Методические разработки
методическая разработка по теме

Котова Галина Николаевна

Доклад на тему: «УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛИЦЕЯ  К СОВРЕМЕННОМУ РЫНКУ ТРУДА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_razrabotka.doc588.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 24 КК

ДОКЛАД

на тему:

«УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛИЦЕЯ  К СОВРЕМЕННОМУ РЫНКУ ТРУДА»

Подготовлена мастером п/о

КОТОВОЙ ГАЛИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ

г.Краснодар, 2012

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛИЦЕЯ

К СОВРЕМЕННОМУ РЫНКУ ТРУДА

И памяти лет, вороша страницы,

Глядя на пройденный путь сквозь года,

Да, профлицею нельзя не гордиться

Целой плеядой героев труда.

     Адаптация - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника         в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы адаптации выпускников к условиям современного рынка труда, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учреждений начального профессионального образования (УНПО), неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Входя в трудовую деятельность в новых социально-экономических условиях, выпускник вынужден адаптироваться к социальным институтам, регулирующим занятость. Если раньше каждому выпускнику учреждения профессионального образования было гарантировано трудоустройство по специальности, то в настоящее время молодые специалисты предоставлены сами себе и, как правило, должны сами заботиться о трудоустройстве. Это порождает возникновение определённых трудностей, связанных с процессом освоения соответствующих «правил поведения» на рынке труда и занятости.

Молодым специалистам не всегда удается работать по полученной специальности, нередко приходится осваивать новую квалификацию «на ходу», включаясь в практическую деятельность часто не соответствующую профилю основной профессиональной подготовки.

Ситуация усугубляется тем, что с появлением рынка труда значительная часть выпускников, оказалась недостаточно подготовленной к новым условиям профессионального самоопределения и самоутверждения. Это создает у них психологический дискомфорт, ведет к дестабилизации личности, к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, что оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье молодых специалистов.

Значительная часть выпускников УНПО в процессе вхождения в производственный коллектив разочаровываются в выбранной специальности, это наиболее трудный и сложный этап формирования рабочего. На этом этапе легко можно «потерять» молодого рабочего, поскольку у него отсутствует опыт профессиональной деятельности. Далее, сложности по налаживанию производственных отношений с рабочими, имеющими достаточный опыт производственной работы. Более того, нередко личностные качества вступают в определенные противоречия со сложившимися производственными отношениями в коллективе. Добавляется психо-эмоциональная неустойчивость, неумение как поступить в различных неординарных ситуациях и т.д. Очень тяжело переживают молодые рабочие первые производственные неудачи, а, на начальном этапе всегда их предостерегают такие моменты. Отсюда неопределенность своего положения и статуса в коллективе. На данном этапе молодые рабочие остро нуждаются в поддержке и понимании со стороны наставников и руководства предприятия.

Практический опыт свидетельствует о том, что начинающие рабочие адаптируются в производственном коллективе достаточно быстро, где к ним внимание, забота, помощь, организовано наставничество, пропагандируется здоровый образ жизни, предоставлены условия и возможности для профессионального роста и самоопределения. Поэтому работа в этом направлении должна проводиться активно на этапе обучения в УНПО, используя различные методы и подходы. Она является многоплановой, охватывает многие аспекты образовательной и воспитательной деятельности.

Как показывает практика, выпускник УНПО достигает рабочей и социальной зрелости, преодолев несколько этапов профессиональной адаптации. На первом этапе молодой рабочий овладевает новой для него профессией. Он должен овладеть способами и методами профессиональной деятельности. На втором этапе освоить систему норм и правил, существующих в его профессиональной среде, систему ценностей относительно работы и персонала. Подавляющее большинство молодых рабочих считают период социальной адаптации завершенным уже к концу первого года, а профессиональной - к концу второго года. А эксперты значительно удлиняют процесс профессиональной адаптации и считают, что она осуществляется на протяжении 3-4 лет. Это еще раз доказывает актуальность рассмотрения проблемы адаптации молодых рабочих в целом, ее структуры и факторов, которые влияют на этот процесс.

