Воскрешение у современного человека чувства православной «календарности»
статья по теме

 

Воскрешение у современного человека чувства православной «календарности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_kalendarnost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Базарова Л.П.

                                                                                                г. Старый Оскол

                               «МБОУ «Основная общеобразовательная школа №22»

                                     

Воскрешение у современного человека чувства православной «календарности»

Календарь – это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определённом уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которым одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.

Однако календарь является не только ритмом, но и надёжным хранителем памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Русский православный календарь также не является исключением из этого правила. Однако он обладает некоторыми особенностями, которые сделали его уникальной и неповторимой системой организации времени. Эти особенности заключены в конструктивных принципах православного календаря, который представляет собою соединение так называемого Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии.

Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату.

Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от неё переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются («плавают») в зависимости от дня празднования Пасхи.

По церковному календарю – святцам – из столетия в столетие обращался годовой календарный круг, в котором по вехам больших и малых праздников размеренно и мудро чередовались времена усиленных трудов и  радостного отдыха, земных житейских  забот и духовного делания. Сообразуясь с теми самыми святцами, веками пахал  и сеял, собирал урожай, радовался и скорбел, давал обеты брачной верности  крестьянин–земледелец, известный кормилец Отечества. По православному  календарю сверяли свою жизнь цари и знатные бояре.

         Все церковные праздники, входящие в годичный круг,  подразделялись на несколько разрядов в соответствии с предметом воспоминаний: Господские, Богородичные и праздники святых. Некоторые из них сначала отмечались какой-либо одной церковью, а позже сделались всеобщими для православных христиан. Часть праздников завершают многодневные и однодневные посты.

        «Праздники памятны, а будни – забывчивы». Эта старинная русская поговорка только на первый взгляд незатейлива и проста по смыслу. В бытии целых народов, в жизни отдельного человека воспоминания о пережитом оказываются связанными с необыденными, памятными, праздничными днями. И чем больше погружаешься в прошлое, тем сильнее убеждаешься в мысли: давним поколениям русских людей, в нелёгкой нашей истории жившим и трудно и сурово, было в чем отвести душу, было что вспомнить о праздниках – добрых днях осмысленного отдыха, душевной радости, пережитой встрече с красотой.

Иностранцы, посещавшие Россию в XVI – XIX веках , оставили немало свидетельств, как отмечались на Руси религиозные праздники . Так, Антоний Дженкинсон, английский купец и дипломат, неоднократно бывший в России в 1557-1558 годах, рассказывал о своих впечатлениях от рождественского праздника при дворе Иоанна IV (1533-1584): «Вся посуда на моём столе была из золота и серебра, такая же посуда была и на других столах». При этом Дженкинсон обратил внимание, что перед тем как выпить или отведать кушанье, царь осеняет себя крестным знамением.

А несколько дней спустя английский гость наблюдал потрясающее зрелище во время совершения крестного хода на Москву-реку, в котором участвовал царь, митрополит и бояре: « Во льду было сделано отверстие, и митрополит с большой торжественностью осветил воду и окропил этой водой царского сына и вельмож, после всего этого народ стал наполнять горшки освящённой водой для того, чтобы нести её домой. В прорубь стали бросать детей  и больных, которых тотчас же вытаскивали, а также крестили в ней татар»

Представитель итальянской знати Рафаэль Берберини, побывавший в Москве в 1565 году , с удивлением отмечал в своих записках, что русские с особенной любовью  поклоняются святителю Николаю, «празднуют день этого святителя больше всякого другого, и в этот день особенно сильно звучат колокола на колокольнях бесчисленных малых и больших храмов».

Праздновала церковные праздники не только столица, но и вся Россия. «Праздник есть дань Богу» - гласила поговорка, и отмечать праздник было всеобщей обязанностью. Для тех же, кто не соблюдал праздничные дни, существовала система наказаний. Сельские сходы выносили решение о наложении штрафов на нарушителей. Отличительной особенностью православных праздников являлось обязательное посещение храма. В соответствии с Церковным Уставом те прихожане, которые не посещали  храм без уважительных причин в течение трёх воскресений, отлучали от церкви. «Кому церковь не мать, тому Бог – не отец», - говорил священномученик Киприан Карфагенский.

 В самом деле, с первых дней Крещения Руси, приходя на праздник в храм, древние русичи  попадали в мир осмысленной красоты, объединяемые все вместе гармонией церковной архитектуры, научаемые торжественным чтением церковных книг, взволнованные дивными напевами, увлечённые мерцающей в сиянии свечей и лампад прекрасной живописью, поражённые загадочными ликами икон в голубых клубах благоуханного кадильного дыма. Всё это уже для первых русских христиан оживало и   обретало  единый смысл в литургическом действии – богослужении с его неспешным обрядом , размеренным, связанным со словом величественным движением, драгоценными одеждами. И, наверное, каждый из тех наших с вами далёких предков мог бы выразить свои впечатления  словами летописца « Мы убо не можем забыти красоты тоя»

        Так много лет назад началось подлинное воспитание красотой. Праздничное церковное торжество насыщено многообразными эстетическими впечатлениями. Недаром выдающийся русский философ нашего столетия священник Павел Александрович Флоренский назвал его «синтезом искусств». Разумеется, красота здесь неотрывна от религиозного учения, от строгих моральных заветов, от постоянного обращения человека к вечным вопросам о смысле жизни и смерти.

         Став всенародными, церковный праздник не мог вместиться лишь в стенах храма. Торжественными процессиями, крестными ходами выплеснулся он на городские площади и сельские улицы, продолжившись в народных гуляниях и ярмарках..  Он вошёл под домашний кров и стал живой приметой народного быта. В мельчайших частностях определил он когда –то наш семейный обиход – в одежде, в особых блюдах праздничных застолий, в подарках детям и взрослым, в украшении стен  и углов русского жилища. Окрасившись народными представлениями праздник породил игры, зазвучал по городам и весям России духовными стихами, рождественскими колядками, святочными, масленичными, Троицкими песнями…

Целый пласт фольклора связан с церковным календарём.

        С давних времён дивно украшена была наша земля деревянными и каменными храмами. И как не вспомнить, что каждый храм посвящён какому- то событию из Евангелия, церковной истории  или святому, то есть определённому празднику календарного круга. Названия церквей давали в старину имена сёлам и городам, посадам и слободам. И вряд ли есть у нас местность, где бы не нашлось село Покровское, Никольское, Троицкое, Рождественское, Преображенское или соответствующие им по названиям городские улицы, храмы, переулки. Сама географическая карта России явно свидетельствует о том, что значили эти события в жизни народа.

        Православный календарь получил самое разнообразное отражение в церковном и светском искусстве, в домашнем быту народа, в его обычаях и фольклоре. Таким образом, православный календарь- это целый пласт национальной культуры, который некогда пытались искоренить из сознания народа.

В XX столетии почти восемь десятков лет Россия была страной, где официально исповедовался атеизм. Велась мощная целенаправленная работа по «искоренению суеверий», читались популярные лекции, преподавание не только философских и гуманитарных наук, но и естественнонаучных дисциплин  базировалось на обязательном материалистическом фундаменте. Отправление религиозных обрядов, с одной стороны, жестоко преследовалось

 ( каждый случай не только принятия таинства крещения, но даже простого посещения молодыми людьми церковной службы, например в Пасху, заслушивался  и разбирался по месту работы и учёбы). Но, с другой стороны, в той или иной форме православные праздники отмечались: даже у ответственных партийных работников на Пасху в доме были куличи и крашеные яйца, а молодёжь непременно занималась святочными гаданиями и «вербохлёстом» в канун соответствующих дат православного календаря.

Не многие придерживались канонов веры, но практически все соблюдали различные суеверия.

Даже в песне из культового фильма сталинских времён пелось:

Мы перед вылетом ещё

Их поцелуем горячо

И трижды плюнем через левое плечо.

        Таким образом было воспитано несколько поколений.

После крушения социалистической империи и исчезновения её идеологии люди  снова стали обращаться к вере. Бывший советский  человек в большинстве своём не может просто взять и безоговорочно принять все основные церковные догматы. Его слишком долго учили критически относиться к вопросам веры. Ему необходимо осмыслить базовые постулаты о Боге, Сотворении мира, Христе, Троице и т.п. Ведь велик разрыв традиций, искусственно оборваны многие нити, стёрты в сознании нескольких поколений даже самые элементарные знания.

Вот почему  сегодня приходится говорить о воскрешении чувства православной «календарности», которая имеет непреходящее значения для культуры России.

Литература

1.Амелин Н.Н., Пустовойтов В.Н. Церковные праздники и обряды. Ростов-на-Дону.:Феникс, 2002

2. Сергеев В.Н. Русские православные праздники. Выпуск I. М.: Знание, 1991 1991

3. Субботин Ю.К. Православные таинства. М.: Политиздат, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что человек чувствует, о чем размышляет"

презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Что человек чувствует о чём размышляет

презентация к уроку обществознания...

"Этикет современного человека"

Авторская программа элективного курса "Этикет современного человека"  для учащихся 10-11 классов,продолжительность 17 часов....

"Искусство в жизни современного человека"

Понятие-"Искусство", этимология слова " искусство", употребление термина в различных смыслах. Искусство в античном мире, в средние века, функции искусства....

Что человек чувствует, о чем размышляет.

Урок обществознания в 6 классе...