Экспериментальная деятельность в школе
материал (11 класс) по теме

Экспериментальная деятельность в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_rabota.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неликаева И.Л., заместитель директора по УВР

Экспериментальная деятельность в школе.

Из опыта работы.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Педагогические и управленческие основы экспериментальной деятельности  в образовательном учреждении.

1.1. Научная организация инноваций в школе.

1.2. Этапы внедрения эксперимента в практику образовательного учреждения.

Глава 2. Внедрение эксперимента в работу школы.

2.1. Создание городской  экспериментальной сети «Пушкинское слово».

2.2 Внедрение программы экспериментальной деятельности в работу  школы.

2.3. Анализ результатов  экспериментальной работы школы в рамках городской инновационной сети «Пушкинское слово».

Заключение.

Список использованной литературы.

Глава 1.

Педагогические и управленческие

основы экспериментальной деятельности

 в образовательном учреждении.

  1. Научная организация инноваций в школе.

    Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. Период конца 20 - начала 21 в. в. характеризуется  нарастанием инновационных изменений   в образовательной практике.

     Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме.  

     Обобщив мнения многих исследователей, можно выделить следующие функции системы образования:

1. Передача знаний и культурных ценностей от одного поколения к следующему в интересах личности, общества и государства.

2. Воспитание и социализация детей.

3. Выполнение социальных ролей для обеспечения устойчивости общественной жизни.

4. Осуществление социальной интеграции членов общества.

     Задачей внутреннего управления в  образовательной системе является обеспечение процессов инноваций.  Проведение инновационной деятельности было  в конце 90-х годов закреплено в форме Экспериментальных площадок.

      Важнейшее условие формирования практики образования нового поколения – это создание нового содержания образования, которое реализуется в новых формах работы педагога, в новых способах учебной работы ребенка.

      Что же такое инновация? В зарубежной литературе существует более 100 определений, три из которых прижились у нас.

  • Инновация как радикальное, существенно меняющее «социальную ткань» новшество.
  • Инновация как системное изменение конкретной социальной области (так ее толкует аналитик П.П. Щедровицкий).
  • Инновация как всякое, любое целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы.

      Понятие «Инновационные процессы» охватывает динамику всех изменений в сфере нового (от нового к новшеству, изменения самого новшества, новацию как процесс, нововведение как процесс.  Превращение  нововведенческого процесса в функционирование организации и человека, изменение под влиянием этих явлений в социальной и предметной среде и т.д.).

          По Н.И.Лапину, существует две цепочки инновационных процессов. Первая (простое воспроизводство) включает: открытие – создание новшества (новация) – распределение между пользователями – массовое использование. Вторая (расширенное воспроизводство): открытие – новация – распространение – освоение и модификация – рутинизация (превращение в традицию).

               

         Прошлые и современные исследователи нововведений подчеркивают особенности, темп, качество всех инновационных процессов, которые определяются средой, в которой рождается и живет инновация, а также характером активности людей и организаций, осуществляющих инновацию. Эти явления называют «инновационность среды» и «инновационная деятельность». Предпосылка инновационной активности – то, что настраивает людей, организацию, общество на инновационные действия: новые потребности и новые проблемы. Понятие «инновационная деятельность» - ключевое для анализа инновационных процессов. Отвечая на вопросы: кто, по каким причинам, с каким потенциалом, какими возможностями включается в инновационную работу и как он ее делает, можно прогнозировать судьбу нововведения.

         Инновационная деятельность предлагает к внедрению и распространению такой подход,  при котором во главу угла ставятся интересы, цели, идеалы, установки всех участников нововведенческого процесса: создателей педагогических новшеств, их распространителей, учителей, учащихся. Это позволяет увидеть в педагогических инновациях их специфику, отличие нововведений в научно-технической сфере от инноваций в социально-организационной сфере. Педагогические инновации имеют следующие особенности:

  • Ценностная особенность. Педагогические инновации имеют смысл, только если в их основе ценность развития человека и как социального, и как индивидуального существа.
  • Особенность объекта нововведения. Объект педагогических инноваций – профессиональная деятельность учителя. Нововведенческое поведение может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет иметь самодеятельный, то есть деятельностный  характер, будет разворачиваться на основе поставленных самим учителем целей и осознанно отобранных им способов действия.
  • Изменения в отношениях учителя и ученика. Изменившиеся отношения и есть то социально-педагогическое условие, которое ведет к личностному изменению педагогов и детей.

Таким образом, инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены на развивающееся изменение отношений педагогов и школьников.

                Самую подробную типологию педагогических инноваций предложил А.В.Хуторской. Основания для его классификации – определенные характеристики педагогических инноваций. Это структура образовательных систем, субъекты образования, область педагогического применения новшества, типы взаимодействия участников педагогического процесса, функциональные возможности (предназначения новшеств), способы осуществления инноваций, масштабность распространения, социально-педагогическая значимость, объем (масштаб) инновационных мероприятий , степень предполагаемых преобразований.

  1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания;  формах, методах, приемах, технологиях обучения; средствах обучения и образования; системе диагностики, контроля, оценки результатов.
  2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учащихся и педагогов; в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
  3. По области педагогического применения: в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области; на уровне системы обучения, системы образования, в управлении образованием.
  4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении и т.д.
  5. По функциональным возможностям, предназначению: нововведения – условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.); нововведения – продукты (педагогические средства, проекты, технологии); управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
  6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
  7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне.
  8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
  9. По объему (масштабу) инновационных мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
  10.  По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

      В этой типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

      Опытную работу определяют как метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких результатов с последующей их проверкой и оценкой. Это может быть новый учебный план, новый режим учебных занятий, новый способ оценивания достижений учащихся, новый учебник и др. Опытную работу нередко отождествляют с экспериментом, но эксперимент имеет существенное различие, поскольку его цели состоят не только в том, чтобы ответить на вопрос: имеет ли смысл внедрять данное новшество в учебный процесс.

Эксперимент ( от латинского experimentum – проба, опыт) – общенаучный метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Основные особенности эксперимента как метода исследования состоят в следующем:

  • всякий эксперимент осуществляется  так, что исследователь воздействуя на одни и те же переменные и изменяя их, наблюдает вызываемые этими воздействиями эффекты в других переменных;
  • переменные, на которые воздействуют, (независимые переменные), и те, которые изменяют свои значения вследствие изменений первых (зависимые переменные), определяют операционально, т.е. для каждого из них определена процедура измерения;
  • влияние на зависимые переменные каких-либо неконтролируемых факторов минимизировано (в идеале исключено);
  • эксперимент воспроизводим, т.е. при создании тех же самых условий в другое время и другими экспериментаторами гарантировано получение тех же самых результатов;
  • исключены какие-либо альтернативные правдоподобные объяснения наблюдавшихся в эксперименте эффектов.

В зависимости от типа эксперимента состав его компонентов может быть различным. Формирующий эксперимент предполагает объединение в нем следующих компонентов:

  • исследователь (или группа исследователей);
  • решаемая проблема;
  • проект новой деятельности;
  • цель эксперимента;
  • гипотеза;
  • план эксперимента;
  • группа или группы испытуемых;
  • методы проведения эксперимента;
  • методы сбора, обработки и анализа данных эксперимента;
  • выводы.

