К вопросу организации интегрированного подхода в обучении математике
статья по теме

Свекатун Ксения Викторовна

В статье рассмотрена методика подготовки и проведения интегрированных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу организации интегрированного подхода в обучении математике

Свекатун Ксения Викторовна

Магистрант, 2 курс

 ХГУ им. Н.Ф. Катанова

 г. Абакан

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в профильной школе.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов с различной профильной направленностью по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета.

Фундаментальность школьного образования привела к тому, что наши ученики не могут применить свои знания в обычной жизни. Получая определённый объём информации по каждому предмету, они не всегда могут анализировать, улавливать неочевидную на первый взгляд связь явлений, адекватно оценивать ситуацию и быстро находить правильное решение. Поэтому одной из главных целей профильного обучения становится формирование понимания практической значимости математике. Одним из средств достижения этой цели, на наш взгляд, являются интегрированные уроки.

Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.  

Прежде чем перейти непосредственно к проведению интегрированных уроков надо к ним подготовиться.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:

  1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык математики систему формирования понятий в любом из названных предметов.

Сложность интеграции связана прежде всего с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов математики, физики, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.

Учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов. Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок.

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

  1. Установочный. Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему. Здесь тоже есть определенные сложности.
  2. Предварительный. На этом этапе учителя-предметники должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.
  3. Подготовительный этап. Определение цели, задачи урока обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, получают индивидуальные задания.
  4. Основной этап. Организация и проведение урока в рамках предложенных типов.
  5. Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала и т. д. делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому, прежде, чем создавать общую программу, педагогам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.

Интегрированные уроки интересны ученикам, побуждают к творчеству, раскрывают прикладную направленность математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе

В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена  разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России...

Деятельностный подход при обучении математики: система организации повторения при подготовке к ГИА

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореа...

Обучение как искусство соразмерности и гармонии (или к вопросу о педагогических подходах гендерного обучения на примере пансиона воспитанниц)

В России неоднократно предпринимались попытки раздельного обучения мальчиков и девочек. Началом женского образования принято считать 1764 год, когда  Екатериной II был основан Смольный институт. ...

Статья "Организация деятельностного подхода в обучении математики"

Выступление на городской НПК "Создание полидеятельностного образовательного пространства школы как условие прехода на ФГОС ООО" с элементами мастер-класса. 02 июня 2015 г....

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...