В психолого-педагогических исследованиях не существует единого мнения относительно структуры процесса профессиональной адаптации рабочего. Ряд исследователей считают, что этот процесс начинается непосредственно на предприятии, с началом самостоятельной трудовой деятельности по избранной специальности. А, я считаю, что данный процесс уже начинается в профессиональном лицее. В частности, ученые А.Д.Сазонов и А.П.Сейтешев считают, что процесс адаптации делится на два периода: допроизводственный и производственный.

Допроизводственный период адаптации является органической частью профессионального обучения в УНПО, и определяет начальное звено в профессиональном становлении молодого рабочего и его адаптации к труду рабочего по избранной специальности.

Производственный период означает самостоятельная работа на производстве по рабочей специальности. На этапе профессионального обучения закладывается фундамент профессионального становления, формируются профессиональные знания, умения, навыки и качества. Время адаптации рабочего по своей профессии на предприятии зависит от уровня подготовки, адекватного выбора приобретенной рабочей специальности, личностных качеств, от устойчивости профессиональной ориентации, социальной активности, социально-психологического климата в трудовых коллективах и имеющихся условий для профессионального роста.

В процессе обучения большинство учащихся в учреждениях начального профессионального образования НПО рассчитывают на предоставляемые полученным образованием выгоды. Раньше диплом учебного заведения НПО давал выпускнику уважение, престижную работу. Но в последнее время диплом перестал быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того, чтобы реализовать себя в послелицейской жизни, нынешним учащимся уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний.

В настоящее время у выпускников лицея на рынке труда возникают      следующие проблемы:

  1. Первая проблема связана с тем, что спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением: срок подготовки высококвалифицированных  рабочих в профессиональных лицеях составляет 3-4 года, тогда как положение на рынке труда меняется гораздо быстрее.
  2. Вторая проблема заключается в том, что молодые люди, получающие образование, часто не имеют возможности применить свои знания по специальности, что сказывается на их квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях предприятий и организаций в трудовых ресурсах не систематизирована, а разбросана по разным источникам (периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости).
  3. Третья проблема состоит в том, что в настоящее время российские предприниматели перенимают опыт отбора кадров у зарубежных компаний. Поэтому наблюдается тенденция широкого применения методики работы с потенциальными работниками, в которые входят психологические тесты, специализированные собеседования, анкетирование. Однако российские граждане не привыкли и не имеют опыта прохождения такой процедуры принятия на работу. Значимость этой проблемы очевидна, поскольку квалифицированный подбор персонала обеспечивает широкому кругу предпринимателей направления прогрессивного развития. По нашему мнению, существует необходимость адаптации потенциальных работников к сложившимся условиям.
  4. Четвертая проблема – это нежелание работодателей брать молодых кадров на работу из-за отсутствия у них опыта, неумения принимать самостоятельные решения. Поэтому в настоящее время выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам, даже небольшой опыт работы и организаторские способности могут оказаться решающими факторами при принятии решения о приеме его на работу. Кроме того, многим выпускникам не хватает умений и навыков, необходимых для успешного трудоустройства.

Еще одна особенность современного рынка труда состоит в том, что в настоящее время существует разница между теми качествами, которые ждут от выпускников УНПО и наличными, имеющимися качествами. Это обусловлено тем, что действующая система образования находится в процессе реформирования и подготовка специалистов редко соответствует современным стандартам, которые предъявляют к выпускникам работодатели.

Современные выпускники, по мнению работодателей, обладают:

  1. завышенной самооценкой,
  2. явными прагматическими ориентациями в профессиональной

деятельности,

  1. отсутствием универсализма в профессии,
  2. высокой мобильностью.

Вместе с тем, потенциальные работодатели ждут от них значительно большего не только в профессиональном плане, но и в социальном, морально-этическом.

Во-первых, это ожидания, связанные с наличием определенных социальных качеств у выпускников. К ним относятся:

• ответственность,

• умение общаться,

• грамотная речь,

• обучаемость,

• дисциплинированность.

Во-вторых, это качества морально-этического порядка:

• любовь к детям,

• ориентация на нематериальные ценности.

В-третьих,это ожидания, связанные с наличием профессиональной компетенции у выпускников:

• умение профессионально выполнять работу,

• наличие опыта работы.

