы, уроков Мужества, уроков Памяти, уроков Патриотизма, уроков России, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны – клубом «Фронтовые друзья» ансамблем «Дочери России». Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда «Героями не рождаются – Героями становятся».
  2. Празднование памятных дат, проведение выставок в школьном музее «Земля родная», викторин, конкурсов рисунков «Дети рисуют Победу», просмотров видеофильмов.
  3. Проведение конкурсов военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели», а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных Великим праздникам;
  4. Организация бесед, лекций на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, организация поисковой работы.

II направление. Военно-спортивные соревнования

Основным средством для реализации данного направления является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков, опыта патриотического поведения. Прежде всего, это участие в соревнованиях «Зарница», «Школа безопасности», «Десант», «Российский азимут», Всероссийском смотре-конкурсе «Динамо» - детям России», которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Команда школы (старшая группа) в 2011 году заняла I место в районном этапе соревнований «Школа безопасности», награждена почетной грамотой Центрального совета Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Председателем генералом армии В.Е. Проничевым за активное участие во Всероссийском смотре-конкурсе «Динамо» - детям России». Практическая значимость соревнований четко прослеживается с помощью обратной связи «Школа – Армия». Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива школы, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, Дни здоровья, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

III направление. Социальная реабилитация подростков группы риска посредством школьного историко-литературного краеведческого музея «Земля родная», которому присвоено звание «Отличный музей» образовательного учреждения  за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, формирование патриотов и граждан России.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Руководит музеем Демченко Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы, которая является автором Программы дополнительного образования для обучающихся 6 – 11-х классов «Тула. Тульский край. Краеведение», воспитательной программы «Социальная реабилитация подростков группы риска посредством краеведения». Данные программы отмечены дипломом второй степени III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях». Она совместно с творческой группой разработала военно-патриотический календарь «Во имя жизни. Страницы истории», отмеченного дипломом Всероссийского конкурса методических пособий «Растим патриотов России».

Результатами работы коллектива в данном направлении является:

  1. открытие на фасаде школы мемориальной доски в память Николая Якунина, выпускника школы, погибшего при исполнении воинского долга, награждённого орденом Мужества. Ежегодно, 14 декабря педагогический коллектив, школьники, ветераны и родители чтят память погибшего в Чечне ученика нашей школы Николая Якунина.

Николай Иванович Якунин родился 14 декабря 1979 года в многодетной семье в городе Туле. В 1997 году Николай закончил нашу школу. В декабре этого же года был призван на военную службу. Первый год службы прошел в Астрахане, затем был переведен в Новочеркасск Ростовской области, в июне 1999 года – в Дагестан, в сентябре – в Чечню. 5 декабря 1999 года при исполнении воинских обязанностей Николай Якунин был ранен выстрелом снайпера. 14 декабря, в день своего рождения, скончался в госпитале. Николай награжден орденом Мужества, посмертно.

По инициативе учащихся 11класса, членов старшей группы краеведческого объединения школы и помощи Тульского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» на фасаде здания школы открыта мемориальная доска в память выпускника Николая Якунина.

С 2004 года по сложившейся традиции памятные мероприятия начинаются в школе в 9.00 часов с уроков Памяти, на которых звучат стихи Николая Якунина о воинском долге, о друзьях, о маме, воспоминания учителей, ребята знакомятся с экспозицией школьного литературного историко-краеведческого музея "Земля родная", рассказывающей о жизни Николая. Далее проходит митинг у входа в здание школы (выступления приглашенных, минута молчания, возложение цветов к мемориальной доске, торжественный марш почетного караула военнослужащих воинской части 6570, чествование матери О.Н. Якуниной), далее проходит финальный этап соревнований на кубок «Победителю соревнований на приз памяти Николая Якунина», который был учрежден, в целях поддержания традиции, развивая спортивное движение в честь памятной даты и передается каждый год команде победительнице. Соревнования проходят по чутким руководством учителя физической культуры Пастушенко Сергея Викторович. По результатам соревнований лучшие ученики школы получают право возложить цветы на могилу героя.

С 2008 года соревнования вышли на новый уровень. В соревнованиях участвуют военнослужащие срочной службы воинской части 6570, в которой служил Н. Якунин, интернат № 1, в котором до нашей школы обучался Николай.

Данное мероприятие сопровождается СМИ: Пресс-центр Администрации города Тулы, ГТРК Тула, Газета Тула, Боевое братство, ТСН Тульская служба новостей, Газета Комсомольская правда, Тульские новости, ТулаТайп, TULAPRESSA.RU

  1. участие в Межрегиональном конкурсе «Я горжусь подвигом отцов, дедов и прадедов» и подготовка эссе, признанного в числе лучших работ и вошедших в Книгу воспоминаний и размышлений поколений «Мы помним…»;
  2. участие в областном заочном конкурсе на лучшую публикацию о краеведческом исследовании и подготовка статьи «Опаленные войной. История семьи Кривоноговых», вошедшую в информационно-познавательный, туристско-краеведческий журнал «Рюкзачок знаний»;
  3. оформление экспозиции «Опаленные войной. История семьи Кривоноговых» совместно с муниципальным учреждением культуры «Историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь» и т.д.

Работа по осуществлению данных направлений стала возможным благодаря взаимосвязи школы с субъектами гражданско-патриотического воспитания,  которыми являются воинская часть 6570, Тульское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», международное историко-просветительское благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», музей локальных войск Тульской области, городской Совет Ветеранов, клуб «Фронтовые друзья».

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Уроки по военно-патриотическому воспитанию в курсе ОБЖ закрепляют уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, приводят их в систему, дополнив новыми знаниями, учат применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

В рамках городского конкурса «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ» был дан открытый урок «Растим патриотов России», на котором учащиеся не только показали свои теоретические знания на предмет патриотизма, но и продемонстрировали умения сборки и разборки макета автомата Калашникова. Общее понятие патриотизма стало близко детям через биографию людей, которые имеют непосредственное отношение к школе: Николая Якунина, командира батальона Тульского рабочего полка Вахтанова Андрея Алексеевича – отца бывшего директора нашей школы Натальи Андреевны Вахтановой, ветерана ВОВ командира легендарной «Катюши» Быкова Ильи Георгиевича – отца преподавателя-организатора ОБЖ нашей школы Шутковой Любови Ильиничны, участницы трудового фронта – учителя черчения Холиной Таисии Григорьевны.    

Таким образом, система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.

Работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование как способ организации гражданского и патриотического воспитания

В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достичь результатов по воспитанию гражданственности и патриотизма через организацию создания социальных пр...

Организация работы по патриотическому воспитанию

Материал содержит аналитическую информацию об организации работы по патриотическому воспитанию в школе, социально-педагогический проект, фотоматериалы....

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». "Литературный "бал в стиле XIX века". 2013 год.

- в номинации «Методика организации и проведения торжественных мероприятий,  посвящённых памятным событиям  Российской истории. Методические материалы по организации деятельности Посто...

Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»:Урок мужества."Жертвы Холокоста".Педагоги: Самаркина В.П., Зимина Е.Н., Богатова С.Я.

2013-2014 уч.год. Номинация «Методика организации и проведения «Уроков мужества».  Методические материалы по организации деятельности Постов №1»:II место - коллектив педаг...

Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе

   Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».

Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...