Размышления о метапредметности
статья по теме

Погребицкая Екатерина Михайловна

Мое понимание метапредметности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления о метапредметности

 «Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

но в ящиках пусто». 

К.Д.Ушинский

 

Изменения в сфере образования происходят постоянно как в теоретической направленности, так и в практической. Но именно сейчас, в свете того, что происходят изменения во всех сферах мирового сообщества: и в политике, и в экономике, и в социальной сфере, назрела острая необходимость преобразований практических. Школа, в данном случае,  не исключение. Но именно этой структурной единице нашего государства присущ консерватизм, и школа напоминает для меня локомотив, который очень тяжело сдвинуть с места, а тем более поменять его направление, когда он разогнался и несется по привычной колее.  Но то, что назрела необходимость глобальных изменений, педагогическое сообщество, несомненно,  признает.

Актуальность темы обусловлена, на мой взгляд,  поставленной в требованиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  «задачей формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования» (41, 10)

  Понятия «метапредметный подход» и «метапредметные образовательные результаты» получили в настоящее время широкое распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации современного образования. Это связано с тем, как я думаю, что сложившаяся система образования во многом не способна ответить на требования общества, которое стремительно меняется. Во-первых, «развитие процессов информатизации» (41, 10) и, следовательно, неограниченный доступ к информации «ведут к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний» (41, 10). Во-вторых, «ускорение темпов развития общества» (41, 10)  требует от школы готовить своих учеников к переменам, «развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность» (41, 10). Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью (41, 10).  Сейчас необходимо развивать у учащихся способность решать проблемы  различной степени сложности на основе имеющихся знаний (41, 10).  Эту задачу решает реализация метапредметного  подхода в обучении, которая заложена в таких документах, определяющих развитие системы российского образования на ближайшие годы, как

- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования в России»,

-  Федеральная программа «Модернизация образования»,

-  Национальная доктрина образования,

-  материалы заседания Государственного Совета РФ от 21.08.2001 года;

- проект «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005), реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

В «Концепции модернизации Российского образования» отмечается, что одним из приоритетных направлений деятельности государства как раз и является сфера образования. Государство пытается восстановить свою ответственность и активную роль в данной отрасли, поэтому занимается сейчас модернизацией этой системы. С этой целью в 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, которая является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования до 2025 года. Эти результаты отражены в стратегических целях образования. Более прямым руководством к действию для образовательных учреждений являются основные цели и задачи образования, из числа которых каждая школа выделяет наиболее приоритетные для себя.

Однако…Учитель понимает, что ребенка просто «напичкать» знаниями нельзя. Государство и общество требуют от нас совершенно иного будущего гражданина Российской Федерации. На данном этапе модернизации образования, это мое мнение, каждый учитель пытается определить для себя, что важнее: «натаскать» ученика на сдачу ЕГЭ или заняться инновационной деятельностью. В моем учреждении примерно 70 % педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. Для них самое главное – чтобы их особо не трогали; сдают дети как-нибудь экзамены – и хорошо; а заниматься инновациями у них уже нет ни сил, ни желания. А школа-то обыкновенная, общеобразовательная, где учатся дети разных социальных категорий. В последние годы мы решали проблему пропусков уроков без уважительной причины и снижения уровня преступности по совершению преступлений и административных правонарушений. И поэтому очень тяжело воспринимается людьми «старой закалки» тот факт, что нужно развивать не только предметные компетенции, но и метапредметные, что только в результате работы над  приведением всех знаний в голове ребенка в определенный порядок, в четкую структуру, можно говорить о формировании нового типа мышления у человека будущего. Мы все вроде бы имеем некое представление о том, каким должен быть наш выпускник, но вот как именно это сделать?... Конечно, то, что метапредметность введена в стандарты второго поколения, является прогрессивным шагом, по мнению  А.В.Хуторского. С этим нельзя не согласиться. Но… учитель на сегодняшний день не имеет не только дидактического и методического материала для внедрения метапредметности в свою  работу, но и нет четкого представления о том, что такое метапредметность и как это должно сочетаться в учебном процессе с содержанием материала и методами и формами его  подачи. Проблема состоит также в поиске оптимальных способов, обеспечивающих реализацию метапредметного подхода педагогами в работе с учащимися в образовательной деятельности, в разработке такой системы внутришкольной методической работы, которая позволяла бы сделать метапредметный  подход в учебном процессе господствующим. Нам представляется, что необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации метапредметного  подхода в системе педагогического образования. Но и студенты, приходя к нам на работу, если и имеют некие представления о метапредметности, но очень отдаленные и нечеткие. А время-то не стоит на месте, ученики-то подрастают. Соответственно, применять в своей деятельности метапредметный подход нужно уже сегодня! А.В.Хуторской в своем научно-методическом пособии «Метапредметный подход в обучении» пишет о том, что «понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов… Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю… Включение в стандарты метапредметности… прогрессивный шаг…Но сделано это без должного научного обоснования…» (1, стр. 5).  Стоит ли говорить, что суть метапредметного содержания образования в существующей версии стандартов не раскрыта, каждый разработчик и методист пытается трактовать это понятие по-своему. А что говорить о рядовом учителе, на которого что только не обрушилось. Ему-то вообще понятен принятый стандарт с его метапредметностью? (Хуторской А.В., 2012)