        Для эффективной экспериментальной работы в образовательном учреждении должна быть выстроена определенная организационно-управленческая модель, связывающая деятельность научного руководителя, школьной администрации и педагогов-экспериментаторов.

        В педагогическом сообществе  существуют неоднозначные мнения насчет фигуры научного руководителя, его функциональных обязанностей, временных затрат, меры ответственности за работу школы. Как правило, научный руководитель – человек, приглашенный в школу лишь для организации экспериментальной деятельности.   Главная функция научного руководителя – это генерирование научных идей. Научный руководитель фактически является носителем идеологии эксперимента. Он выстраивает научно-практическую деятельность учителей, опираясь на самые прогрессивные идеи современной науки.  Но, поскольку исследования школьных педагогов носят, в первую очередь, прикладной характер, то и научный руководитель должен быть компетентен в современной педагогической практике.

           Директор, как руководитель эксперимента, выстраивает и отслеживает все организационное обеспечение, а научный руководитель формирует и контролирует весь блок содержательного обеспечения. Такое разделение функций гарантирует партнерские отношения между директором школы и научным руководителем, что более эффективно работает на развитие эксперимента. Экспериментальная деятельность является специфичной и непривычной для школы. Ее внедрение требует создания новой структуры управления, включающей не только изменение функционала школьной администрации, но и введение новых структурных единиц школьного самоуправления. При организации экспериментальной работы в учебном заведении необходимо исходить из принципа № первого лица»: какие-либо существенные результаты в научно-экспериментальной работе, как и в любом новом деле, могут быть получены только в случае, если директор проявляет собственную твердую заинтересованность в этой работе.

          Перед организатором экспериментальной работы стоят следующие задачи:

  1. Прежде всего, он должен сам освоить методику и методологию научной работы.
  2. Организатор должен обучить технологии проведения научного исследования тех педагогических работников учебного заведения, которые  будут привлечены к научно-исследовательской работе.
  3. На сугубо добровольной основе сформировать коллектив исследователей из числа педагогических работников ОУ, практических работников других организация, вовлекаемых в исследование, а также работников ВУЗов.
  4. Спланировать весь комплекс научных исследований, необходимых для данного учебного заведения на данном этапе и помочь спланировать индивидуальные исследования каждого участника научного коллектива, обеспечить контроль выполнения всех планов. Обобщить полученные результаты.
  5. Спланировать и организовать внедрение полученных результатов в деятельность учебного заведения.

Именно эксперимент является средством разработки и усвоения новшеств, лежащих в основе каждого из путей обновления (то есть развития) учителя, ребенка, школы.

                     Для того, чтобы в ходе эксперимента быстрее получить качественный результат, а также с целью снижения до минимума риска (ведь речь идет о детях), педагогический эксперимент должен быть тщательно продуман, в деталях разработан и грамотно организован.

1.2. Этапы внедрения эксперимента

 в практику образовательного учреждения.

1 стадия: Выбор  темы эксперимента и обоснование ее актуальности.

     Тема исследования должна быть актуальной для данного образовательного учреждения. Формулируя ее, нужно быть достаточно хорошо информированным о том, какие разработки уже существуют по данной теме. Выбор темы должен быть обоснован не только тем, что есть проблема, которую нужно решать, но и тем, что существующих разработок недостаточно для ее эффективного решения в имеющихся условиях. Таким образом, определяется противоречие между объективной существующей потребностью в изменениях и возможностями их осуществления в виде готовых новшеств, введение которых могло бы привести к желаемым результатам. Когда такое противоречие зафиксировано, нужно задаться вопросом, а каких затрат потребует проведение эксперимента и может ли образовательное учреждение их себе позволить.

    Для того, чтобы проводить исследование, нужно сформулировать исследовательскую проблему, определив, какое новое знание нужно получить, чтобы на его основе решать практическую проблему.

Практическая

 проблема:


есть потребность в

повышении

эффективности

образовательной

деятельности, но

неизвестно, как это

можно сделать.

Исследовательская

проблема:


есть потребность в каких-то

 

знаниях, методах,


необходимых для решения


 практической проблемы,


но этих


знаний, методов нет.

      При формулировании проблемы необходимо определять объект и предмет исследования.

Объект исследования – это та часть педагогической системы школы, в которой находится то, что будет исследоваться.

Предмет исследования – это сторона, аспект объекта исследования, который подлежит изучению. Если объект исследования – это образовательная деятельность, то предметами изучения могут быть условия, способствующие формированию позитивного отношения к учению, условия эффективности системы контроля и оценки результатов образования. Предмет исследования зависит от исследовательской проблемы.

                       Объект и предмет исследования должны соответствовать друг другу.

2 стадия: Постановка целей и задач эксперимента.

    Всякий эксперимент предполагает получение некоего результата. Внедрение всякого новшества предполагает, что те, кто его делает, знают, что хотят получить в результате. Внедрение всякого новшества имеет смысл тогда, когда предполагает получение некоего полезного для образовательного учреждения результата. Но чтобы по завершении внедренческого процесса не обнаружилось, что получили не то, что хотели, желаемый результат внедрения должен быть хорошо определен. Слабая определенность цели экспериментальной работы – один из наиболее распространенных недостатков программ экспериментальной работы.

                   Цель обычно определяют как образ желаемого результата. В теории менеджмента выделяют следующие требования к целям:

  1. они должны быть конкретными и измеримыми;
  2. они должны быть четко ориентированы во времени, т.е. иметь конкретный горизонт прогнозирования;
  3. цель должна быть достижимой – чтобы служить повышению эффективности организации;
  4. чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими – т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Определенность

   во времени        Определенность в

        пространстве

        

        Реалистичность        Актуальность

        Контролируемость

На этом рисунке приведена модель цели. Она определяет основные ее отношения и свойства.

Отношение «цель-потребность». Всякая цель как образ желаемого результата соответствует некой потребности и отражает ее в своем содержании. Это свойство цели будем называть «актуальность».

Отношение «цель-возможность». Всякая цель не может быть достигнута, если для этого нет соответствующих условий . Содержание цели должно быть таким, чтобы соответствовать имеющимся ресурсам и ограничениям. Это свойство цели – «реалистичность».

Отношение «цель-результат». Цель – образ желаемого результата. Этот образ должен быть таким, чтобы можно было сравнить ожидаемый и фактически достигнутый результаты. Свойство цели быть средством контроля  - «Контролируемость».

Отношение «цель-время». Цели бывают конечными или бесконечными во времени. Бесконечные цели - это идеалы. Практические цели  всегда конечны. Но во всех программах экспериментальной работы должен быть определен момент или интервал времени, когда цель должна быть достигнута. Это свойство цели – «временная определенность».

Отношение «цель-место». Всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства. Свойство цели определять место получения желаемого результата – «пространственная определенность».

Говоря о целях эксперимента, необходимо задаться вопросами:

  1. Конкретно ли они определены?
  2. Существуют ли актуальные потребности в их достижении?
  3. Реалистичны ли поставленные цели?

                                Цель внедрения эксперимента в конкретной школе будет отличаться от определения цели его разработчиками, так как учитывает реальные условия в данной школе. При экспериментальном внедрении исследователи хотят получить позитивные изменения в эффективности учебно-воспитательного процесса. Но этим желаемый результат не ограничивается. При экспериментальном внедрении полезный эффект нужно оценить. Цель внедрения – выявить условия, при которых исследуемое явление дает наибольший полезный эффект.

                            Наряду с конечной целью в программе эксперимента должны определяться частные промежуточные цели (задачи), достижение которых необходимо для достижения общей цели эксперимента. Определение промежуточных целей важно, поскольку по их содержанию можно оценить, достаточно ли хорошо продуман процесс движения к желаемому результату, а кроме того, они позволяют контролировать ход проведения исследования.  

                                               3 стадия: Разработка гипотезы.

       Гипотеза – это допущение,  предположение, истинность которого, во-первых, подлежит проверке,  во-вторых, в принципе может быть проверено.

В экспериментах, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, гипотеза – это всегда предположение о том, какие условия  и как их следует создать, чтобы решить практическую проблему.

                  Основные требования к гипотезе – она должна быть проверяемой и научно обоснованной. Предположение, составляющее ее содержание, должно иметь под собой научную базу, опираться на научное знание.   В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, отвергаться.

4 стадия: Планирование эксперимента.

Выбор схемы эксперимента. Зависит от характера решаемой задачи и имеющихся возможностей для экспериментирования.

Выбор методик. Состав методик зависит во многом  от принятой схемы экспериментирования. Если эксперимент предполагает предварительное и заключительное тестирование его участников, то нужно будет комплектовать тесты. Кроме того, может быть запланирован сбор промежуточной информации прямо в ходе эксперимента посредством наблюдения, опроса, экспертных оценок и др. Очень тщательно следует продумывать, как буду обрабатываться исходные данные эксперимента для того, чтобы сделанные выводы были обоснованными. Выбор методов обработки, в свою очередь, обусловливает требования к исходным данным и методам их сбора. Если окажется, что выполнить требования по каким-то причинам нельзя, то в таком случае нужно искать другой метод анализа. Таким образом, подбор методов проходит несколько циклов с последовательным приближением к желаемому результату.

    Ниже приводится  таблица, которая показывает основные этапы экспериментальной работы:

№ п.п

Название

этапа

Содержание

работы

Примерные сроки

проведения

1.

Определение исходных позиций и разработка методики исследования.

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта. Разработка методики исследования.

3-6 месяцев

2.

Пилотажный

Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы, уточнение методики исследования, ее экспертиза

3-6 месяцев.

3.

Основной этап

Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов

1-3 года

4.

Оформление результатов

Обобщение результатов, написание статей, методических рекомендаций, разработок, отчетов и т.п.

3-6 месяцев

5.

Внедрение

Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного процесса в учебном заведении

1-3  года

Необходимо отметить, что сроки этапов указаны весьма приблизительно. В каждом конкретном случае в зависимости от темы исследования, задач, они могут широко варьироваться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Эти сроки указаны для тех работ, которые будут проводиться как самостоятельные исследования. В случае заимствования чьего-либо передового опыта или результатов ранее проведенных кем-либо исследований, сроки будут значительно меньше.

Подбор участников эксперимента. Качественный состав участников эксперимента определяется содержанием проверяемой гипотезы. Количественный состав зависит  от принятия схемы эксперимента и выбранных методик обработки исходных данных. Если эксперимент предполагает присутствие в нем  экспериментальной и контрольной групп, то важно обеспечить их исходное равенство по качественным характеристикам.

Определение состава действий и разработка плана-графика проведения эксперимента. Состав действий, которые необходимо выполнить в ходе проведения эксперимента, определяется его логической схемой, выбранными методами сбора и обработки данных, а также прогнозируемыми угрозами его осуществлению, негативное действие которых нужно предотвратить.

Разработка плана-графика проведения эксперимента. План по своему смыслу – это модель деятельности, определяющая совокупность действий и связей между ними, реализация которых позволит достичь желаемого результата.

              Назначение планирования состоит в том, чтобы:

  • устранить отрицательный эффект неопределенности;
  • сосредоточить внимание на главных задачах;
  • добиться экономичного функционирования;
  • облегчить контроль;
  • облегчить координацию.

Если мы хотим получить некоторый результат к определенному сроку, построили план действий, позволяющий это сделать, то мы можем быть уверены, что знаем, чего хотим и как этого добиться. Распределить запланированные действия во времени – значит не только определить продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовывать их между собой во времени. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие параллельно. Рациональное распределение действий позволяет добиться равномерной загруженности участников проекта, не допускать неритмичности и «авралов» в работе. Если действий немного, и их выполнение не требует согласования с решением каких-то других задач, то эта работа не составляет труда.

5 стадия: Экспертиза программы

 экспериментальной работы.

                  Прежде чем начнется реализация программы, она должна пройти экспертизу и быть утверждена руководством школы. При подготовке обсуждения программы следует назначить двух рецензентов, которые подготовят свои заключения. При возможности полезно привлечь к рецензированию проекта специалистов из других организаций. Оценка программы осуществляется по следующим критериям:

  1. Полнота содержания программы.
  2. Качество постановки проблемы и обоснования ее актуальности.
  3. Качество постановки целей проекта.
  4. Качество проработки плана реализации проекта.
  5. Определенность состава исполнителей и распределения ответственности между ними.
  6. Наличие и обоснованность оценок необходимых для реализации проекта финансовых и материально-технических ресурсов.
  7. Определенность механизма контроля реализации проекта и его соответствие своему назначению.

6 стадия: Мониторинг хода эксперимента.

                     Наличие хорошо проработанного плана эксперимента дает возможность осуществлять эффективный контроль его хода и вносить в него необходимые изменения. Важно, чтобы были определены параметры, по которым могут контролироваться промежуточные  результаты эксперимента.  Нужен механизм контроля. Различают два типа контроля: реактивный и опережающий.

                      Реактивный контроль дает информацию о том, что уже произошло. Он ориентирован в прошлое. При реактивном контроле руководитель узнает о событиях, требующих от него реагирования, после того, как они произошли. Это распространенный, но не эффективный способ контроля.

                       Опережающий контроль ориентирован в будущее.  Он основывается не только на данных о том, что было, но и на прогнозе того, что следует ожидать. Он требует от руководителей реагирования на то, что еще не произошло, но со значительной долей вероятности может произойти.

                        Ход работ по плану эксперимента отслеживается путем периодических совещаний рабочей группы. Во время совещания участники докладывают о состоянии дел по тем работам, за выполнение которых они несут ответственность. Основное, нп что нужно обращать внимание руководителям экспериментов – это краткость,  информированность и нацеленность докладов на будущее. Наряду с периодическим контролем руководитель эксперимента может осуществить контроль по мере необходимости.

7 стадия: Анализ и оформление

 результатов эксперимента.

       Главный вывод, который должен быть сделан по результатам эксперимента, - позволяют ли его данные  принять с достаточной степенью надежности гипотезу или же они этого сделать не позволяют. Ход эксперимента  и его результаты следует представить в форме отчета.

В отчете  об экспериментальной деятельности выделяется несколько разделов: введение, методика эксперимента, результаты эксперимента, анализ результатов.

         Отчет об  эксперименте представляется руководству образовательного учреждения. Важно, чтобы отчет был обсужден не только в узком кругу его участников и руководства, но всем педагогическим коллективом.

      Таким образом, в первой главе было проведено теоретико-методологическое исследование, которое позволило разработать теоретическую модель системы управления учебным процессом, направленную на развитие творческих способностей педагогов. Работа по диагностированию является основой планирования и организации всей деятельности педагогического коллектива. Эта работа позволяет руководителю определять пути и средства реализации инициативы учителя, оказывать своевременную помощь. Создается определенная система управленческой деятельности, что способствует повышению результативности работы во всех направлениях.

         В рамках проведения экспериментальной работы необходимо разработать этапы,  отражающие динамику изменения системы управления учебным заведением; сформулировать целевые установки, определяющие задачи экспериментальной работы на каждом ее этапе; разработать методику контроля над работой по эксперименту, позволяющую с высокой степенью достоверности судить об уровне развития творческих способностей педагогов;  скоординировать действия администрации школы, учителей, воспитателей, психолога.

        Последнее десятилетие показало, что «факторы обновления»  оказывают все более сильное воздействие на образование, и нет оснований ожидать, что в последующем это воздействие ослабнет. Чтобы не отставать от времени, каждое образовательное учреждение должно качественно меняться. Без нововведений невозможно качественно улучшить результаты образования.

       Инновация – это то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор развития. То есть, изменения не ради самих изменений, но для повышения эффективности управления образовательным процессом. Такое повышение эффективности может проявляться:

- в повышении качественных показателей образовательной деятельности педагогов;

- в оптимизации структуры образовательного учреждения в соответствии с изученными образовательными потребностями социума;

- в обновлении организационных условий образовательного процесса с целью повышения его результативности.

        Успешность экспериментальной работы зависит от того, правильно ли была построена теоретическая модель системы управления, включающая в себя этапы экспериментальной работы, отражающие логику ее становления, цели управленческой  деятельности, содержательные концентры, нацеленные на создание условий для творческого развития педагогов, методы управленческой деятельности, организационные направления этой деятельности, уровни развития системы управления учебным заведением.        

Глава 2.

Внедрение эксперимента в работу

ГОУ СОШ №610 ЦОУО ДО г. Москвы.

2.1. Создание и деятельность

городской

 инновационной сети «Пушкинское слово»

       Экспериментальные площадки создаются с целью модернизации образовательных моделей, в наибольшей степени

соответствующих требованиям времени, способных к саморазвитию и «выращиванию» нового содержания образования.

Идея экспериментальных площадок предполагает, что новый фрагмент практики, новая ее функция, новые профессиональные способы деятельности не могут быть продуманы в кабинетах, а требуют включения в процесс разработки самих практиков образования. С другой стороны, развитие практики не может быть осуществлено за счет обобщения передового опыта. Для построения принципиально новых фрагментов практики необходимы проектные идеи, опирающиеся на  новейшие фундаментальные разработки в сфере образования.

 Таким образом, экспериментальный способ развития образования заключался в том, чтобы на основе  фундаментальных непрерывных идей создавать реально функционирующую практику образования будущего.

                          Деятельность городских экспериментальных площадок определяется статьей 18 Закона Москвы «О развитии образования в городе Москве». Согласно этой статье «образовательное учреждение, имеющее статус экспериментальной образовательной площадки  имеет право вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, в режим своего функционирования и систему самоуправления» 1

       Экспериментальные площадки – отработанная в московском образовании форма получения научных знаний по педагогике, психологии, возрастной физиологии, социологии, экономике в современном образовании.

Опыт реализации программы «Столичное образование»  на экспериментальных площадках показал, что развитие образования сегодня связано с развитием следующих составляющих:

  • С развитием общественной функции образования;
  • С развитием профессиональной структуры образования: педагог-экспериментатор, научный руководитель, эксперт;
  • С построением нового типа научности в системе образования – проектно-разработческая парадигма образовательной науки;
  • С выдвижением гуманитарного измерения практики образования.
  • С развитием управленческо-политического сознания руководителей образования.

        Инновационная сеть возникает возникает вокруг нескольких ЭП. Ядро инновационной сети образуют педагогические коллективы, заинтересованные в усвоении образцов новой педагогической деятельности, новых программ, учебников и методик, предложенных коллективами ЭП.  Каждая инновационная сеть работает по своей авторской, сложной программе и обеспечивает модернизацию важнейшего сектора столичного образования.

        В современный период развития инновационные изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового  содержания образования, разработка и реализация новых педагогических технологий,

методик, систем развития детей и подростков, создание новых видов учебных заведений. Объектом практически любого инновационного процесса становятся учащиеся. Задача исследователей и руководителей школ – свести отклонения от прогнозируемого результата к минимуму. Поэтому каждый инновационный процесс подлежит управлению.

В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Как правило, только небольшая группа педагогов смотивированы на внедрение новшества, поэтому задача руководителя – перевести педагогов в зону повышенной мотивации. Поэтому гласность и инструктаж при нововведении занимают ведущее место, чтобы не было недоговоренности, чтобы каждый человек понимал свою миссию. А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.

       Управленческое консультирование выступает как главенствующее. Оно несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, то есть все элементы управления. При этом следует добиваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

       Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы  инновационного апробирования.

                     

                     

Городская инновационная сеть «Пушкинское слово» была создана в 1999 году.

Научным руководителем эксперимента является кандидат филологических наук, директор Некоммерческого фонда научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт» Л.В.Голубцова.

Тема эксперимента: «Обновление содержания непрерывного филологического образования».

Основное направление эксперимента:

         Разработка во всех возрастных ступенях, начиная с дошкольного возраста и заканчивая учащимися старших классов, образовательных программ и методических рекомендаций по русскому языку, литературе и риторике, ориентированных на развитие способностей понимания, способностей к созданию собственного художественного высказывания – письменного и устного, способностей воображения и речевого действия.

        Введение детей в русский язык, русскую литературу и культуру оказалось оторванным от базовых животворных связей, от форм народно-государственной жизни, средством воспроизводства и развития являются и литература, и культура в целом. В настоящий момент ситуация значительно осложняется тем, что мы переживаем невиданное до сих пор нашествие и насилие со стороны средств массовой информации. Давление СМИ не только не сопоставимо по воздействию с культурным действием школы, но и значительно превосходит школьное влияние и его культурно-образовательный эффект.

           Одновременно школе предлагается принять  новые стандарты общего образования, согласно которым мы можем пережить очередную «революцию», растеряв и тот объем содержания, который был накоплен русской и советской  педагогикой. Уберите у детей способность понимания текста – проникновение  в суть произведения, в замысел автора – и вы получите человека-пересказчика, компилятора, а не творческую личность, способную к самостоятельному мышлению. Инициаторы площадки «Пушкинское слово»  начали разработку  программ филологического образования в направлении формирования способностей, активизации работы  с русским языком и усиления внимания к изучению классической русской литературы, истории и эстетики, переводя обсуждение содержания образования из плоскости идеологической в плоскость образовательную.

             При формировании направлений деятельности по обновлению содержания филологического образования разработчики содержания экспериментальной площадки Московского комитета образования «Пушкинское слово» основывались на трех принципах:

  • Принцип полиглоссарности – многоязычия (доктор психологических наук Ю.В.Громыко).

Ю.В.Громыко: Филологическое образование как осваиваемая полиглоссарность (Фрагмент книги «Пушкинское слово. Формирование филологической культуры»):

Основная задача данной программы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего освоения  языка и речи и на этой основе развития сознания и мышления ребенка. Основной тезис данной программы состоит в том, что освоение языка – это всегда проблема освоения полиязычия – и поэтому обнаружение меры и форм этого паолиязычия и составляет основу данной программы. Авторы данной программы считают, что сам тип структуризации этого полиязычия во всех его проявлениях и составляющих подструктурах образует феномен развития сознания.

  • Филологический метод (доктор филологических наук В.С.Непомнящий): одна из основных задач преподавания литературы в нашей стране и в наше время есть воспитание серьезного, ответственного отношения к слову. Изучая с детьми тексты крупных художников, надо всеми способами показывать, утверждать, внушать, что слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания, что оно не игрушка и не дышло, которым можно вертеть как угодно, если оно не созидательно, то, как правило, разрушительно, если не животворно, то убийственно. «В начале было Слово» - не фраза, а истина, и это можно показать на опыте великой литературы, прежде всего русской, можно дать детям увидеть, что слово – великое чудо, подаренное человеку и что надо относиться к нему как к священному дару.
  • Принцип цикличности (кандидат филологических наук И.Л.Багратион-Мухранели). Если мы хотим, чтобы классическое наследие, в первую очередь пушкинская лирика, продолжало оставаться живым и интересным для нового поколения читателей, а не превращалось в иероглиф или предмет давления имени-авторитета, учитель должен быть вооружен знаниями анализа формы и смысла стихотворения. Он должен показать на уроке, в чем состоит мастерство Пушкина, какие исторические, литературные, фольклорные, религиозные составляющие лежат в основе их произведений. Не одно поколение русских писателей и литературоведов пытается разрешить эту задачу, и хотелось бы, чтобы найденное не упрощалось, чтоб школа была оснащена литературоведческими способами раскрытия и видения синтетической природы пушкинского творчества – того, что мы называем «наше все».

      Последовательное разворачивание этих принципов и определило основные стратегические линии движения и развития экспериментальной площадки «Пушкинское слово», направления ее деятельности по обновлению содержания образования.

      Фундаментальность общего и профессионального образования, как гуманитарного, так и естественнонаучного,  во многом определяется качеством филологического образования как интегративного типа образования, включающего в себя многочисленные наработанные в культуре предметы (в средней школе: чтение, письмо, русский язык, литература, риторика, иностранный язык, мировая художественная культура и др.),  требующие от человека постановки, совершенствования, развития фундаментальных способностей понимания, воображения, внимания и мышления.

          В этих целях силами комплексного коллектива была разработана концепция и программа нового «сквозного» содержания непрерывного филологического образования, начиная с дошкольной ступени и заканчивая старшими классами. В основу работиы были положены представления о развитом и образованном русскоязычном человеке как самостоятельной языковой личности, имеющей выраженную языковую способность, владеющей филологическим методом и способного работать с невербальными формами речи и письма (схематизация, визуализация и др.)

        Работа была организована на базе нескольких организаций – филологического факультета РУДН, факультета журналистики МГУ, «Пушкинского института».

       Экспериментальное опробование и инновационная отработка разрабатываемых элементов содержания проходили на базе городской экспериментальной площадки Московского департамента образования «Пушкинское слово – обновление содержания общего филологического образования». Эта деятельность позволила выделить и определить наиболее эффективные формы и методы реализации нового содержания филологического образования.

         В настоящее время городская экспериментальная инновационная  сеть «Пушкинское слов» объединяет 12 школ Москвы. Все школы строят свою совместную работу на принципиально диалогических основаниях, хотя каждая из школ-участниц ведет разработку определенного направления в эксперименте и инновационной деятельности.

       «Пушкинское слово» считает необходимым демонстрацию разных граней существования слова на всех возрастных этапах развития ребенка. Конкретная программа работы на каждый год предполагает общие мероприятия, такие, как Праздник русского языка, Славянской письменности и культуры, олимпиады, конкурсы чтецов, балы, конференции. Но каждое учреждение уникально в создании своей, дружественной ребенку гуманитарной среды.

Содержание образования в системе данного проекта строится на реализации базовых гуманитарных методов формального образования:

  • Филологического метода
  • Философско-методологического
  • Исторического
  • Эстетического

Всеобщим стержнем модели является способность понимания как фундаментальное основание организации гуманитарного сознания детей и подростков.

Субъектом понимания является не индивид, а образовательная общность детей и взрослых, причем сложно организованная, включающая в себя класс и учителя, а так же, менее явно, родителей и других учителей.

                            Одновременно реализуются  педагогические программы, содержание которых составляет набор следующих способностей:

  • Понимания
  • Речевого действия и способности к созданию собственного          высказывания, письменного и устного
  • Проектного действия
  •  Создания собственного художественного текста
  • Проблемного мышления
  • Воображения
  • Рефлексии

          Помимо развертывания инновационной работы с филологическим методом, в работу по обновлению содержания филологического образования была включена разработка новых подходов к программе языкового обучения. В основу программы были положены не только чисто лингвистический, но и культурно-социальный анализ языка и речи, непосредственное взаимодействие русского и иностранного языков в процессе обучения, задание общественных и языковых приоритетов и норм.

  1. В качестве основного принципа программы по обновлению содержания филологического образования разработчики обозначили метод непрерывного филологического образования. Этот метод понимается как проведение ученика через опыт переоткрытия общих законов устройства текстов разных типов – от  научного до художественного.

Метод обеспечивает единство инновационной деятельности самых разных образовательных учреждений Москвы – от прогимназии до школ старшей ступени, некоммерческого фонда научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт», Государственной академии славянской культуры, Государственного музея А.С.Пушкина.

         Эксперимент, направленный на обновление содержания филологического образования, обладает особенностью и своеобразием, отличающим его от других форм работы, также направленных на обновление содержания гуманитарного образования.

         Любовь к родному языку, русской классической литературы и истории – основа патриотизма, залог цельного мировоззрения, профессиональной грамотности и состоятельности личности. Формирование этих черт сегодня происходит не в безвоздушном пространстве. Негативное влияние СМИ, улицы, гиперматериальных ценностей, зла во всех его проявлениях делает ребенка незащищенным. Культура знания, и в первую очередь гуманитарного, - один из путей преодоления хаоса современной жизни, ее гуманизации.

  1. Филологический метод образования предлагается вводить в образовательный процесс как метод непрерывного гуманитарного образования – с дошкольной ступени до старшей школы. Программой предусмотрено, что реализация этого метода на разных возрастных ступенях будет иметь и разные приоритеты.

На дошкольной ступени ведущей должна стать художественная риторизация, овладение нормативными способами передачи своих мыслей при помощи вербальных и невербальных способов: речь, танец, жест, живопись, музыка.

На ступени начального образования приоритетным становится предметное выделение языка как особой грамматической структуры («Введение в мир русского языка»), как основы развития языковых способностей и общей грамотности, а также лингвистической основы для обучения иностранным языкам.

Наиболее действенный способ приобщения ребенка к литературе через театр, театрализацию. В фольклоре еще слово закреплено не так жестко, как в авторском литературном тексте. Тут есть место импровизации, одну и ту же сказку можно рассказывать по-разному. И ребенок, которому трудно точно донести текст, охотно вживается и «присваивает» слова героев. Таким образом, на этой стадии освоение языка идет вширь, за счет обогащения словарного запаса, понимания связей, управления слов.

На ступени средней школы ведущей становится риторизация, но поднятая на новый уровень усвоения – уровень научно-художественной риторизации. На этой ступени должно произойти усвоение понятийного аппарата: категорий, различий, освоения разного типа речевой деятельности в разных жанрах и стилях.

        В старшей школе приоритетным является введение учащихся в поэтический         замысел,  освоение лучших образцов национальной культуры, высшим из которых является творчество А.С.Пушкина – создателя «грамматики» русской культуры. Здесь каждая школа идет своим путем. Школа № 353 с 1937 года живет по пушкинскому календарю и каждую весну встречает «Пушкинской весной» - трехдневным театральным сезоном, в котором готовят и играют спектакли все классы школы. Но даже если у школы нет такого солидного наследия, Пушкин в инновационной сети «Пушкинское слово» все равно находит дорогу к племени «младому, незнакомому».

3. Программа обновления содержания филологического образования методически обеспечивается складыванием событийной традиции, в которой задействованы все участники эксперимента. Она же является первым полем расширения эксперимента и вхождения в него новых участников на основе проводимых ежемесячных семинаров, «Пушкинских сред», «Праздника русского языка, славянской письменности и культуры, «Образовательного фестиваля мировоззренческого кино» и др.

         Праздник русского языка как особая форма работы сети «Пушкинское слово»  по поддержке и развитию интереса учащихся к русскому языку и литературе заслуживает отдельного описания. Идея проекта состоит в организации ежегодного Праздника-олимпиады Русского языка, в котором под руководством видных деятелей словесности, науки, искусства и культуры могли бы принимать участие и выдвигать разнообразные проекты и инициативы одаренные дети, их родители и даже целые семьи, образовательные и иные организации Москвы.

Цель Праздника – формирование образа развитой языковой личности, способной самостоятельно осваивать духовные ценности многообразной и многонациональной культуры, развивая и совершенствуя родной язык и национальную культуру на основе глубокого осознания их исторических корней и связей. В основе Праздника лежит представление о том, что именно работа с образованием может и должна стать организующим звеном всеобщей культурно-исторической работы по сохранению и развитию русского языка как родного, как языка межконфессиального и межэтнического общения, как мирового языка.

2.2. Внедрение программы экспериментальной

 деятельности в работу школы.

          В работе городской экспериментальной инновационной сети «Пушкинское слово» ГОУ СОШ №610 участвует с 2001 года. Основные направления экспериментальной работы связаны с введением образной системы в работу с языком,  с разработкой комплексного подхода к воспитанию и обучению традицией. Ключевую роль в этом играет создание оптимальных условий для формирования способности учащихся к самостоятельному речевому действию.  

Цель эксперимента: 

  •  Совершенствовать филологическое образование через риторизацию предметов гуманитарного цикла.
  • Использовать театральное искусство в системе учебной и воспитательной работы (внеклассные мероприятия; театральные уроки, моноспектакли).
  • Сформировать структуру нового учебно-воспитательного направления - театрального.
  • Расширить творческие мастерские.

Задачи эксперимента:

Выявление интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла и повышение их творческого потенциала.

  • Привлечение родителей к активному сотрудничеству над главной темой эксперимента и к работе в городском дискуссионном клубе на базе школы № 610.
  • Продолжить работу над созданием основной базы для профильных гуманитарных классов (8-11 классы).
  • Участие в работе городской инновационной сети: в Круглых столах, творческих семинарах, конференциях.

  • Гипотеза эксперимента.
  • Необходимо более целенаправленно проводить предметные недели в школе, акцентируя внимание на развитие художественных способностей детей, привлекать к сотрудничеству всех учителей-предметников.
  • Более серьезно и глубоко заняться проектной деятельностью, специально выделив на это часы в учебном плане.
  • Расширить внеклассную и экскурсионную работу по всем предметам гуманитарного цикла, которая сделает более эффективными уроки истории, истории искусств, литературы, географии, краеведения, этнографии.
  • Создать условия для экспедиционной деятельности.

Разработка конкретных методик и методов исследования.

  • Творческие отчеты (альбомы, сочинения, рефераты).
  • Театральные уроки как средство углубленного изучения предмета.
  • Дидактический материал.
  • Уроки-конференции (многоплановость, обзор, использование технических средств обучения).

Сроки эксперимента.

1 этап – становление, подготовительный.

2 этап – школа – экспериментальная площадка; работа по теме «История домашнего театра в России», экскурсии по пушкинским местам, начало театральной деятельности, интеграции, риторизации предметов гуманитарного цикла, введение в профильных гуманитарных классах часов риторики, работа над выразительным чтением (создание школьных конкурсов чтецов, выступление на окружных и городских площадках).

3 этап – презентация экспериментальной работы, накопление материала, создание Школы театрального мастерства, занятия пластикой и хореографией; вовлечение в работу Городского дискуссионного клуба, привлечение к работе клуба известных политиков, деятелей науки и культуры.

                        Словесник ГОУ СОШ №610  Жарченкова В.В.  разработала программу по предмету «риторика» и внедрила ее в преподавание  в классах

гуманитарного профиля. Основная задача данного курса состоит в том, чтобы дать учащимся представление о риторике как об искусстве и науке публичного выступления, на этой основе сформировать начальные умения и навыки красноречия. Особое внимание уделено принципам искусства речи, доводам оратора и реакции слушателя, выразительности речи. Эти вопросы рассматриваются на конкретных примерах, с широким использованием прокомментированных текстов-образцов. Все это закрепляется практическими работами – заданиями и упражнениями самых разных типов.

         По окончании курса учащиеся должны:

- знать особенности и формы разных видов красноречия;

- знать виды красноречия;

- знать логические основы красноречия;

- владеть ораторским искусством;

- соблюдать нормы литературного языка;

- правильно, точно, чисто, ясно, просто и кратко излагать свои мысли;

- знать условия выразительности речи: самостоятельность мышления, хорошее знание языка, его выразительных возможностей, хорошее знание особенностей языковых стилей;

- владеть техникой речи;

- владеть речевым этикетом.

          В настоящее время, когда создаются программы для школ различных типов, особенно важно объединить усилия всех учителей на решение проблемы развития речи в школе. Это и привело педагогов школы к идее усилить межпредметные связи, создать систему интегративных уроков, а в дальнейшем создать объединенную программу по развитию, совершенствованию и развитию речи.

         Сформировалось еще одно направление работы эксперимента: «История домашнего театра в России».                        

 В течение 7 лет школа работает по разработке темы «История домашнего театра в России», исследуя и изучая быт и жизнь дворянских усадеб Москвы, Московской области, России, где зарождалась духовная и национальная культура Отечества, где создавались домашние театры, росли поколения великих русских писателей и поэтов 18-20 веков. Без осмысления прошлого невозможно по-настоящему проникнуть в глубочайшую философию историко-литературного процесса, понять и почувствовать национальный дух и колорит России. Данная тема дает необходимые возможности учащимся:

  •  Придать необходимую практическую направленность при обучении детей истории, МХК, литературы, музыки;
  • Создать схему работы всей школы с 1 по 11 классы (с учетом особенностей каждой возрастной группы) по данной теме.

Театр помогает учащимся овладевать знаниями, развивать их память и воображение. С одной стороны, он призван обучить основам ораторского искусства, без которого немыслимо образование, с другой стороны  предмет «риторика» способствует расцвету театра. Театр облегчает процесс обучения, делая его более доступным и интересным, вносит в него элемент игры.

                      Понимание выразительных средств речи при работе над трактовкой художественного произведения должно иметь непосредственную связь с процессом реального общения. Это понимание включает не только прямое значение слов, но и подтекст речи с многообразной совокупностью выразительных моментов. Понимание эмоциональной выразительности подтекста, а не только текста, умение раскрывать семантику этого подтекста и самому адекватно пользоваться нюансами его является существенной стороной речевого развития, необходимого для построения правильных коммуникативных навыков в реальной жизни.

   В современной школе не всегда есть возможность предоставить учащимся специальное театральное образование. Поэтому педагоги школы решили построить свою работу, взяв за основу проектный тип деятельности. Для выполнения задачи воспитания зрителя собирается группа школьников

одного возраста, на основе которой строится вся работа. Первый этап посвящен выбору материала, на основе которого можно составить представление о темах, идеях, принципах построения театральной постановки, средствах воплощения сценического образа. В зависимости от выбора материала решаются задачи более конкретные, например, при  подготовке проекта «Театр Древней Греции» - показать становление драмы как особенного вида литературного творчества; для участников проекта «Комедия дель арте» - выяснить главные амплуа театральных персонажей, их взаимоотношения и влияние на профессиональный театр в будущем.

Главной целью данного этапа является планомерная работа над созданием сценического образа, изучением средств выразительности, законов драматургии, языка музыкального и художественного оформления сценического действия. Во время творческой деятельности учащиеся не только расширяют кругозор, Нои приобретают навыки анализа театрального спектакля.

Второй этап посвящен работе над созданием целостного спектакля. Задачей этого этапа является формирование навыков сценической речи, включающие не только произнесение текста, но и осмысление его, выстраиванием драматургии произведения и определения места конкретного произведения в рамках общей композиции.

Задача последнего этапа – создание сценического и драматургического образа в рамках оформленного музыкально-художественного пространства. На этом этапе встречаются все группы учащихся, занятые в проекте: актеры, режиссер, музыканты, художники, костюмеры, ведущие. Таким образом, участники проекта выступают в роли просветителей для учащихся всей школы, решая задачу воспитания не актера, но зрителя, понимающего язык театра – сложного и многозначного искусства.

          Третье направление экспериментальной  работы школы  связано с созданием на ее базе городского дискуссионного клуба «Моя позиция». Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения на какую-либо проблему, провести анализ каждой из них. На заседаниях клуба каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством ораторской полемики, что само по себе является важным приобретением для взрослой жизни. Целью работы клуба является формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, приобретение учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности.

Задачами работы дискуссионного клуба являются: гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе осмысления опыта истории и современной жизни России и мира; развитие личности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к общественно-политическим проблемам, критического мышления; овладение умениями получения и осмысления информации, систематизации полученных данных, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

             Работа над экспериментом позволила каждому педагогу определить свое отношение к новому, практически сразу же сложился коллектив единомышленников, который под руководством заместителя директора по экспериментальной деятельности  начал работать над различными направлениями эксперимента.

           Творческий коллектив руководствуется перспективным и годовым планом работы. Перспективный план целесообразно иметь потому, что руководитель эксперимента должен четко представлять, когда необходимо получить конечные результаты и в чем они будут выражаться. Сроки, определяемые перспективным планом – от 3 до 5 лет. Годовые планы являются этапными документами, в них отражаются текущие задачи каждого этапа, они являются средством корректировки направления и содержания

работы в связи с возникающими по ходу их проведения трудностями,  необходимостью получения дополнительных экспериментальных материалов. Составленный план должен быть самым подробным образом обсужден всеми членами исследовательского коллектива. После обсуждения перспективный, годовой планы утверждаются директором школы.

         Затем следует разработка и утверждение индивидуальных планов работы каждого экспериментатора. Форма плана произвольная. Важным является то, что все работы, предусмотренные в перспективном и годовом планах,  нашли свое отражение в индивидуальных планах.

         Далее деятельность руководителя экспериментальной работы будет заключаться в контроле выполнения планов и регулярном обсуждении получаемых результатов. Вполне естественно, что при крупных объемах научных работ их планы в первоначальном виде никогда не могут быть выполнены: в ходе реализации обнаруживаются просчеты, не подтверждаются некоторые гипотезы и т.д.

          Очень важно обсуждение хода и результатов экспериментального исследования, это позволяет выработать общие точки зрения, позиции участников.

         Важной задачей руководителя на последующих стадиях эксперимента является обобщение получаемых результатов. Поэтому он регулярно выступает на семинарах, совещаниях с докладами.

         Обязательным компонентом научной работы в исследовательском коллективе является экспертиза каждой законченной работы. Экспертиза проводится как внутренняя, так и внешняя, когда законченный отчет отправляется в июне в «Пушкинский институт».

 Члены исследовательского коллектива, получив результаты эксперимента, создают учебные программы, методические разработки, делятся  наработками с теми, кто не принимает участия в экспериментальной деятельности.                              

                     

           

  1. Анализ результатов

экспериментальной работы ГОУ СОШ №610

в рамках городской инновационной сети «Пушкинское слово».

            Участие ГОУ СОШ № 610 в городской инновационной сети «Пушкинское слово»  с 2001 года позволило  коллективу перейти  на развивающее обучение . На данном этапе школа участвует еще в двух ГЭП: «Учебно-образовательная система развития научно-практической деятельности учащихся на базе предметов естественно-научного цикла» и «Шестиклассная начальная школа», что существенно расширило диапазон инновационной деятельности.

           Целью работы являлись определенные качественные и количественные   изменения в деятельности педагогов, проявлении их творческих способностей. Был создан творческий коллектив единомышленников (учителя, учащиеся, родители), окончательно определилось количество  участников эксперимента и область их деятельности.

Директор школы Новикова Г.С. осуществляет общее руководство экспериментом, заместитель директора по УВР Плющ Е.П. непосредственно курирует основные направления работы эксперимента, планирует работу площадки;  Жарченкова В.В. отвечает за филологическое образование и редактирование, работает над программой риторизации;  Неликаева И.Л. занимается историей театра и краеведением, руководит работой городского дискуссионного клуба «Моя позиция»; Суловьева Т.М. занимается сценическим мастерством и музыкальным оформлением спектаклей.

           Обеспечение инновационной деятельности в ГОУ СОШ №610 связано с развитием технологий традиционного и развивающего обучения, с апробацией диагностических методик определения уровня языкового развития на разных этапах формирования языковой личности, а также с апробацией принципа интеграции учебных предметов гуманитарного цикла;

большое значение в экспериментальной деятельности имеет передача подходов к научно-художественной риторизации.

            В связи с этим   основным итогом  деятельности  школы в рамках инновационной сети «Пушкинское слово» можно считать:

  1. модернизацию содержания, форм и методов педагогической деятельности;
  2. создание научно обоснованной методики формирования у школьников основных компетенций на уроках гуманитарного цикла;
  3. доработку и разработку программ для развития мышления и речи учащихся, формирования коммуникативной компетенции;
  4. повышение качества учебно- воспитательного процесса, уровня развития  речи и мышления учащихся;
  5. осуществление преемственности между начальной и средней школой в вопросах реализации направлений исследовательской деятельности.

         С 2001 года, который был первым годом существования эксперимента, в школе  функционируют классы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла  (с 8 по 11 кл). В этих классах на изучение русского языка, литературы, истории и обществознания были выделены дополнительные часы из школьного компонента; был введен новый предмет «риторика» как обязательный. Итогом функционирования этих классов стало повышение качества обучения  по всем предметам, а также возросший интерес старшеклассников к ВУЗам гуманитарного профиля. Итоги поступления наших выпускников в ВУЗы  свидетельствуют о том, что школа выполнила социальный заказ: в  2005 году из 27 выпускников первого в школе гуманитарного класса 21 поступил в ВУЗы и на факультеты выбранного профиля  -   исторический факультет, юридический факультет,  факультет «Искусство»,  факультет журналистики, философский факультет

МГУ им. М.В.Ломоносова;  выпускники стали студентами  РГГУ,   исторического факультета МГПУ, гуманитарных факультетов многих столичных ВУЗов, один из выпускников учится на  факультете общественных наук Карлова университета в Праге.

               Формой внедрения эксперимента в образовательную практику явились: программа по риторике, программы по литературе и истории, система интегрированных уроков предметов гуманитарного цикла, система театральных уроков; научно-практические конференции на базе школы, сценарии уроков, сценарии спектаклей, статьи в журналы и научно-методические сборники, научные отчеты. В систему воспитательной работы школы были внедрены: спектакли к Новому году, празднование Дня лицея, заседания дискуссионного клуба, система экскурсионной работы по Пушкинским местам.

               За годы существования эксперимента ГОУ СОШ №610 принимала активное участие в традиционных мероприятиях  инновационной сети «Пушкинское слово»: в городском конкурсе сочинений старшеклассников, олимпиадах по русскому языку для начальной школы, историко-литературных олимпиадах для старшеклассников, олимпиадах по риторике, Праздниках русского языка, славянской письменности и культуры, Фестивалях мировоззренческого кино.

                  Эксперимент обеспечен научными консультациями директора  Пушкинского института  кандидата филологических наук Голубцовой Л.В., институт также оказал большую помощь в получении научно-методической литературы по проблемам эксперимента, учебников.

 

                                       

Заключение.

          Настоящая работа была посвящена разработке модели экспериментальной деятельности в образовательном учреждении на примере ГОУ СОШ №610 ЦОУО ДО  г. Москвы.  

          В процессе исследования на основе анализа компонентов методической системы экспериментальной деятельности, научных предпосылок внедрения инноваций в образовательный процесс было определено место эксперимента в практике образовательных учреждений.

           Установлено, что процесс управления школой должен способствовать развитию творческих способностей субъектов педагогического процесса. Данные, полученные в ходе исследования, рассмотрение сущности подхода к построению системы управления образовательным учреждением, результаты экспериментальной деятельности помогли разработать аспекты управленческой модели учебного заведения, направленной на развитие творческих способностей.

             Была построена модель системы управления, включающая в себя этапы экспериментальной работы, цели управленческой деятельности, содержание, ориентированное на создание условий для творческого  развития педагогического коллектива.

             Принцип постоянного обновления реализуется во всех компонентах образовательного процесса, но в разной степени, и поэтому возникает необходимость сбалансированности управления. В условии постоянного обновления необходима передача ответственности в управлении качеством образования самому исполнителю – ученику, учителю, руководителю. Принцип горизонтальных связей в управлении играет значимую роль, поскольку оценка качества образовательного процесса передана самим

участникам. Необходимо активизировать внутренние ресурсы личности, обеспечить формирование способности анализа ситуации, планирования, конструирования результата собственной деятельности.

            Огромна роль руководителя экспериментальной деятельности. Руководитель не может быть только менеджером, он хорошо должен знать сам объект, управление и процессы, протекающие в нем. Руководитель должен уметь учиться, постигать новое, владеть современными способами информационного общения, методами представления и обработки информации. В основе управленческой деятельности  учебного заведения лежит принятие нетрадиционных решений, что требует от руководителя определенного уровня «допустимого риска».

                В данной работе был описан алгоритм развития экспериментальной работы в школе, проверены эффективность и целесообразность разработанной системы. Таким образом, данная программа управления экспериментальной работой на примере  участия ГОУ СОШ №610 в городской инновационной сети «Пушкинское слово» позволяет сделать вывод о том, что образовательное учреждение, далекое от фундаментальной науки, может и должно использовать предоставленную ему возможность исследовательской деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Городская целевая программа «Столичное образование – 4».
  3. Филиппов В.М. Модернизация Российского образования ( Доклад и.о. Министра образования В.М.Филиппова на Коллегии Министерства образования РФ 25 февраля 2004 г.)  - «Педагогика», 2004 ., №3, с. 3-11.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, - «Вестник образования»,  2002 г., № 6, стр. 11-40
  5. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г.: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны. – М., 2004 .
  6. Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе: Дис. доктора пед. наук. – М., 2001.
  7. Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. – М., 1999.
  8. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1988
  9. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности. – М., 2002.
  10. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 2006.
  11. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения. – М., 2008.
  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., Педагогика, 1986
  13. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М., 1996.
  14. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей. – М., Центр педагогического образования, 2008.
  15. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) . Под ред. М.М.Поташника. – М., 2006
  16. Московская Школа будущего: Альбом. - сост. и общ. ред. Л.В.Голубцова, канд.фил.наук, директор «Пушкинского института», М.В.Половкова, канд.псих. наук, зам. Директора НИИ ИСРОО – М., Пушкинский институт, 2007.
  17. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996.
  18. Новиков А.М. Научно- экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.
  19. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. – М.,2007.
  20. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М., 2001.
  21. Овчинникова Е.Г. Культура опытно-экспериментальной работы учителя. – Кемерово, 1997.
  22. Организация деятельности экспериментальных площадок. Вып. 3. – М., 1998.
  23.  Полякова Т.Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра. – М., 2006 .
  24.  Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М., Центр «Педагогический поиск», 2007.
  25. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001.
  26. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования: Практическое руководство. Под научн. Ред. Е.В.Хижняковой. – М., Пушкинский институт, 2008.
  27.  Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М., Издательский центр «Академия», 2006.
  28. Эксперимент в школе: организация и управление. Под рнд. М.М.Поташника. – М., 1991.
  29.  Экспериментальное образовательное пространство города Москвы . Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента  образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005.

Место

Время

ЦЕЛЬ

Возможность

Потребность

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

19в. - расцвет экспериментальной деятельности русской школы портретистов. Беседа по теме портрет. Смешанная техника в портрете.

« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они ...

Информационная карта экспериментальной деятельности школы

Статья, описывающая развитие экспериментальной деятельности в школе. Содержит описание информационно-педагогических условий для работы школы в качестве экспериментальной площадки....

Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

Программа экспериментальной деятельности школы

Программа экспериментальной деятельности школы....

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

Педсовет "Экспериментальная деятельность в школе: проблемы и достижения"

Цель: управление экспериментальной и инновационной деятельностью в школе и создание условий для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс....