"Добро и зло" конспект урока по светской этике
план-конспект урока на тему

Наталия Александровна Кулешова

"Добро и зло" конспект урока по светской этике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Добро и  зло»

 

. Цели:

-формировать нравственные качества;

- развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;  

 воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование:

 «Сердце Доброты», сердечки 30 , пословицы о добре,«Цветок Доброты», цветы на каждого ребёнка, аудиозапись «Вальс цветов» П.И.Чайковский, аудиозапись и слова песен «Доброта», «Дорогою добра».

Представление о добре и зле:

Ход занятия.

1.Организационный момент.

I. Круг радости 
- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдет очень весело и хорошо. 

-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте притчу, и скажите о чём будет разговор.

Притча о божьей коровке

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу -ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

- О каком качестве пойдёт речь?

- Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

 Что такое добро? 
- Я начну, а вы продолжайте. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают) 

Подберите антоним слову-добро.
- Что такое зло? 
- Это беда, обида, несправедливость… 

Тема нашего урока : Добро и зло.

Работа в тетрадях:

Запишите понятия добра и зла

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. 
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? 
III. Минутка тишины. 
- Сядьте удобно, откиньтесь, закройте глаза. 
— Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря. На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки — нежные и ласковые. Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся. Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они — настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые. 
- Можете открыть глаза. 

Цитата урока 
- Ребята, прочитайте слова, которые написаны на доске. 
«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека». 
— Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина? 
— Злой человек может стать добрым? 
— Опишите, как выглядит недобрый человек. 
— Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит? 

2.Ледокол        (звучит музыка)

-Выберите, пожалуйста, сердечки того цвета, какой вы предпочитаете.

3. Работа в группах

б) размышления о душевном здоровье

-«Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается, сердце добротою наполняется». В этой пословице собрана вековая мудрость народа.

-А как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы детей)

-Правильно. Любовь питает сердце человека, его душу, делает человека лучше, помогает справиться со злом, с трудностями, делает человека счастливым. Любящее сердце- любящая добрая душа. Любовь- это здоровье души.

в) релаксационная пауза «Сердце Доброты»

-Представьте себе своё сердце. И сколько оно может вместить любви и добра.(нарисуйте и поставьте своё имя) Давайте прикрепим «сердечки»  на большое «сердце» со словами: «Сколько маленьких сердец собралось в одно большое «сердце». Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам своё тепло, желать добра и помогать  в работе.

А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки, представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться и приложите. Переложите эту любовь в своё сердце, в вашу душу.

Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Вам очень приятно ощущать внутри себя светлые чувства, любовь, доброту. Поделись своею любовью с другими. (дети по цепочке прикладывают ладошки друг к другу)

Сердце, которое любит, открыто для всех. Оно доброе, ласковое и значит, такое сердце не будет способно на жестокость, зло по отношению к окружающим, миру природы.

 г) задания для групп

1. Собрать пословицу о добре и объяснить её смысл.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и кошке приятно.

Без добрых дел нет доброго имени.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела красят человека.

V.Игра «Сказка». 
- Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сказка». Встаньте, вам будем так удобней. 
- Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.) 

V I. Ситуация 
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). 
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему? 
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). 
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. 
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? 
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». 
- Почему мы дольше помним обиды? 
- Нравиться ли нам, когда нас обижают? 
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? 
- Как быть добрее? 

Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее

 VII. Размышляем… 

Ребята а трудно быть добрым?
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом весы? 
(Показ весов) 
- На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь) 
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. 
- Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. 
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла. 
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. 


VI I. Творческая деятельность

 5. Рефлексия « Цветочная поляна доброты»(собираем вместе с детьми)

А.П.Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Добрые сердца- это сады.

Добрые слова- это корни.

Добрые мысли- цветы.

Добрые дела- плоды.

-Давайте вернёмся к нашему ЦВЕТКУ ДОБРОТЫ.

-Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

(Дети выходят с цветками, которые они приготовили заранее. В центре цветков написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.) Звучит «Вальс цветов». Дети прикрепляют свои цветы рядом с ЦВЕТКОМ ДОБРОТЫ и становятся в круг.

-Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.

- Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!


Звучит песня « Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по светской этике "Добро и зло"

материал можно использовать на уроках обществознания в 5кл. по теме "нравственность" урок несет воспитательную задачу- различать добро и зло, опираясь на нравственные начала человеческого общества....

Презентация к уроку Основы светской этики по теме "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс.

Презентация к уроку Основы светской этики по теме "Любовь и уважение к Отечеству" для 4 класса помогает эмоциональному восприятию и лучшему раскрытию темы урока....

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина" помогает в развитии эмоционально- волевой сферы учащихся, в раскрытии темы урока....

"Духовно-нравственное воспитание на уроках "Основы светской этики"

Актуальность изучения в современное время курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Презентация к уроку "Добро и зло" (модуль "Основы светской этики)

Тема урока: « Добро и зло»Урок №9  по теме «Добро и зло»Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи нап...

Урок "Добро" по предмету ОРКиСЭ, модуль "Светская этика", урок №5

Методическая разработка урока по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №5. Урок построен в технологии критического мышления на примере книги Н.Носова "Незнайка в Солнечном городе"....

Разработка урока по светской этике в 4 классе по теме: "Идти дорогою добра"

Целью данного урока является:  формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим л...