Проблема, как я считаю, и заключается в создании системы управления, эффективно способствующей реализации идеи метапредметного  подхода в обучении в нашей школе. Но, и я думаю, что выскажу мнение всей нашей административной команды, метапредметный  подход, соответствуя социальным ожиданиям в сфере образования, вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, деятельности педагогов, администрации. Современное общество характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом, поэтому именно   проблема реализации метапредметного  подхода в образовании является, по моему мнению, очень важной, т.к. при этом предусматривается не увеличение объема информированности ученика в различных предметных областях, а формирование у него способности самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях (Лебедев О. Е., журнал «Школьные технологии» № 5 2004 г. «Компетентностный подход в образовании»).

       

Использованная литература:

  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
  2. Концепция модернизационных изменений в системе образования г. Перми.
  3. Хуторской А.В. «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения». М., 2000 г.
  4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе» под редакцией А.Г. Каспаржака и Л.Ф. Ивановой.
  5. Гейхман Л.К. «Интерактивное обучение общению. Подход и модель», Пермь, изд-во ПГУ, 2002 г.
  6.  Лебедев О.Е.  «Компетентностный подход в образовании», журнал «Школьные технологии», № 5, 2004г.
  7. Фомин А.А. «Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя», журнал  «Завуч», № 5, 2005.
  8. Зеер Э.Ф. «Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании», журнал «Образование и наука», № 3, 1999.
  9. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты», интернет-журнал "Эйдос", 2002г., 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  10.  «Ключевые компетенции и образовательные стандарты»,  стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО , интернет-журнал "Эйдос", 2002 г, 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm.
  11.   Краевский В.В. «О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования»,   доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" 26 августа - 10 сентября 2002 г. - http://www.eidos.ru/conf/.
  12.  Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования»,  доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы", 26 августа - 10 сентября 2002 г. - http://www.eidos.ru/conf/.
  13.  В. А. Болотов, В. В. Сериков «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», журнал «Директор школы» №2, 2004 г.
  14.  Методические материалы «Управление качеством образования в Пермском государственном педагогическом университете», г.Пермь, 2008 г.
  15.  И.Г.Никитин «Компетентностный подход: реалии школы», г.Пермь, 2007 год
  16.  Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования.
  17. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.
  18. Давыдов В.В. «Российская Педагогическая Энциклопедия»,  Москва,1993.
  19. Князькова И.В. «Метапредметность. Что это?» 
  20. ФисенкоТ.И. «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения»
  21. Федеральный базисный учебный план
    и примерные учебные планы для образовательных учреждений
    российской федерации, реализующих
    программы общего образования.
  22. Хуторской А.В. «Современная дидактика: Учебник для вузов», Питер,2001.
  23. Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы»,  М., 2007.
  24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, М.: Просвещение, 2008.
  25.  Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. «Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология», науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
  26.  Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
  27.  Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.
  28.  Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.
  29.  Громыко Н. В. «Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов», М., 2005.
  30.  Кузнецов А.А. «О школьных стандартах второго поколения»,  Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
  31.  Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. «Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ»,  интернет-ресурсы: www. standart. edu. ru).
  32.  Федорова С.Ш. «Технология присвоения метазнаний» (интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/100689).
  33.  Фоменко И.А. «Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности» (интернет-ресурсы: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html).
  34.  Хуторской А.В. «Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования»,   Педагогика. – 1999. - №7.
  35.  Колесина К.Ю. «Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе»,  Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009.
  36. Кузнецов А.А. «О школьных стандартах второго поколения», Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
  37.  Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. «Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ», интернет-ресурсы:  www. standart. edu. ru.
  38.  Фоменко И.А. «Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности», интернет-ресурсы:  fomenko.edusite.ru/p35aa1.html.
  39.  А.В.Хуторской «Метапредметный подход в обучении», Москва, 2012.
  40.  А.В.Хуторской «Системно-деятельностный подход в обучении», Москва, 2012.
  41. Интернетресурсы:

1.http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_kak_jadro_rossijskogo_obrazovanija/14-1-0-349

2.http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm

3.http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820

4.http://www.sibuch.ru/article.php?no=451

5.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824

6.http://imc.tomsk.ru/metod

7.http://www.apkpro.ru/content/view/804/

8.http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

9.http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart

10.http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1873.html

11.http://festival.1september.ru/articles/556014/

12.http://rushkolnik.ru/docs/index-19644692.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано  разьяснения, од...

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...