Главные вкладки

    План-конспект занятия по теме:
    Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

    Тюрина Светлана Викторовна

    Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени путешествуют по ней.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    1. Постановка игровой задачи:

    Логопед: Ребята, у нас сегодня торжественный день, мы отправляемся с вами в гости к самой Царицы Знаний в страну Грамотея. Но, чтобы к ней попасть, необходимо пройти непростой путь. Но мы с вами много узнали в детском саду, и поэтому справимся со всеми препятствиями! Правда?

    Дети: Да.

    Логопед: А что бы попасть к замку Царицы Знаний и не заблудиться, нам поможет карта страны Грамотея (карта на интерактивной доске).

    1 испытание «Мостик Звукокуб»

    Логопед: Ребята, чтобы пройти к первому городу, мы должны перейти мостик, мостик этот не простой, здесь живет Звукокуб. А кто мне скажет, что такое звук?

    Дети: Звуки мы слышим и произносим.

    Логопед: А что нужно, чтобы хорошо произносить звуки?

    Дети: Делать артикуляционную гимнастику.

    Логопед: Правильно, артикуляционная гимнастика нужна, чтобы у нас хорошо был развит артикуляционный аппарат, то есть губы, язычок, щечки, а еще должна быть сильная воздушная струя. Всё это помогает правильно произносить звуки.

    Сделать артикуляционную гимнастику нам поможет Звукокуб, мы по очереди будем кидать наш кубик и все вместе выполнять, то упражнение, которое выпадет на кубе.

    (Дети выполняют).

    2 испытание «Звукогорск»

    Логопед: Ну, вот мы и подошли к первому городу, который называется Звукогорск. Как вы думаете, кто здесь проживает?

    Дети: Звуки.

    Логопед: Правильно, а какие звуки здесь живут?

    Дети: Гласные и согласные.

    Логопед: Что вы знаете про гласные звуки?

    Дети: Их можно петь и кричать, во рту нет преград. Гласные звуки бывают ударные и безударные. И обозначаются красным цветом.

    Логопед: Правильно, поэтому они живут в красном домике. А что вы знаете про согласные звуки?

    Дети: Согласные нельзя пропеть и прокричать, во рту есть преграда. Согласные бывают звонкие и глухие. Согласные бывают твердые и мягкие, мягкие обозначаются зеленым цветом, а синим – твердые.

    Логопед: правильно и поэтому они живут в сине-зеленом домике (показ домиков). А сейчас Даша, Вова, Лиза прочитают нам стихотворение про звуки.

            Мы – не буквы, мы – звуки речи.

            Изучает фонетика нас.

    Мы – не буквы, мы звуки речи.

    Произносят и слышат нас.

    Дыхание свободно в каждой гласной,

    В согласных – прерывается на миг.

    И только тот гармонии достиг,

    Кому чередованье их подвластно.

    Воздух свободно идет через рот,

    Нет препятствий разных.

    Голос участвует, голос зовет.

    Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    Могут в кроватке баюкать ребенка,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные … согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    Ссс… – змеиный слышен свист.

    Шшш …– шуршит опавший лист.

    Жжж… – шмели в саду жужат.

    Ррр… – моторы тарахтят.

                            (Волина В. «Учимся играя»)

     Чтобы пойти дальше мы должны выполнить задание Звуковичков.

    А задание такое: надо подобрать к словам схему.

    (мак, луна, лиса, яблоко, малина – дети выполняют задание парами)

    3 испытание «Мостик Веселых Звуков»

    Логопед: Хочешь в город ты войти, по мосточку пройди, по мосточку пройди гласный звук изобрази! (Речедвигательная гимнастика по А. Я. Мухиной)

    Весенние листочки на веточке сидят,

    Весенние листочки детям говорят:

    Осиновый – а-а-а-а-а…

    Рябиновый – и-и-и-и…

    Березовый – о-о-о-о…

    Дубовый – у-у-у-у…

    Тополиный – ы-ы-ы-ы…

    Кленовый – э-э-э-э-….

    4 испытание «Слогогорск»

    Логопед: Вот теперь перед нами новый город Слогогорск. А кто в этом городе живет?

    Дети: Слоги.

    Логопед: Правильно, а как образуются слоги?

