План- конспект урока "Деление"в 5 классе по новым стандартам
методическая разработка (5 класс) по теме

данный урок составлен в соответствии ФГОС к учебнику Н.Я.Виленкин

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деление.

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Михайловская Ирина Алексеевна

Место работы

МБОУ «Луковниковская СОШ» Старицкий район

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Деление» 1 урок в теме

Базовый учебник

Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин и др., Москва «Мнемозина» 2012г

 8. Цель  урока:  сформировать представление о делении натуральных чисел; вывести правила нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя.

.

       9.Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «Деление», «Частное»,  «Неизвестный множитель», «Неизвестное делимое», «Неизвестный делитель»;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами; воспитывать ответственность и аккуратность;

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; передавать информацию в сжатом, выборочном виде; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

         10. Тип урока: открытие новых знаний.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная самостоятельная работа.

  1. Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, демонстрационный экран, мел, классная доска, компьютерный класс,  рабочие карты урока (карточки самооценки).

  1. Структура и ход  урока

1.Организация начала урока.

2.Проверка домашнего задания.

3.Подготовка учащихся к усвоению.

4.Изучение нового материала.

5.Первичная проверка усвоения знаний.

6.Первичное закрепление знаний.

7.Контроль и самопроверка знаний.

8.Подведение итогов урока.

9.Домашнее задание.

Таблица №1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Организация начала урока.

1) Приветствие.

2) Проверка готовности к уроку.

3) Рабочая карта урока.

-

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию, знакомство с рабочей картой урока.

- Здравствуйте!  Я рада вас видеть.  Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня мы будем пользоваться рабочими картами урока. За выполнение каждого задания вы выставляете количество набранных баллов в рабочую карту.   Приложение №1

Подготовка учащихся к работе.

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

2

мин

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Проверка домашнего задания.

( №452, 460, 432*)

-

Проверяет выполнение домашнего задания учащимися, консультирует, подводит итог выполнению заданий, анализирует результат.

-Урок, как обычно, начнем с проверки домашнего задания.  

- Откройте тетради, возьмите в руки цветную ручку (зелёную), проверьте домашнее задание у соседа по парте со слайда и исправьте ошибки (если они есть).Слайд №1.

-№452, 460 были  обязательными для всех, дополнительно № 432 задание, расширяющее круг математических знаний и представлений

(для мотивированных обучающихся).

 1) Самопроверка по предоставленному решению на доске.

2) Какие остались вопросы по д/з? Что непонятно?

3) Оцените выполнение домашнего задания Приложение № 2  (Ориентировочная карточка №1).  (Самооценка)

Занесите результаты в рабочую карту урока.

Все три задания  выполнены  верно – 3 балла,

2 задания- 2 балла,

1 задание- 1 балл.

Проверяют правильность выполнения домашней работы (взаимопроверка).

Отвечают на вопросы.

Анализируют и оценивают выполнение д/з.

Заполняют рабочую карту урока.

3 мин

Проявляют познавательный  интерес к изучению предмета, оценивают свою учебную деятельность.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной форме.

3

Подготовка учащихся к усвоению новой темы

  1. Действия с натуральными числами.
  2. Действия с натуральными числами.
  3. Сравнение натуральных чисел.
  4. Уравнение.
  5. Решение комбинаторной задачи.
  6. Постановка темы,  цели и задач урока.

-

Формулирует  задания. Организует деятельность по их выполнению.

Фронтальная работа

-Новые знания нам будет трудно осваивать без умения быстро и верно считать:

Слайд №2

1.Определите последнюю цифру результата действия:

26 34,             263-198,            39 53,

275+79,           447+568,            377-199.

Слайд №3

2.Расставьте выражения, не выполняя действия, в порядке возрастания:

1341,   16+48,   934,   150,   36-35,  4654.

Слайд №4

Найди и исправь ошибки:

233>2304;

8247<8247;

7777=77777;

12015>12105.

Слайд №5

3.Решите уравнение:

a+45=100;

49-х=48;

х(8-х)=0  - методом подбора.

Слайд №6

4.К колодцу ведут 3 тропинки. Сколькими способами можно пройти к колодцу и вернуться обратно?

 -Оцените свою работу (устно).

Приложение №3

Анализирует результаты выполнения заданий, корректирует.

5.  Совместно с детьми формулирует тему,  определяет цель и задачи урока.

-Какие  арифметические  действия  вы  использовали   при решении задач?

-Каким арифметическим действием вы не разу не воспользовались?

-Назовите тему урока.

