«Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания»
статья на тему

Бурдина Татьяна Николаевна

Цель работы — описание собственного опыта по решению  задачи самостоятельного приобретения знаний учащимися   посредством использования информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.

Задачи: показать роль ИКТ в образовательном процессе;

рассказать о применяемых мною моделях информатизации

образовательного процесса;

рассмотреть проблемы применения ИКТ на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64» города Перми

«Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания»

                                                               Учитель истории и обществознания

                                                             1 категории Бурдина Татьяна Николаевна

 

Пермь 2012

Содержание

Введение                                                                                 2

Модели информатизации образовательного процесса                 3—5

Ресурсы Интернет                                                                 5 - 6

Развивающие формы обучения и использование ИКТ                 7 —8

Проектная деятельность и использование ИКТ                                 9

Внеурочная деятельность и использование ИКТ                         10

Предпрофильность в обучении                                                 11

Заключение                                                                         12

Список литературы                                                                 13

Приложения

Введение

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками знаний, но и формирование умений самостоятельного их приобретения. На своих уроках я активно использую возможности компьютера, накопила определенный дидактический материал:

мультимедийные презентации, сценарии уроков, коллекцию сайтов и т.д.

Цель работы — описание собственного опыта по решению данной задачи образования посредством использования информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.

Задачи: показать роль ИКТ в образовательном процессе;

рассказать о применяемых мною моделях информатизации

образовательного процесса;

рассмотреть проблемы применения ИКТ на уроке;

пополнить собственную методическую копилку по использованию

ИКТ.

Проблема использования информационно — коммуникационных технологий в современном образовании является одной из актуальных. Современные дети растут в условиях «информационной» цивилизации. Среди задач, которые приходится решать современному человеку, доля информационных задач очень велика. Успешная ориентация человека в современном мире напрямую связана с умением работать с информацией. Начальным звеном в овладении информационными технологиями является школа. Использование ИКТ позволяет так же строить учебно - воспитательный процесс на уроке на основе компетентностного подхода. В современной литературе ИКТ компетентность определяют, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. 1Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков.

При написании работы была использована литература, интернет-ресурсы, личный опыт работы.

____________________

1О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева  «Что такое ИКТ компетентность», 2004, №3, С. 95-100, «Информация и образование».

2

Модели информатизации образовательного процесса

Над методической темой «Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания» я работала в течение трех лет. Личный опыт показывает, что оптимальное использование компьютера на уроке зависит от организационно- педагогической задачи на данном занятии, т.к. компьютер является не целью, а средством ее достижения. Причем, важно не только само использование ИКТ на уроке, но и важна роль учителя в раскрытии возможностей новых технологий.

Хотелось бы рассказать о моделях информатизации образовательного процесса, используемых мною на уроках.

1. Работа с готовыми электронными изданиями.

Использование готовых электронных изданий очень удобно для учителя, т.к. позволяет сэкономить время при подготовке учителя к уроку. К ним относятся:

  1. электронные учебники: «История Средних веков б класс»; «История Нового времени 7 класс»; «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия 19—20 век»; А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. 20 век»; «Обществознание 8-11 класс» и др.

В таких учебниках заложен принцип — «включай и работай». При работе с таким видом электронного издания повышается уровень наглядности, а значит и повышается восприятие информации, производительность труда учащихся.

Например, при изучении темы в 6 кл. «Культура раннего средневековья», учащиеся, просматривая небольшой фрагмент урока, должны самостоятельно заполнить таблицу по достижениям Каролингского возрождения.

  1. энциклопедии, справочники: «Пермский край»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Государственные символы России».

Электронные энциклопедии — используются как справочный материал и выполняют в основном иллюстративную функцию. данный вид электронных изданий позволяет познакомить учащихся на уроке с дополнительным материалом и документами.

Например, при изучении в 9 кл. в курсе обществознания темы <(Власть», учащиеся сталкиваются с таким понятием, как государственная власть. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения государственных символов России.

  1. тесты по истории и обществознанию 5-11 кл. Электронные тесты удобны тем, что они наглядны. Чаще всего в конце теста выдается правильное количество баллов и оценка, поэтому сразу же можно проанализировать результат. Тест может выполняться индивидуально, группой учащихся или всем классом в начале или в конце урока.

                                                  3

  1. анимационные карты

Например, «Великие географические открытия», «Северная война», «Цусимское сражение» и др.

• портреты

• диаграммы

2. Презентация.

Презентация — это набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически через некоторое количество секунд в соответствии с настройкой.

данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Уроки с использованием презентации позволяют конкретизировать объемный материал, систематизировать информацию. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Роwеr Роint, являющаяся основным инструментом создания презентации, позволяет вернуться в любую точку урока, используя гиперссылку. Опыт работы показывает, что целесообразно использовать данную модель информатизации на уроке не более 10-15 мин., что связано с утомляемостью учащихся. Если презентация используется на всем протяжении урока, т.е. является его основой, то ее необходимо сочетать с другими формами работы. Мною был разработан урок-презентация для 7 класса, который участвовал в школьном конкурсе учительских презентаций.

Презентация используется при получении новых знаний, их закреплении. Например, при изучении темы в курсе обществознание «Человек. Природа.

Общество», необходимо с помощью слайдов показать красоту природы, вид современного города и картины губительных воздействий человека на природу. Использование данной презентации позволяет учащимся увидеть неприглядные стороны человеческой деятельности со стороны, а затем обсудить увиденное.

Эта программа изучается учащимися на уроках информатики, поэтому учащиеся сами могут создавать презентации. Для создания презентации ученик должен проделать огромную работу по изучению информации, оформлению слайдов. При показе своей презентации учащиеся получают опыт публичных выступлений, включается элемент повышения самооценки, т.к. владение работы с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Учащиеся с удовольствием создают презентации, которые затем можно использовать учителю в своей работе. Например: «Вторая мировая война», «Холодная война», «Советский политический плакат», «Чудеса света» и др.

3. Интернет — урок.

Использование Интернета на уроке интересно тем, что учащиеся не только усваивают знания, но и способ решения проблемы. Результатом обучения становится развитие познавательных способностей. При подготовке и проведении такого урока необходимо четко распланировать  

                                                4

деятельность учащихся, т.к. на поиск необходимой информации требуется время.                                  

Компоненты деятельности учителя.2

1. Организация работы в сети (источник информации, место публикации).

2. Поиск информации.

3. Снабжение инструкцией.

Компоненты деятельности ученика.

1. Целеполагание. Ученики ставят цель по выполнению заданий, обработке и хранению информации.

2. действие по инструкции.

3. Выдвижение и проверка гипотез.

4. Поисковая деятельность.

5. Рефлексия.

6. Постановка целей по дальнейшему изучению материала.

При построения урока с использованием I4ятернета необходимо учитывать возраст учащихся. Такие уроки проводятся в старших классах, т.к. старшеклассники уже обладают необходимым опытом работы с

компьютером.

Проведение таких уроков осложняется тем, что трудно совместить кабинет информатики и свои уроки, поэтому школе необходим медиа - центр, где учителя предметники могли бы проводить уроки с использованием Интернета. Кроме того, подготовка учителя к такому уроку так же требует более длительного времени, что опять же связано с поиском информации.

Ресурсы Интернет

Ресурсы Интернет необычайно обширны. В современном мире данный информационный ресурс занимает важнейшее положение среди других ресурсов из-за своей доступности и объема информации. Хотелось бы поделиться опытом работы с I4ятернет.

Удобно пользоваться каталогами образовательных Интернет-ресурсов. Например, на сайте http://саtаlоg.vlgmuk.ru  содержатся такие разделы, как «Школьные предметы», «Методическая копилка», «Олимпиады, конкурсы», «Нормативные документы».

Тексты исторических источников выставлены на сайте http://www.hist.msu.ru/ER. Каталог http://www.gnpbu.ru отражает новые учебные программы, пособия и учебники по истории.

Значительное число полезной информации содержится на сайтах различных вузов страны. Здесь репетиционные экзамены, проверочные тесты, методические пособия. Это сайты Российского государственного гуманитарного университета (http://rsuh.ru), исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu).

Огромны возможности виртуального музея. 1500 музеев исторической тематики с подробным описанием, иллюстрациями и удобными механизмами

____________________                  

2 http://eidos.ru                                                         

                                                                             

5

учащихся также может быть различной — индивидуальной, групповой, фронтальной.

Третий этап — практика под руководством учителя.

Здесь происходит установление обратной связи, своевременное исправление ошибок в понимании нового содержания школьниками. С этой целью учитель задает вопрос и приглашает учеников отреагировать на него.

С этой целью можно разделить учащихся на группы. Например, при изучении темы в 9 кп. «Реформы П.А.Столыпина», часть учащихся выполняет итоговое электронное тестирование, а остальные отвечают письменно за компьютером на вопрос «Почему крестьяне противились выходу из общины?».

На данном этапе урока может быть проведена и дискуссия по поводу изученного материала по вопросам электронного учебника.

Четвертый этап — подведение итогов учебного занятия. Подведение итогов должно быть связано с поставленной на уроке целью. Сравнение поставленной цели и полученного результата и позволяет подвести итог проделанной работе.

Пятый этап — информация о домашнем задании.

Поскольку любое занятие есть система, создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из данного набора элементов учебного занятия можно создавать самые разнообразные комбинации.

Причем следует иметь ввиду, что в живом процессе обучения время, отводимое на каждое из них, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Но исключение любого из этапов учебного занятия приводит к снижению результативности учебного процесса.4

Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках развивающего обучения раскрывает огромные возможности

• создание отношений сотрудничества;

• способствует поисковой деятельности по решению проблем;

• изменение отношения учащихся к школе, учителю, учащимся, самому себе, учебному труду в целом.

______________________________________

4 Г.Ю.Ксезонова «Перспективные школьные технологию», М, 2002. С. 96-102.

8

Проектная деятельность и использование ИКТ

В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Использование данного метода позволяет разнообразить уроки и раскрыть творческий потенциал учащихся, т.к. он ориентирован на их самостоятельную деятельность — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

Структурирование проекта.

1. Выбор темы, типа проекта, количества участников.

2. Выбор проблемы исследования.

З. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследовательского поиска информации.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Промежуточные обсуждения.

6. Защита.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценки, выводы.

Использование средств ИКТ как учителем, так и учащимися позволяет сделать проект более наглядным и привлекательным для зрителей.

В своей работе я использую данный метод в основном на обобщающих уроках.

Каждый год учащиеся под моим руководством участвуют в разработке проектов по истории, краеведению, обществознанию для школьной научной конференции: «Закамск — прошлое и настоящее» (I место в ШНПК), «Эрмитаж», «Урал в годы Великой отечественной войны», «Трудовые награды СССР как отражение подвига советского народа» (I место в ШНПК и сертификат участника 27 краевого конкурса исследовательских работ в области социально — гуманитарных наук).

Учащиеся обязательно создают презентацию, сопровождающую защиту проекта.

В 2009 — 2010 уч.году мне хотелось бы выбрать проектную деятельность в качестве темы методической работы по предмету. для этого в 2008 — 2009 уч.году я запланировала поездку на курсы по данной теме.

Мне хотелось бы охватить проектной деятельностью каждого ученика и я думаю, что проектная деятельность является одной из форм работы с одаренными детьми.

9

Внеурочная деятельность по предмету

Сегодня все чаще говорится о кризисе духовности в обществе, поэтому не случайно, что в современной системе образования цели обучения и воспитания — едины. Рамки урока узки и условны, поэтому внеурочная деятельность важна для раскрытия возможностей каждого ребенка. Таким образом, внеурочная деятельность или внеклассная работа играет большую роль в воспитании учащихся и работе с одаренными детьми.

По сравнению с классно-урочной системой внеклассная работа имеет свои особенности:

• многообразие форм и видов: групповые занятия, викторины;

• занимательность материала.

Основные формы внеурочной деятельности,

которые я использую в работе.

1. Организация предметных недель (организация различных игр, викторин, КВН).

Мультимедиа-презентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом. При проведении мероприятия ИКТ должны играть вспомогательную роль. В работе при подготовке презентации происходит сплочение учителя и ученика.

2. Конкурсы на лучшую презентацию.

В такой работе участвуют старшие школьники, т.к. они имеют необходимые навыки работы с ИКТ. Это очень трудоемкая работа, поэтому обычно участников немного. В связи с этим при подведении итогов я стараюсь поощрить всех ребят.

З. Участие в телекоммуникационных викторинах и конкурсах. данная форма деятельности значительно расширяет познавательный интерес учащихся. К сожалению, нет плана таких мероприятий на год, что позволило бы спланировать участие в них ребят заранее и проводить их подготовку к конкурсам.

4. Подготовка учащимися выступлений на ШНПК, используя при этом слайд-шоу.

10

Предпрофильность в обучении

Профильное обучение — средство интеграции, дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их возможными профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.5

В нашей школе осуществляется предпрофильная подготовка — средство обеспечения основ совершения ответственного выбора на 2 ступени с целью предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления на 3 ступени школы или за ее пределами через курсы по выбору.

Для 9-классников мною ведется курс «Государственные символы России», для 11 класса — «Теория государства и права», «Отрасли права».

На данных занятиях применяются выше описанные формы использования ИКТ. ИКТ открывают возможность доступности правовых источников:

федеральных законов, кодексов, указов и т.д., что необходимо для данных занятий.

____________________________

5 А.Пинский «Концептуальные подходы к обновлению школы средствами профилизации»,
«1 сентября», №б5

11

Заключение

В своей работе я описала личный опыт практического использования информационно — коммуникационных технологий в образовательном

процессе и поделилась частью накопленного дидактического материала.

Для этого мною: 1) проведен анализ моделей информатизации учебного

процесса и даны некоторые рекомендации для практического использования;

2) собраны в единый блок Интернет — ресурсы, используемые для подготовки

к урокам;

З) показаны возможности генерирования разнообразных методических

приемов урочной, внеурочной, проектной деятельности;

4) выделен ряд проблем по использованию ИКТ в работе.

Систематическое использование ИКТ позволило мне поднять свою работу на более высокий уровень.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания Л.Н.Белякова - учитель истории и обществознания МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского района РТ Наш современный...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Самое ценное - методические сайты в помощь учителю истории....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.

Данный материал - программа педагогического эксперимента по внедрению информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания истории и обществознания...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы

Презентация. Обобщение опыта работы учителя истории по методической теме "Испоьзование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы"...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.

Предлагаемая статья будет интересна преподавателям истории и обществознания, использующим ИКТ на своих уроках....

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания...