Проект Школа территория здоровья
материал по теме

В  значительной степени ухудшение состояния здоровья детского населения  связано с социально-экономическими факторами, с неблагоприятным воздействием факторов учебной среды: низкая освещенность учебных помещений, неправильная посадка учащихся, использование несоответствующей мебели, нерациональное питание, малая двигательная активность и большая умственная нагрузка, недостаточный контроль со стороны медработников школ за условиями воспитания и обучения детей. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области, где любая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы здравоохранения не принесла ощутимых результатов. Явное ухудшение состояния здоровья выявляется при проведении профилактических обследований детей и подростков.    Вопрос здоровьесбережения является  необходимостью и своевременен для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_-_territoriya_zdorovya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Директор школы (ФИО) Алтухов Александр Николаевич

Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Гая Оренбургской области, пр.Победы, 17а, тел/факс 8(35362) 45440 

Сроки обучения по программе: 19 октября 2009 – 31 октября 2009 года

Обучение по следующим модулям: Современный образовательный менеджмент

Название  разработанного проекта:  «Школа – территория здоровья»

1. Общие критерии 

-актуальность представленного проекта:   

    В  значительной степени ухудшение состояния здоровья детского населения  связано с социально-экономическими факторами, с неблагоприятным воздействием факторов учебной среды: низкая освещенность учебных помещений, неправильная посадка учащихся, использование несоответствующей мебели, нерациональное питание, малая двигательная активность и большая умственная нагрузка, недостаточный контроль со стороны медработников школ за условиями воспитания и обучения детей. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области, где любая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы здравоохранения не принесла ощутимых результатов. Явное ухудшение состояния здоровья выявляется при проведении профилактических обследований детей и подростков.    Вопрос здоровьесбережения является  необходимостью и своевременен для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы.

 -новизна (оригинальность) проектной идеи: Совершенствование педагогической системы, обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса на основе здоровьеформирующей среды.

масштабность проекта: муниципальный

системность проекта: Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, является составной частью Программы развития школы.

эффективность проекта:

Обучающий эффект:

  1. Создание благоприятных условий для формирования компетентностей, превышающих минимальные государственные стандарты
  2. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования
  3. Получение и расширение теоретических и практических навыков здоровьесбережения и культуры здорового образа жизни

Воспитательный эффект:

  1. Формирование необходимости понимания вести здоровый образ жизни;
  2. Пропаганда здорового образа жизни

Социальный эффект:

  1. Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ;
  2. Профилактика правонарушений, преступности, безнадзорности и беспризорности;
  3. Отвлечение подростков от антисоциальной деятельности;
  4. Правовое воспитание, профилактика негативного поведения.

Оздоровительный эффект:

  1. Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  2. Эффективное оздоровление, развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений;
  3. Профилактика и коррекция  нарушений  осанки и зрения средствами физической культуры и спорта.

Развивающий эффект:

  1. Развитие творческих способностей учащихся  в разных областях;
  2. Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в разных областях, сферах жизнедеятельности человека.

Ресурсный эффект:

  1. Модернизация материально-технической базы в части приобретения учебного оборудования;
  2. Оснащение образовательного процесса программным и методическим обеспечением.

транслируемость проектной идеи: Возможно тиражирование идеи проекта при наличии соответствующих  кадровых, методических, материально-технических и информационных ресурсов

Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта

2. Специальные критерии

полнота структуры проекта: Анализ деятельности ОУ за последние три года работы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы: режим работы ОУ, социальный состав семей, кадровый состав ОУ, научно-методическая деятельность, взаимодействие с другими ОУ, реализация общественного самоуправления, взаимодействие с родительской общественностью, межведомственное сотрудничество, особенности регионального компонента в образовательной деятельности ОУ, инновационная деятельность, реализация программ  дополнительного образования на территории школы, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, уровень санитарно-просветительской работы, проведение совместных Детско-родительских физкультурно-оздоровительных мероприятий. Были выявлены проблемы в вопросах здоровьесбережения, поставлена цель: Совершенствование педагогической системы, обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса на основе здоровьеформирующей среды, определены задачи: 

  1. Обеспечение современного качества образования и воспитания на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  2. Обеспечение непрерывности и преемственности содержания общего и дополнительного образования;
  3. Совершенствование содержания и технологий образования и воспитания с учётом интеграции общего и дополнительного образования;
  4. Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования и воспитания на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий;
  5. Создание условий для формирования, укрепления и сохранения психофизического здоровья обучающихся за счёт использования инновационных технологий физического воспитания и здоровьеформирующих технологий;
  6. Проведение мониторинга и формирование базы данных состояния здоровья и психолого-физиологических особенностей и возможностей учащихся;
  7. Разработка и обеспечение в единстве комплекса программных мероприятий по формированию и коррекции культуры здорового образа жизни;
  8. Консультирование участников образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения;
  9. Формирование у участников образовательного процесса системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  10. Обучение участников образовательного процесса навыкам сохранения и укрепления здоровья.

Определено содержание и направления деятельности:

Направления деятельности:

 Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и реабилитационную работу. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физминуток, организация питания учащихся. Реабилитационная работа - обязательное медицинское обследование, мероприятия по очистке воды, формирование здоровья школьников немедикаметозными средствами.
Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. Особое место отводится работе с родителями, потому что, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни.

Психолого-педагогическое - предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового образа жизни.
Спортивно- оздоровительное - предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.

Учебно-воспитательная работа: Организация процесса адаптации учащихся 1, 5, 10-х классов к новым условиям обучения (сентябрь-ноябрь); Проведение мероприятий с дезадаптированными учащимися (постоянно); Валеологический анализ расписания уроков (конец августа - сентябрь); Организация перемен и длительной динамической паузы с   обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы) (в течение учебного года);    Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов   (в течение учебного года);      Включение вопросов валеологической направленности в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии (в течение учебного года); Контроль за правильным использованием ТСО (ноябрь, февраль); Валеологический анализ урока (постоянно при посещении уроков); Повышение валеологической грамотности учителей (в течение учебного года);  Организация спортивно-массовой работы (в течение учебного года); Организация сотрудничества с учреждениями дополнительного образования (постоянно на основе договора); Применение здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности (в течение учебного года)

Диагностическая работа:

Работа с  валеологическим паспортом «Здоровье» (будущие первоклассники, учащиеся 1-х классов август-октябрь); Осуществление контроля  соблюдения норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) (октябрь-март); Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп (сентябрь-декабрь); Мониторинг физического развития учащихся (сентябрь-октябрь, апрель-май); Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении (постоянно)

Профилактическая и коррекционная работа:Плановые медосмотры (по плану поликлиники); Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов (сентябрь-октябрь); Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов (в течение учебного года);  Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция освещенность, водоснабжение, канализация (в течение учебного года); Плановая диспансеризация для работников школы (июль-август);  Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, энергетическая ценность рационов) (март); Контроль  состояния рабочей мебели и безопасности оборудования кабинетов (1 раз в четверть); Контроль проведения ремонтных работ:  использование красок и других материалов (июль-август); Организация медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и участников УВП. (постоянно)

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа:

Работа городской экспериментальной площадки по проблеме: «Организация спортивно-массовой работы как одно из условий создания здоровьесберегающей образовательной среды в ОУ» (по плану площадки); Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии,   медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления  здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса (постоянно) 

Информационно-просветительная работа: 

Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение недели здоровья; Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление  уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личными примером учителей привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).; Выпуск буклетов, электронной газеты, брошюр, оформление Интернет-страниц.

Разработан план реализации проекта с ресурсным обеспечением:

Ресурсы, которыми располагает общеобразовательное учреждение для эффективного решения поставленных задач:

Кадровые

     Преподавание физической культуры осуществляют два штатных учителя физической культуры Муфазалов И.Р., Хвостов С.Ф., а также Алтухов А.Н., директор школы, внутренний совместитель. Муфазалов Илдар Ромилевич – учитель высшей квалификационной категории, имеет стаж педагогической работы 26 лет, награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Хвостов Сергей Филиппович – учитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы 20 лет, Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Алтухов Александр Николаевич – учитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы 30 лет, Лауреат премии администрации Оренбургской области.