-Назовите компоненты при делении.

-А где можно использовать «Деление» на практике (в повседневной жизни)?

- Тема нашего урока «Деление».

Слайд №7

- Сформулируйте цель и задачи   урока.

-Запишите в тетрадях тему  урока: «Деление».

Слайд №8

-Как вы думаете, что значит «Делить»?

-В.И.Даль о делении сказал так: «Делить- разлагать на части, дробить, раздроблять, делать раздел».

«Делить одно число на другое- узнавать, сколько раз одно число содержится в другом».

Выполняют задания (устно).

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение, доказывают, слушают мнение других.

Моделируют ситуацию, строят предположения, ищут способы решения задач.

Оценивают свою работу

(в устной форме).

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свою точку зрения, слушают других.

Формулируют тему и задачи урока, определяют цель учебной деятельности,

записывают тему урока в тетрадь.

5 мин

Умение самостоятельно определять, какая информация нужна для решения учебой задачи.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Моделирование ситуации, построение предположения, поиск способов решения задач.

Умение давать  адекватную самооценку своей деятельности.

4

Изучение нового материала

1)Выполнение задания по карточке.

2)Работа с учебником с.74

Предъявляет задание.

Организует и корректирует работу обучающихся,

 оказывает  индивидуальную помощь.

Исследовательская работа.

Работа в группах

-Вам предстоит выполнить небольшую исследовательскую работу. Для этого вам необходимо выполнить задание на карточках, которые лежат у вас на столе.

Приложение №5

Подводит итог.

-Давайте проверим результаты вашей работы.

--Сформулируйте определение действия «деление».

-Как по другому называется действие деление? (частное)

-Сформулируйте правила нахождения неизвестного множителя, делимого, делителя.

--Откройте учебник на с.74, найдите определение «деления» («неизвестного множителя, делимого и делителя»), прочитайте, сравните со своими записями в тетрадях, закройте ладошкой, расскажите его сами себе.

-Теперь расскажите это определение друг другу.

-Определение «деления» и правила нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя нужно запомнить.

(для лучшего запоминания напечатанные определения вывешиваются на доску)

-Оцените свою работу.

-Занесите результаты в рабочую карту урока.

Работают в группах.

Выполняют задание в тетрадях.

По одному уч-ся из каждой группы выходят к доске, записывают решение (заранее), отвечает на вопросы, делают выводы, формулируют правила нахождения неизвестных компонентов при делении, остальные дополняют или исправляют.

Проговаривают  правила. Подводят итог.

9 мин

Умение записывать выводы в виде правил (свойств), передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде

Умение определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения

Принимают точку зрения другого, слушают.

Умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

Проявляют устойчивый интерес к  решению задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, объясняют свои достижения.

5

Первичная проверка усвоения знаний.

Задание со слайда №9-12

-

Предъявляет задание.

Организует и корректирует работу обучающихся,

 оказывает  индивидуальную помощь.

-Сейчас вам предстоит небольшая  работа по внедрению новых знаний  на практике.

Слайд №9

1.Какое из чисел пропущено (ставит учебную проблему):

72, 8, 9

48, 6, *

Слайд №10

Заполните таблицу

Делимое

11172

935

Делитель

215

27

Частное

98

42

85

43

Слайд №11

2.Реши уравнение:

96:Х=8

Х:70=14

105:Х=35

Слайд №12

3.Реши задачу, составив уравнение:

Я задумал число.

Если его разделить на 4,

а потом от частного отнять 2,

то получится 7.

Какое число я задумал?

-Проверьте решение.

Корректирует  знания по завершению работы    

-Оцените свою работу.

Приложение №3

-За каждое правильно решённое задание- 1 балл. -Поставьте себе отметку в рабочую карту урока.

-Какие знания вам понадобились на этом этапе урока. Какие затруднения возникли и вчём?

Выполняют работу  в тетрадях в парах, проверяют задание со слайда

Самопрверка (рабочая карта урока).

Оценивают свою работу.

Повторяют правила, делают выводы.

11 мин

Делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

Используют наряду с основными и дополнительные средства (карточки коррекции)

Работают по плану.

Умеют организовать учебное взаимодействие в паре.

Объясняют самому себе наиболее заметные достижения, оценивают свою учебную деятельность.

6

Первичное закрепление знаний.

1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd186550-6488-4383-bd93-fd1414dc99bc/14_1_1nm.ppt

1.Демонстрация ЭОРа

Предъявляет задание.

Контролирует работу обучающихся, оказывает индивидуальную помощь.

-Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока, что вы должны сделать, чтобы добиться результатов.

-Выполните следующее задание самостоятельно, если возникнут затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте, или ко мне.

-Проверьте результат.

-Оцените свою работу (в устной форме).

Приложение №4

Корректирует  знания по завершению работы    

Подводит итог.

-Сформулируйте правило «Деления», нахождения неизвестного множителя, делимого, делителя.

Физкульт минутка

-Давайте  мы немного отдохнём,  позанимаемся физкультурой.

Слайд №13

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Выполняют работу самостоятельно (в парах, если возникли затруднения) с возможностью самопроверки

Повторяют правила, делают выводы.

Подводят итог, заполняют рабочую карту.

8 мин

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в пары, группу.

Профессиональное самоопределение,

Смыслообразование.

7

Контроль и самопроверка знаний.

2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1b76d8f-e77b-47ab-896c-3897fc000e22/14_2_md%282%29.ppt

Демонстрация ЭОРа

(блок Контороль)

Предъявляет задание.

Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся.

 -Выполните задание самостоятельно.

Если вы быстро справитесь с работой, можно выполнить дополнительное задание на карточке.

Приложение №6

-Проверьте результат вычислений.

-Оцените свою работу.

Приложение №4

Подводит итог.

-Какие знания вам понадобились при выполнении этого задания?

Выполняют самостоятельную работу с возможностью самопроверки.

Подводят итог, заполняют рабочую карту.

5 мин

Выделение цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение

Понимание смысла поставленной задачи, контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

8

Подведение итогов урока.

1)  Самооценка учащихся.

2) Рефлексия.

-

Задает вопросы, позволяющие подвести итог урока, рефлексировать совместную деятельность.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Выставляет отметки за урок.

-Оцените свою работу. 

-Поставьте себе итоговую отметку  в рабочую карту урока.

  -Поднимите руки, кто поставил себе «5», «4», «3».

-Вернемся к цели и задачам, которые вы поставили  в начале занятия. Что вы хотели узнать? Что вы узнали? На все ли вопросы вы получили ответы?

Достиг ли урок своих задач, которые вы ставили в начале? Обоснуйте!

-Давайте еще раз вспомним определение «деления», правило нахождения «неизвестного множителя, делимого, делителя».

-Что было самым сложным на уроке? Что понравилось на уроке? Что бы хотели изменить?

 - За что вы бы хотели похвалить себя на уроке? Своего товарища?

- Над чем еще надо работать на следующих уроках?

Диалог (отвечают на вопросы)

Оценивают свою работу.

Подводят итоги, делают выводы.

2 мин

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Оформляют мысли в устной форме

контроль, коррекция, оценка

Дают адекватную оценку своей учебной деятельности; осознают границы собственного знания и «незнания».

9

Домашнее задание.

(п.12,  определение, правила, №516,

524(а-в),

*- составить кроссворд, сообщение

-

На основе выявленных результатов усвоения нового материала даёт задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

Знакомит с содержанием и технологией выполнения/з, проверяет понимание.

Слайд №14

п. 12, определение, правила. №516, 524(а-в), *дополнительное задание: составить кроссворд, подготовить небольшое сообщение или презентацию о роли математики (тема «Деления») в современном обществе.

-До свидания! Мне было очень приятно с вами работать.

Внимательно слушают.

Записывают задание в дневник.

3 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Деление

          (Тема урока)

          Таблица №2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Решение простейших уравнений.

Практический

Практические задания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd186550-6488-4383-bd93-fd1414dc99bc/14_1_1nm.ppt

2

Уравнение.

Практический

Практические задания

(Диктант)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1b76d8f-e77b-47ab-896c-3897fc000e22/14_2_md%282%29.ppt

Приложение №1

Рабочая карта урока математики.

Дата: _________________

МБОУ «Луковниковская СОШ»

ФИ ученика ______________________________________________________________

Класс: _______________

Тема урока: ______________________________________________________________

Задание

Критерии оценки

Кол- во баллов (ученик)

Кол-во баллов (учитель)

1

Домашнее задание

1 задание- 1 балл

2 задание- 1 балл

*доп задание- 1 балл

2

Исследовательская работа

От 0 до 5 баллов

3

Решение задач (со слайда)

От 0 до 4 баллов

4

Практическая работа (ЭОР №1)

От 0 до 5 баллов

5

Самостоятельная работа (ЭОР №»)

От 0 до 5 баллов

Всего баллов

20-22 балла-  оценка «5»

16-20 баллов- оценка «4»

11-15 баллов – оценка «3»

Ниже 10 баллов- оценка «2»

Ученик: оценка _______,  подпись  ____________

Учитель: оценка _______,  подпись  ____________

Приложение №2

Ориентировочная карточка самооценки №1

Проверка и оценка домашней работы.

1.Моя оценка.

2.Что я знаю?

3.Что я умею?

4.Что я должен узнать?

5.Какую тему для этого надо повторить?

6.Какими умениями я должен овладеть?

7.Какие задания (упражнения) для этого надо решить, сделать?

Приложение №3

Ориентировочная карточка самооценки №3

Критерии оценки  работы.

1.Удалось ли выполнить задание?

2.Возникло затруднение в деятельности или нет?

3.Почему возникло затруднение и в чём?

4.Какую тему необходимо повторить?

5.Какими умениями  я должен овладеть?

Приложение №4

Ориентировочная карточка самооценки №2

Критерии оценки письменных работ.

1.Какое было задание?

2.Удалось ли выполнить задание?

3.Задание выполнено: верно, частично, не выполнено.

4.Выполнили задание самостоятельно, или с чьей- то помощью?

5.Какое умение развивали при выполнении задания?

6.Каков был уровень задания?

7.Правильно ли сделаны вычисления?  (Правильно, 1 ошибка, 2 и более ошибки.)

7.Выполнена ли проверка результатов? (Да, верно; да, с 1- 2 ошибками, проверка выполнена не верно.)

Приложение №5

Исследовательская работа.

Карточка №1 (1 группа)

1.Закончите предложение:

А) Число, которое делят, называют ___________________

Б) Число, на которое делят, называют ________________________

В) Результат деления называют ____________________________

Г) Как по другому называют  «деление»_____________________

2.Решите уравнение:  5Х= 125,   __________________________________________________________________________________________________


3. Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя:



4. Решите уравнение: (5+Х)3=210


5. Делением называют действие, с помощью которого _______________________________________________________________________________




Карточка №2 (2 группа)

1.Решите уравнение:    Х:8=13.


2. Сформулируйте правило нахождения неизвестного делимого:




3.Решите уравнение:   (85-Х):5=12



4. Решите уравнение:   (Х+4):8=13



5. Закончите предложение:               Делением называется действие, с помощью которого:  по произведению и одного из ……..


 


Карточка №3 (3 группа)

1.Найдите значение выражения:

132:1= ___;       132:132= ___;      0:132= ___.

2.Запишите свойства деления с помощью букв:



3.Какое ещё основное свойство деления вы знаете?  _________________________________________________________________________________

4.Решите уравнение: 140:(8-Х)=20.



5.Сформулируйте правило нахождения неизвестного делителя ______________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №6

Дополнительные задания:

1.Выполните деление:

84:6=____

216:12=____

180909:9=____

45700:10=_____

5956000:100=_____

2.Решите уравнение:

(х-12)8=56;

24(z+9)=288;

(y+25):8=16.

3.У Бориса до тренировки по плаванию оставалось время, и он решил съездить в зоопарк. От дома до зоопарка Борис может доехать на метро, трамваем или автобусом, а от зоопарка до бассейна- автобусом, троллейбусом или метро. Сколькими способами Борис может доехать от дома до бассейна, посетив зоопарк?

Литература

1.Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я.Веленкин и др., Москва «Мнемозина», 2012г.

2.Рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина и др.

Математика 5 класс, автор: О.С.Кузнецова, Волгоград.

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.

4.Уроки математики 5-6 классы с применением информационных технологий. Серия «Современная школа», Москва «Планета» 2010г. Автор- составитель: М.Н.Каратанова.

5.Рисунки Савченко Е.М.:

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=9658

Портрет В. Даля:

http://images.yandex.ru/ (по поиску).

6.ЭОРы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd186550-6488-4383-bd93-fd1414dc99bc/14_1_1nm.ppt

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1b76d8f-e77b-47ab-896c-3897fc000e22/14_2_md%282%29.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план 5 класса по новым стандартам

Учебный план 5 класса по новы стандартам....

Урок математики в 5 классе по новому стандарту с использованием мультимедийного приложения к УМК Никольского С.М. «Математика – 5» по теме «Равенство дробей»

Тема урока: Равенство дробей.Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока:q  Познакомить с понятием равные, с основным свойством дроби и научить применять его в преобразовании дробей.q  С...

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Рабочая программа 5-9 класс по новым стандартам ФГОС ООО 2023-2024 учебный год

Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...