"Морское путешествие"
материал по теме

Итоговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_2011_g_11_maya_podg_gr.doc423 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                             «Детский сад  № 71комбинированного  вида»

                       

                      Итоговое занятие по познавательно-речевому развитию

                                     для детей подготовительной группы  

                                             «Морское путешествие»

                                              с показом презентации 

                                                                                                                                     подготовила

                                                                                            воспитатель  Суродеева Марина Николаевна

 

                                                   

                                                                         

 

                                                                   Саранск 2012

 

Задачи:

  1. Закреплять первоначальные представления о морях и океанах.
  2. Формировать знания об обитателях морского дна.
  3.  Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности дошкольников путём внедрения в образовательный процесс дидактических игр.
  4. Учить составлять полные и распространённые предложения, использовать сравнения, эпитеты.
  5. Развивать зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление.
  6. Воспитывать эстетическое отношение к природе, продолжать формировать художественные потребности.
  7. Активизировать и обогащать словарь детей.

         Пособия и материалы:

 

             Глобус, 

             «ободок – золотая  рыбка»

             разрезная  картинка «батискаф»

             трафареты  «платьев»  разного цвета

             картинки со  схематичным изображением жизни рыб

             карточки с цифрами

             презентация: «Морское  путешествие»

           Предварительная работа: 

              Беседы на темы: «Моря», «Океаны», «Живые организмы Мирового  Океана»,

              чтение детям стихотворений о морских обитателях,  загадывание загадок,

              рассматривание иллюстраций в энциклопедии: «Морские  обитатели»,

              просмотр документального фильма  «Богатства дна морского».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

                     

 Дети входят в зал под песню «Сто тысяч, почему»,  садятся на места

(Слова: Александра Тимофеевского.  Музыка: Владимира Шаинского)

Внести  глобус.

Воспитатель:  Что такое глобус?

Дети: Глобус (от латинского — шар) — модель земного шара, на которой в уменьшенном  виде изображены материки,    

           океаны.

           Глобус (от латинского — шар) — модель земного шара, на которой в уменьшенном  виде  изображена  поверхность                

           нашей планеты.
Воспитатель:  Какую часть  на глобусе занимает вода?
Дети: На глобусе видно, что большую часть занимает вода.

 Воспитатель:  Как вы догадались?

Дети: На глобусе вода отмечена, синим цветом.

 Воспитатель:  Для чего нужна вода?

Дети: Вода нужна для жизни.

Дети: Люди, животные, растения  не могут жить без  воды.
Воспитатель:  Как называется место,  где  происходит скопление воды.  

Дети:  Место, где происходит  скопление воды, называется -  водоемом.

Воспитатель: Продолжите предложение:                            

                                     

 Дети: Водоемы - это пруды,                                                    

            водоемы - это пруды,  реки,                                          

            водоемы - это пруды,  реки,  озера,                              

            водоемы - это пруды,  реки,  озера,  моря                    

            водоемы - это пруды,  реки,  озера,  моря, океаны,    

Воспитатель:  Какие  водоемы  самые большие?
Дети: Самые большие водоемы - это  океаны.
Воспитатель:  Назовите  океаны.                                            
Дети:  Тихий, Атлантический, Индийский,  Северный  Ледовитый.

                                                                                                     

Воспитатель:  А вы знаете, почему им дали такие имена?

Воспитатель:  Когда мореплаватель Магеллан проплывал по Тихому океану 90 дней погода была спокойной  и он решил назвать океан Тихим, но позже он убедился, что океан очень бурный и самый непредсказуемый.
                                                                                                     

Дети:  Атлантический  назван  в честь Атланта – одного из самых сильных героев  греческой

            мифологии.
Воспитатель:  Какой океан самый теплый?                        

Дети: Индийский океан самый теплый, а назвали его так потому, что он омывает берега Индии,  

которая  в древние  времена считалась самой загадочной и диковинной страной и там всегда  тепло.

                                                                                                   

Воспитатель: Какой океан самый маленький?  

Дети:  Самый маленький - это Северный Ледовитый океан  и назвали его так потому, что он находится рядом с Северным полюсом и  большую часть года этот океан дремлет, укрываясь толстым одеялом мощных плавучих льдов.

Воспитатель:  Океаны вы знаете, но есть еще и моря. Назовите их.

Дети:  Красное, Черное, Желтое, Балтийское, Азовское, Каспийское, Карское,  Японское, Мертвое.

Воспитатель:  Ребята, а вот я знаю, что у моря есть несколько нарядных платьев,  которые оно меняет в течение дня.

Упражнение на развитие сенсорики "Платья моря" музыка «Играют маленькие волны».    

У вас в руках платья, вы будете поднимать их того цвета, которого услышите.

В ночь любую, в день любой море занято собой:          

По утрам оно одето в платье розового цвета.                        

Днём – одето в голубое, с белой ленточкой прибоя.            

А сиреневое платье надевает на закате.                                  

По ночам на чёрной глади – мягкий бархатный наряд,          

А на бархатном наряде драгоценности горят.

- Море, если не секрет,  дай, пожалуйста, ответ:

Для чего тебе наряды? -   Чтобы дети были рады!

Воспитатель:  Вот, ребята, оказывается, какое разное бывает море.

Воспитатель:  Люди с давних пор  совершают путешествия по воде. Для того чтобы плыть по морям, океанам, рекам, озерам, люди  строили  разные суда.

                                                                                                     

Воспитатель:  На каком водном транспорте вы хотели бы путешествовать и где?

Дети: Я хотел бы путешествовать на катере по Черному морю.

           Я поплыл  бы  на подводной лодке по Тихому океану (дети говорят разные  варианты).

Воспитатель:  Люди дома сидеть не желают,
                          Люди плавают, ездят, летают.

Ритмическая композиция под песню «Острова»

Воспитатель:  А чтобы узнать, на каком транспорте  мы отправимся в путешествие,  предлагаю   выполнить  задание  «Сложи картинку» (приложение 1 дети складывают   картинку батискафа).

Воспитатель:  В  каком транспорте мы отправимся  в путешествие?

Дети:  Мы отправимся  в путешествие  в батискафе.                

Воспитатель:  Батискаф – это что?  

Дети:  Батискаф - это  подводный аппарат в виде шара.  

       Батискаф  управляем, может двигаться назад-вперед,  опускаться и погружаться.          

       Батискаф  снабжен осветительными прожекторами.

       Перемещается батискаф с помощью  гребных винтов, приводимых в движение электродвигателем, который питается  от  аккумуляторных батарей.

Воспитатель:  Садитесь удобно,  мы отправимся в путешествие.  (Звучит музыка - шум  волн)

Воспитатель:  Ребята, внимание! Наш  батискаф опускается  на морское дно.

Воспитатель:  Давайте посмотрим в иллюминаторы и  понаблюдаем за морскими  обитателями.

                          Ой, кто это?

Дети: Золотая рыбка – (девочка, на голове  «ободок – золотая  рыбка») (приложение 2)

Воспитатель:  Восхититесь золотой  рыбкой.

Дети:  Ах, какая красивая Золотая рыбка.

            О, какая блестящая, нарядная.

            Ух, какая быстрая, ловкая,  

            Ух, какая подвижная,    

            У! какая длиннохвостая.

            Эх!  какая волшебная, сказочная.

            Ах, какая необыкновенная.

Золотая рыбка. Я не просто рыбка золотая. Я – Владычица морская!  

                             Морские просторы стали родиной моей.

                             Расскажите, вам знакомы, обитатели морей?

                                                                                                           

Воспитатель:  Самые многочисленные  обитатели рек, морей и океанов – это рыбы.  

                         Рыбы  никогда   не перестают плавать.

                                                      Использование схематичных картинок.

Дети: Все рыбы живут в воде.

Дети: Многие рыбы хорошо чувствуют запах ноздрями, но ими не дышат.

Дети: Рыбы дышат жабрами, заглатывают воду ртом, пропускают через жабры.  Жабры  поглощают  

           кислород из воды.

Дети: Многие рыбы хорошо видят.  Глаза у рыб не закрываются, т. к. нет век.

Дети: Вода увлажняет и очищает рыбьи глаза.

Дети: Рыбы движутся при помощи хвоста.

Дети: При помощи плавников рыбы поворачивают, удерживают равновесие,  тормозят.

Дети: Большинство рыб  размножаются  при  помощи икры.  Они  мечут икру  прямо в  воду.

Дети: Из икринок появляются мальки,  которые вырастают во взрослых рыб.

Дети: Многие рыбы питаются водорослями.

Дети: Есть рыбы, которые питаются насекомыми и червяками.

Дети: Многие рыбы питаются планктоном  (это - мелкие организмы, рачки,  водоросли  на  поверхности

          воды).

Дети: Хищные рыбы питаются другими рыбами.

Дети: В реках, озерах, прудах обитают пресноводные рыбы.

Дети: В соленой воде живут морские  рыбы.

Воспитатель: Рыбы мимо проплывают, давайте послушаем, о чем они говорят.

                                                                                                                       

 ребёнок:    Чем похож я на коня? Шейка, гривка у меня…

                     Здесь какая – то ошибка: я на самом деле – рыбка.

                                                                                                                 

 ребёнок:   По воде плывет лепешка
                   Ну и страшная рыбёшка.

                    Изменяет цвет она
                   Да ведь это -…   Камбала.

                                                                                                                 

 ребёнок:   В глубинах волны затихают

                    Уже не бьются, не ревут,

                    Там рыбы бабочки порхают!

                    Там рыбы - ангелы живут!

                                                                                                                 

дети:          А мы разноцветные рыбки!

                    Рыбка, ротик открывает,

                    Что сказать она – не знает,

                    Только пузырьки пускает.

Пальчиковая гимнастика «Погружаемся в волну» А.Р.Лебедев

Погружаемся в волну,                           - округлив руки над головой,

Плавно движемся ко дну.                       медленно опускать их вниз

Много жителей морских,

По пути считаем их.

Раз – тигровая креветка,                        - показать большие пальцы обеих рук

Прячет тело в панцирь крепкий,

Два – огромный осьминог,                   - показать большие и указательные  пальцы,

Голова и восемь ног,                                остальные сжав в кулак

Скат ленивый – это три,                        - показать по три пальца

Ската в руки не бери,

А четыре – это кит,                               - показать по четыре пальца, загнув  мизинцы

Он размером знаменит,

Ну, а рыбы – это пять –                         - показать по пять пальцев, шевелить  ими

Их никак не сосчитать!                            перед собой

Воспитатель: Да, рыб вокруг видимо-невидимо. Плывут, друг друга не задевают.

Бег врассыпную с увертыванием и друг за другом за ведущим.

(«Экоссез» муз. И.Гуммель, «Бег» Надененко)    Дети останавливаются в кругу.

Золотая рыбка. Я все время плаваю, добываю еду, тружусь. И вам желаю не лениться, хорошо учиться.  До свидания.

Воспитатель:  До свидания,  Золотая рыбка, плыви  себе в море.

Воспитатель:  Подводный мир удивляет нас своими чудесами. Там растут необыкновенные   растения. Вы о них  знаете, расскажите.

                                                                                                                       

Воспитатель:  У морских растений есть корни?

Дети:   У морских растений нет корней.

Воспитатель:  Чем прикрепляются морские  растения   к камням?

Дети:   Морские  растения  прикрепляются к камням присосками.

Воспитатель:  У морских  растений есть цветы и листья?

Дети:   У морских  растений нет цветов  и листьев.

Воспитатель:  Зачем водоросли выпускают длинные нити?

Дети:   Водоросли выпускают длинные нити, чтобы тянутся к свету.

Воспитатель:  Что помогает плавать морским растениям?

Дети:   Морским растениям помогают плавать пузырьки воздуха.

Воспитатель:  Морские водоросли - это растения?

Дети:   Да,  морские водоросли - это растения.

                                                                                                                           

Воспитатель:  Я вижу в иллюминатор  батискафа  любопытные существа - это моллюски,   Моллюски – их отличительная особенность - это мягкое тело, на котором выделяется голова, рот, глаза и нога, с помощью которой моллюски передвигаются или крепятся на морском дне. Некоторые представители моллюсков имеют раковину.

                                                                                                                           

  актинии - (еще одно название – морские анемоны) относятся к классу коралловых полипов. У актиний отсутствует твердый скелет, живут обычно  поодиночке. Ведут неподвижный  образ жизни, укрепляясь на дне.

 

   губки  —  первое время  считались растениями, но потом  учёные отнесли их  к мелким  животным   обитателям  Мирового океана.

 
 креветки - (морские рачки — ракообразные существа) -  беспозвоночные  морские животные,  широко распространенные во всех  морях и океанах.

Воспитатель:  Моря, океаны богаты не только необыкновенными растениями и организмами, но и  

большими животными, живущими в море.

        Отгадайте загадки (загадывают дети)

Властелин семи морей
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.

А над ним фонтан шумит
                                   
Это – чудо-рыба …Кит                                                   

                      Хотя он и не рыба

                      Он в море ест, он в море спит,

                      За то ему спасибо!

                      Тесно было бы на суше

                      От такой громадной туши!

                                                     Дети:    Безобидны, словно дети.
                                                                  Мы за них, друзья, в ответе.
                                                                  Вглубь ныряют, вверх,  взлетают...
                                                                  Добрым нравом обладают.

                                                                   Тело гладкое имеют,
                                                                  Щёлкать и свистеть умеют.
                                                                  Их язык понять стремимся.
                                                                  Дружбой с ними мы гордимся.

                                                                    Подставляют в море спины
                                                                  Людям тонущим …
                                                                                      (Дельфины)                         

  ребёнок.       О дельфинах всем известно

                        Нет животных интересней:  

                        Острый ум, движенья ловки

                         И легки для дрессировки.

 ребёнок.        В бинокль злюку разгляжу
                       И капитану доложу.
                       Знают все прекрасно —
                       С ней играть опасно:
                       Зубы острые как нож,
                       Лучше ты ее не трожь!
                                                   Ответ:
 Акула                                                             

Дети: Акула прекрасно плавает, очень быстро двигается в воде. Зубы у акулы очень  острые с длиной  до 8 сантиметров и они постоянно меняются.

 

 

Воспитатель:  Киты, дельфины, акулы - морские животные.  Они дышат кислородом,  который, поглощают из воздуха. Под водой  без воздуха они находятся,  меньше часа. Детенышей своих кормят молоком, поэтому  называются морскими  млекопитающими  животными. Эти животные всю жизнь проводят в воде, хотя и не рыбы. В любую  погоду они резвятся в море и даже когда море волнуется.

Коммуникативная игра «Море волнуется» (кассета «Волшебство природы», ст. В)

Воспитатель показывает цифры.

Море синее шумит.

Жизнь подводная кипит.

Вы на цифру посмотрите,

Морского жителя покажите.

Цифра 1 – показывают морскую звезду, морского ежа или морского конька;

цифра 2 – парами изображают кита;

цифра 3 – встают тройками, взявшись за руки, и изображают медузу;

цифра 4 – вчетвером показывают  осьминога

Воспитатель:  Мы с вами оказались на морском дне. Интересно посмотреть не только                                                            на китов, дельфинов, акул, но и на других морских животных на дне моря и на поверхности.                                                                        

                                                                                                         

 ребёнок.           Мы на дне, не на земле

                            Звезды под ногами

                            Эти звезды не простые

                            Это звездочки морские.

                            Если дальше мы пройдём звёзд морских у скал найдём.

                            В ярких платьицах

                                                                                                                             

Дети:  Вот посмотрите, это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Питается  устрицами, всевозможными моллюсками и морскими гребешками.

Воспитатель:  Дополните предложение:  

Морские звезды живут на дне, чтобы     (питаться  моллюсками и морскими гребешками).

Дети:  Морские звезды живут на дне, чтобы  питаться моллюсками и морскими  гребешками.

 

 ребёнок.          По волнам гуляет зонтик.

                           Если встретите – не троньте!  

                           Вот так чудо, вот так диво!

                           Зонтик жжётся, как крапива.

Воспитатель:  Дополните  предложение:

Медузы плавают на поверхности воды, чтобы (быть  ближе к солнечному свету, без него они не могут жить).

