Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни".
план-конспект урока (10 класс) на тему

Шабаева Лилия Васильевна

Данный урок поможет учащимся  актуализации представлений  о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обществознания и  психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни".

10-й класс

                                                 Шабаева Л.В. и Волков Н.А.

                                              МКОУ Новобирюсинская СОШ

       п. Новобирюсинский, Иркутская область, Тайшетский район

Задачи:

1. Образовательные:

  • способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

2. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; цветная бумага для упражнения “Снежинки”;  учебные листы; дидактический материал для групповых заданий (разрезанные определения конфликта; конфликтные ситуации).

Ход урока.

I. Организационный момент

1. Приветствие, проверка готовности к уроку

 Добрый день. “Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”. 

Мы с вами общаемся ежедневно, вы постоянно общаетесь с друзьями, учителями, родителями. Общение, как вы знаете, происходит через социальные взаимодействия людей, с формами социальных взаимодействий мы с вами начали знакомиться на предыдущих уроках. Вспомните, с какими двумя формами социальных взаимодействий мы познакомились на предыдущих уроках? (сотрудничество и соперничество).

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одной формой социальных взаимодействий. А что это за форма, попробуйте определить, посмотрев отрывок из художественного фильма.

II. Изучение нового материала

А) Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

Б) Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена”

В) Пожалуйста, ребята, кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…) Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

И тема нашего урока… (называют) Конфликт в нашей жизни. Запишите её в учебных листах (Приложение 1).

1. Понятие конфликта

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами. 

Б) Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта.

3. Восприятие нового учебного материала.

 А) Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus – столкновение.

Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим. (Работа в группах).

  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
  2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
  3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

Запишите определение понятия в учебных листах.

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

 А) Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее?

( противоречие; две стороны).

Б) Какие же признаки, элементы конфликта можно выделить?

( Основные структурные элементы конфликта.

  1. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (участники).
  2. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).
  3. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).
  4. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).

Б) Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах

3. Причины конфликтов.

6. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

7. Восприятие нового учебного материала.

 А) Причины конфликтов – это рассогласование:

  1. Целей, интересов.
  2. Взглядов, убеждений.
  3. Личностных качеств.
  4. Понимания информации.
  5. Ожиданий, позиций.

Б) Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах

В) Упражнение “Снежинки”

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).

Г) Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

 4. Типология конфликтов

8. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится). 

 Б) Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые).

Виды конфликтов запишите в учебных листах.

Сейчас, проанализируйте предложенные ситуации в группах и определите вид конфликта.

Ситуации:

  1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
  2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
  3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (межличностный)

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все конфликты проходят три стадии.

Стадии конфликтов (стр.165-166 учебника): прочитайте в учебниках о трех стадиях конфликта, их определения запишите в учебных листах.

А) предконфликтная – это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Б) конфликтная стадия – это совокупность определенных действий, характеризующаяся столкновением противоборствующих сторон.

В) послеконфликтная стадия – принятие мер для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами.

Работа в группах с раздаточным материалом.

Ответ (а – предконфликтная ситуация – вызванные необходимостью сократить штат сотрудников; б – конфликтная стадия – администрация – кандидаты на увольнение, оговорены условия увольнения; в – послеконфликтная стадия – сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу.)

5. Значение конфликта

11. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

А) Постановка проблемного вопроса

Случались ли в вашей жизни когда-нибудь конфликтные ситуации – с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями? Есть ли в классе такие ребята, у которых ни когда в жизни не случалось абсолютно ни каких конфликтных ситуаций, хотя бы самых простых? Нет.

Б) Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа).

К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.

С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.

В) По словам Маргарет Фоллет, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать.

III. Подведение итогов урока.

А) Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился. (Дети делают выводы: узнали, что такое конфликт, конфликтология, структура, причины, виды конфликтов, положительные и отрицательные стороны)

Б) Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.

В) Это только начало вашего знакомства с конфликтологией и конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому.

Г) Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество.

IV. Сообщение домашнего задания

  1. Желающим подготовить сообщения: «Конфликтология как наука», «Известные конфликтологи», «Поведение в конфликте».
  2. § 15, стр.164 – 166, выполнить задание 2 на стр. 172 учебника.

3.  Составьте синквейн со словом «Конфликт»:

  1. Существительное;
  2. Два прилагательных;
  3. Три глагола;
  4. Фраза из 4 слов;
  5. Слово синоним (новая интерпретация темы).

V. Рефлексия.

А сейчас я прошу вас высказать своё мнение об уроке. Обведите кружком один из пунктов. (Приложение 3)

  1. Нужно, полезно, интересно, необходимо.
  2. Страшно, сложно, неинтересно, обременительно.
  3. Бесполезно, бесперспективно, безразлично.

                                                                                                         

Приложение №1

УЧЕБНЫй лист 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ                в 10 классе

Тема: «_______________________________________________________»

  1. Ассоциации со словом «конфликт»: _________________________________________ ________________________________________________________________________
  2. «Конфликт» происходит от латинского conflictus - ___________________________
  3. Конфликт - это _________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Структура конфликта (зарисуйте):

  1. Основные структурные элементы конфликта:
  1. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (участники).
  2. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).
  3. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).
  4. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).

  1. Причины конфликтов: __________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Типология конфликтов:

  1. Стадии конфликтов:

А) предконфликтная - _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) непосредственно конфликт - _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

В) разрешение конфликта - ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Значение конфликтов (положительное и отрицательное):

положительное значение

отрицательное значение

домашнее задание:

1.Желающим подготовить сообщение: «Поведение в конфликте».

2.§ 15, стр.164 – 166, выполнить задание 2 на стр. 172 учебника.

      3. Составьте синквейн со словом «Конфликт»:

- Существительное;

- Два прилагательных;

- Три глагола;

- Фраза из 4 слов;

- Слово синоним (новая интерпретация темы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Обществознание – английский язык»

•Форма:современный интегрированный урок.•Вид:учебно-практическое занятие.•Тип:закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.•Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический...

Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"

Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...

Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни" (10-й класс)

Сегодня конфликтные отношения постоянно возникают во всех сферах человеческой деятельности и порождают массу различных последствий. Причем не всегда эти последствия абсолютно негативны. Часто возникно...

Интегрированный урок "Искусство человеческого общения»

Интерированный урок, проведенный совместно с психологом лицея Зыковой Е.К....

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига

Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзи...