Комплексно - целевая программа отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"
материал по теме

Климок Екатерина Владимировна

Программа "Каникулы" направлена на организацию досуга школьников в период летних каникул, профилактику правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних.

Каникулярный период деятельности создает особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными ценностями, реализации личных интересов.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letney_zanyat-ti.docx71.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа № 2

                                                                                                               Утверждаю

                                                                                    Директор школы: _________   Коробкина Е.Г.

                                                                                    «_____» ___________ 2011г.

П.Вороново

2011г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «КАНИКУЛЫ»

МОУ КИРОВСКАЯ СОШ №2

Наименование

программы

Программа «КАНИКУЛЫ»

Основание для

разработки

  1. Устав МОУ КСОШ № 2
  2. План учебно-воспитательной работы школы на 2010/2011 учебный год
  3. Нормативные документы Федерального, регионального, муниципального уровней

Разработчики программы

Зам. директора по ВР МОУ Кировская СОШ № 2, Климок Е.В.

Цель программы

Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся.

Сроки и этапы

 реализации

Программа рассчитана на 2011 год.

Исполнители

Классные руководители, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования спортивной направленности, педагог-психолог, библиотекарь,  участковый, медицинские работники, привлеченные специалисты, совет старшеклассников

Участники программы

   Обучающиеся и воспитанники МОУ Кировская  СОШ №2

Система организации контроля за выполнением программы

  1. Оперативный контроль членов администрации, начальников пришкольных лагерей.
  2. Отчет руководителей программы

Ожидаемые конечные

результаты программы

  для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;

  для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;

  1. профилактика правонарушений;

  предполагается сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний и другие каникулярные периоды, сокращение детской и подростковой преступности.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Программа «КАНИКУЛЫ» помогает государству в воспитании подрастающего поколения, осуществляя тем самым социальный заказ общества — «вырастить достойного гражданина своего Отечества». С приходом детей в школу заметно изменяется развитие их умственных способностей, воли и чувств. Школа - теперь центр всей жизни ребят. С ней связаны новые переживания. В каждом ребенке скрыто доброе и цель программы - выявлять и развивать то положительное, всеми подходящими приемами и практикой. Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии, открытости и самодеятельности, программа «Каникулы» способна успешно решать задачи воспитания подрастающего поколения. Многообразие существующей программы деятельности и организации досуга помогает ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои планы.

В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема воспитания лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического, культурного характера.

Каникулярный период деятельности создает особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными ценностями, реализации личных интересов.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Лето!

Лето - это замечательное время года, время долгожданных летних каникул, когда дети иначе воспринимают окружающий мир и все, что в нем происходит. Открывают себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени.

Лето - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полную интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, когда им предоставляется уникальная возможность развития творчества, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Именно поэтому летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой, как в организационном, так и в содержательном планах, проблемой для общества, педагогов и родителей.

Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений воспитательной работы МОУ Кировской СОШ №2, цель которой – реализация государственных мероприятий в области защиты детства.

В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Каникулы» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, поскольку предполагает действовать в интересах каждого.

Все направления работы в каникулы – физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, трудовое и др. – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, школа ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом, с привлечением родителей.

Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ «КАНИКУЛЫ»

 

Мероприятия программы

Исполнители

Сроки

исполнения

1.Создание оптимальных условий для организации каникулярного отдыха учащихся школы.

1.1 Составление плана работы по организации каникулярного отдыха учащихся школы.

Администрация школы

Май

2011

1.2 Создание сферы досуга для учащихся школы и родителей в каникулярный период на базе МОУ КСОШ №2

Администрация школы

В каникулярное время 2011

1.3 Вовлечение подростков в социально- полезную деятельность через привлечение их в:

  1. прохождение практики;
  2. трудоустройство;

Администрация школы

В каникулярное время 2011

2.Обновление содержания и форм работы по организации каникулярного отдыха учащихся.

2.1 Приоритетное развитие массового участия детей:

- в туристической деятельности;

- в экологическом движении;

- в спортивных мероприятиях.

Администрация  школы

В каникулярное время

2.2 Участие учащихся школы в районых праздниках для детей и их родителей.

Администрация  школы.

В каникулярное время

2.3.Организация смен пришкольного ЛОЛ «Белый парус»

Администрация  школы.

В летнее время

2.4. Организация работы детской спортивной площадки

Администрация  школы.

В летнее время

2.5. Организация экскурсий, поездок, походов;

Классные руководители

В каникулярное время

3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности оздоровительного лагеря при школе.

3.1 Организация подготовки кадров, занимающихся организацией отдыха детей в каникулярное время.

Администрация школы

Апрель-май 2011

3.2 Участие в конкурсе организации летних лагерей при школе.

Администрация  школы

Август-сентябрь 2011

4.Создание материально-технических условий.

4.1 Укрепление материально-технической базы школы по направлениям деятельности.

Администрация школы.

В течение года

4.2 Оборудование спортивной площадки  на территории школы.

Администрация школы

В течение года.

5. Информационное и научно-методическое обеспечение.

5.1 Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта организации каникулярного отдыха учащихся школы.

Зам. директора по ВР

В течение года

5.2 Подготовка методических рекомендаций по организации каникулярного отдыха учащихся совместно с родителями.

Зам. директора по ВР

В течение года

5.3. Оформление подписки на издания, освещающие проблемы летнего отдыха, приобретений соответствующей литературы.

Администрация  школы

В течение года

5.4. Отражение реализации программы, хода летней оздоровительной кампании в средствах массовой информации.

Зам. директора по ВР Начальники лагерей

В каникулярное время

6. Оздоровление и профилактика заболеваний.

6.1 Организация медицинских осмотров детей перед началом каждой смены оздоровительного лагеря, выявление и учёт детей, нуждающихся в медицинской помощи.

Медицинская сестра

В каникулярное время

6.2 Организация работы с детьми и подростками, связанной с предупреждением вредных привычек

Зам. директора по ВР.

В каникулярное время

6.3 Санитарно-просветительская работа с детьми.

Медицинская сестра

В каникулярное время

6.6 Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

Администрация школы

В каникулярное время

6.7. Оздоровление и трудоустройство детей «группы риска»

Администрация школы

В течение 2011 года

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся.

  1. Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения, формирование навыков толерантности;
  2. Обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения;
  3. Профилактика   детской безнадзорности в каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних;
  4. Обучение детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества и общественной среды обитания  - природы;
  5. Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение;
  6. Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков;
  7. Формирование базовых предпосылок  творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка;
  8. Информационно – методическое обеспечение  каникулярного отдыха, укрепление материально – технической базы;
  9. Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха детей, занятости детей и подростков.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Программа основывается на следующих  принципах:

  1. Принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности  по оздоровлению своего организма, рациональному использованию свободного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, вовлечение детей в различные объединения, в  проведение активного отдыха, в создание благоприятной атмосферы общения;
  2. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности детей и подростков, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;
  3. Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на медицинское обслуживание, выполнение государственных гарантий, направленных на здравоохранение и здравоукрепление подрастающего поколения.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главная идея программы организации разнообразной общественно - значимой  досуговой  деятельности  и  в  свободе  выбора деятельности,      как     необходимого     условия     самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.

Главные принципы программы:

  1. добровольность,
  2. самоценности каждого ребенка,
  3. детская самодеятельность,
  4. атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества,
  5. полноценное и активное общение.

Содержание программы предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:

  1. Массовом (общешкольные  мероприятия, экскурсии, праздники, фестивали, и т. д.);
  2. Групповом    (огоньки,    игры-эстафеты,        командные конкурсные игровые шоу - программы, тренинги и т.д.);
  3. Индивидуальном (трудовая деятельность, кружковая деятельность и т.д.).

