ПРОЕКТ
проект по теме

Волкова Валентина Николаевна

«МОНИТОРИНГ
КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volkova_v.n.rar39.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ
«МОНИТОРИНГ
КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»

1. Введение

     Противоречивость ситуации, сложившейся в российском образовании, может быть обозначена рядом факторов, имеющих непосредственное влияние на проектирование образовательного пространства школы, расположенной в определенной социокультурной, экономической среде, в постоянно изменяющемся правовом и политическом пространствах. Государство не в состоянии оперативно реагировать на образовательные вызовы социума, более того, оно не готово создавать оптимальные условия для организации различных форм удовлетворения образовательных запросов населения. Яркими тому подтверждениями являются сильно запоздалые решения по реструктуризации систем начального и среднего профессионального образования, частично уничтоженной и с трудом восстанавливаемой системой дошкольного образования, неадекватные современной культуре стандарты содержания общего образования, отсутствие внятной кадровой политики в образовании, архаичная система оплаты труда в системе и подходы к ее ресурсному обеспечению. Параллельно с этими факторами обозначилась ярко выраженная тенденция усиления интереса и потребностей социума к образованию, причем к образованию качественному, а не только сертифицированному. Семьи прямо связывают социальную, профессиональную и иную успешность своих детей с уровнем образования, которое эти дети получают, они готовы жертвовать частью своего настоящего благополучия ради будущего благополучия своих детей. Сформулируем основные значения и приоритеты школьного мониторинга как системы оценки эффективности школы для основных «внешних» субъектов образования:

  1. Для родителей: значительно повысить уровень информированности об образовательных успехах своего ребёнка и об общем качестве образования в школе
  2. Для государства: адекватно оценивать результативность действующих образовательных программ
  3. Для социума: контролировать обеспечение равенства в доступности образования

 Анализ образовательных возможностей школы.

Педагогический персонал обладает достаточным профессиональны потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях (90 % педагогов имеют квалификационные категории, из них более 30 % педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию).

Информационные ресурсы школы позволили создать ИКТ-насыщенную среду, они находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям.

В то же время возникли проблемы, вызванные изменениями в социальном, политическом, экономическом контекстах современного социума и государственной политики. К их числу мы относим:

  1. рост выпускников школы, поступающих не на бюджетные, а на контрактные места в ССУЗах и ВУЗах;
  2. активное влияние массовых электронных источников информации; заметное отставание информационной культуры педагогов от информационной культуры молодых семей, отдавших своих детей в школу;
  3. отсутствие системного характера в методическом совершенствовании педагогического персонала (кафедры), различный уровень развития методических объединений и их слабое взаимодействие между собой;
  4. отсутствие системного характера деятельностного подхода в обучении; недостаточное развитие системы информированности детей, родителей, педагогов.

Школа может осуществить прорыв в условиях изменений при наличии собственной системы комплексного мониторинга.

2. Цели проекта

  1. обеспечение устойчивого развития системы образования в школе;
  2. создание Единой автоматизированной системы мониторинга учебно-воспитательного процесса школы.

Объекты мониторинга – достижения учащихся в сравнении с эталоном – государственными стандартами

3. Задачи проекта

  1. создание системы мониторинга качества образования;
  2. создание условий для повышения качества образования и воспитания;
  3. определение и развитие общественной составляющей в управлении качеством образования;
  4. обеспечение эффективности преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школы;
  5. совершенствование организации управления учебно-воспитательным процессом в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  6. систематизация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

4. Проектная идея

Как видно из целей и задач, реализация проекта «Мониторинг как фактор влияния на повышение качества образования в школе» подразумевает всестороннее исследование воспитательного и психологического аспектов школьной жизни в тесной взаимосвязи.

Реализация поставленных целей и задач в образовательном аспекте проекта осуществляется через:

  1. разработку проекта «Мониторинг учебно-воспитательного процесса в МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого»»;
  2. выявление стержневых линий по предметам на основании государственных программ;
  3. выстраивание системы мониторинга в 1-11-х классах по предметам и образовательным областям;
  4. создание единого банка мониторинговых работ по всем предметам и образовательным областям в 1-11-х классах с учетом специфики профильного обучения.

Общий алгоритм проведения мониторинга

  1. Проблема
  2. Постановка целей и задач
  3. Выбор тактики и обеспечения
  4. Проведение
  5. Обработка результатов
  6. Анализ результатов
  7. Рекомендации

5. Содержание и механизм реализации

Для создания эффективной школы необходима система накопления информации для выявления результатов, принятия стратегических и оперативных решений.

Контролируем качество образования

Прошедший 2011/2012 учебный год был первым годом по подготовке проекта. Мы считали, что в начале реализации данного подхода работа будет строиться по традиционной схеме: Входной контроль → Текущий контроль → Итоговый контроль

По мере развития и отработки существующих подходов данная схема себя не оправдывает и, следовательно, трансформируется на основе разработанных в рамках действующих на данный момент технологических карт учителя и карт управления процессом повышения педагогического качества образования. Необходим единый банк мониторинговых работ по всем предметам с учетом специфики предпрофильного и профильного обучения для всех классов школы, с 1-го по 11-й класс. Для того чтобы правильно выделить направление и подход к исследованиям, мы обратились к структуре базисного учебного плана нашей школы. Известно, что предметы в его инвариантной и вариативной частях объединяются в единые образовательные области. Окончательная структура учебных дисциплин определена школой, исходя из специфики учреждения, но остаются неизменными перечень и роль образовательных областей. Следовательно, объектом мониторинговых исследований, по нашему мнению, должны стать не учебные дисциплины в отдельности, а основные образовательные области, присутствующие в учебном плане. Важно и то, что преобладание предметов той или иной образовательной области определяет профиль обучения в нашей школе (на сегодняшний день это социально-гуманитарный и физико-математический), поэтому, отследив результативность учебного процесса в этой области в соотношении с другими, можно, в т. ч., получить картину эффективности предпрофильного и профильного обучения.

Специфику мониторинга в школе можно проследить на схеме:

Мониторинг осуществляется во всех классах с 1-го по 11-й по всем предметам непрерывно в течение всего учебного года по мере прохождения учащимися основных блоков тем, при этом данная система независима от текущего контроля учителя, но учитывает специфику преподавания различных предметов в разных профилях школы (т. е. в зависимости от уровня преподавания предмета в конкретном профиле составляются разные по уровню сложности задания).

Все работы проводятся в тестовом виде в связи с тем, что современная система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ. Результаты мониторинга обрабатываются как в целом по школе, по профилю, по параллели, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся и учителю в отдельности, причем все рассматривается в динамике, как в течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом. На основе анализа результатов мониторингов строятся диаграммы, характеризующие динамику успеваемости и обученности учащихся.

Также проводится сравнительный анализ мониторинга и результатов учащихся, показанных по итогам текущего контроля, итогам четверти, учебного года и итоговой аттестации.

По результатам мониторинга качества образования учителями также составляются диаграммы, характеризующие работу преподавателей в физико-математическом и социально-гуманитарном классах.

Результаты мониторинга доступны как администрации школы, так и всему учительскому коллективу школы. Для этого создаётся единый банк данных мониторинговых работ в электронном виде, который хранится в локальной компьютерной сети школы. На данном этапе работы необходимо компьютерное обеспечение учебно-воспитательного процесса для информирования как учителей и учащихся школы, так и родителей. Как средство реализации этого этапа можно использовать школьные компьютеры общего доступа, а также школьный сайт.

На основе результатов мониторингов администрацией школы проводится большая методическая работа. Она включает в себя работу и по оказанию методической помощи учителю, и по психологической подготовке учащихся к тестовым формам контроля, и по выстраиванию индивидуальной траектории преодоления неуспешности различных участников образовательного процесса.

В итоге мы ожидаем и уже имеем основные показатели, характеризующие эффективность внедрения проекта «Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса»:

  1. повышение информированности и мобильности администрации школы;
  2. повышение педагогического мастерства учительского коллектива школы;
  3. повышение качества обученности учащихся;
  4. наличие в школе единого банка мониторинговых работ по всем предметам на электронных носителях и единого банка результатов мониторинговых работ на электронных носителях (результативность УВП и деятельности учителя, отчеты, электронные журналы классов, электронные дневники учащихся);
  5. наличие в школе единой компьютерной сети для осуществления как мониторинговых исследований, так и взаимосвязи участников данного процесса;
  6. системное проведение мониторинговых исследований на основе технологических карт учителя и карт управления процессом повышения педагогического качества образования.

Предлагаемая методика инновационного проекта мониторинговых исследований учебного процесса в школе достаточно трудоемка и требует большого количества современной вычислительной техники, но данная методика должна стать хорошим подспорьем как в учебно-воспитательном процессе в школе, так и при проведении серьезных научных исследований.

6. Ожидаемый результат

  1. Выявление зон риска и ограничений при достижении эталонных характеристик
  2. Формирование информации, необходимой для принятия управленческого решения.
  3. Создание системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов образовательных программ школы.
  4. Создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых индикаторов мониторинга.
  5. Использование результатов системного мониторинга как фактора влияния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития школы.
  6. Включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.
  7. Выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам.
  8. Выявление эффективного и неэффективного использования ресурсов, для достижения эталонных характеристик.

7. Ресурсное обеспечение

Для реализации проекта требуется дополнительное материальное обеспечение, в первую очередь, современная оргтехника, компьютеры и программное обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...


 

Комментарии

Волкова Валентина Николаевна

ПРОЕКТ
«МОНИТОРИНГ
КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»

Волкова Валентина Николаевна

Мониторинг качества образования