Представление инновационного опыта
учебно-методический материал по теме

Использование компьютерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innov_chik.odt49.62 КБ

Предварительный просмотр:

                         МОУ Мордовскопошатская СОШ Ельниковского

                         муниципального района Республики Мордовия

               Представление инновационного опыта

       Тема: « Компьютерные технологии как средство активизации познавательных интересов учащихся на    

             уроках русского языка и литературы».

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Чикарева В.Д.

2013 г.

1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти  были сказаны, когда о компьютерных технологиях еще никто и не помышлял. Но, мне кажется,эти слова  о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

       Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития познавательных интересов учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Образование не осталось в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе как никогда  актуально. ИКТ на сегодняшний день являются одним из главных средств развития познавательного интереса учащихся, отсюда  и  выбор темы моего педагогического опыта: «Компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

      Именно ИКТ являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

  1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

    Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость.Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение ИКТ позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.  

      Основополагающие принципы:

-Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;  

- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- Интерактивность и диалоговый характер обучения ( ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения).

 -Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

 -Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

3.Наличие теоретической базы опыта

 

 В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М .И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьнико.                                                                                                                                           В последнее время появилось значительное количество работ, исследующих зависимость развития познавательного интереса от преимуществ использования печатной, аудиовизуальной культуры, Интернета, новых информационных технологий (Ю.Д.Батаева, А.Е.Восткрунский).

      В 2006 г. я прошла обучение  по курсу «Интернет-технологии» в Мордовском Центре Федерации Интернет Образования; в 2010 - курсы по обучению детей-инвалидов. В настоящее время, кроме работы в общеобразовательной школе, 3-й год участвую в проекте дистанционного обучения детей-инвалидов. В своей практике использую существующие  методические материалы и создаю собственные, адаптированные под действующие УМК.

  1. Ведущая педагогическая идея

К.Д.Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. 

 Я думаю, что для достижения высоких результатов в процессе обучения нужно расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

 

5. Оптимальность и эффективность средств

        

        Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»),  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной и самими учащимися. Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

        Основным девизом  в моей работе являются  слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни, а педагогики в первую очередь: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

6.Результативность опыта

 Применение  ИКТ в образовательном процессе:                      

 -позволяет индивидуализировать процесс обучения;                                                                                                    

 -повышает интерес к урокам русского языка;                                        

 -активизирует познавательную деятельность учащихся;                                                                                                

 -развивает их творческий потенциал;                                                                                    

 -делает урок  современным

Результативность применения данной опыта проявляется в:

-результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА

-качестве знаний учащихся по русскому языку и литературе

-участии детей в конкурсах и научно- практических конференциях

  1. Возможность тиражирования

Материалы из опыта работы опубликованы на сайте: http://nsportal.ru.  Проведение открытых уроков, ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРАХ и  ПЕДСОВЕТАХ, внеклассная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Представление инновационного опыта работы учителя английского

Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...

Представление инновационного опыта

В данной статье представлен инновационный опыт работы учителя технологии Чернядьевой Т. А....

Публичное представление инновационного опыта.

Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...

Представление инновационного опыта

Представление инновационного опыта учителя математики...