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1.                                         Организационный модуль.

  1. планирование;
  2. подготовка к лагерной смене;
  3. оформление лагеря;
  4. подготовка материальной базы;
  5. определение обязанностей;
  6. подготовка к сдаче приемной комиссии.
  7. организация питания в школьном оздоровительном лагере.

2.                                         Оздоровительный модуль.

  1. утренняя зарядка;
  2. встречи с медицинским работником;
  3. влажная уборка, проветривание;
  4. беседы о вредных привычках;
  5. организация питания воспитанников;
  6. спортивные праздники;
  7. экскурсии;
  8. подвижные игры;

3.  Творческий модуль

  1. коллективно-творческая деятельность;
  2. участие в мероприятиях;
  3. работа творческих мастерских;
  4. экскурсии;
  5. конкурсы;
  6. викторины.

4.     Патриотический модуль

  1. посещение музея ЗАО «Кировский конный завод»;
  2. беседы;

5.     Нравственно-экологический модуль

  1. экскурсии в природу;
  2. беседы о нравственности;
  3. экологический КВН;
  4. викторины, конкурсы;
  5. мероприятия.

 

6.      Социально-психологический модуль

  1. диагностика;
  2. тестирование;
  3. индивидуальные беседы;
  4. групповая работа;
  5. анкетирование.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Пришкольный летний оздоровительный лагерь «Белый парус»

В настоящее время одним из приоритетных направлений в сфере каникулярного отдыха детей и подростков является организация лагерей дневного пребывания.

         Оздоровительный лагерь  является учреждением для учащихся от 7 до 15 лет в котором сочетается оздоровление, организованный досуг,  общественно полезный труд, разумный отдых. Лагерь «Белый парус» организуется на время летних каникул (июнь-июль). В лагере предоставляется возможность каждому ребенку, подростку удовлетворить свои интересы, раскрыть способности и возможности, попробовать себя в различной сфере деятельности.

Программа лагерной смены разрабатывается в организационный период подготовки оздоровительной кампании педагогами, за которым закреплена смена. Как правило, за два потока реализуются программы двух  смен.

Трудовая занятость

Трудоустройство организуется в летний период времени для подростков, достигших 14 летнего возраста, при взаимодействии МОУ Кировская  СОШ  №2 с Центром занятости населения Целинского района и Администрацией Кировского сельского поселения.

Летняя трудовая практика

Летняя практика организуется для учащихся 5-8, 10 классов  на пришкольном учебно-опытном участке.

ПРИШКОЛЬНЫЙ ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

 «БЕЛЫЙ ПАРУС»

Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления обучающихся школы, развитие кругозора и творческой активности ребят.

Запланировано 2 сезона оздоровительного лагеря дневного пребывания, продолжительность каждого составляет 18 дней.

Общее количество воспитанников 100 человек: 50 воспитанников - I сезон (2 отряда) ,  II сезон- 50 воспитанников (2 отряда).

 Категории воспитанников - обучающиеся из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, одаренные дети.

До набора детей в отряды проводится изучение их интересов, потребностей и возможностей (анкетирование, беседы). Это позволяет осуществить корректировку программы с учетом индивидуальных возможностей.

Для отслеживания эмоционального самочувствия детей предлагается модификация методики цветописи (по А. Н. Лутошкину). Воспитанники ежедневно выбирают лепесток определенного цвета, соответствующий их настроению, и составляют свой личный цветок.

Предусмотрены три игровые программы:

«Давайте познакомимся » (первый день смены)

«Веселый муравейник» (в течение смены)

«Давай пожмем друг другу руки» (заключительный день смены)

Сроки проведения:

 1 сезон - июнь 2011  года.

 2 сезон - июль 2011 года.