    Дети: Гласный звук  дружит с согласным звуком.

    Логопед: Нам Царица Знаний

                   Шаров прислала связку,

                   На них предметы нарисованы,

                   Но ты не жди подсказки:

                   Названия предметов на слоги подели,

                   И сколько в слове том частей –

                   Скорее покажи.

    Логопед: Ребята, вам необходимо выбрать любой шарик, и разделить на слоги то слово, которое изображено на картинки, посчитать, сколько слогов и выбрать нужную цифру. А давайте вспомним, как надо разделить слово на слоги?

    Дети: Чтобы разделить слово на слоги, надо прохлопать слово, или посчитать, сколько гласных, столько и слогов.

    Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы выйти из этого города нам необходимо выполнить еще одно задание: В словах рассыпались слоги нам с вами надо их правильно вставить.

    (Слова: КО—ВА, ЧУЧЕ__, ЛАН__ШИ, БУК__, ГУ__НИЦА, __БАКА, ЦВЕ__, АЛ__ВИТ, БА__ЧКА, ШКО__).

    5 испытание «Мостик с Буквоедом»

    Логопед: Молодцы, ребята, мы можем идти дальше, и перед нами снова мостик  к следующему городу, здесь поселился злой Буквоед, чтобы нам пройти по мостику мы должны восстановить все буквы, которые прогрыз Буквоед.

    (дети дорисовывают «съеденные» Буквоедом буквы).

    6 испытание «Буквогорск»

    Логопед: Молодцы, идем дальше и попадаем в какой город?

    Дети: Буквогорск.

    Логопед: Как вы думаете, кто живет в этом городе?

    Дети: Буквы.

    Логопед: Правильно, а чем отличаются буквы от звуков?

    Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем!

    (показ картинки – опоры)

    Логопед: Правильно, чтобы пройти через этот город, нам надо выполнить следующее задание: давайте прочитаем, какое слово написано на доске?

    Дети: Мочка.

    Логопед: Надо выбрать любую букву, и заменить в этом слове первую букву, и прочитать какое слово получилось.

    (Дети выбирают буквы и меняют первую, читают новое слово – МОЧКА –  ТОЧКА – ДОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – КОЧКА).

    7 испытание «Мостик – Поем Алфавит»

    Логопед: Хорошо, с этим заданием справились, идем дальше и перед нами снова мостик, необычный здесь надо петь, а петь мы с вами будем Алфавит, кто скажет, что такое Алфавит?

    Дети: Это дом, где живут буквы в каждой своей квартирке.

    (включается презентация – фильм «Поем Алфавит» В. Кузнецова http://viki.rdf.ru/)

    8 испытание «Словогорск»

    Логопед: Ребята, идем дальше и перед нами новый город – Словогорск. В этом городе живут слова, чтобы выйти из этого города нам надо решить кроссворд:

    Вопросы для кроссворда "Загадки про школу":

    1.

    В школе учит он детей.

    Строг, но все прощает.

    Помогает стать умней,

    Все он объясняет. 

    2.

    Я на все твои вопросы

    Отвечаю без труда.

    Под обложкой моей знанья

    Загляни, скорей, сюда.

    3.

    По черному - белым

    Пишут то и дело.

    Потрут тряпицей –

    Чиста страница.

    4.

    В школьной сумке я лежу,

    Как ты учишься, скажу. 

    5.

    Палочка волшебная есть у меня друзья.

    Палочкою этой могу построить я

    Башню, дом и самолёт,

    И огромный пароход!

    6.

    Грамоты не знаю,

    а весь век пишу.

    7.

    Стоит чудесная скамья,

    На ней уселись ты да я.

    Скамья ведет обоих нас

    Из года в год,

    Из класса в класс. 

    8.

    Свою косичку без опаски

    Она обмакивает в краски.

    Потом окрашенной косичкой

    В альбоме водит по страничке.

    9.

    Посмотрите на меня —

    Сбоку у меня поля,

    Для задачек будут, детки,

    На моих страницах клетки,

    А для разных упражнений,

    Я — в линейку, без сомнений.

    Невозможно не узнать:

    Каждый знает, я — …

    10.

    Кулик невелик, трем сотням велит:

    То сядь да учись, то встань, разойдись.

    11.

