Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Бородина Ольга Леонидовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_svpo.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО         Утверждено  на                                Введено в действие            

учителей гуманитарного                   методическом совете школы           приказом №                        

 цикла                                                 протокол №1                                      от  

протокол  №1                                                                                               Директор школы:

Руководитель МО:                                                                                 ________/Хмелевская Т. П./      

_________/Смирнова Л. И./

Рабочая программа

по элективному курсу «Слагаемые выбора профиля обучения».

Класс: 9

Учитель: Бородина О. Л.

Количество часов:

              33, 1 час  в неделю          

             

Пояснительная записка

    Переход старшей школы на профильное обучение призван приблизить результаты образования к стандартному уровню подготовки специалистов в лидирующих странах, к требованиям современного рынка труда, перспективам развития экономической сферы  и общества, к удовлетворению индивидуальных интересов, личностных запросов, материальных и духовных потребностей каждого выпускника, таким образом, качественно оптимизировать социально – экономическую ситуацию в стране.

     В процессе  реализации профильного обучения в школе создаются реальные предпосылки для реализации личностно – ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной  образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников.

     Курс «Слагаемые выбора профиля обучения» - это курс профильной ориентации для обучающихся 9 классов общеобразовательных школ.

   

      Цель курса: оказание психолого – педагогической поддержки обучающимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.

Задачи:

  1. Сформировать у школьников  представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
  2. Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
  3. Обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
  4. Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

  Ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной  деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербации и анализа факторов, влияющих на производимый выбор.

        В результате изучения данного курса у школьников формируются:

             знания и представления:

  1. о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
  2. о возможностях получения образования по избранному  профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности.

умения:

  1. находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
  2. объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  3. ставить цели и планировать действия для их достижения ;
  4. выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Учебно – тематический план курса

«Слагаемые выбора  профиля обучения»

Тема

Занятия, ч

Всего

Теорети-ческие

Практи-ческие

Введение. Твои возможности без границ.

1

1

  1. Изменившееся общество, в котором ты живешь.

1

1

  1. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.

2

1

1

  1. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

2

1

1

  1. Психологические основы выбора профиля обучения

12

5

7

  1. Притязания человека и его профессиональная карьера

2

1

1

  1. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения.

2

2

  1. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения.

10

10

  1. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)

1

1

Всего:

33

10

23

Содержание программы

Введение. Твои возможности без границ.

   Какие  варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твое право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера и успех. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?

1. Изменившееся общество, в котором ты живешь.

Изменения, происходящие в обществе в последние  десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живем – «новом « или «старом»? Как изменения, происходящие  в обществе, сказываются на  жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою самобытность в меняющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?  

3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.

   Что происходит с отечественным  рынком труда? Мозаичная профессиональная культура. Синие, белые и золотые воротнички. Универсальный работник и специалист  в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным  уровнем  и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу? Мое образование и моя профессия. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.

  1.  Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

  Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, средне, высшее профессиональное образование.  Виды учебных заведений профессионального образования.  Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг.  Востребовательность  различных видов профессионального  труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой,  материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.

4. Психологические основы выбора профиля обучения.

  Психологические тесты, помогающие выбрать профиль обучения.

5. Притязания человека и его профессиональная карьера.

Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех  глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала  и его карьера. Составляющие конкурентноспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения.  Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?

6. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения.

  Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека? Что такое варианты выбора? Основания для формулирования факторов выбора.  Сколько весит фактор выбора? Какие факторы влияют на  мой выбор?  Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.

7. Эвристические упражнения и задания6 проба выбора профиля обучения.

 Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы. Самостоятельное проектирование  пробы. Обсуждение результатов работы.

8.Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)

  Реализация различных форм рефлексивного осмысления6 дебаты, конференция, «ток – шоу», пресс – конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора»

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Вид занятия

Элементы содержания

дата

1

Введение. Твои

возможности

без границ.

Теоретическое

Варианты выбора после девятого класса. Что такое профиль обучения?  Твои возможности и твои ограничения. Почему необходимо  интересоваться  своим будущим?

2

Изменившееся общество,  в котором ты живешь.

Теоретическое

Какие изменения происходят  в обществе в последние  десятилетия.  Как изменения, происходящие  в обществе, сказываются на  жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою самобытность в меняющемся мире?

3

Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.

Теоретическое

Что происходит с отечественным  рынком труда? Потребность общества в профессионалах с различным  уровнем  и типом образования.

4

Практическое

Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.

5

Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию

Теоретическое

Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, средне, высшее профессиональное образование.  Виды учебных заведений профессионального образования.  Перспективы профессионального становления в условиях региона

6

Практическое

Востребованность  различных видов профессионального  труда в регионе.  Самостоятельная работа с литературой,  материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.

7

Психологические основы выбора профиля обучения.

Теоретическое

Что такое характер? Как формировать свой характер. Каковы факторы выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования

8

9

10

11

12

Практическое

Тест  «Определи свой темперамент», «Тест Айзенка»

13

«Дифференциально – диагностический  опросник»

14

«Методика «Профиль»

15

«Опросник профессиональных склонностей»

16

«Опросник типа мышления»

17

«Личностный опросник»

18

Ваши профессиональные интересы и способности»

19

Притязания человека и его профессиональная карьера

Теоретическое

Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех  глазами людей с разными ценностными ориентациями.. Составляющие конкурентноспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения.  Профессиональная элита. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?

20

Практическое

21

Готовность к принятию  решения о выборе профиля обучения

Практическое

  Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека? Что такое варианты выбора? Какие факторы влияют на  мой выбор?  Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.

22

23

Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения.

Практическое

«Водитель автомобиля»

24

«Частный предприниматель в сфере торговли»

25

«Фитодизайн»

26

«Медицинская сестра»

27

«Дизайн интерьера»

28

«Введение в растительный дизайн»

29

«Рекламный директор»

30

«Референт»

31

«Журналиститка», «Экскурсовод»

32

«Учитель»

33

Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)

Практическое

Реализация различных форм рефлексивного осмысления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор профиля обучения учащимися 7- х классов

Определение наиболее предпочитаемых профилей обучения, исследование дальнейших планов обучения  учащихся седьмых классов....

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

Рабочая программа "Математика подсказывает выбор профиля"

Рабочая программа факультатива "Математика подсказывает выбор профиля" для учащихся 8 классов...