Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач
статья по теме

 

Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий при обучении решению

 сюжетных  задач

Бубликова Е.В.,

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

Характерная  черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. «Сегодняшним школьникам предстоит работать: по профессиям, которых еще нет; использовать технологии, которые еще не созданы; решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться» [1]. Естественно, в изменяющем мире будет изменяться и школа. Согласно образовательным стандартам  второго поколения, основанных на овладении школьниками универсальными умственными и учебными действиями, современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие таких качеств личности современного информационного общества,  как инициативность, способность находить решение самых разных задач, креативность, готовность и способность обучаться в течение всей жизни.

        Под универсальными учебными действиями понимают – в широком смысле – «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  социального опыта» [2]. В более узком значении под этим термином понимают «совокупность» действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,  включая организацию этого процесса» [2]. В требованиях Стандарта [3] второго поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделено: «в направлении личностного развития – готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; в метапредметном направлении – освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями и межпредметными понятиями; в предметном направлении – умение работать с математическим текстом, владение базовым аппаратом понятий, овладение  практически значимыми математическими умениями, их применение к решению математических и нематематических задач».

Спектр развития универсальных учебных действий обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в обучении учащихся – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования.

При обучении различным предметам используются учебные задачи. С их помощью формируются предметные знания и умения, но вместе с тем отметим, что независимо от предметной области в основе их решения лежит общий прием решения задач. В связи с этим возникает вопрос: на каких задачах целесообразнее формировать общий прием решения любых задач? К таким задачам мы относим сюжетные математические задачи. По мнению Л.Ф.Фридмана, наиболее общий случай возникновения сюжетных задач – это их проявление в процессе познания. В каждой сюжетной задаче описывается некоторый процесс, событие или явление, которые в процессе анализа задачи требуется выявить. В процессе, событии или явлении, как правило рассматриваются объекты реальной действительности, обладающие качественными и количественными характеристиками. Автор считает, что своеобразие рассмотрения количественной стороны объектов в сюжетных задачах достигается тем, что в них, как правило, не указываются качественные особенности описываемых объектов, а лишь указываются величины, отношения и зависимости между ними, характеризующие количественную сторону этих объектов.

Рассматривая сюжетную задачу как модель познания окружающей действительности, важно научить обучающихся преобразовывать не только количественные, но и  качественные характеристики объектов сюжетной задачи.

Сюжетные задачи – это такой математический объект, при изучении которого можно опереться на жизненный опыт учащихся, что позволяет сделать процесс решения сюжетных (и других) задач для учащихся более зримыми, понятными и осознаваемыми.

К универсальным учебным действиям, формируемым в процессе обучения решению сюжетных задач, мы относим анализ условия задачи (семантический, логический, математический): ведь как может учащийся решить  задачу, если он не представляет, из чего складывается анализ задачи; перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста, а переформирование позволяет формализовать условие задачи, сделать его более математизированным); установление отношений между данными и искомыми; осуществление поиска решения задачи; составление плана решения задачи; оценка решения задачи; установление причинно-следственных, межпредметных связей, основанные на таких действиях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем; моделирование как универсальное учебное умение включает в себя: кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов), декодирование (считывание информации), умение использовать наглядные модели, умение строить схемы, модели и т.п.

Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания.

Литература

1.  Асламов А.Г.,  Семенов А.П., Уваров А.Ю. Новый этап информатизации отечественной школы// Информатика. 2011. №15.

2.  Асламов А.Г., Г.В.Бурменская,  И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.

3.  Примерные программы основного общего образования. Математика. М.,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).

Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В данной статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий в обучении химии через исследовательскую деятельность кадет с учётом Федеральных государственных образовате...

Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»

Программа формирования универсальных учебных действий  на ступени начального образования....