Медицинская служба представлена фельдшером и закреплённым за школой педиатром, также привлекаются другие специалисты.  

Валеологическая служба представлена валеологом центра медико-психолого-педагогического сопровождения «Вита»

Методические

   Обучение ведётся по программе В.И. Ляха. В 1-11 классах ведутся 3 часа еженедельных занятий в учебном плане. На параллелях 6-7 классов введён дополнительный четвёртый час физической культуры. Организуются занятия в спортивном кружке и во время занятий в спортивных секциях во внеурочное время. (Кружки «Школа мяча» и «Юный турист», спортивно-оздоровительные секции, секция настольного тенниса,  школа реального айкидо, футбольная секция и секция пейнтбола, цирковая студия). В школе имеется методический кабинет, кабинет психологической разгрузки.

Материально-технические

-Состояние и содержание здания соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям пожарной и электробезопасности;

-Состояние и содержание материально-технической базы спортивных сооружений соответствует санитарно-гигиеническим нормам,  требованиям пожарной и электробезопасности;

-Школа имеет следующие спортивные сооружения в здании:

спортивный зал -2,

зал реального айкидо -1,

спортивные уголки в холлах, тренажерный зал – 1,

зал для занятий хореографией

- На школьной территории для занятий имеется:

стадион с искусственным покрытием, каток, полоса препятствий;

- Спортивный комплекс обеспечен необходимым спортивным оборудованием;

-Имеется оснащенный медицинский кабинет (Лицензия ЛО – 56-01-000051 от  25 июня 2008 г.)

-В школе есть столовая, имеющая специально оборудованные помещения для приготовления пищи, дополнительные помещения для хранения продуктов, достаточное количество современного технологического и холодильного оборудования

-Учебно-воспитательный процесс обеспечен вспомогательными средствами для организации творческой, художественно-эстетической и досуговой деятельности: (актовый зал – 1, библиотека совместно с читальным залом -1, кабинет хореографии – 1, кабинет музыки – 1, музей – 1, кабинет обслуживающего труда, мастерские, учебные кабинеты и лаборатории)

- Техническое оснащение учебно-воспитательного процесса представлено автоматизированными рабочими местами учителей физической культуры, аудиомагнитофонами, музыкальными центрами, кабинетами информатики (2), кабинетом с интерактивной доской, медиатекой, Интернет-поддержкой, автоматизированным актовым залом.

Информационные

Формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе:

Школьный Интернет-сайт www.gaischool8.ucoz.ru,  сайт отдела образования города Гая Оренбургской области www.googai.ucoz.ru , сайт муниципального образования город Гай www.vgae.ru , дневники учителей на сайте www.liveinternet.ru , сеть творческих учителей www.it-n.ru , персональные сайты, блоги учителей школы, публикации на сайте http://ru.wikipedia.org ,  родительские собрания, творческие отчёты, публичные отчёты, общешкольные конференции, школьная газета «Штамп», городская общешкольная газета «Гай-Инфо», городская газета «Гайская новь», городское радио, городское кабельное телевидение «Атлантис TV», Дни открытых дверей, стендовая  информация, буклеты и брошюры по направлениям деятельности.

степень проработанности структурных элементов проекта:

полностью проработаны следующие структурные элементы: анализ, актуальность, ресурсы, цель, задачи, сроки реализации, программные мероприятия, ожидаемые конечные результаты, система контроля, мониторинг, критерии оценки достижения результатов по каждому направлению деятельности.

согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.)

Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагается инновационные преобразования.