    На коробку я похож,

    Ручки ты в меня кладешь.

    Школьник, ты меня узнал?

    Ну, конечно, я -...

    12.

    Я люблю прямоту,

    Я сама прямая.

    Сделать новую черту

    Вам я помогаю.

    Что-нибудь без меня

    Начертить сумей-ка.

    Ну - ка, как меня зовут?

    Правильно, ...

    13.

    Новый дом несут в руке,

    Дверцы дома на замке.

    Тут жильцы бумажные,

    Все ужасно важные.

    9 испытание «Мостик Зашифрованное слово»

    Логопед: Молодцы, ребята, мы справились с самим сложным заданием и почти подошли к терему самой Царицы Знаний. Но к терему надо пройти по последнему мостику. Мостик тоже необычный – на нем зашифрованы слова. Нам надо разгадать ребусы и сказать, какие слова здесь зашифрованы.

    (Дидактическая игра «Ребусы»)

    Терем Царицы Знаний

    Логопед: Ну, вот мы и прошли с вами все препятствия и оказались возле терема Царицы Знаний.

    Царица: Здравствуйте, ребята!

    Дети: Здравствуйте!

    Царица: Вы меня, конечно, узнали я – Царица Знаний. Я знаю, какой у вас был долгий путь к моему терему: вы получили по дороге ко мне на своих занятиях много разных знаний, решили целую гору кроссвордов и ребусов, читали и писали, учились дружить. Сегодня я хочу вам сделать подарки!

    (Раздает призы, медали)

    Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Царицу Знаний за все, что она сделала для нас!

    Дети: Спасибо!

    Логопед: Я благодарю вас за то, что мы с вами сегодня прошли такой трудный путь, вы все были молодцы! А теперь вас ждет впереди тоже сложный путь – учение в школе, желаю вам удачи в этом и только отличных оценок!

    Тема: Обобщение и закрепления знаний о звуках, слогах, буквах, словах на примере путешествия в страну Грамотея.

    Цель: обобщить и закрепить знания изученного материала по подготовке к обучению грамоте в школе.

    Задачи:

    1. Образовательные: обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово»; обобщить навык звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слова; продолжать формировать навык чтения, закреплять навык правильного называния и написания букв русского алфавита, умение отгадывать загадки.

    1. Развивающие: развивать фонематический слух, память, логику, мышление, развивать общую и мелкую моторику.

    1. Воспитательные: прививать любовь к родному языку, стремление учиться и узнавать новое, воспитывать взаимоподержку, взаимовыручку, прививать стремление говорить правильной и красивой речью.

    Оборудование:

    1. Звукокуб «Артикуляционная гимнастика»;
    2. Карта страны Грамотея в электронном виде;
    3. Домики звуков и букв;
    4. Опорные картинки: «Гласные звуки», «Согласные звуки»,
    5. Картинки и звуковые схемы;
    6. 10 воздушных шаров с картинками;
    7. Цифры;
    8. Слова с пропущенными слогами;
    9. Пропущенные слоги;
    10. 10 букв на листочках с недописанными элементами;
    11. Буквы разрезной азбуки;
    12. Кроссворд;
    13. Фломастеры;
    14. Подарки, медали;
    15. Доски – мольберты;
    16. Костюм Царицы Знаний.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


    ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №68 «СКАЗКА»


    ПОСЁЛКА ФРЯНОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


    141 147 Московская область,                                                                     тел. 8(496) 56-3-55-58

    Щелковский район, п. Фряново                                

    ул. Текстильщиков, д.9                                         E-mail: ninanickolaewna.trunova@yandex.ru

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

     по подготовке к обучению грамоте

    для детей подготовительной к школе группе

    по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

                                                    Составила и провела: учитель – логопед

                                                    Тюрина Светлана Викторовна

    Фряново, май 2013 год


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование ...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

    Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу де...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

    Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предло...

    Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну сказок".

    Сказочница Василиса помогает Аленушке найти братца Иванушку, путешествуя по сказкам. Каждая сказка представлена различны...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»

    Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского ...

    Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во 2 младшей группе «Путешествие в страну игрушек».

    Занятие в стихах по физкультуре в игровой форме. 2 младшая группа. Автор - Кудряшова Ольга Валерьевна....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

    Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную...

    Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

     Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по ак...