Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "ДОМАШНИЙ МАСТЕР" (5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему

Минкина Елена Константиновна

 

      В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.

      Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_domashniy_master_5_klass.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: дерево, глина, кость, шерсть, стекло, камень, а спустя тысячелетия - и металл. Желание сделать что-то красивое присуще и современному человеку. Конечно, на смену орудиям труда древних людей пришли современные инструменты и технологии, но одно осталось неизменным: самый лучший подарок, самый дорогой сердцу – предмет, сделанный своими руками, руками близкого и дорогого тебе человека.        

        Создание изделий из проволоки – это не только прекрасная возможность творческой самореализации, но и  древнее искусство, возникшее, вероятно, в Египте примерно за 3000 лет до н. э.  В последние годы искусством плетения из проволоки, к сожалению, пренебрегали, но ныне интерес к нему снова оживает, и проволочные изделия можно увидеть в модных магазинах, художественных галереях, на страницах журналов. Спрос на изделия из проволоки появился, но как возродить это искусство, казалось бы исчезнувшее на долгие годы? Эта программа – один из способов решения данной проблемы.

        В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.

        Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.

        Кружковые объединения типа «Сделай сам», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.

        Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути, а, овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

        В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.

        Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели-копии устройства по образу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.

        Техническое творчество, таким образом, через создание технического объекта способствует получению обучающимися углубленных знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.

              Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и  различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.

        Результативность программы. С введением новых требований к оформлению программа была частично изменена.

        Возможно, в результате посещения занятий кружка не все обучающиеся станут настоящими мастерами и из-под их резца не выйдет произведение искусства… Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребенок научился по-новому видеть мир. Видеть красоту не только золота, но и черного металла, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значит уметь видеть! Если ребенок попробовал быть художником и постарался немного украсить мир – значит, занятия на кружке не прошли для него даром.

        Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 7 до 14 лет. Это группа постоянного состава. Набор обучающихся свободный.

        Данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность. Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства с художественными темами.

Цели:

  1. Сформировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;
  2. Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
  3. Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
  4. Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Реализация целей программы идет через решение ее  задач.

Образовательные:

  1. Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы.
  2. Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы.
  3. Формирование навыков работы, создание собственных конструкций;
  4. Освоение смешанных техник.
  5. Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей.
  6. Формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли;
  2. Формирование культуры общения в группе.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет и углубляет школьные программы по технологии.

        Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:

  1. Уважение к личности ребенка;
  2. Признание права ребенка на ошибку;
  3. Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
  4. Справедливость;
  5. Сохранение здоровья детей.

Также в основу программы положены:

  1. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;
  2. Система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, труд);
  3. Соблюдение преемственности в творчестве младших школьников и школьников среднего и старшего звена.

Особенности методики обучения

        Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

        Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

        Данная программа может помочь начинающим педагогам дополнительного образования организовать работу кружка «Сделай сам». Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного художественного материала, методики проведения занятий.  Программа «Домашний мастер» способствует расширению и углублению знаний в области художественного труда. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

Автор В. А. Горский

                        Домашний мастер

                Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Рационализатор на домашней кухне

6

2

4

3

Домашний ремонт: пути рационализации

8

2

6

4

Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях

7

2

5

5

Рационализатор на садовом участке

8

2

6

6

Итоговая   конференция   и выставка работ учащихся

4

1

3

Итого

35

10

25

1.        Вводное занятие

Создание комфортных условий домашнего труда и отдыха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для своего дома.

Практическая работа: сбор материалов по теме программа; составление перечня работ в доме, подлежащих рационализации, механизации, автоматизации.        

2.        Рационализатор на домашней кухне  

Пути рационализации некоторых видов работ на домашней кухне: резки овощей; мытья, сушки и хранения посуды; хранения овощей в зимнее время; использования остатков хлеба; сушки овощей, фруктов, грибов и т. д. Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне.

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для рационализации труда на кухне.        

3.        Домашний ремонт: пути рационализации

        Возможные объекты ремонтных работ в домашних условиях: сантехника; электронагревательные приборы; звукозаписывающие и звуковоспроизводящие приборы, радио- и видеоаппаратура, фото- и киноаппаратура; полы, стены, окна, двери; книги, журналы; сумки, портфели, зонты, замки, одежда, обувь; велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль.

        Оборудование домашней мастерской.

        Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление технических устройств.

4.        Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях

Возможность   появления   критических   ситуаций   дома (пожар,   загазованность, /попытка   проникнуть   в  дом   без разрешения хозяев  и  др.)   и  необходимость  сигнализации  (звуком,/светом и т. п.). Возможные виды сигналов тревоги.

Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций   для   подачи   сигнала,   подбор   соответствующих датчиков, усилителей;  проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).        

5.        Рационализатор на садовом участке         
        Виды работ на садовом участке, требующие рационализации, механизации, автоматизации: сбор, переработка и хранении овощей, ягод, фруктов, грибов; сбор фруктов с высоких деревьев; обработка,  копчение,  засолка рыбных и мясных продуктов; оформление дома, садового участка, ворот, забора; борьба с грызунами;  определение состава почвы,  качества воды, пищевых продуктов. Обеспечение безопасности маленьких детей и животных при наличии плавательного бассейна.

        Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств.

6.        Итоговая конференция и выставка работ учащихся

        Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей. Выставку можно приурочить, например, к празднику урожая, началу учебного года и т. д. В этих случаях содержание и форма подведения итогов определяются при участии родителей, детей — активистов творческих объединений, гостей.        

        Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей.    Награждение победителей.

Учебно-тематический план

№ п/п

№ зан

Темы

ЦОР

Сроки

1.        Вводное занятие (2 ч)

21

Создание комфортных условий домашнего труда и отдыха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для своего дома.

http://pwpt.ru/presentation/obzh/domashnie_opasnosti/

 http://www.myshared.ru/slide/103193/#

22

Практическая работа: сбор материалов по теме программа; составление перечня работ в доме, подлежащих рационализации, механизации, автоматизации.        

2.        Рационализатор на домашней кухне (6 ч)

1

Пути рационализации некоторых видов работ на домашней кухне.

2

Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне.

3

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для резки овощей.        

4

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для . мытья, сушки и хранения посуды.

5

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для хранения овощей в зимнее время.

6

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств сушки овощей, фруктов, грибов и т. д.

3 .        Домашний ремонт: пути рационализации (8 ч)

1

Возможные объекты ремонтных работ в домашних условиях.

2

Оборудование домашней мастерской.

3

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление технических устройств для объектов: электронагревательных приборов.

4

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: звукозаписывающих и звуковоспроизводящих приборов

5

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: полов, стен, окон, дверей.

6

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: книг, журналов.

7

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: сумок, портфелей, зонтов, замков.

8

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: одежды, обуви.

4.        Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях (7 ч)

1

Возможность   появления   критических   ситуаций   дома (пожар,   загазованность, попытка   проникнуть   в  дом   без разрешения хозяев  и  др.)   и  необходимость  сигнализации  (звуком,/светом и т. п.).

2

Возможные виды сигналов тревоги.

3

Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций   для   подачи   сигнала

4

Практическая работа: подбор   соответствующих датчиков, усилителей для подачи сигнала.  

5

Практическая работа:;  проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).

6

Практическая работа: проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).

7

Практическая работа: проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).

5.        Рационализатор на садовом участке (8 ч)

1

Виды работ на садовом участке, требующие рационализации, механизации, автоматизации.

2

Обеспечение безопасности маленьких детей и животных при наличии плавательного бассейна.

3

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств для  сбора, переработки и хранения овощей, ягод, фруктов, грибов.

4

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств для сбора фруктов с высоких деревьев.

5

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств для обработки,  копчения,  засолки рыбных и мясных продуктов.

6

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств для  оформления дома, садового участка, ворот, забора.

7

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств для  борьбы с грызунами. борьбы с вредителями сада и огорода.

8

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств для определения состава почвы,  качества воды, пищевых продуктов.

6.        Итоговая конференция и выставка работ учащихся (4 ч)

1

Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей.

2

Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей

3

Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей

4

Награждение победителей.

        Рекомендуемая литература

        1. Бибиков П. Д. Справочник домашнего мастера / П. Д. Бибиков. — М., 2007.

        2. Сделай сам: энциклопедия. — М., 2008.

        3. Журналы:  «Наука и жизнь», «Сделай сам», «Юный техник», «Школа и производство», «Юный натуралист», «Самоделкин».

        Рекомендуемая литература

        1. Горский В. А. Техническое конструирование / В. А. Горский. — М., 2010.

        2. Ружицкий Е. И. Воздушные вездеходы / Е. И. Ружицкий. — М., 1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "До-ми-солька"2 класс

Программа преполагает формирование устойчивого интереса к пению,развитие исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность,научить правильноисполнять вокальные произв...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс

 Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 2 класс

Внеурочная деятельность по английскому языку  2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"

Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"

Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...