3. Конкретные практические критерии

реалистичность проекта: Исходя из данных мониторинга, планируются профилактические и коррекционные мероприятия всех служб школы. В школе учащиеся,  в основном, имеют 2 группу здоровья. Вопрос здоровьесбережения является одним из главнейших вопросов в деятельности школы. Укрепляется материально-техническая база для занятий физической культурой на уроках и во внеурочное время, организована работа валеологической службы, организовано психологическое сопровождение. В оздоровительных целях, с целью профилактики переутомления, нарушения осанки в школе проводится физминутки на уроках, используются офтальмотренажеры, подвижные игры на переменах, спортивный час в группе продленного дня, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и дни здоровья, продолжается работа по  обязательному введению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.  Количество уроков физкультуры со второго по одиннадцатый класс увеличено до трех часов в неделю. Для родителей организуется работа родительского всеобуча, проводятся индивидуальные консультации по проблемам детско-родительских отношений, встречи с врачами - специалистами по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей.  Для учащихся с проблемами в здоровье организованы занятия специальной медицинской группы. Для укрепления здоровья после учебных занятий организуется физкультурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа, проводимая в рамках сотрудничества с социальными партнёрами.

реализуемость проекта: В  2008 году педагоги школы представляли свой опыт на областном семинаре по здоровьесберегающим технологиям. В 2009 коллектив школы стал победителем областного смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. В 2010 году школа стала победителем за активное внедерение инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта. Также в 2010 году школа стала победителем регионального конкурса «Школа – территория здоровья». Одним из направлений интеграции воспитания и дополнительного образования в школе является организация физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы: Школа является базовой для местонахождения ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2 города Гая, для  футбольной лиги города Гая, а также школы реального айкидо. В ДЮСШ №1 организуется занятия по волейболу, в ДЮСШ №2 -  занятия настольным теннисом. Местонахождение этих организаций в школе очень удобно для сотрудничества и организации совместных мероприятий.  Цель сотрудничества — пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых, здоровый образ жизни. Учащиеся школы и педагоги проходят курсы оздоровления на базе центра психолого-медико-социального сопровождения «Вита» города Гая Оренбургской области, который является социальным партнёром школы. В школе организована работа валеологической службы в рамках сотрудничества с центром психолого-медико-социального  «Вита».

инструментальность (управляемость) проекта:

С 2005 года в школе работает коллегиальный орган государственно – общественного управления школой – Совет Учреждения, который решает задачи стратегического управления школой. В Совет Учреждения входят родители, представители общественности, представители администрации школы, учителя и учащиеся. Именно на этом уровне утверждаются локальные документы, принимаются стратегические решения.  Тактическое руководство осуществляют заместители директора школы, которые отвечают за организацию конкретных дел, координируют проекты, планируют работу по основным ключевым делам. Школьный Методический Совет, в который входят руководители МО учителей – предметников, классных руководителей осуществляет методическую помощь, выявляет состояние программного обеспечения, разрабатывает и утверждает мероприятия тематических месячников.

Оперативное руководство осуществляют школьные социально – психологическая служба, медико-валеологическая, библиотечно – информационная службы, которые обеспечивают психолого – педагогическое диагностирование учащихся, родителей, учителей, обеспечивают информационно — обзорную поддержку воспитательного процесса. Учителя – предметники, классные руководители - непосредственные исполнители стратегии и функционирования школы, разрабатывают и проводят конкретные мероприятия. Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности учеников, наряду с руководством и управлением. Организационное, методическое, педагогическое сопровождение оздоровительной работы включает в себя планы, рекомендации, анкеты, опросники, схемы, таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, публикации в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

Экологический проект "Школа - территория здоровья"

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше,...

Проект "Школа- территория здоровья"

Данный проект направлен на формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, профилактику вредных привычек, творческое участие в жизни общества, повышение социаль...

Проект «Школа - территория здоровья»

Школа представляет на рынок образовательных услуг свой продукт: создание образовательного пространства, которое обеспечит высокое качество образования, отвечающее потребностям государства, запросам со...

проект "Школа - территория здоровья"

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу здоровым и за время его обучения он не потерял свое здоровье, а укрепил его. Педагогический коллектив нашей школы твердо знает, что слагаемые сох...

Исследовательский проект "Школа - территория здоровья"

Добиться стойкого снижения распространения курения можно лишь при комплексном осуществлении стратегий, направленных на предотвращение начала курения среди детей и подростков. Участие родителей в профи...