Обеспечение условий для освоения и формирования у учащихся универсальных учебных действий средствами технологий в рамках ОС «Школа 2100»
методическая разработка по теме

Дороднова Елена Александровна

    ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах, где можно встретить мнения как педагогов,так и родителей детей, обучающихся по этой программе. У этой системы много сторонников, которые считают, что её принципы способствуют развитию личности ребёнка, развивают его. Противники, как аргумент, выдвигают сложность и недостаточность учебного материала. Чтобы занять ту, или иную позицию, необходимо не выхватывать отдельные аспекты и технологии, а понять, что ОС «Школа 2100»- это целая система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Школа 210056.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение условий для освоения и формирования у учащихся универсальных учебных действий средствами технологий в рамках ОС «Школа 2100»

(из опыта работы)

Выступление на региональной конференции "Федеральный государственный образовательный стандарт: достижение планируемых результатов средством ОС "Школа 2100"

28 сентября 2011г.

Дороднова Е. А., учитель МОУ СОШ № 18

 

    ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах, где можно встретить мнения как педагогов,так и родителей детей, обучающихся по этой программе. У этой системы много сторонников, которые считают, что её принципы способствуют развитию личности ребёнка, развивают его. Противники, как аргумент, выдвигают сложность и недостаточность учебного материала. Чтобы занять ту, или иную позицию, необходимо не выхватывать отдельные аспекты и технологии, а понять, что ОС «Школа 2100»- это целая система, которая включает в себя :

1)     Определённый стиль преподавания, направленный на формирование УУД, используя технологии деятельностного типа;

2)     Систему отношений учителя и ученика: недопустимость авторитаризма и равноправие участников педагогического процесса;

3)     Обеспечение преемственности между ступнями начальной, средней и старшей школы;

4)     «Межпредметная преемственность», использование сквозных образовательных технологий.

Данными принципами я руководствуюсь  в своей работе, являясь участником эксперимента по внедрению ОС «Школа 2100» в качестве учителя и руководителя ВТГ МОУ СОШ №18 г. Ярославля. В своём выступлении мне хотелось бы представить опыт работы: отметить успехи и поделиться возникающими в процессе проблемами.

 

1.Обеспечение преемственности между ступенями начальной, средней и старшей школы является наиболее важным аспектом, так как необходим непрерывный образовательный процесс с соблюдением преемственности в целях, методах и понимании результатов на разных ступнях обучения.

   В школе № 18 г. Ярославля работает ВТГ «Реализация принципа преемственности в ОС «Школа 2100». Нами были поставлены следующие цели деятельности:

1)     Обеспечить условия для освоения и формирования у учащихся УУД средствами технологий деятельностного типа.

2)      Повысить профессиональную компетентность педагогов в процессе реализации принципа преемственности через систему семинаров, мастер-классов и открытых уроков.

3)     Выработать пакет методических рекомендаций и дидактических материалов (методические разработки, видеозаписи и конспекты открытых уроков, технологические карты).

Содержание и формы работы группы. Состав группы –12 человек. Это учителя начальной школы и среднего звена. Начали мы работу с посещения уроков в 4 –х класах, проводили совместные занятия, затем учителя начальной школы анализировали уроки в 5-х классах. Взаимодействие между педагогами позволяет эффективно организовать работу по обучению УУД на различных ступенях обучения. Как пример – моё сотрудничество с учителем начальной школы Сериной М. Н. Посещая и анализируя её уроки, мы составили план по продолжению формирования УУД в среднем звене. Если в начальной школе дети учились находить основную мысль текста, информацию, то в 5 классе – извлечение информации с аргументацией своей позиции, оцениванием поступков и событий. (познавательные и личностные УУД). В начальной школе – работа с иллюстрациями, в 5 классе – работа с исторической картой. В начальной школе – прогнозирование (о чём? текст), в 5 классе – выдвижение версий, гипотез. На начальном этапе план решения проблемы предлагает учитель, на уроках истории в среднем звене это делают ученики (регулятивные).

 По результатам совместной деятельности и с помощью психолога школы была проведена диагностика учащихся, итогом которой стал круглый стол «   Преемственность в обучении 4-5-х классов».

   Следующий этап -  организация мини-групп внутри ВТГ по принципу:  Деятельность в группе разбита на три блока. Каждый блок- технология деятельностного типа.

Таким образом, сложилась определённая структура деятельности:

Блок №1. «Формирование УУД средствами проблемного диалога»

Начальная школа: Огарёва Т. В. – Среднее звено: Дороднова Е. А.

Блок №2. «Развитие умений работать с текстом средствами технологии продуктивного чтения»

Начальная школа: Майорова Е. Ю. – Среднее звено: Смирнова О. А.

Блок №3. «Формирование оценочных умений средствами технологии оценивания»

Начальная школа: Карпова Г. В. – Среднее звено: Серина А. А.. А..

Основные принципы сотрудничества педагогов:

1)     От учителя начальной школы к учителю средней школы (входят и те и другие)

2)     От теоретического семинара к открытому уроку через технологическую карту

3)     Составление технологической карты урока с целью формированияУУД через применение технологий.

 

. Промежуточный результат деятельности группы:

-выработаны рекомендации по обеспечению преемственности (Круглый стол);

-видеозаписи уроков и образцы технологической карты;

-методическая разработка по реализации проблемно-диалогического обучения (Дороднова Е. А.)

 

 

2. Определённый стиль преподавания, направленный на формирование УУД, используя технологии деятельностного типа –основной принцип моей работы как учителя истории.

    В 2009году в рамках проведения эксперимента я начала преподавать историю в 5 «а» и 5 «в» классах. По результатам мониторинга учащиеся данных классов имели схожие личностно-психологические особенности, приблизительно одинаковый уровень успеваемости, преподавал историю   тот же самый учитель. Разница была в том, что ученики 5 «а» класса обучаются по ОС «Школа 2100». В 2010-11 уч. году, когда эти дети уже стали учениками 6 класса была проведена единая контрольная работа по теме «Древнерусское государство в IX-XII веках”.  В контрольную работу были включены задания, выполнение которых показывало степень овладения учениками УУД ействиями.

На диаграммах представлены результаты контрольной работы

 

Таблица 1. Результаты формирования УУД

 

УУД

6 «а» класс

6 «в» класс

1. Составление плана работы и действия по плану

85%

53%

2. Извлечение и анализ информации (сравнение)

66%

45%

3. Выбор и аргументация собственной позиции

71%

38%

 

 

 

 

 

 Таблица 2. Информация о результатах контрольных работ (%)

 

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Кол-во уч-ся, выполнявших к.р.

ФИО учителя

Абсолютное число

%

«5»

«4»

«3»

«2»

Справились

«4»-«5»

Средний балл

24

18

Дороднова Е. А.

0

3

15

1

94,4

16,6

3,3

24

20

Дороднова Е. А

4

13

2

1

95

85

4,2

 

 Обоснование полученных результатов:

1.     Применение в учебном процессе технологий деятельностного типа, особое внимание уделяется проблемно-диалогическому обучению, так как методику проблемного обучения изучаю и  активно применяю в течение нескольких лет.

2.     Главной составляющей педагогического процесса учитель-ученик считаю создание условий для формирования у  ребёнка положительной мотивации к обучению. (Мотивация - субъективное отношение школьника к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель.)

3.     Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении. Создание на уроке ситуации выбора, сопереживания, решение разноуровневых заданий (принцип минимакса).

4.     Применение интерактивных форм обучения, работа с интерактивной доской (заполнение таблиц, составление схем, презентации).

Активное и регулярное следование данным принципам позволяет сделать ученика не пассивным слушателем, а активным участником процесса обучения, положительные эмоции формируют адекватную самооценку и уверенность в своих силах.

Следует отметить некоторые затруднения, возникающие в процессе обучения:

1)     Не всегда эффективно опережающее чтение параграфов по истории. Объём бывает очень большой, что усложняет его понятие для детей со способностями ниже среднего уровня. Ученики с высоким уровнем способностей и возможностей перестают дома изучать материал, потому что успевают сориентироваться на уроке во время выполнения здания.

2)     В начальной школе введение алгоритма самооценивания занимает большую часть учебного времени, поэтому дети учатся  этому только в среднем звене.

3)     Выставление учителем оценок по модулям оценивания – сложная и трудоёмкая процедура, что при большой «нагрузке» учителя является очень проблематичным.

4)     Часто ученики стремятся к выполнению заданий максимального уровня, не выполнив минимальный и необходимый, что с одной стороны – похвально, но с другой стороны нарушает принцип минимакса ОС «Школа 2100».

 

Закончить выступление мне бы хотелось цитатами из отзывов детей 7 «а» «…На вопросы хочется найти ответ»

«…Можно выбрать разные задания»

«…Легко писать ответ в схемы и таблицы»

«…Красиво оформленные учебники и тетради»

«…Читаю учебник истории как художественную книгу»

«…Я красиво продвигаюсь вперёд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"

" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Методическая разработка "Формирование у обучающихся универсальных учебных действий средствами заданий по методологии физики"

Формирование у обучающихся универсальных учебныхдействий средствами заданий по методологии физики...

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...