Визуальная среда обучения
учебно-методический материал на тему

Цель методического сообщения: акцентировать внимание  преподавателей на визуальную среду обучения как составляющую активизации учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizualnaya_sreda_obucheniya_-_kopiya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БАЛАКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ (ТЕХНИКУМ)»

Методическое сообщение

«Визуальная среда обучения

как  составляющая активизации

учебного процесса»

На круглый стол для преподавателей ДМШ и ДШИ г. Балаково

по теме «Способы активизации учебного процесса при изучении музыкально – теоретических дисциплин»

                           Подготовила:

 преподаватель   ПЦК

«Инструментальное исполнительство»

(инструменты народного оркестра)

Коршун М.Ю.

2013

г. Балаково

Содержание

  1. Пояснительная  записка ………………………………………………..с.3
  2. Визуальная среда обучения как составляющая активизации учебного процесса:
  1. Сущность  визуальной среды обучения………………… …..................с.4
  2. Специальные приемы введения и преобразования информационных сообщений  при изучении музыкально – теоретических дисциплин……….......................................................................................с.4
  3. Визуальное учебное оборудование........................................................с.5
  4. Светотехнические средства визуального учебного оборудования...............................................................................................с.5
  1. Заключение……………………………………………..……………........с.6
  2. Литература………………………………………………………………. .с.7
  3. Сведения об авторе …………………………………………………...….с.8

           Пояснительная записка

В настоящее время определились новые направления в подходах к среднему специальному профессиональному образованию. В центре внимания оказались не столько сами результаты обучения, сколько внимание к личности студента, к его возможностям и потребностям. В связи с этим все большее признание завоевывает обучение, направленное на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления и в этом случае визуальная среда обучения при изучении музыкально – теоретических дисциплин является составляющей активизации учебного процесса.

Цель методического сообщения: акцентировать внимание  преподавателей на визуальную среду обучения как составляющую активизации учебного процесса.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

  1. дать определение визуальной среды обучения,
  2. выявить составляющие компоненты  данного понятия,
  3. обозначить роль визуальной среды обучения  в современной музыкально – педагогической практике.

 

 

Визуальная среда обучения как составляющая активизации учебного процесса

Одним из направлений реализации обучения, направленного на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления на занятиях по музыкально – теоретическим дисциплинам в средних специальных учебных заведениях, является создание визуальной среды обучения, в структурировании и функционировании которой положено применение трех способов предъявления учебной знаковой информации: текст, рисунок, формула. Данная модель опирается на природный механизм получения человеком информации – зрение, что ставит ее в один ряд с современными, в том числе и компьютерными, средствами обучения.

Визуальная среда обучения – специальная дидактическая система, направленная на переработку и передачу учебных знаний, в основу которой положен акцент на использование и развитие визуального мышления обучаемого. Эти условия предполагают наличие как традиционно наглядных, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения.

Музыкальная педагогика, являясь частью педагогики в целом, опирается на принципы общей дидактики. Музыкально – теоретические дисциплины, как и все учебные дисциплины, имеют строго определенное содержание, что предполагает их соответствующую организацию, помогающую постичь данное содержание. Это постижение идет по двум каналам: образному и знаковому. Им соответствуют язык образов и язык знаков. Роль интерпретатора для них исполняет третий - разговорный текст, напечатанный или произнесенный вслух.

Умение активно воспринимать и перерабатывать визуальную музыкальную информацию образуется в результате длительной и кропотливой работы преподавателя и студента. Существенную роль могут оказать специальные приемы введения и преобразования информационных сообщений - расчленение на отдельные фрагменты, визуально четкое оформление, постоянное взаимодействие трех языков предъявления информации.

Нотный текст играет ведущую роль в изучении всего цикла музыкально – теоретических дисциплин, а это визуальная среда. Объекты нотного текста воспринимаются в первую очередь зрением. Естественно, что такая среда должна учитывать принцип наглядности.

Работа с нотным текстом является в первую очередь работой со знаковой информацией. Специальная организация учебного материала нацеливает студента на поиск определенных элементов музыкального языка, их анализ и обобщение, применение полученных знаний для решения учебных задач, в творчестве самих студентов.

Рисунок позволяет визуально определить элементы нотной формулы и обозреть ее структуру, наглядно продемонстрировать новые понятия, их свойства, показать их связи и операции над ними, объединить несколько фактов теории в единый зрительный образ. Формульный способ также содержит в себе некоторый запас наглядности, который можно расширить и обогатить за счет знаков, в которых налицо слияние “имени и образа”. Так как текст наиболее трудно поддается составлению и непосредственному зрительному восприятию, в качестве его основы положена постоянная связь между словом и рисунком (формулой и словом, рисунком и формулой), позволяющая воссоздать соответствующий зрительный образ, увидеть и запомнить отличительные, существенные особенности изучаемого понятия.

Визуальное учебное оборудование – это материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у студентов  знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью.

Различают три основные группы визуального оборудования:

  1. натуральные объекты – это музыкальные инструменты, принадлежности для записи нот и лекций;
  2. изображения и отображения предметов и явлений действительности – это плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, схемы;
  3. описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами – это  нотный текст, нотная литература,  литература для преподавателя.  

Так же в современной музыкально - педагогической практике  используются светотехнические  средства (мультимедийные проекторы, компьютеры), которые обеспечивают визуальную информацию и выполняют  самые разнообразные функции:

  1. служат опорой для понимания речевой и музыкальной структуры;
  2. являются связующим звеном между смысловой и звуковой стороной музыкального образа  и, таким образом, облегчают  запоминание;
  3. проецируют на экран различные ситуации для обучения музыканта – исполнителя.

Заключение

Концепция модернизации российского образования в свете модульно - компетентностного подхода позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения.      

Обогатить дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса, помогающее преподавателю найти путь к наиболее понятному и легко усваиваемому объяснению положений теории и применению их на практике, можно, разрабатывая и внедряя в учебный процесс визуальную информационную среду, обладающую избыточным наполнением и гибкой вариативностью.

Литература

  1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С.  Проблемы педагогической культуры.

М., 2006.- 11с.

  1. Башмаков М.И. Информационная среда обучения/М.И.Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А.Резник .СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.
  2. Фридман JI.M. Наглядность и моделирование в обучении/Л.М. Фридман. М.: Знание, 1984. 80 с.
  3. Хуторской А. Педагогическая инноватика - рычаг образования.
    //Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции «Инновации в образовании»// М.: 2010.

СВЕДЕНИЯ  ОБ АВТОРЕ

ФИО

 

Коршун Марина Юрьевна

Место

работы

ГОУСПО «Балаковское училище искусств (техникум)»

Должность

Преподаватель  

Образование

Высшее, Московский Ордена Красного знамени Государственный институт культуры

Стаж работы

 29  лет

Домашний адрес

г. Балаково

ул. Степная дом 88 кв. 68

Рабочий телефон

8-8453623697

Домашний телефон

8-845339895

 

 

Рецензия

на методическое сообщение преподавателя

 ГОУСПО «Балаковское училище искусств (техникум)»

Коршун Марины Юрьевны

на тему «Визуальная среда обучения как составляющая активизации учебного процесса»

Представленная в методическом сообщении преподавателя Коршун Марины Юрьевны тема является очень актуальной.  На данном этапе рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.

 В пояснительной записке Марина Юрьевна показала, что на данном этапе в центре внимания оказались не столько сами результаты обучения, сколько внимание к личности студента, к его возможностям и потребностям. В связи с этим все большее признание завоевывает обучение, направленное на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления при изучении музыкально – теоретических дисциплин.

 Одним из принципов реализации обучения, направленного на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления на занятиях по музыкально – теоретическим дисциплинам в средних специальных учебных заведениях, является создание визуальной среды обучения, в структурировании и функционировании которой положено применение трех способов предъявления учебной знаковой информации: текст, рисунок, формула. В своей работе Марина Юрьевна дала определение сущности  «визуальной среды обучения», подробно выявила роль составляющих компонентов данного понятия и обозначила необходимость применения визуальной среды обучения при изучении музыкально – теоретических дисциплин.    Слушатели согласились с докладчиком, что возрастающие требования к уровню специальной подготовки выпускников ССУЗов, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и самореализации являются приоритетными на данном этапе  модульно - компетентностного  подхода в современной системе российского образования.

        Марине Юрьевне  удалось раскрыть выбранную тему с разных сторон. Проведённое комплексное исследование позволяет сказать, что поставленная цель данного сообщения - акцентировать внимание  преподавателей на значение и роль визуальной среды обучения при изучении музыкально – теоретических дисциплин -  достигнута.

        Хотелось бы рекомендовать данное методическое сообщение для участия в областной научно – практической конференции «Современные образовательные технологии и методики (теория и практика)» (декабрь 2012 г., г. Вольск).

Преподаватель  высшей квалификационной категории

ГОУСПО «Балаковское училище искусств (техникум)»                             Пруцкова И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

Визуальная среда создания и дизайна объектов OpenGL для обучения программированию в MS Visual Studio C++ "gamebase"

Статья рассказывает о разработке программного пакета "gamebase", состоящего из библиотеки, позволяющей ученикам 9-10 классов создавать приложения с качественной графикой, и специальной визуальной сред...

"ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ " Исследовательский проект

Предмет проекта: визуальная  среда  учебных кабинетов и коридоров.Вид проекта: исследовательский.Срок реализации: средней продолжительности (февраль – апрель 2017 года).Ожидаемые ...

Конспект урока "Визуальная среда и фитодизайн" Внеурочная деятельность 10 класс

Работа ориентирует на     преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;приобретение ...

Программирование роботов в визуальной среде BlockCode

Разработано приложение для программирования роботов, которое позволяет изучать основы алгоритмизации на уроках информатики используя роботов как наглядное пособие, исполнителя комманд....

Визуальная среда программирования BlockCode

Описание авторской визуальной среды программирования роботов BlockCode....