Эссе. Исполненные долгом...
статья на тему

Бахарева Татьяна Алексеевна

Размышления о времени, о школе, о себе...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolnennye_dolgom._esse.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2011»

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»

Исполненные долгом…

                                                                                         Высший подвиг в терпенье

                                                                                                             Любви и мольбе.        

                                                                                          А.Хомяков

              Как жить достойно? Что значат и как понимать сегодня слова нашего великого земляка, мудрого педагога, писателя – философа Л.Н.Толстого, который утверждал, что «надо хорошо жить перед теми, которых воспитываешь»?  Народная мудрость гласит: «Один добрый пример лучше ста слов». Сколько глубины, ясности в словах простых и понятных каждому, даже не очень образованному человеку. «Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание», - писал Л.Н.Толстой. Какая простая формула жизни любого человека, какой мудрый совет для педагогов, но как не просто следовать этому совету! А как важно создать для ребенка благоприятную среду, чтобы рядом с ним оказался хороший воспитатель, честный и порядочный, любящий искренне и открытый. Именно открытый.

               Ученики больше ценят и любят искренность и открытость в своих педагогах. Дети улавливают малейшую фальшь в словах учителя, если он их произнес шаблонно, «как положено», но без души, что-то утаивая…

           Мы живем в небольшом поселке, поэтому практически все знаем о своих воспитанниках и их родителях, родителях, которые совсем недавно еще сами сидели за партами, решали задачки, читали стихи, влюблялись, дружили, ссорились.… От пытливых и любознательных взглядов ребят ничто не ускользнет, поскольку они тоже о нас, педагогах, все знают: как мы живем, что происходит в наших семьях, чем увлекаемся и чем дорожим. Если твоя жизнь безупречна, не запятнана, то слова, обращенные к детям, будут услышаны и правильно истолкованы ими. «Дети хотят знать не то, насколько взрослые умны и разумны, а насколько честны, правдивы, сострадательны, есть ли совесть», - утверждает мой любимый писатель и педагог Л.Н.Толстой. И долг каждого из нас – следовать мудрому совету «знатока душ человеческих», чтобы не сетовать потом на неблагодарность или жестокость своих воспитанников.

        Я много лет работаю в школе. И каждый день, проведенный в стенах школы в обществе детей самого разного возраста, придает мне сил,  душевных,  нравственных, вселяет надежду, придает уверенности в том, что правильно выбрана когда-то дорога, дорога добра, по которой веду детей к свету, любви… Главное, чтобы было сделано на этом пути как можно меньше ошибок. Ошибки учителя не так заметны, как ошибки, например, врача, как утверждает героиня одного известного кинофильма, но они не менее опасны. Ошибок будет меньше, если воспитатель будет постоянно воспитывать себя. А это не просто! Не хватает терпения? Или, может быть, считаем, что мы все знаем и понимаем? Но ведь жизненный опыт, приобретенный со временем, не есть рецепт, как воспитывать подростков.

«Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей…»,- подсказывает Л.Н.Толстой.

        Не раз приходилось наблюдать за тем, как дети трудятся на уборке территории школы. Вот класс… подметает дорожки, девочки собирают мусор, мальчики выполняют более «тяжелую», мужскую работу. Кажется, что ребята работают одни, без педагога… Но нет, учитель вместе со своими подопечными трудится бок о бок. И кто же позволит себе в этот момент «отлынивать» от работы! Стыдно будет…

        А вот подхожу к стенду, где видно, насколько классные коллективы активны в жизни школы, района, области. Рейтинг высок у тех коллективов, которыми руководят учителя с активной жизненной позицией: сами являются участниками различных конкурсов, мероприятий. Дети тянутся к таким педагогам и хотят им соответствовать.

           Сегодня недостаточно одного авторитетного слова педагога – учителя, чтобы молодые люди выросли нравственными людьми, с определенным багажом знаний. Родители – вот главный пример в воспитании детей, семья – вот та атмосфера, от которой зависит, каким станет подрастающее поколение. Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В жизни каждого из нас семья многолика: для одних – надежный тыл, для других – поле боя, где все «бьются за собственные интересы, раня друг друга грубым словом, невыдержанным поведением». Это современная семья, переживающая кризисные явления, «больная» теми же недугами, что и общество в целом. Проблема воспитания детей сегодня стоит наиболее остро, как никогда, а решать ее надо, решать совместными усилиями. Традиционный идеал семьи необходимо возрождать, ведь ключевые нравственные принципы семейного взаимодействия – это любовь, верность, преданность, почитание родителей, предков. На это указывает Л.Н.Толстой в своих статьях «О воспитании», в художественных произведениях. Слова великого писателя никогда не устареют: «Делай что должно, и будет как нужно». Но как быть, если родители далеко и далеки от своих детей, заняты одним вопросом: как заработать деньги? Какими вырастут дети, если видят, что отцы живут вне дома не по роду своей любимой профессии, а по необходимости, так диктуем время. Семьи нет, традиции ушли в прошлое, подростков воспитывает Интернет.

        И только тот самый маленький островок, островок добра и любви, еще живет, и делает «что должно», - это школа. И я смею надеяться на то, что «будет как нужно», а «иначе зачем на земле этой вечной живу», зачем когда-то выбрала нелегкий путь, усеянный отнюдь не розами, путь учителя, тернистый, но такой родной и любимый.

Бахарева Татьяна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Мой долгий путь в профессию.

Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем.  Очень приятно, что я...

Эссе "По призванию, по долгу, по душе..."

Эссе о коллеге на конкурс "Учитель года Астраханской области  - 2011"...

Сценарий митинга, посвященного воинам, погибшим при исполнении воинского долга

Данный материал носит название "Сценарий митинга, посвященного памяти воинам, погибшим при исполнении воинского долга. Этот сценарий был разработан в предверии дня победыи предназначался для пр...

Общешкольное мероприятие , посвящённое событиям в горячих точках:Афганистане и Чечне "Солдатский долг исполнен ими свято!",а также памяти жертв терактов на территории России и бывших союзных республик

25лет, как закончились боевые действия наших войск в Афганистане, воцарился мир на Чеченской земле. Прошло около 70 лет, как зачехлили стволы орудий солдаты Великой Отечественной войны, а в мире неспо...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Мини-исследование о Памятном знаке в честь моряков-подводников, погибших при исполнении служебного долга в 1942 г.

в 2015г, в честь 70 летней годовщины Победы в Великой Отечественной войны в Хабаровском крае, как и во всей стране  был организован проект "Карта памяти". В рамках данного проекта нужно было пров...