Программа по патриотическому воспитанию "Патриот"
проект по теме

Маркачева Ирина Валерьевна

Программа по патриотическому воспитанию "Патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

« Рассмотрено»                                                                                   « Утверждено»

На педагогическом совете                         Директором МКУ « Чеховская ООШ»

Протокол № _1_от _30.08.2012г             Приказ №__97___ от_30.08.2012г.__

Программа патриотического воспитания

 учащихся « Патриот»

МКУ « Чеховская ООШ»

 Нижнеудинского района Иркутской области

Разработчики: Маркачева Ирина Валерьевна,

                     Ермолина Елена Ивановна

С.Чехово

2012г.

Паспорт  программы

«Патриотического воспитания учащихся « Патриот»   МКУ «Чеховская основная общеобразовательная школа» Нижнеудинского  района Иркутской области на 2012-2015 годы»

Наименование  Программы

Паспорт  программы

«Патриотического воспитания учащихся « Патриот»   МКУ «Чеховская основная общеобразовательная школа» Нижнеудинского  района Иркутской области на 2012-2015 годы»

Основание для  разработки

Концепция Духовно- нравственного воспитания, Устав МКУ « Чеховская ООШ»

Разработчики

Маркачева Ирина Валерьевна, Завуч по УВР

Ермолина Елена Ивановна, ст. вожатая

Основные цели Программы

Создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Основные задачи Программы

©    Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.

©    Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

©    Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.

©    Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

©    Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.

©    Повышение  качества патриотического воспитания в школе.

Сроки

реализации программы

2012-2015 годы

Исполнители мероприятий программы

Педагоги и учащиеся МКУ « Чеховская ООШ»

Система реализации и

контроля исполнения

Программы

- координацию деятельности по реализации программы осуществляет директор учреждения МКУ « Чеховская ООШ.» Практическую работу осуществляют исполнители Программы: педагоги школы,  пионерская организация « Россияне»

Ожидаемые результаты программы

- становление системной и комплексной работы по духовно-нравственному,  патриотическому  воспитанию и просвещению  учащихся и родителей;

- существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского, патриотического сознания в детской   среде;

- формирование  культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям.

Программа  патриотического  воспитания учащихся

« Патриот» МКУ «Чеховская основная общеобразовательная                                                  школа»

                                  1.Краткое обоснование создания программы.

  Программа патриотического  воспитания молодежи все чаще               определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике.    Это означает, что нам, россиянам исключительно важно, каким будет ЧЕЛОВЕК       будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.    

К сожалению, ни для кого не является секретом, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе.

 Пожилые люди и инвалиды, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою невостребованность, слабую социальную защищенность, оторванность от общества.  Вовлечение их в общественную и культурную деятельность, материальная и моральная поддержка помогают им преодолеть комплекс ненужности, наполнить реальным содержанием право человека на достойную старость. В связи с этим возникла необходимость привлечения школьников для оказания действенной помощи  через создание тимуровского отряда (учащиеся школы) для социальной поддержки ветеранов и тружеников тыла.

Остро переживая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, мы решили приступить к разработке программы, направленной на создание отлаженного механизма адаптации современной молодежи к ветеранам и труженикам тыла путем формирования позитивного отношения к людям старшего поколения.

Введение.

        Программа  патриотическое воспитание учащихся  МКУ « Чеховская ООШ»

 Нижнеудинского района на 2012-2015 годы» разработана на основе Концепции духовно – нравственного воспитания, Устава школы. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся нашей школы.:

совершенствование процесса патриотического воспитания;

подготовка граждан к воинской службе;

развитие научно-теоретических и методических основ  патриотического воспитания;

информационное обеспечение в области патриотического воспитания;

Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 3 года (с 2012г. по 2015г.).

Реализация программы проходит в три этапа:

Дата начала эксперимента – сентябрь  2012 года. Сроки этапов: организационный - 2012-2013, основной- 2013-20014г., заключительный- 2014-2015; дата окончания эксперимента - 2015г.

Патриотическое воспитание  понимается составителями программы как системная и целенаправленная  педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремлению выполнения  своего гражданского долга.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

 Время летит. Вот уже вся страна готовится отмечать следующую годовщину Победы. Жизнь отдалила трудное и героическое время В.О.В от нынешнего поколения юных россиян. Часто, начиная со дня окончания войны, провозглашая лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто», мы по ряду причин и обстоятельств мало что делаем, чтобы этот призыв в полном смысле был воплощен в реальную жизнь. А власти ещё меньше делают для увековечения памяти героев нашего села, отдавших свою жизнь за Отечество. К сожалению о ветеранах В.О.В и тружениках тыла, зачастую,  вспоминают  только в День Победы. И обидно становится порой за то, что люди, жившие рядом с нами в одном селе, отдавшие свою молодость защите Отечества, трудовым подвигам не заслужили нескольких строк на страницах местной газеты.    Эти факты говорят нам не только о недостаточном патриотическом воспитании подрастающего поколения.    Работа по патриотическому воспитанию молодежи в целом школе и селе должна занимать одно из главных мест. Эта работа помогает формировать нравственные качества, гражданскую ответственность, уважение к истории, к культуре всей страны, хранению традиций народа.   Встречаясь с очевидцами  событий того времени, изучая документы, записывая воспоминания, совершая походы, учащиеся хорошо чувствуют атмосферу того времени, настроение, силу духа и мужества людей, отстоявших свою Родину.                                                                                                  Патриотическое воспитание молодежи должно осуществляться совместно: школа с культурой и администрацией села.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

          Сегодняшнее поколение не знает родословную своей семьи, не чтит семейные традиции, складывавшиеся годами, мало проявляет дань уважения к прошлому своих предков. Недостаточно знает и особо не проявляет интереса к истории славных страниц Отечества.

Чтобы любить большую Родину, надо привить это чувство человеку к своей малой Родине, к тому месту, где  он  родился, жил и приносил пользу,  оставил свой след в памяти потомков. Молодое поколение  с легкостью расстается  с самым дорогим – со своей малой Родиной.

Во всем этом не столько вина самих молодых людей, а, сколько та политика, проводимая нашим государством в определенные годы.

 В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Чеховского муниципального образования, жителей села в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа школы.

Цель: Создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Задачи: ©    Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.

©    Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

©    Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.

©    Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

©    Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.

©    Повышение  качества патриотического воспитания в школе.

   Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

совершенствование процесса патриотического воспитания;

подготовка граждан к воинской службе;

развитие научно-теоретических и методических основ  патриотического воспитания;

информационное обеспечение в области патриотического воспитания;

 

Принципы построения программы:

  • принцип согласованности – все разделы программы имеют существенные признаки совпадения. Программа является сквозной. отдельно взятые блоки программы дополняют друг друга;
  • принцип полноты – программа включает в себя существенные элементы функционирования военно-патриотической работы в школе;
  • принцип целевого единства – все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы;
  • возрастной принцип – в программе учитываются возрастные особенности учащихся от 1 до 9 класса.

Открытость для творческого использования всеми исполнителями программы.

.Основные формы деятельности:

1. Учебная деятельность по предметам.

2. Система классных часов, нетрадиционных уроков.

  1.  Работа детских творческих коллективов: кружков, секций..
  2.  Конференции, семинары, концерты, праздники.
  3.  Система мероприятий библиотеки.
  4.  Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.
  5.  Участие в районных конкурсах, смотрах.
  6.  Организация родительского всеобуча.

10. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр,  

фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий.

11. Выставки творческих работ.    

12. 0рганизация работы школьного самоуправления.

13. Участие в акциях.

14. Организация встреч с ветеранами, шефство над престарелыми.

16.Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с  

    военнослужащими.

Основные исполнители программы:
         
Администрация МКУ «Чеховская  ООШ»         

  • Руководитель МО  классных руководителей.
  • Руководители кружков, функционирующих при школе.

•  Руководители спортивных секций.

Старшая вожатая.

  • Социальный педагог
  • Классные руководители 1-9 -х классов.
  • Совет дружины.
  • Родительский Совет  школы и классов.

 •Государственные, общественные организации, социальные
  службы.        

В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.

Социальные связи:

Администрация Чеховского МО.

Сельский дом культуры

Отдел по работе с молодежью и молодежной политики г.Нижнеудинска

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Военный комиссариат района.

Дом детского творчества

Краеведческий музей.

Совет ветеранов.

Библиотека.

Центр психологической помощи детям и  подросткам « Доверие»

Отдел опеки и попечительства.

К субъектам патриотического воспитания относятся:

-    семья,

-    ближайшее социальное окружение молодого человека,

-    школа,

-    учреждения дополнительного образования,

-    военно-спортивные кружки,

-    средства массовой информации,

-     государственные органы, осуществляющие патриотическое воспитание,        

Основные направления  реализации Программы патриотического воспитания  учащихся:

1.Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.

2.Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников:

2.1. Проведение массовых школьных мероприятий.

2.2. Экскурсионно-туристическая  деятельность.

     2.3.  Военно-спортивная деятельность.

     2.4. Краеведение.

     2.4.1. Исследовательская работа «Родина моих предков».

      Методическое обеспечение.

1.

Создание  медиатеки  для проведения уроков и тематических  классных часов

постоянно

Учителя

3.

Разработка сценариев традиционных  школьных праздников.

 Размещение информации на    

  школьном сайте

ежегодно

Классные руководители,  зам по ВР, учитель информатики

4.

Проведение тематического педсовета «Современные подходы к патриотическому  воспитанию учащихся»

ежегодно

Директор

5.

Разработка различных положений о спортивных и военно-спортивных соревнованиях

ежегодно

Преподаватель – организатор ОБЖ, учитель физкультуры

6.

Разработка инструкций по безопасности учащихся  при проведении экскурсий, походов

ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

                         

                        Механизм и условия реализации программы.

          Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по реализации программы (далее именуется - Совет). Порядок выборов данного Совета, равно как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения. В состав       Совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

          Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

          Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители, общественность, выпускники школы. При разработке программы учитывался опыт работы школы, современная обстановка, образовательная ситуация и тенденции развития

          В процессе реализации программы предполагается осуществить взаимодействие школы с  учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

Члены педагогического коллектива МКУ Чеховская ООШ:

- разрабатывают собственные модели и проекты гражданского и патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;

- вносят предложения администрации школы  по совершенствованию воспитательного и социализационного процесса детей и молодежи, повышению квалификации учителей школы;

- проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере гражданского и патриотического воспитания;

- определяют «болевые» точки в реализации программы и меры по их устранению.

Прогноз результатов реализации программы

В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, работники правовых, медико-социальных институтов, заинтересованных служб и ведомств, ветеранская организация, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

- повышение качества   и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

-   формирование гражданской грамотности учащихся;

- внедрение новых форм работы   и повышение эффективности патриотической работы;

-  обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;

-  развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего края;

-     улучшение условий для формирования патриотических чувств

Количественными результатами реализации программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%.

Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.

Повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся.

Разработка исследовательско- поисковых работ учащихся.

Оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

Формирование образа выпускника – социально значимой личности.

               Оценка эффективности программы обеспечивается:

- средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы ;

  • регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, методсоветах;  
  • проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания школы;
  • разработкой локальных актов, методических материалов, направленных  на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МКУ Чеховская ООШ ;
  • подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, временных творческих и научно-исследовательских коллективов, общественных организаций.

Ограничения и риски проекта:

1.Отсутствие опыта на уровне управленческого звена и педагогического коллектива;

2.Отсутствие качественной курсовой переподготовки учителей и классных руководителей  по гражданско-патриотическому  воспитанию;

3. Недостаток финансового обеспечения.

4.Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности.

Состав творческой группы по реализации программы патриотического воспитания «Патриот»

в МКУ « Чеховская ООШ» СОШ

№ пп

ФИО

Функциональные обязанности

Ответственность

1

Король Таисья Леоновна

Директор

Координатор проекта.

Мониторинг экспериментальной работы

2

 Ермолина Елена Ивановна

Ст. вожатая, руководитель творческой группы,

Руководитель творческой группы, сбор аналитического материала

3

Маркачева Ирина Валерьевна

Зам. директора УВР, член творческой группы

Педагогические и методические  аспекты целостной системы гражданско-патриотического образования

4

Король Анастасия Алексеевна

Учитель истории, член творческой группы

Руководитель образовательного модуля

5

Ермакова Наталья Алексеевна

Учитель географии, руководитель краеведческого кружка

Руководитель образовательного модуля,

проект

6

Король Лариса Хамедовна

Учитель русского языка и литературы, член творческой группы, руководитель кружка « Юнкор»

Проект

8

Кобленева Елена Александровна

Учитель физкультуры, член творческой группы, руководитель спортивной секции

Проект

9

Кузнецких Анна Владимировна

Учитель ОБЖ, член творческой группы, руководитель кружка « ЮИД»

Проект

10

Агзамова Галина Петровна

Учитель  обществознания, член творческой группы,

Проект

11

Степанова Людмила Михайловна

Учитель начальных классов, член творческой группы

Проект

12

Борисова Татьяна Георгиевна

Учитель начальных классов, член творческой группы

Проект

                 Патриотическое воспитание школьников средствами

                                                учебного процесса

         

Любой классный руководитель - это, прежде всего, учитель-предметник.        

 Знание функций учебного процесса в системе патриотического  воспитания учащихся поможет учителю в постановке целей урока,
при отборе материала с патриотической направленностью, в опреде-
лении методов и форм организации деятельности, учащихся, то есть
тех важнейших элементов, без которых урок не обеспечивает решения
поставленных задач.        

        Реализация функций учебного процесса в патриотическом  воспитании требует соблюдения принципа единства содержательного и процессуального. Применение его в процессе подготовки учащихся к служению Отечеству вызвано тем, что отбор элементов общественной культуры, подлежащих усвоению, следует сопровождать поиском и формированием адекватных дидактических средств, обеспечивающих их эффективную «передачу» обучающимся.

Вопрос о функциях учебного процесса в системе патриотического воспитания обучающихся важен не сам по себе. Их уяснение необходимо, прежде всего, для совершенствования структуры, содержания, методов обучения, то есть факторов, которые обеспечивают выполнение этих функций. Только зная функции обучения, ориентированного на решение задач патриотического воспитания, можно решать практическую задачу повышения его организующей, направляющей роли по отношению ко всем другим школьным и внешкольным средствам подготовки учащихся к выполнению гражданских обязанностей созидателя и защитника Родины.

Обучение в школе выполняет ведущую развивающую функцию, поскольку в содержании учебных предметов отражены важнейшие нравственные, духовные ценности и культурные традиции нашего народа.

Важно, чтобы эти знания выполняли регулирующую роль по отношению к процессу овладения патриотической деятельностью,  чтобы материал учебных предметов также расширял социальный опыт учащихся, а полученные знания переносились в практическую деятельность по укреплению и защите морали.

Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которые он располагает, и вносил свой «вклад» в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству.

Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможностей учебных дисциплин в патриотическом воспитании школьников.

  • уроки истории

На уроках истории  учащиеся знакомятся с героическими событиями отечественной истории, с историей Иркутской области, г.Нижнеудинска, с.Чехово, с традициями, изучают историю Великой Отечественной войны и роль советского народа в победе над фашизмом (Проведение конференций среди учащихся, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, классных часов, уроков мужества, посвященных Великой Отечественной войне, с приглашением ветеранов).  

  • уроки ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) 

Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс ОБЖ помогает обучающихся подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. В рамках  ОБЖ ежегодно в школе проводится конкурс « Безопасное колесо»

Факультативный курс « Край родной»

Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю.

В нашей школе сложилась целая система  по возрождению истинной любви к своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к историческому прошлому.

  • уроки обществознания

Уроки обществознания проводятся в  6 -9 классах. На таких уроках   обучающиеся  получают  гражданское образование, изучают Конституцию Российской Федерации.  Особое внимание уделяется подготовке  обучающихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей (изучение избирательного права и избирательного процесса). Обучающиеся знакомятся с понятием «цивилизация», изучают цивилизацию прошлого и современную, с духовными ценностями.

  • Уроки изобразительного искусства.  На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с художниками, проводятся конкурсы рисунков, например, «Как война коснулась нас», «Моя семья», « Моя родословная», « Мои корни» и т.д.

  • уроки литературы и русского языка

На уроках литературы происходит знакомство с художественной литературой о Родине, семье, исторических событиях, проводятся различные конкурсы чтецов. Обучающиеся получают знания о фольклоре, библиографические и  историко-культурные сведения, знакомятся с лирическими жанрами и формами. Изучение литературы дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Через изучение произведений происходит осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне.

  На уроках русского языка учащиеся пишут различные тематические сочинения, диктанты, изложения на патриотическую тему, пробуют сочинять стихи, рассказы.

  • уроки музыки

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое      

                             воспитание в урочное время

1.

Проведение уроков в библиотеке

Согласно тематическому планированию

Библиотекарь

2.

Проведение интегрированных уроков истории, литературы, ОБЖ, МХК по патриотическому воспитанию

согласно тематическому планированию

Завуч,

учителя-предметники

3.

Проведение нестандартных уроков на патриотическую тему

ежегодно

Завуч, учителя-предметники

4.

Включение в урок содержания по патриотической направленности

постоянно

Учителя-предметники

5.

Проведение уроков с использованием ИКТ

постоянно

Учителя-предметники

6.

Проведение конкурса « Безопасное колесо»

ежегодно

Учитель физкультуры и  ОБЖ


             
Патриотическое воспитание во внеклассной работе

         Принципы планирования патриотического воспитания учащихся

Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью обучающихся,  способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг.

На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.

Выбор организационных форм патриотического воспитания осуществляется:

1) исходя из количёственного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятий);

2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно-иллюстративные, поисково-исследовательские);

3) с точки зрения основных направлений патриотическою воспитания (формы духовной, правовой,  военно-прикладной, физической подготовки).

  • классные часы 

Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

  • эмоциогенными
  • информативными

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на классных часах, а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции воспитанников.

Тематика классных часов:

  • “Русь, Россия, Родина моя” – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;
  • “Мы – славяне” – цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;
  • “День защитников Отечества” – проводится на каждой ступени обучения в различных формах;
  • “Запретный плод сладок” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;
  • “Дом – край – мир” – цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;
  • “Я – гражданин России” – цикл классных часов о выдающихся личностях села, страны;
  • “Опалённые войной” – цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;
  • “Здравствуйте все” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;  
  • “Выбираем профессию” – цикл классных часов по профориентации;
  • “Наши права и обязанности” – цикл классных часов по правовой грамотности;
  • «Герои Советского Союза - наши земляки»
  • Символика РФ и Иркутской области

Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения, не исключая включения других тем.

На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войны и тружениками тыла, интересными людьми, выдающимися личностями. Ветеранов войны и тружеников тыла, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Ученики приходят к ветеранам домой, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них и поэты, и представители различных специальностей.

      Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся

              Проведение массовых школьных мероприятий

Мероприятие

Время проведения

Исполнитель

1.

Мероприятия, посвященные  Победе в Великой Отечественной войне.

Вахта Памяти. Поздравление и встречи с ветеранами ВОв

апрель-май

Ст.вожатая

2.

Проведение месячника

военно-патриотической и

оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

ежегодно

февраль

Зам. по ВР,

кл.руководители

3.

Организация и проведение соревнований по

военно-прикладным и техническим видам спорта

ежегодно

Октябрь

май

Учитель физкультуры, преподаватель – организатор ОБЖ

4.

Проведение встреч учащихся с бывшими выпускниками, служившими в горячих точках.

ежегодно

С. Вожатая, кл. руководители

5.

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Защитники России»

ежегодно

Учитель истории, классные руководители

6.

Привлечение родителей и общественности к проведению массовых мероприятий

ежегодно

Зам. по ВР

7.

Проведение акций «Дом без одиночества», эстафета добрых дел «300 минут добрых дел», «Ветеран живёт рядом». Активизация тимуровского движения

ежегодно

Зам. по ВР,

классные руководители, старшая вожатая

8.

Встречи с  героями тыла, детьми войны

ежегодно

Классные руководители

9.

Районный фестиваль «А ну-ка, парни!»

ежегодно

февраль

Ст.вожатая

10

Проведение проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и предметников по патриотическому воспитанию учащихся

ежегодно

Зам. по ВР

11

Родительская конференция

«Наши дети – будущее России»

ежегодно

Директор школы

12

Пионерский слёт

ежегодно

Зам. по ВР,

старшая вожатая

13

Торжественные мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ

ежегодно

Зам. по ВР,

учитель истории

14

Фестиваль «Славься, Отечество наше свободное…»

ежегодно

Зам. по ВР,

учитель музыки

15

Героическая поверка, посвященная Дню памяти и скорби

июнь

ежегодно

Зам. по ВР

Старшая вожатая

16

Краеведческая конференция « Родина моих предков»

Ежегодно

февраль

Руководитель кружка « Патриот»

2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1.

Организация экскурсий для учащихся  по родному краю

ежегодно

Классные руководители

2

Проведение митинга у памятника воинам Великой Отечественной войны 1941-1945гг, Гражданской войны

ежегодно.

Классные руководители,  ст.вожатая

3

Образовательная программа  «Спортивный туризм»

2012/2013 уч. год

Учитель нач. классов

4

Организация походов

ежегодно

Руководитель спортивного кружка

5.

Всемирный День туризма

сентябрь

Руководитель экологического кружка

6.

Соревнования по спортивному ориентированию

сентябрь

Учители физ=ры

7.

Турслет

ежегодно май

Руководитель спортивного и экологического кружка

8.

Конкурс « Безопасное колесо»

    Ежегодно

май  

Руководитель кружка ЮИД

2.3.          Военно-спортивная

                      деятельность

1.

Участие в районной спартакиаде школьников

ежегодно

Учитель физкультуры

2.

Фестиваль солдатской песни

февраль

Учитель музыки

3.

Проведение военно-спортивной эстафеты  «А ну-ка,  парни»,

«Вперед, мальчишки»

ежегодно

Учитель физ-ры, кл.руководители

4.

5.

День защиты детей

Военно-спортивная игра «Зарница»

ежегодно

Руководитель спортивного кружка

Многие внеклассные мероприятия посвящены Родине, героическим страницам ее истории.   Главной целью этих занятий является раскрытие смысла такого понятия     как "любовь к родине", воспитание у юных граждан чувства уважения     и любви к своему отечеству. В зависимости  от наступления календарных праздников или исторических дат, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием, в образовательных учреждениях проводятся мероприятия согласно плана работы.

В ознаменование заслуг Вооруженных Сил нашей Родины установлены всенародные государственные праздники:

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов России.

23 февраля – День защитника Отечества.

9 мая – День Победы.

4 октября – День военно-воздушных сил РФ.

16 ноября – День ракетных войск и артиллерии.

17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения

Законом установлены 15 дней воинской славы России

18 апреля

День победы русских воинов во главе с благоверным князем Александром Невским над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.)

21 сентября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

7 ноября

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.)

10 июня

День победы Русской Армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)

9 августа

День первой в российской истории морской победы Русского Флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1780 г.)

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

8 сентября

День Бородинского сражения Русской Армии под командованием М.И.Кутузова с наполеоновской армией (1812 г.)

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

23 февраля

День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) — День защитников Отечества

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 г.)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)

27 января

День снятия блокады г. Ленинграда (1944 г.)

9 Мая

День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Гражданско-патриотическое воспитание через различные  районные мероприятия.

Наша школа принимает участие в следующих районных мероприятиях:

Мероприятие

Цели и задачи

НПК « Шаг в будущее»

Одна из задач конференции- формирование активной гражданской позиции, уважения к истории своего Отечества, к традициям своего народа.

Пионерская военно-спортивная игра «Зарница»

- возрождение традиций пионерства

-формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга…….

Народный праздник «Сурхарбан»,    « Сагаалган», Праздник улицы

- сохранение преемственности поколений, укрепление семейных и семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов;

- изучение истории своего рода, народа, родного края;

- возрождение национальных традиций, обычаев бурятского народа;

- поддержка и развитие традиций семейного творчества, усиление его роли в эстетическом, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения;

- сохранение летописей, эпосов, преданий, легенд;

- развитие устно-поэтического народного творчества.

Смотр-конкурс солдатской песни, посвященный Дню защитника Отечества

- формирование патриотических чувств и сознания юных граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного на защиту государственных интересов страны;

- возрождение, сохранение и развитие патриотических традиций, воспитание доброй памяти ко всему прошлому, героическим будням и ратным подвигам старших поколений нашей страны

Праздник, посвященный Дню славянской письменности

-патриотическое воспитание средствами краеведения;

- продолжение формирования интереса к своему культурному наследию;

- повышение статуса русского языка

Конкурс чтецов

-воспитание патриотизма и гражданственности  детей и подростков

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям

Фестиваль, посвященный Дню защитника Отечества «Славься, Отечество наше свободное…»

-воспитание патриотизма, гордости и уважения к подвигам защитников Отечества, а также сознательного и ответственного отношения к гражданскому долгу по защите Родины;

-популяризация военных знаний, прикладной физической подготовки, пропаганды военных специальностей и поднятие престижа военной службы;

-совершенствование и проверка физических и военных навыков учащихся, развитие чувства товарищества.

Традиционный легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы

       

 

                                Работа  детского самоуправления

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реализовываться как через содержание программ их деятельности, так и организацию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважительное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли, влияют на положительные изменения в государстве.

Изучение символики и символов Российской Федерации и                      Иркутской области

В формировании патриотических чувств у  школьников одно из ведущих мест принадлежит государственной и общественной символике. Обращение к ней в воспитательной работе со школьниками является одним из условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.

 Национальные символы — это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Символы отражают структуру национальных ценностей. Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственный Флаг, Герб и Гимн. Все эти символы отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и области и ее национальных ценностях.

При знакомстве на классных часах, на уроках истории и музыки и др. с государственной символикой (герб, флаг, гимн) используются компьютерные презентации (приложение )

В школе оформлен стенд с государственными символами РФ

Организация культурной, экскурсионной работы. Изучение культуры и истории нашей Родины, села, района.

  • Знакомство с историей, культурой, архитектурой нашей страны и области через уроки истории, литературы, музыки, МХК , классные часы.
  • Организация экскурсий учащихся 1-9-х классов .
  • Посещение выставок, концертных залов, музеев.

                                       

                                        Поисковая работа 

Одной из действенных форм деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение.  Поисковая работа помогает воспитывать самые разные качества, среди них целеустремленность, жажда активной деятельности, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность, а главное – желание помогать. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…» (Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский)

  • сбор материалов о ветеранах войны и труда, выпускниках школы, войнах-интернационалистах;
  • создание летописи школы (в том числе и фотолетописи), альбомов о земляках, учителях, пионерской организации, выдающихся выпускниках;
  • выпуск плакатов, буклетов и газет, посвященных поисковой работе;
  • организация публикаций по поисковой работе.

                                Работа со средствами массовой информации

  • публикации в районных газетах по проблемам патриотического воспитания;
  • публикации в журналах, участие в конкурсах методических разработок;
  • выпуск школьных газет.

 Формирование банка данных по теме 

  • разработка проектов;
  • разработка и применение тематических  компьютерных презентации: презентация школы, презентация «Пионерская организация- Россияне»
  • создание и пополнение папки «Материалы по патриотическому воспитанию».

Патриотическое воспитание средствами дополнительного образования

                           Патриотическое воспитание средствами краеведения

Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Школьное краеведение является  одним из  направлений общего краеведения.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании».

        В краеведческой деятельности формируются не только патриотические убеждения - она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения. Краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и  включает в себя многообразие форм и методов развития личности. Особенности краеведческой деятельности способствуют познанию социальной и природной  среды  и самопознанию школьников в окружающем их мире. То есть,  краеведение направляет учащихся на активное познание родного края.

        Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий - действительно актуальная проблема нашего времени.

        В своей работе педагогу необходимо учитывать, что краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

  • изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;
  • изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т. д.;

-изучение архивных документов, памятников истории, культуры  или природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музеев;

-проведение школьных экспедиций (экскурсий) - исторических, этнографических, археологических и др.;

-обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация краеведческого музея (уголка);

-использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

В краеведческой деятельности можно выделить четыре функциональные части: изучение самим учителем местного края, введение им накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни.

Начинать краеведческую деятельность следует с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. По мере взросления обучаемого характер работы усложняется

Дидактические задачи школьного краеведения можно выделить следующие:

  1. выбрать из многообразного краеведческого, материала доступный детям;
  2. расположить этот материал по учебным темам;
  3. собрать и обработать краеведческий материал;
  4. оформить этот материал;
  5. найти наиболее подходящую форму занятий по подготовленному материалу (экскурсия, беседа, чтение и т.п.).

Формы работы

Краеведческая работа в школе проводится в трех основных  формах: на уроках, на занятиях кружка,  во внеучебное время.

Традиционно программы основной школы предусматривают по ряду предметов (география, история, литература, история ) изучение родного края. Обязательны знание учителями основ краеведения, профессиональное владение методикой исследовательской работы.

Классному руководителю необходимо использовать все многообразие форм краеведческой работы, которые помогут ему в формировании ценностных ориентации и убеждений школьников, поддержании  интереса к исторической и  военной тематике.

Основные мероприятия краеведческой внеклассной работы

2.4. Краеведение.

1.

Проведение тематических классных часов «Лучшие люди села, района»

ежегодно

Классные руководители.

2.

Создание на школьном сайте страницы по краеведению и патриотическому воспитанию.

2013

Учитель информатики

3.

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

«Моя родословная», «Моя малая Родина», «Есть такая профессия Родину защищать»

ежегодно

Зам. по ВР,

учитель истории

4.

Участие учащихся в викторинах, конкурсах в районе по краеведению.

по плану.

Руководитель краеведческого кружка

5.

Исследовательская работа по истории школы, села.

ежегодно

Учителя-предметн., руководитель краеведческого кружка

6

Участие в районных  НПК

ежегодно

 Руководитель краеведческого кружка, учителя- предметники

7.

Программа «Семья – это нужно, семья – это важно»

2012-2014

Соцпедагог, Завуч по УВР

              Патриотическое воспитание в семье.

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота.

Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребенок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания.

Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, становится украшением семейного альбома.

       Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним подключаются взрослые. Фамильная честь, интерес к своему роду — это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, не помнящими родства».

Выпускник современной школы — это человек, знающий свою родословную, любящий свою малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков, в основе его поступков превалируют гуманистические цели и ценности. 

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения и т.д.

Поэтому для достижения поставленных целей патриотического                                      воспитания педагогическим коллективам школы  оказывается активная          поддержка семье. В школе действует программа «Семья – это важно, семья – это нужно», разработанная на 3 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ

Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...