Основные направления и содержание деятельности оздоровительного лагеря дневного пребывания

Направление

Задачи

Форма работы

Спортивно-оздоровительное

создание условий для сохранения и укрепления здоровья

воспитание негативного отношения к вредным привычкам

утренняя зарядка

плавание

спортивные соревнования

туристические  экскурсии

Экологическое

расширить знания детей об окружающей природе

развивать нравственные черты личности через общение с природой

беседы

викторины

праздники

экскурсии

Художественно-эстетическое

развитие творческих способностей детей и подростков

развитие лидерских качеств

музыкальные занятия

конкурсы

организация отрядных дел

деловые игры

праздники

Трудовое

воспитание труженика-созидателя

привитие уважения к труду

трудовой десант

выставки поделок

организация дежурства по лагерю

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ:

Цели:

-формирование и закрепление трудовых навыков;

-развитие коллективистских отношений;

-создание условий для самореализации обучающихся;

-организация досуга обучающихся.

Трудовая деятельность  организуется для обучающихся с 14 до 18 лет. Запланировано 2 сезона по 5, общее количество обучающихся -10. Продолжительность каждого сезона 18 дней, суббота и воскресенье выходные дни.

ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ

МОУ КИРОВСКАЯ СОШ № 2

Класс

Сроки

Руководитель практики

Кл. руководитель

5 а

Шуравина М.В.

5 б

Проходная Е.И.

6 а

Мишуровская Л.Н.

6 б

Бахолдина О.И.

7

Мараховская Т.В.

8 а

Фомина Н.В.

8 б

Мышкина Н.А.

10

Заикина С.Н.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Астахова Н.И. Калейдоскоп веселья. Барнаул 2001
  2. Баршай В.М. Активные игры для детей. Феникс, 2001 г.
  3. Безруких М.М., Филипова Т.А.,.Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Москва «Нестле» 2003г
  4. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.. 2002 г.
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2002 г.
  6. Журналы «Классный руководитель», 2002-2008 г.
  7. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома. Во дворе. Ярославль, 1997 г.
  8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1987г.
  9. Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград, 2001 г.
  10. Информационно-методические материалы «Лето 2002», Комитет администрации Алтайского края по образованию, Барнаул, 2002 г.
  11. Ищук В.В., Нагибина М.И. Домашний праздник, Академия Холдинг 2002г.
  12. Коваль М.Б. «В сфере детского досуга»//»Народное образование»// 1994г. № 5.
  13. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьника. М.. 2000 г.
  14. Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. – Кострома, 2000г.
  15. Крылова Н. Три золотых правила педагогики каникул.  / Народное образование, 2001 г., № 3
  16. Кулагина «Возрастная психология», М., 1998 г.
  17. Любимые детские игры. Сост.  Гришина Г.Н. М.. 1999 г.
  18. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001г.
  19. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.
  20. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., Ярославль, 1998 г.
  21. Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.
  22. Практическая психология в тестах, или  Как научиться понимать себя и других. Сост. Римская Р., Римский С., М.. 2001 г.
  23. Программа летней школы здоровья, знаний, творчества и успехов: методические рекомендации.  Барнаул, АКДЮЦ, 2000г.
  24. Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей, ВНИИК «Лето». М., 1991-1992гг.
  25. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995 г.
  26. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999г.
  27. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.. 1999 г.
  28. Сысоева М.Е. Педагогика и лето. – М., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"

Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

Комплексно- целевая программа "Одаренные дети"

В школе разработана и действует программа "Одаренные дети". Предлагаю её Вашему вниманию....

Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....

Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"

Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"  состоит из трёх подпрограмм: подпрограммы летнего оздоровительного ла...

Проект программы в сфере летнего отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи «Мир вашему дому»

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Жанаева»         Проект программыв сфере летнего отдыха, оздоровления, занятости д...

Комплексно-целевая программа оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"

Разработка и принятие программы «Каникулы» является важнейшим направлением в процессе целенаправленного педагогического воздействия на детей для организации неформального общения и самой р...