Дети:  Медузы плавают на поверхности воды, чтобы быть  ближе к солнечному свету, без него они не могут жить.

 

 ребёнок.      На дне скучает осьминог, сложил печально 8 ног

                      Точнее, 8 длинных рук – никто не плавает вокруг.

Дети:  У осьминога восемь ног, он передвигается медленно. Когда  осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и способны  быстро и резко изменять свой цвет.  

Воспитатель:  Дополните предложение:

Осьминогу нужны щупальца,  для того,  чтобы  (захватывать себе добычу, крабов, моллюсков).

Дети:   Осьминогу нужны щупальца  для того,  чтобы захватывать себе добычу, крабов,  моллюсков.                                                                                                                        

                                                                                                                                   

                                                                                                                       

 

ребёнок.      Краб ползёт по дну,
                    Выставив свою клешню.

                                                     

 ребёнок.    От волны невдалеке, двигаясь неспоро,

                    Крабик ножкой на песке делает узоры.  

   

Воспитатель:  Дополните предложение:  

Крабы выползают на берег, чтобы  (найти себе еду)

 

Дети:  Крабы выползают на берег, чтобы  найти себе еду.

Музыкальный  руководитель:      Вставайте парами врассыпную.

Игра со словом «Считалочка»

Раз, два –             два хлопка.

Острова.             Полукруг одной рукой, затем другой в  сторону, как бы изображая  два острова.

Три, четыре –      два хлопка.

Мы приплыли    Обеими руками изображается   волнообразное движение от себя.            

Пять, шесть –      два хлопка.

Сходим здесь.     Поочередное движение правой рукой ладошкой вниз

                             (как бы отбиваем мяч), левой – ладошкой вверх  (подбрасываем мяч).

Семь, восемь –    два хлопка.

Сколько сосен!   Правая рука поднимается вверх, затем на слово «сосен» поднимается левая рука.

Девять, десять –  два хлопка

Мы в пути.          Два шага на месте.

До-счи-тал до      Выполняются 4 движения по одному на каждый слог:

                              ладони правой руки на голову;

                              тыльная сторона левой руки прикасается к подбородку;

                              ладонь правой руки касается правой щеки;

                              ладонь левой руки касается левой щеки.

Де-ся-ти!              Выполняются 3 движения:

                              правая рука вытягивается вперед;

                              левая рука вытягивается вперед;

                               звонкий хлопок в ладоши.

Воспитатель:     Плыл наш батискаф большой,

                             Обогнул он шар земной,

                              И вернулся он назад,

                              И куда же?

Дети:                    В детский сад!

Воспитатель:  Время нашего морского приключения закончилось, но вы не огорчайтесь. В следующий раз мы обязательно продолжим его, ведь морской мир полон различных тайн и мы отправимся знакомиться с другими обитателями подводного царства.

Литература

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 2001.
2. Артемова П.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 1992.
3. Аксенова Ж.В. Кому помогает ледокол. М.: Малыш, 1991.
4. Гальперштейн Л. Мы едем, едем, едем. М.: Детская литература, 1985.
5. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. М.: Просвещение, 1992.

Приложение 1

Приложение 2

приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Новогоднее морское путешествие"

Так мы проводим Новый год с воспитанниками нашего Клуба...

«Новогоднее морское путешествие»

В 2009-2011 гг. я работала педагогом в КЮМ  "Навигатор" (Клубе Юных Моряков). Накануне нового 2011  года, мною был разработан (конечно не без помощи интернета = мною взято несколько сценарие...

Методическая разработка.Урок-морское путешествие по теме :" Имя прилагательное"

Урок-повторение в занимательной фоме позволит обобщить знания по теме: " Имя прилагательное"...

Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей

Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....

Конспект коррекционного занятия "Морское путешествие"

Данное коррекционное занятие способствует созданию толерантных отношений в группе-классе. Через совместную деятельность учащиеся учатся выстраивать межличностные отношения между собой....

Математическая игра для 5 класса: "Морское путешествие в страну "Математика"

Математическая игра разработана для учащихся 5 класса и  может быть использована на предметной неделе или  уроке занимательной математики. Цели  игры: 1) развивать  логическое мышл...