Мастер класс «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»
методическая разработка (6 класс) на тему

Жолтикова Елена Владимировна
  1. Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, повышения заинтересованности к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская основная общеобразовательная школа

Мастер класс

Тема: «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»»»

Мастер класс подготовила

Учитель математики, 1 к/к

Жолтикова Е.В.

Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе.

Оборудование: игральные кости, карточки с гранями, числовая прямая, демонстрационный термометр, листы бумаги, ручки.

 

  1. Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, повышения заинтересованности к предмету.

 Для введения отрицательных чисел мы обычно используем демонстрационные модели термометра. Отвлечённый от оси разговор  о повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два последовательных изменения температуры и определить, что получилось в результате – повышение или понижение и на сколько градусов. Но как только мы даем иллюстрацию сложения на оси, то неизбежно переходим к сложению  « разнородных» слагаемых – «отметки» и «изменения», т.е смешиваем порядковый номер и количественный аспекты понимания числа. Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и -3 требует постоянного внутреннего перевода: повышение на 2 и понижение на 3. Стоит ли удивляться, что этот материал вызывает затруднения у многих учащихся.

   Каким же образом упростить для учащихся изучение отрицательных чисел?

  1. Работу с отрицательными числами  я строю с опорой на количественный аспект числа, ведя рассуждения о наличии и долге  или выигрыше и проигрыше. Для такой работы я изготовила игральные кости – кубики с нанесёнными на их гранях обозначениями чисел от 1 до 6. Кубики лучше взять красного и синего цвета (ассоциация по цвету – тепло и холодно). Так же каждый ребенок делает из цветной бумаги изображение граней таких кубиков. Это дает возможность мне проводить различные упражнения на устном счете и сразу видеть обратную связь.

Я хочу поделиться с вами, как строю работу по этому вопросу, какие упражнения провожу, какой наглядный материал для этого использую.

 

  1. В конце телевизионной программы «Время» всегда передают прогноз погоды назавтра. На экране появляется надпись:

В Красноярске………..-6°

В Москве …..+4°

Знак «+», стоящий перед числом градусов, означает тепло, знак «-»  - холод.

  1. Эти знаки можно использовать для обозначения и других противоположных состояний: наличия и долга, выигрыша и проигрыша и т.п. Например,
  1. вместо записи «есть в наличии 5 рублей» запишем +5 руб
  1. «есть 3 рубля долга» можно написать кратко:  -3 руб.  
  1. В наших опытах знак «+»  будет обозначать выигрыш, а знак «-» - проигрыш. Я  бросаю по очереди два кубика.  
  1. Красный кубик на верхней грани показывает 2 очка выигрыша,
  2.  значит, запись будет выглядеть так: +2.
  3. На синем кубике выпало 3 очка проигрыша.
  4. Значит, запишем -3.
  1. Итак,  упражнение №1.  Я бросаю кубики, а вы записываете числа у себя на листочках. (один работает на числовой прямой, один записывает числа на доске)У вас должен получиться следующий ряд чисел. (сравнивают по записи на доске). Самооценка. У кого все правильно? Кто сделал ошибки? Все молодцы! Сколько в вашем ряду отрицательных чисел? Сколько положительных? Какое из положительных чисел самое большое? Какое из всех перечисленных чисел самое маленькое? Почему?

  1. Упражнение №2.  Работа с гранями. Покажите соответствующую карточку на прослушанное предложение.

У Маши в копилке 5 рублей.

Коля проиграл Боре 4 очка.

У меня  3 яблока

Лена должна Вале 2 рубля

  1. Упражнение №3. Игра в паре. (магниты, магнитная числовая прямая, кубики.) Правила игры. Нужно каждому бросить два раза красный кубик и один раз синий. Фишки игроков стоят на нуле. Красный кубик – движение вправо. Синий кубик – движение влево. Итак, кто выиграл? На доске появляются два числа, которые нужно сравнить и записать сравнение с помощью числового неравенства.

  1. Упражнение №4 Опыт с двумя красными кубиками. После каждого выбрасывания записывается полученный пример. Например (+1)+(+2); (+3)+(+6). Определите сумму для каждого случая.

  1. Упражнение №5 Опыт с двумя синими кубиками. Для каждого случая найдите сумму очков:  например  (-3)+(-2); (-4)+(-1); (-2)+(-6).

  1. Упражнение №6 На доске были записаны результаты нескольких опытов. На перемене учитель стер часть записей. Восстановите записи:                                                              

(+5)+(+6)=        ;    (-5)+(-3) =     ;

(+4)+(    )= +5   ;    (-3)+(   )=-5   ;

(    )+(+2)=+3    ;    (   )+(-6)=-11 .

  1. Упражнение №7  В этом задании восстановить записи полностью не удастся, но определить знак суммы можно. Определите знак суммы. Сделайте вывод.                              (+  )+(+  )=                                                              (-  )+(-  )=

Выигрыш да выигрыш -  получится…      Проигрыш да проигрыш – получится…

  1. Упражнение №8  Бросаем два кубика разного цвета. Запишем сумму. Чему равна сумма.

  1. Упражнение №9  Запишите сумму для каждого случая и прочитайте полученный результат

                                  а)                                                  б)                                                  в)

  1. Упражнение №10 Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало одинаковое число очков. Тогда сумма будет равна нулю. Найдите сумму очков в каждом случае.

Сколько всего возможно случаев, при которых сумма равна нулю, в опытах с двумя разноцветными кубиками?

  1. Упражнение №11 (показ на кубиках) Для числа очков +3 есть противоположное число очков -3. Покажите и назовите с помощью граней кубиков числа противоположные  +5; -4; +1; -2 очков.

  1. Упражнение №12 Восстановите стертые записи:

(-4)+(+4)=     ;     (-4)+(+5) =     ;

(    )+(+3)=-2 ;     (-5)+(    )=-9   ;

(+6)+(   )=+11;    (-3)+(   )= 0    ;

(    )+(-6)=-4   ;    (   )+(+2)=0    .

  1. Упражнение №15  Подберите такое число очков, которое в сумме с -2 очками даст 0 очков (я показываю кубик синий с двумя очками, мне показывают соответствующую карточку); даст выигрышное число очков, даст проигрышное число очков. Сколько решений имеет задача в каждом случае?
  1. Сформулируйте выводы:

Если выигрышных и проигрышных очков поровну, то получится…

Если выигрышных очков больше, то получится…

Если  проигрышных очков больше, то получится…

  1. Упражнение №16   Покажите с помощью своих карточек как получить +3 очка. Какие примеры у вас получились? Перестановка кубиков является решением этой задачи?  Вывод. Составьте примеры из двух красных кубиков, чтобы получилось +7; из двух синих кубиков, чтобы получилось -8; из разноцветных кубиков +5, -3, +4.

  1. Упражнение №17   Бросили три выигрышных кубика. К сумме очков первых двух кубиков  прибавили число очков третьего кубика. Потом к числу очков первого кубика прибавили сумму очков второго и третьего кубиков. Получатся ли одинаковые результаты?  Выполняется ли это свойство для кубиков трёх кубиков синего цвета. Для кубиков разных цветов?

  1. Цветные кубики, числовую прямую я использую для изучения тем: Положительные и отрицательные числа; Координатная прямая; Противоположные числа; Сравнение чисел; Сложение чисел с помощью координатной прямой; Законы сложения и др.

Введение игр на уроках математики позволяют мне повысить  у учащихся познавательный интерес к предмету. Активность на уроке растет. Даже тихие, спокойные дети играют, разговаривают на таких уроках. Слабые учащиеся успешнее справляются с изучаемым материалом, имея опору в полученном практическом опыте. По итогам этих уроков выставляется много высоких оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Староакульшетская основная общеобразовательная школа Мастер класс Жолтикова Елена Владимировна, учитель первой квалификационной категории C таж работы – 20 лет

Слайд 2

Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе

Слайд 3

ЦЕЛИ Формирование положительной мотивации учебной деятельности и повышение результативности образовательного процесса Применение технологии Г. К. Селевко «САМОразвития личности школьника»: САМОнаблюдение САМОанализ САМОконтроль САМОоценка Подготовить учащихся к усвоению будущих правил действий с отрицательными числами

Слайд 4

тепло холодно Для работы потребуются

Слайд 5

Прогноз погоды В Красноярске ………… - 6 В Москве ………………. + 4 Знак «+» означает тепло, знак «–» - холод

Слайд 6

+5 -3 Есть в наличии 5 рублей есть 3 рубля долга

Слайд 7

«+» выигрыш «-» проигрыш +2 -3

Слайд 8

Играют несколько человек Играющие договариваются о количестве бросков -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6

Слайд 9

(+5)+(+6)= (+4)+( )= +5 ( )+(+2)=+3 (-5)+(-3)= (-3)+( )=-5 ( )+(-6)=-11 +11 +1 +1 -8 -2 -5

Слайд 10

(+ )+(+ )= (- )+(- )= Выигрыш да выигрыш - получится Проигрыш да проигрыш – получится выигрыш (+ ) (- ) проигрыш Определите знак суммы Сделайте вывод

Слайд 11

Запишите сумму для каждого случая Прочитайте полученный результат (+4)+(-6)= (-4)+(+6)= (+1)+(-5)= -2 +2 -4

Слайд 12

Найдите сумму очков в каждом случае (-1)+(+1)= 0 (-6)+(+6)= 0 (+2)+(-2)= 0

Слайд 13

Восстановите стёртые записи (-4)+(+4)= ( )+(+3)=-2 (+6)+( )=+11 ( )+(-6)=-4 (-4)+(+5)= (-5)+( )=-9 (-3)+( )= 0 ( )+(+2)=0 0 -5 +5 +2 +1 -4 +3 -2

Слайд 14

Сформулируйте выводы: Если выигрышных и проигрышных очков поровну, то получится Если выигрышных очков больше, то получится Если проигрышных очков больше, то получится нуль выигрыш проигрыш

Слайд 15

Итоги Активизируется деятельность учащихся Повышается результативность образовательного процесса Слабые учащиеся успешнее справляются с изучаемым материалом, имея опору в полученном практическом опыте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике " Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Урок обяснение нового материала по теме " Умножение положительных и отрицательных чисел." математика 6 класс...

Урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Урок изучения нового материала, объединяющий сразу две темы. Урок защищался как зачетная работа при прохождении курсов по введению ФГОС второго поколения и был высоко оценен ведущим курсов как урок, ф...

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс.Задания для обучения и развития учащихся. Данный материал может быть использован для уроков закре...

Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс.

Урок изучения нового материала. Материал содержит конспект и презентацию PowerPoint....

Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе

Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий...

Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе

Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий...