" Как улучшить детскую память" (советы родителям)
материал по теме

Спиридонова Елена Владимировна

В данном материале говорится о видах память (тактильная, обонятельная, зрительная, слуховая). Предлагаются игры, упражнения и рекомендации по развитию памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент социальной политики

Муниципальное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7«Кораблик»

«Как улучшить детскую память»

(консультация для родителей)

Учитель-логопед: Спиридонова Е.В.

Курган, 2013 г.

Уровень памяти закладывается с первых лет жизни. Дети рождаются с различными способностями, в том числе и с различной памятью. Один ребенок легко запоминает стишок, а с другим над этим стишком надо повозиться. И далеко не последнюю роль играет специально созданная обстановка в доме. Память создает добрые предпосылки для умственного развития ребенка.

Перед родителями стоит каждодневная проблема – развивать память ребенка. Существуют различные виды памяти:

  • Зрительная;
  • Слуховая;
  • Тактильная;
  • Обонятельная.

У дошкольника превалирует зрительная память, т.е он то что видит – быстрее и лучше запоминает.

Главная особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без повторений и упражнений) забывает. Таким образом память дошкольника пластичная, нужна ее постоянная тренировка. Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр и упражнений. Такие игры направлены не только на улучшение памяти, но и на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют в целом росту общего интеллектуального уровня. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объема информации.

Тактильная память.

На этот вид памяти  очень  мало обращается внимания и в семьях, и  в д\садах. Но такая память важна для развития ощущений и формирования нужной человеку эмоциональности. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек  с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из толстого картона 10 дощечек размером 20 см. на 10 см. на оборотной стороне пронумеровать их от 1 до 10.

  • На дощечку № 1 наклеить кусочек меха;
  • На дощечку № 2  наклеить наждачную бумагу. Эта дощечка должна быть жесткой и шершавой;
  • На дощечку № 3 наклеить фланелевую ткань;
  • № 4 накапать расплавленный воск со свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;
  • № 5 взять толстый шнурок и наклеить сверху;
  • № 6 спички или маленькие палочки;
  • № 7 спички разломать и наклеить в беспорядке;
  • № 8 накрыть целлофаном, клеенкой, фольгой;
  • № 9 бархат;
  • № 10 наклеить ткань – вельвет или джинсовку.

Игра № 1.

Разложить  дощечки в ряд от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотреть, закрыть глаза и перемешать их. Задание: на ощупь разложить дощечки в нужном порядке.

Игра № 2.

Взять дощечку № 1, закрыть глаза и потрогать ее. Что напоминает ее поверхность? (кошку, шубу…). Взять дощечку № 4 . Потрогать с закрытыми глазами. Что напоминает эта дощечка? (кочки на болоте, застывшие капли варенья на блюдце…). Так со всеми дощечками.

Игра № 3.

Подобрать игрушки. Среди них должны быть мягкие, гладкие, шершавые. Потрогать их руками. Что при этом чувствуешь? Какую дощечку они тебе напоминают, покажи.

Игра № 4.

Составим сказку или рассказ из 10 дощечек. Сначала я вижу шершавую стену дома. Ищу шершавую дощечку. Она первая. Вспоминаю дальше. На стене дома окно. Ищу гладкую дощечку, похожую на стекло. Что было потом? Шел дождь и капли застывали на стекле окна. Следующая дощечка с застывшими каплями. А вот и кошка вспрыгнула на окно. Это мягкая дощечка и т.д.

Обонятельная память.

Это запоминание запахов. Нужно обратить внимание на приятные и неприятные запахи. Тренируем ребенка: «Как ты думаешь, что я заканчиваю готовить?» (борщ, компот или котлеты). «Какие духи я использовала?» (предварительно  познакомить с различными запахами. «Нужно ли сейчас проветрить нашу спальную комнату?». «Угадай по запаху варенье, сырые овощи, фрукты и готовые блюда».

Зрительная память.

Это профилирующий вид памяти, поскольку в основе лежат конкретные образы, которые он воспринимает зрением. Как бы ни была хороша память ребенка, ее нужно тренировать.  С этой целью проигрывать систематические игры и упражнения: «Сколько каких фигур?».

Количество фигур может быть меньше, а может быть и больше. Нужно при этом спросить ребенка: «Как ты считал?». Поучить его считать рационально (столбиками), последовательно и быстро. Смотреть можно 1 минуту и больше (зависит от возраста ребенка и способностей его памяти).

Д. и. «Чем отличаются веточки?»

Можно провести такие упражнения: «Что ты увидел смешного?» (показать шуточную иллюстрацию). Это формирует быстроту реакции на восприятие юмора. Показывать эти картинки 1 секунду. Придумывают шуточные рассказы. «Найди отличия», «Что перепутал художник». В отличиях воспитывается  наблюдательность, память.

д\игра: «Чего не стало?»

сама квартира представляет собой массу возможностей для тренировки памяти. Эта игра нравится детям. Мы убираем существенную деталь из кухни, например хлебницу. И задаем ребенку этот вопрос. Более сложный вариант игры: «Что изменилось?» (ту же хлебницу мы оставляем на кухне, но помещаем в другое место). «Миллион изменений» - играющий выходит за дверь и что-то изменяет в своем внешнем виде (снимает часы, сережки, снимает носки…). Ребенок должен сравнить с прежним видом и найти изменения. Можно усложнить: играющий ничего в себе не изменяет, а вносит  новое в изменении лица или позы.

«Использование ситуаций». Развивать зрительную память нужно постоянно.

Д\игра: «В чем сегодня наш папа пошел на работу?», «В какой книжке ты видел такую же иллюстрацию?», «Где у нас в квартире лежат эти вещи?», «Вспомните, что из зимней одежды вам нравится?» (спрашивать летом).

Слуховая память.

Тренируется во взаимосвязи со зрительной: читать ребенку сказку и показывать иллюстрации.

Слушание пластинок, дисков, кассет. Дома желательно иметь проигрыватель с набором пластинок; записи сказок, детских постановок, стихов, шуток, мультфильмов. К сожалению последние вытеснили другие формы подачи детского информационного материала. И малыши пассивно созерцают все, что нужно, а порой и не нужно. Знаменитая на весь мир Вальдорфовская педагогика, а именно ее методические положения, двойственно относятся к картинкам. Так, воспитатели таких детских садов не всегда стремятся показать детям сразу же готовые образы т.к. вслед за памятью не будет работать творческое воображение. Иное дело при прослушивании сказки. Воображая, малыш самостоятельно додумывает как выглядит герой сказки.

Разучивание стишков на слух.

Еще один из способов развития слуховой памяти – на слух разучивать стихи. В этом деле имеются родительские переборы: или вообще не разучивают, или разучивают большие стихи. Думается, что разучивать стихи только для развития памяти – односторонний подход. Не менее важно научить слушать стихи, развивать поэтический слух, понимать эстетику поэтических строк. Но такой подход не всегда осуществляется. Нужно обратить внимание на тщательный подбор разученных дома стихов. Не нужны для этого длинные стихотворения. Полезны будут произведения детских авторов: стихи С. Маршака, отрывки из произведений К. Чуковского. А как прекрасны стихи Фета, Никитина, Есенина, Ахматовой…Прибаутки и шутки – это не используемый кладезь и для памяти и для понимания народной мудрости. Смекалки, шутки, скороговорки… – малые формы фольклора. Они короткие по содержанию, емкие по смыслу, да и легко запоминаются.

Мы рассказчики.

Развивает память пересказ прочитанного, только без принуждения. Очень хорошо совместно пересказывать или осуществлять пересказы в лицах. («Давай сегодня я буду колобком, а ты лисой»). Может быть нет резона пересказывать весь текст, а лучше предложить ребенку после чтения рассказать ту часть (эпизод), который особенно запомнился.

Память следует развивать в естественной обстановке, не используя давление на малыша. Обратить внимание на ориентировку и важность формирования непроизвольной памяти. Во время любой деятельности параллельно заучиваются или повторяются полюбившиеся песни, стихи, сказки…при этом дошкольники учатся распределять свое внимание между двумя делами:деланием рук (рисование, лепка, конструирование…) и работой головного мозга.        



Предварительный просмотр:

Пожарная тройка.


Первые пожарники тушили огонь водой из бочки

Курганская пожарная каланча

Мужественные пожарники

Принадлежности пожарных



Предварительный просмотр:

Департамент социальной политики

Муниципальное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Кораблик»

Тема: «Словоизменение и словообразование  на основе лексической темы: « Патриоты России. Профессии»

Учитель-логопед: Спиридонова Е.В.

Курган, 2013 год

Цели:

  • Коррекционно-развивающая: развивать психологическую базу детей через использование игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Развивать патриотическое воспитание.
  • Образовательная: активировать словарь детей по теме: «Патриоты России», «Профессии».
  • Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к профессиям, знаменитым людям родного края. Познакомить с творчеством известного Зауральского хлебороба Терентия Семеновича Мальцева.

Оборудование: зеркала, картинки с изображением трактора, комбайна, колоса, пшеницы, комбайнера, работа сельскохозяйственных машин на поле; изображение на картинках хлебороба, комбайнера, пекаря, кондитера; слайды с изображением почетных граждан Кургана:

БРЫЗГАЛИН Виктор Степанович

ГОРБЕНКО Вадим Фёдорович

ИЛИЗАРОВ Гавриил Абрамович

ПАРЫШЕВ Николай Васильевич

МАЛЬЦЕВ Терентий Семёнович

ТРАВНИКОВ Герман Алексеевич

 ПОТАНИН Виктор Фёдорович

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечания

  1. Организационный момент.

  1. Объявление темы.

  1. Упр-е на формирование подвижности артик-го аппарата.

  1. Беседа, новый материал.

  1. Упр-е по формированию общей и мелкой моторики.

  1. Образование новых слов.

  1. Упр-я в практич-м усвоении предлога: НА, ПОД.

  1. Упр-я в практич-м усвоении прист. Глаголов: -ПРИ, -У.

  1. Упр-е в практическом усвоении Т.п. с предлогом ЗА.

  1.  Загадки.

  1.  Итог

- Сядет тот, кто вспомнит, где и кем работают ваши родители?

- А что такое профессия?

- Зачем нужна профессия?

- Сегодня мы поговорим о профессиях и вспомним о знаменитых людях нашего края.

Профессии все важны

Профессии все нужны,

Нужно только браться за дело

Очень старательно и умело!

Все люди работают, получают профессии и мы подготовим наши язычки.

-Пекарь, пекарь из муки испеки нам колобки (упр. «Лопатка»),

Да сушки – Ванюшке «Улыбка»,

Да крендель – Танюшке « Хоботок»,

Язычок наш строит дом,

В стену гвозди забивает молотком «Грибок»,

Красить домик нам пора-

Пригласили маляра «Маляр»,

Листья падают в саду,

Я их граблями смету «Оближем губки»,

Язычок наш дом построил,

А теперь он молодец, замечательный певец! « Лошадка».

Профессий очень много и знаменитых людей тоже. Курган славится:

БРЫЗГАЛИН Виктор Степанович

Преподаватель по классу баяна Курганского областного музыкального колледжа имени Д. Д. Шостаковича, заслуженный артист Российской Федерации, Почётный гражданин Курганской области. ТРАВНИКОВ Герман Алексеевич

Художник, секретарь Союза художников России, заслуженный художник.

 ПОТАНИН Виктор Фёдорович

Писатель, член совета писателей России, заслуженный работник культуры , лауреат престижных литературных премий, Почётный гражданин Курганской области.

ГОРБЕНКО Вадим Фёдорович

Директор государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №2», заслуженный тренер Российской Федерации.

ИЛИЗАРОВ Гавриил Абрамович

Выдающийся  хирург, специалист в области травматологии и ортопедии, доктор медицинских наук, профессор.

МАЛЬЦЕВ Терентий Семёнович

Полевод колхоза «Заветы Ленина» Шадринского района Курганской области, Почётный академик, Почётный гражданин России, лауреат Сталинской премии, Почётный гражданин Курганской области.

ПАРЫШЕВ Николай Васильевич

Генеральный директор ЗАО «Курганстальмост» в 1994-2008 гг., заслуженный строитель Российской Федерации, академик Академии Транспорта Российской Федерации, Почётный гражданин Курганской области.

Можно продолжать еще и еще, потому что Курган славится знаменитыми людьми.

Д. и: «Что общее?»

- Объединяет эти картинки профессия сельскохозяйственного работника, хлебороба.

Знаменитым хлеборобом нашего края является: Терентий Семенович Мальцев.

Послушайте о нем рассказ и выделите для себя не знакомые слова.

Мальцев Терентий Семёнович – выдающийся советский селекционер, хлебороб  сельскохозяйственного производства.
Родился  в селе Мальцево Курганской области в бедной крестьянской семье. Русский.  В родном селе прожил всю свою жизнь, с малых лет работал на хлебном поле.
Участник Первой мировой войны.
Еще в молодости начал на своём участке первые селекционные опыты: засеял своё поле крупными семенами. С этого времени свою  работу вёл на протяжении  70 лет.
Организовал
сельскохозяйственный кружок.  Был избран полеводом и  оставался полеводом до конца своих дней. Колхоз приобрёл известность по всей стране своими устойчивыми, высокими урожаями.
Почётный гражданин города Кургана.
В Курганской области учреждена  Премия имени Т.С.Мальцева за высокие показатели
в полеводстве. В родном селе Мальцево установлен бюст, был открыт Дом-музей Т.С.Мальцева.

- А сейчас поиграем:

Встаньте в круг

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

Что сготовишь, назови?

- как называется напиток из клюквы?

(напиток из клюквы называется клюквенный напиток)

- запеканка из творога?

- котлета из курицы?

- оладьи из картофеля?

- булочка из муки?

- борщ из свеклы?

- молодцы!

- Вспомним, каким трудом добывают хлеб? (по картинкам).

- А теперь от слова ХЛЕБ образуйте новые слова. (Хлебница, хлебный, хлебороб).

-Молодцы!

- Комбайн с косилкой едет НА поле.

- Растущие колосья находятся ПОД косилкой.

- Комбайн с косилкой…… ПРИехал.

- Машина с прицепом ……Уехала.

- Нужно сказать, что за чем стоит в гараже?

- Трактора стоят за комбайнами.

- Комбайны стоят за косилками.

Отгадайте загадки:

  • Какой конь землю пашет, а сена не ест? (трактор)
  • Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет? (комбайн)

  •  Весь из золота отлит, на соломинке стоит? (колос)
  • В поле метелкой, в мешке жемчугом? (пшеница)
  • Летом отдыха не знают,

Работают так скоро,

Хлеб наш добрый убирая,

Это… (комбайнеры).

- а кто может составить предложения, используя данные слова?

(Комбайнеры работают в поле на комбайне. И т.д.)

- О чем мы сегодня говорили?

- Каких почетных людей города Кургана вы запомнили?

- Чем они знамениты?

- Кто такой Терентий Семенович Мальцев?

- Чем он знаменит?

- Кто запомнил новые слова? Какие? Что они обозначают?

- Что было трудно? Интересно? Что запомнилось больше?

- Молодцы! На этом наше занятие закончилось, а дома нарисуйте любой рисунок по сегодняшнему занятию.

Дети садятся на свои места и отвечают на вопрос.

Ответы детей.

Дети берут зеркала.

Слайды.

На доске 4 карточки: (профессия пекаря, хлебороба, комбайнера, кондитера).

На доске слайды с изображением Т. Мальцева.

Разбираются вместе с детьми слова:хлебороб, селекционер, сельскохозяйственный, полевод.

Слайды.

Дети отвечают полным предложением.

Ответы детей.

На доске картинки, дети отвечают.

Дети по демонстративному действию хором заканчивают фразу логопеда.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадки.

Отгадки-картинки на доске.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям.

Безусловно, адаптация это сложный период для ребенка. В данном материале содержится некоторые рекомендации, благодаря которым родителям будет легче подготовить ребенка к поступлению в детский садю ...

Проект "Детские игры наших родителей" (дворовые игры XX века)

В настоящее время существует проблема исчезновения дворовых игр. На смену подвижным играм приходят игры в телефонах и планшетах, что является причиной формирования неправильного образа жизни и ухудшен...

Взаимодействие детского сада и родителей

Взаимодействие детского сада и родителейпо развитию у детей творческих способностей...

Предметная съемка или как улучшить фотографии детских поделок.

Главная цель предметной съемки – наиболее достоверно и четко представить работы ребят, это нужно, например, для того, чтобы отправить их на конкурс и фотография как можно реальнее представ...

Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.

Консультация для родителей: "Если в семье одаренный ребенок"....

Чтобы ребенок захотел в детский сад: советы родителям

 Подходит ваша очередь в детский сад, и вы планируете, что малыш вскоре начнет туда ходить. Как подготовить ребенка к детскому саду? Как облегчить ему адаптацию? Что можно делать уже сейча...

Совместная работа детского сада и родителей по познавательному развитию ребенка

    На сегодняшний день развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Ребёнок познает мир по принципу: что вижу, с ...