Особые требования предъявляются работодателями к управленческому персоналу: обладание знаниями о новых технологиях, способность пользоваться сложными процедурами принятия решений, готовность к риску, коммуникативные способности, высокая степень гибкости, умение работать с различными системами мотивации, знание людей для выбора сотрудников, умение руководить людьми и т.д.

Поэтому возрастание конкуренции на рынке труда поставило учреждения НПО перед необходимостью не только давать обучающимся профессиональное образование, но и серьёзно заниматься вопросами трудоустройства.

Для выявления проблем, возникающих у выпускников учреждений НПО     на рынке труда, были проведены анкетные опросы среди учащихся 3-4 курсов профлицеев Краснодарского края в мае 2010. Результаты проведенного исследования показали, что значительная часть учащихся, а именно 41%, занималась самостоятельно трудоустройством.

В этом процессе они столкнулись с различными трудностями, самой распространённой среди которых оказалась проблема страха перед работодателем, неумение вести беседу (её отметили 44 % опрошенных).

Были выделены такие трудности как: недостаток информации о вакансиях в г.Краснодаре и Краснодарском крае (39 %); неуверенность в своих навыках и знаниях (33 %); грубость со стороны работодателя (11 %). Кроме того, проведённые исследования выявили потребность учащихся в дополнительной информации о современном состоянии рынка труда, требованиях к современному работнику, трудовом законодательстве и пр.

Для решения выделенных проблем и повышения конкурентоспособности студентов на рынке труда, на наш взгляд, сегодня назрела необходимость в хороших образовательных программах. Для этого необходимо внести корректировки в основную образовательную программу таким образом, чтобы весь резерв времени (помимо федеральных составляющих) был заполнен дисциплинами, согласованными с работодателями.

Следует, на наш взгляд, согласовывать с работодателями рабочие программы дисциплин. Для того чтобы основные разделы рабочей программы были наполнены в соответствии с современными знаниями производства, современной техникой.

Работодатели обращают внимание не только на красный диплом, а на то, что сделали интересного, значимого для своего профессионального развития учащиеся в процессе обучения. Для этого необходимо будущим специалистам заниматься разработкой различных проектов, участвовать в конкурсах, грантах, конференциях, что позволит развить логическое мышление, навыки публичного выступления, навыки научных дискуссий.

Исследования показывают, что быстрее всего адаптируются выпускники УНПО в возрасте до 19 лет, ибо в этом возрасте интерес к учебе и к приобретению профессии чрезвычайно высок.

Для адаптации выпускников к условиям современного рынка труда, я считаю, необходимо введение в учреждениях НПО специального курса «Молодой специалист на рынке труда», целью которого является формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве. Реализация данного курса направлена на решение следующих задач:

1. Обучение учащихся практическим навыкам и умениям поиска работы, самостоятельного трудоустройства.

2. Обучение учащихся навыкам самопрезентации и прохождения собеседования.

Для решения поставленных задач наиболее эффективной формой обучения является проведение лекционного курса, а также организация мастер-классов по предпринимательству, построению карьеры, прохождению собеседования и др. В результате изучения курса учащиеся приобретут навыки составления резюме, знания о реальной ситуации на рынке труда, возможных способах поиска работы, правовых аспектах взаимоотношений с работодателем.

Ключевыми особенностями для учащегося является его собственная позиция, а также владение навыками поиска работы и эффективного трудоустройства. В этом отношении профлицей может оказать реальную помощь молодому специалисту через создание комплексной системы трудоустройства. Необходимо отметить, что обеспеченность выпускников работой – важный показатель конкурентоспособности профлицея.

Таким образом, успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению.

Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах. Учет особенностей адаптации молодых специалистов к современному рынку труда при их подготовке в учреждениях НПО и других образовательных учреждениях повысит их адаптационный потенциал и, в целом, уровень психологической готовности к современному рынку труда и профессиональной деятельности в сегодняшних условиях.

Чем выше общий уровень ценностных ориентаций, мотивов деятельности выпускников, тем успешней их адаптация к рабочей профессии, быстрее преодолеваются трудности начального этапа овладения рабочей профессии, вхождения в производственный коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...